Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ МОНГОЛИИ И КНР

Бальжиев Б.А.

Россия, г. Улан-Удэ

Избирательная система Монголии

Избирательная система в Монголии стала формироваться после национально-демократической революции 1921 года; с 1921 года по 1949 год избирательная система была многостепенной, некоторые лица были лишены избирательных прав; с 1960 года по 1990 год суть избирательной системы была искажена. Субъектом, имеющим право выдвинуть кандидата в депутаты, стал партийный аппарат, а не граждане.

Основным критерием отбора кандидатов в депутаты являлись не столько их деловые качества и подготовленность к участию в осуществлении функций государственной власти, сколько трудовые успехи, моральный облик; кроме того, в депутаты отбирались высокопоставленные должностные лица; учитывая в целом демократический характер преобразований, считает целесообразным разделить историю развития избирательной системы Монголии на 2 основных этапа:

1) этап формирования избирательной системы Монголии (1921-1990 гг.);

2) переход к демократической избирательной системе Монголии (с 1990 года по настоящее время);

Структура избирательной системы Монголии

Элементами избирательной системы являются избирательное право (в узком и широком смысле термина), суть выборов, общественная роль выборов, избирательная система (в узком смысле) и принципы избирательного права;

Избирательная система Монголии охватывает способ распределения мандатов, порядок организации и проведения выборов Великого Государственного Хурала, Президента Монголии и органов местного самоуправления, которые в соответствии с действующим законодательством страны избираются её гражданами;

Выборы Великого Государственного Хурала проходят по мажоритарной системе. Поэтому на основе анализа практики прошедших выборов, можно выявить немало недостатков, связанных именно с действующей мажоритарной системой;

Основным методом ликвидации указанных в диссертации негативных явлений может служить реформа избирательной системы. Необходимо перейти к такой системе выборов, где метод пропорциональных выборов оптимально сочетался бы с методом избрания по большинству голосов;

Принципы избирательного права Монголии

Принципы избирательного права делятся на основные и дополнительные. Считается, что эти принципы не реализуются полностью в Монголии по некоторым субъективным и объективным причинам;

установленные законом некоторые избирательные цензы объясняются сегодняшней спецификой переходного периода Монголии.

Основные этапы формирования избирательной системы Монголии

Избирательная система в Монголии стала формироваться после национально-демократической революции 1921 года; с 1921 года по 1949 год избирательная система была многостепенной, некоторые лица были лишены избирательных прав; с 1960 года по 1990 год суть избирательной системы была искажена. Субъектом, имеющим право выдвинуть кандидата в депутаты, стал партийный аппарат, а не граждане. Основным критерием отбора кандидатов в депутаты являлись не столько их деловые качества и подготовленность к участию в осуществлении функций государственной власти, сколько трудовые успехи, моральный облик; кроме того, в депутаты отбирались высокопоставленные должностные лица;

1) этап формирования избирательной системы Монголии (1921-1990 гг.);

2) переход к демократической избирательной системе Монголии (с 1990 года по настоящее время);

Формирование избирательной системы Монголии

Если считать, что выборы являются демократическим методом формирования и обновления органов власти, осуществления смены высшего государственного руководства, обеспечения прав граждан избирать и быть избранным в его состав, то именно такая избирательная система в комплексном отношении начала создаваться после победы национально-демократической революции 1921 года.

Началом формирования представительного органа власти можно считать создание Временного Государственного Хурала, Положение о котором было утверждено народным Правительством 20 сентября 1921 года. В статьях 1-4 этого Положения устанавливался порядок избрания делегатов этого Хурала

Важную роль в создании органов местного самоуправления сыграло Положение о местной администрации, утверждённое народным Правительством 22 марта 1923 года, согласно которому было осуществлено создание этих органов путём выборов.

В развитии избирательной системы Монголии особо важную роль сыграла Конституция, утверждённая I Великим Государственным Хуралом 26 ноября 1924 года. В главу IY этой Конституции входили положения о праве избирать и быть избранным.

Хотя в Конституции гарантировались избирательные права граждан, в том числе и женщин, однако в силу классового подхода к вопросу некоторая их часть лишалась избирательных прав, было решено также проводить многоступенные выборы.

Новый правовой акт, называвшийся "Закон и Положение о выборах" был утвержден Президиумом Малого Государственного Хурала и Советом народных Министров 12 мая 1934 года, он не имел принципиальных отличий от предыдущего Положения. Однако поскольку впервые в истории Монгольского государства правовой акт был утвержден как закон, это имело, безусловно, большое значение. Иначе говоря, этот документ впервые законодательно утвердил избирательную систему Монголии.

