Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительно-правовая характеристика налоговых систем Российской Федерации и Китайской Народной Республики

Красикова К.В.

Россия, г. Улан-Удэ

 

Обширные функции современного государства во всех сферах жизнедеятельности общества и личности, высокий уровень социальных обязательств наряду с традиционными задачами по поддержанию обороноспособности и внутреннего правопорядка требуют прочной и стабильной финансовой базы. Основным источником ее формирования является налогообложение. Это утверждение справедливо для подавляющего большинства современных государств. Исключение составляют лишь некоторые нефтедобывающие страны Ближнего Востока (Кувейт, Катар, Бахрейн, Бруней, Саудовская Аравия).

Вопрос налогообложения является одним из основных во внутренней политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий. Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания благоприятных условий для национального предпринимательства выступает основной причиной изменений в сфере налогообложения.

Правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:

- налоговое законодательство должно быть стабильно;

- взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;

- тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков;

- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;

- принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков перед законом;

- издержки по сбору налогов должны быть минимальны

- принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;

- принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

- принцип соблюдения налоговой тайны.

Сегодня общепринятыми в странах Европы, Азии, Америки являются следующие принципы налогообложения:

- налоги должны быть по возможности минимальны;

- минимальны, или точнее, минимально необходимы должны быть и затраты на их взимание;

- налоги не должны препятствовать конкуренции;

- налоги должны соответствовать структурной политике государства в экономической сфере;

- налоги должны быть нацелены на справедливое распределение доходов;

- налоговая система должна исключать двойное налогообложение.

В рейтинге налоговых систем мира Россия занимает 134-е место — российские предприниматели ежегодно вынуждены тратить на уплату налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдавать при этом половину коммерческой прибыли. Для сравнения: годом ранее мы находились на 130-й строчке. Однако, как отмечают эксперты, налоговый режим в нашей стране за минувший год не изменился, просто Россию «обошли» другие страны, изменившие свои методики пополнения казны. Так, Китай, занимающий соседнее с нами 133 место, за год перебрался на 35 строчек вверх. Единственное, в чем российская система уступает китайской, — это в количестве налогов. В Китае их всего 9, однако суммарная ставка составляет 79,9%. Надо сказать, что налоговые поступления — основной источник пополнения бюджета в Китае, и они составляют примерно 95% финансовых доходов страны [1].

Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40 % дохода - та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40-50 % его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства [1]. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30 % его доходов.

Одни и те же виды налогов по-разному проявляют себя в различных экономических условиях и для разных экономических субъектов. В странах с развитой рыночной экономикой основным плательщиком налогов является средний класс населения, получающий доходы в основном легальными путями - большей частью в виде зарплаты, перечисляемой безналичным путем на банковские счета граждан. Кроме того, в большинстве западных стран доходы населения относительно стабильно растут, в них велика доля различного рода социальных пособий, поэтому высокие ставки налогов оправданы ситуацией и функционально используются властями как средство «охлаждения» рынка и сокращения избыточного спроса.

В одном из китайских юридических словарей дано следующее определение понятия «налоговое законодательство»: «Налоговое законодательство — это общее обозначение правовых норм, определяющих права и обязанности, возникающие между государством и налогоплательщиком по вопросам взимания и уплаты сумм налогов; оно является правовой основой взаимоотношений государства с налогоплательщиком».

Налоговое законодательство Китая составляют правовые акты различного уровня, содержащие налоговые нормы. В их роли выступают формально закрепленные государственными органами представительной или исполнительной власти положения, регулирующие отношения, возникающие в налоговой сфере. Систему налогового законодательства Китая составляют законы, решения, временные нормы и правила (положения), инструкции, уведомления, соглашения, а также специальные акты под названием «методы», в том числе временные. Примером могут послужить действующие в настоящее время такие нормативно-правовые акты, как временные нормы и правила КНР «О налоге на использование природных ресурсов» [2], закон КНР «О налоге на прибыль предприятий» [3], соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» [4].

При этом, принимая во внимание специфику китайского языка, в котором, к примеру, один и тот же иероглиф обозначает и налог, и пошлину, и даже сбор, возможны случаи, когда отдельные нормативные правовые акты в переводах называются по-разному. То же справедливо и в отношении общих понятий, например понятия «правовое регулирование» или «налогообложение».

Исходя из этого, в законодательстве Китая, в отличие от законодательства России, не закреплены понятия «налог», «сбор», «налоговое законодательство».

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ) в п. 1 ст. 8 дает следующее определение налога: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Что же касается налогового законодательства России, то налоговое законодательство РФ — совокупность норм, содержащихся в законах РФ и принятых на их основе законах субъектов Федерации, актов представительных органов местного самоуправления, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

В п. 1 ст. 1 части первой НК РФ определено, что законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. А п. 5 ст. 3 части первой НК РФ закрепляет, что федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Эта же идея выражена в п. 2 ст. 12 части первой НК РФ, согласно которой федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые настоящим Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

В качестве гарантии выполнения данного правила НК РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3).

В налоговом законодательстве России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом.

Федеральные налоги и сборы:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...