В Конституции, утверждённой YIII съездом Великого Государственного Хурала 30 июня 1940 года, в положениях, касающихся избирательной системы, не было существенных отличий от предыдущего Основного Закона. Однако здесь указывалось: "Каждый избиратель при проведении выборов имеет равные права и имеет один голос. И это свидетельствовало о ещё одном поступательном шаге в признании идеи равноправия в основных принципах выборов. Хотя и сохранились такие явления, как лишение избирательных прав отдельных категорий лиц, многостепенность выборов, случаи не тайного, а открытого голосования, надо отметить, что в Монголии в период с 1921 по 1940 гг.: 1) закладывается основа современной избирательной системы, граждане начинают учиться такому важному политическому действу, как выборы; 2) закладывается основа представительных органов; 3) устанавливается такая избирательная система, когда выборы проводятся не прямо, а многостепенно, и не являются всеобщими; 4) формируются избирательные органы, ответственные за проведение выборов.

На ГХ съезде Великого Государственного Хурала 12 сентября 1949 года была принята поправкасогласно которой гражданам предоставлялись всеобщие избирательные права. Также были закреплены принципы прямых выборов и тайного голосования.

Президиум Малого Государственного Хурала утвердил 29 ноября 1950 года Положение о выборах в Великий Государственный

Хурал МНР, а 23 мая 1952 года - Положение о выборах народных депутатов в аймачные, городские, сомонные, хороонные, баговские и хоринные хуралы. В Положениях избирательный процесс и избирательные отношения были упорядочены и скоординированы.

Начиная с этого момента, избирательная система в Монголии, её основные принципы, юридическая основа, организация выборов, весь их технический процесс обновляются. Однако, к сожалению, это было по сути обновление, носившее в основном формальный характер.

Переход к подлинной демократической избирательной системена общем фоне перестройки всего монгольского общества диссертант подробно рассматривает процесс реформирования избирательной системы Монголии.

21-23 марта 1990 года состоялась YIII сессия Великого Народного Хурала МНР XI созыва, на которой были внесены дополнения и поправки в Конституцию МНР, заново утвержден Закон о выборах депутатов Народных Хуралов МНР. Все это стало первым шагом к созданию свободной демократической избирательной системы. Но поскольку это были лишь первые попытки, предпринятые в данном направлении, они ещё не были совершенны.

В июне 1990 года состоялись всеобщие, свободные, демократические выборы, на которых впервые в политической истории Монголии конкурировали многие политические партии.

Пример предыдущих выборов была почти полностью искоренена. Впервые создавались возможности, когда выдвижение кандидатов, агитация и пропаганда, гласность избирательных процессов, голосование и т.п. стали в демократическом смысле осуществляться в процессе выборов.

Принятие 13 января 1992 года Великим Народным Хуралом МНР новой Конституции Монголии ознаменовало вступление Монголии в новый демократический этап её развития.

В части 2 статьи 21, части 3 статьи 31 Конституции закреплены основные принципы избирательного права. Помимо традиционных принципов всеобщего, прямого избирательного права при тайном голосовании в Конституции получили закрепление принципы добровольности участия и свободы волеизъявления, однако отсутствует принцип равноправия избирателей на выборах.

Малый Государственный Хурал 4 апреля 1992 года утвердил новый Закон о выборах Великого Государственного Хурала, а в 1996, 2000 годах в этот Закон были внесены небольшие дополнения и изменения. После утверждения новой Конституции выборы в Великий Государственный Хурал проводились в 1992, 1996 и 2000 годах.

Избирательная система КНР

Система, принципы организации и деятельности государственных органов в КНР соответствует во многом советской модели организации государственной власти, при которой имеет место формальное закрепление принадлежности власти народу и ее осуществление через систему представительных учреждений, составляющих основу всего государственного механизма. Все другие государственные органы прямо или косвенно формируются представительными органами и несут перед ними ответственность (Государственный совет КНР и местные народные правительства, суд и прокуратура). При этом полностью отрицается принцип разделения властей и провозглашается верховенство и полновластие представительных учреждений.

В КНР в соответствии с Конституцией народ осуществляет принадлежащую ему государственную власть через Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) и местные собрания народных представителей различных уровней, которые избираются демократическим путем, ответственны перед народом и находятся под его контролем.

Характерной особенностью формирования представительных органов в КНР является то, что прямыми выборами формируются лишь представительные органы, образуемые в административно-территориальных единицах низового звена (волости, национальные волости и поселки) и уездного уровня (уезды, автономные округа, автономные уезды, города без районного деления, городские районы). Вышестоящие СНП, а также ВСНП избираются соответствующими нижестоящими представительными органами. Таким образом, имеет место сочетание прямых и непрямых (многостепенных) выборов, когда депутаты нижестоящих СНП избирают депутатов вышестоящих представительных органов власти.

По способу распределения мандантов избирательная система КНР является мажоритарной. Избирательная система складывается из принципов и избирательного процесса.

Принципами, на которых действует избирательная система КНР, являются:

1. Принцип всеобщности закреплен в статье 34 Конституции КНР – все граждане КНР, достигшие 18 лет, независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и оседлости имеют право избирать и быть избранными.

Однако законодательство КНР предусматривает серьезные изъятия из принципа всеобщности избирательного права, поскольку закрепляет возможность лишения избирательных права, как части политических прав в следующих случаях: 1) по приговору суда (ст. 50 УК КНР); 2) в качестве дополнительной меры наказания для контрреволюционных элементов – лиц, совершивших деяния с целью свержения диктатуры пролетариата, подрыва социальной системы или нанесения вреда Китайской Народной республике (ст. 52 УК КНР); 3) избирательных прав лишаются приговоренные к смертной казни, а также к пожизненному лишению свободы; 4) душевнобольные, которые не в состоянии осуществить избирательные права.

Имеются такие статистические данные - в конце 1993 г. в 2897 уездах (городах, не имеющих районного деления, и районах городского подчинения) и 48 172 волостях, национальных волостях и поселках в соответствии с законом проводились выборы. Согласно статистическим данным, из 99,97 процента всех жителей страны в возрасте 18 лет, имеющих право избирать и быть избранными, 99,3 процента жителей в возрасте старше 18 лет зарегистрировались для участия в выборах. Общее количество участвующих в выборах достигает 93,58 процента.

2. Принцип равного избирательного права – каждый избиратель имеет один голос.

Однако в КНР этот принцип тоже имеет свою специфику – устанавливается преимущество для национальных меньшинств и особое представительство Народно-освободительной армии Китая при формировании СНП всех уровней, имеет место неравное представительство городского и сельского населения.

Постоянный Комитет ВСНП распределяет нормы представительства в ВСНП в крупных административно-территориальных единицах с учетом численности национальных меньшинств, их расселения, уровня развития и других обстоятельств, устанавливая при этом льготы. Каждая малочисленная национальность должна быть представлена, по крайней мере, хотя бы одним представителем.

При формировании СНП автономных округов, уездов, автономных уездов нормы представительства от городского и сельского населения соотносятся как 1:4 в пользу городского населения. Нормы представительства в СНП провинций, автономных районов и городов центрального подчинения различаются соответственно в пять раз (1:5). При формировании ВСНП один депутат от сельской местности представляет в восемь раз больше избирателей, чем депутат от городского населения (1:8).

Вопросы представительства вооруженных сил в СНП регулируются отдельным специальным нормативным актом - Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Связано это особое представительство с большой ролью армии в политической истории Китая и современном механизме власти.

В соответствии с Постановлением, достигшие 18-летнего возврата военнослужащие, штатные и внештатные рабочие, и служащие в армии, члены смей военнослужащих независимо от национальной, расовой принадлежности, пола, рода занятий, социального происхождения, вероисповедания, образования, имущественного положения и времени проживания в данной местности имеют право избирать и быть избранными от армии. Исключение составляют лица, лишенные политических прав в соответствии с законом, и душевнобольные.

Выборы от НОАК в ВСНП трехступенчатые, в местные СНП – двухступенчатые. Роты и низовые единицы на собраниях военнослужащих избирают делегатов в вышестоящие собрания представителей военнослужащих (полков, подокругов, дивизионных гарнизонов и т.п.). Собрания представителей военнослужащих полков и соответствующих единиц выбирают делегатов в вышестоящие собрания представителей и депутатов в СНП различных уровней. Представители военнослужащих главных штабов, больших военных округов, родов войск, Государственного управления оборонной промышленности, военных академий избирают депутатов ВСНП. Постановление (ст. 4) устанавливает нормы представительства от различных воинских единиц (рот, полков, подокругов и округов и т.д.).

3. Принцип тайного голосования тоже не везде действует. Иногда встречаются проведения голосований путем поднятия руки в местностях, в которых уровень малограмотного населения очень высок.

4. Принцип личного голосования. Однако если избиратель неграмотен или по причине физического недостатка не может заполнить избирательный бюллетень сам, то он может уполномочить другое лицо заполнить бюллетень и проголосовать вместо него. В случае отсутствия избирателя в день выборов он может с согласия избирательной комиссии уполномочить в письменной форме другого избирателя проголосовать вместо него, однако одно лицо может иметь поручения не более чем от трех избирателей.

Порядок организации избирательного процесса регулируется Законом о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей различных ступеней и Постановлением о порядке проведения выборов депутатов от Народно-освободительной армии Китая в ВСНП и местные СНП различных ступеней. Стадии избирательного процесса на выборах от НОАК в ВСНП и местные СНП различных ступеней в основном совпадают, поэтому раскроем общее.

Проведением выборов во ВСНП руководит Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей. Проведение выборов депутатов провинции, автономного района, города центрального подчинения, города с районным делением, автономного округа руководит Постоянный комитет собрания народных представителей соответствующей ступени. Для руководства проведением выборов депутатов в собрания народных представителей городов без районного деления, городских районов, уездов, автономных уездов, волостей, национальных волостей и поселков образуются избирательные комиссии (ст.7 закона).

Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, которые могут быть образованы как по месту жительства, так и по производственному принципу (ст. 22 закона).

Согласно ст. 30 закона предвыборная агитация заключается в информировании избирателей или депутатов сведениями о кандидатах в депутаты избирательными комиссиями, президиумом собрания народных представителей. Выдвинувшие кандидатов в депутаты политические партии, народные организации, а также избиратели и депутаты в группах могут сообщать сведения о выдвинутых кандидатах в депутаты в группах избирателей или на собраниях групп депутатов. Ознакомление со сведениями о кандидатах в депутаты начинается с выдвижения кандидата в депутаты и прекращается за день до проведения выборов.

При проведении выборов путем прямого голосования в каждом избирательном округе под руководством избирательных комиссий образуются избирательные участки или проводятся выборные собрания.

 

При проведении выборов многостепенным путем руководство выборами осуществляется президиумом собрания народных представителей данной ступени (ст. 32, 33 закона).

По окончании голосования контролеры и счетчики, избранные избирателями либо депутатами, вместе с членами избирательной комиссии или членами президиума СНП сверяют число избирателей, участвовавших в голосовании, с числом подданных бюллетеней и составляют протокол, который подписывается контролерами.

Выборы считаются действительными, если число поданных бюллетеней не превышает общего числа участвовавших в голосовании. При этом, если в бюллетень внесено больше установленного числа подлежащих избранию депутатов, то он считается недействительным.

Кандидат считается победившим, если он набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При избрании депутатов уездного и вышестоящих звеньев СНП избранным считается депутат, получивший более половины голосов общего числа всех депутатов соответствующих нижестоящих СНП. Избранный кандидат наделяется императивным мандатом, специальными полномочиями и ответственностью.

Избирательная комиссия или президиум собрания народных представителей определяет правильность выборов и оглашает их результаты.

Закон устанавливает административные взыскания и уголовное наказание за следующие незаконные действия:

препятствование проведению выборов либо свободному осуществлению избирателями и депутатами права избирать и быть избранными посредством насилия. Угроз, обмана, подкупа и других незаконных действий

подделка избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов или другие незаконные действия

оказание давления или совершение актов мести по отношению к лицу, обратившемуся с жалобой на незаконные действия либо осуществляющему проверку проведения выборов или выдвигающему требование об отзыве депутата.

Таким образом, в КНР и в Монголии провозглашена власть народа, осуществляемая через представительные органы различных уровней. Конституция устанавливает, что выборы в эти учреждения осуществляются демократическим путем. Однако в избирательной системе данных стран существует много особенностей – многоступенчатый порядок проведения выборов, ограничение принципа всеобщности выборов, принципа тайного голосования. Причинами этого могут служить: 1) отсутствие демократический традиций в обществе; 2) низкий уровень политической культуры населения в целом; 3) неразвитость инфраструктуры, что приводит к сложностям в обеспечении связей и контактов между различными частями страны. А многостепенные выборы не всегда выражают волю народа. Необходимость усовершенствования избирательной системы очевидна.

Литература:

  1. Ц. Батболд – История избирательной системы Монголии: - Государство и право № 5 – 2010 – М.
  2. А.С. Давыдов – Избирательные системы стран Азии – Государство и право № 14 – 2009 –Мн.
  3. Б.Д. Лукьянов – Избирательная система Китая: история и современность – 2008 – 2009

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...