Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИМ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И КИТАЯ

Петрова Е.Ю.

Россия, г. Улан-Удэ

В условиях развития современного общества проблема признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим стала особенно актуальной, поскольку ежегодно исчезает огромное количество граждан в разных странах. Военные действия, локальные конфликты, стихийные бедствия, а также криминогенная обстановка в государствах способствуют росту данных показателей.

Несмотря на долгий период существования, институт «признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим» является недостаточно изученным, особенно в сравнительном аспекте с законодательством других стран.

Институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим имеет материальное и процессуальное законодательное регулирование как в России, так и Китае.

Как известно, основной целью института признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим является защита интересов заявителей и заинтересованных лиц.

Рассматривая «признание гражданина безвестно отсутствующим», в первую очередь, следует изучить его материальную основу. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 42 определяет, что «гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания» [1, c. 42], то есть закон различает два понятия «место жительства» и «место пребывания».

Место жительства гражданина, в соответствии с российским законодательством - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилье, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ [3, c. 2]. «Место пребывание», в свою очередь, определяется как «гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в которых он проживает временно» [3, c. 2].

Общие положения гражданского права Китая закрепляют в статье 20 следующее определение признания гражданина безвестно отсутствующим: «если место пребывания гражданина неизвестно в течение двух лет, заинтересованное лицо может обратиться в народный суд для объявления его безвестно отсутствующим», то есть основополагающим является только одно понятие - «место пребывания» [4, c.20].

Из сравнения определений «безвестно отсутствующий гражданин» в материальном праве Китая и России прослеживается существенная разница. Так, в ГК РФ уточняется: «Где? В каком месте?» отсутствуют сведения о месте пребывания гражданина. В Общих положениях гражданского права КНР такого разграничения нет, поэтому круг лиц, в отношении которых может возбуждаться производство в суде является более широким, нежели чем в России.

Если рассмотреть исследуемую проблему с процессуальной стороны, то гражданско-процессуальное законодательство Китая закрепляет, что «заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, место пребывания которого неизвестно на протяжении полных двух лет, подается заинтересованным лицом в народный суд основной ступени по месту жительства лица, место пребывания которого неизвестно». [5, c. 166]. Процессуальный закон, проводя градацию между ними, привязывает отсутствующего гражданина к месту его жительства, тем самым облегчает деятельность народного суда по рассмотрению данной категории дел.

Для подачи заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим, необходим определенный временной промежуток, в течение которого местопребывание гражданина неизвестно, то есть указанный срок является необходимым фактом для данной категории дел. В Китае и в России он имеет существенную разницу. Так, в России с момента исчезновения гражданина должен пройти один год, а в Китае - два года.

Думается, что срок в два года является слишком «затянутым», так как с учетом процессуальной стороны рассмотрения дела о признании гражданина безвестно отсутствующим, временной промежуток неопределенности имущественных и личных неимущественных отношений будет составлять в среднем около двух с половиной лет.

Существенным отличием и преимуществом ГК России является определение начала исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, при невозможности установить день получения последних сведений о нем. В Общих положениях гражданского права Китая отсутствуют подобные нормы, а процессуальный закон, закрепляя положение о сроке по истечению, которого может быть подано заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, определяет «полноту» происшедших двух лет. Таким образом, ситуация, при которой невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем, вызовет затруднения правоприменительных органов Китая. Считаю, что не урегулирование вопроса о начала исчисления срока для признания гражданина безвестно отсутствующим, при невозможности установить день получения последних сведений о нем, является упущением китайского законодателя.

Еще одной особенностью китайского права является норма, закрепляющая следующее правило: «Если местопребывание неизвестно в период военных действий, срок безвестного отсутствия гражданина исчисляется со дня окончания военных действий» [4, c. 20]. То есть срок отсутствия гражданина для признания его безвестно отсутствующим составляет два года с момента окончания военных действий. По законодательству Российской Федерации аналогичный срок отсутствия будет служить основанием для признания гражданина умершим. Отдельных положений и сроков для признания гражданина безвестно отсутствующим в Гражданском кодексе России в связи с военными действиями нет. Считаю, данную ситуацию пробелом права Российской Федерации, и необходимо внесение поправок в Гражданский кодекс России.

Одной из важнейших функцией рассматриваемого института является стабилизация имущественных отношений. Имущество отсутствующего гражданина необходимо содержать, управлять им, кредиторская и дебиторская задолженности нуждаются в погашении, но, в отсутствии лица, имеющего права на указанную деятельность, возникает проблема исполнения вышеперечисленных обязанностей.

Разрешение имущественного вопроса в законодательстве исследуемых стран различно. Например, в Российской Федерации «имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора управления, заключаемого с этим органом» [1, c. 43]. В данном случае прослеживается надлежащая защита имущества гражданина со стороны государства путем привлечения органа опеки и попечительства и суда для решения вопроса управления имуществом гражданина. Кроме того, у лица, осуществляющего полномочия по договору доверительного управления возникает гражданско-правовая ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Ко всему прочему, у органа опеки и попечительства имеется право и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. Данное положение является еще одной гарантией для имущественных прав граждан со стороны государства.

В законодательстве Китая указанная проблема разрешается путем передачи имущества безвестно отсутствующего гражданина «…его супруге, родителям, совершеннолетним детям или другим близким родственникам, друзьям. В случае возникновения спора в отношении переданного имущества, а также в случае отсутствия указанных выше лиц или невозможности с их стороны заниматься имущественными вопросами, имущество передается лицу, определяемому народным судом» [4, c. 21]. В данном случае законы Китая превыше всего ставят родственные и дружеские отношения, не забывая при этом об экономической стороне вопроса. Таким образом, имущественные гражданские отношения в большей степени зависят от семейных правоотношений. Субъектом передачи имущества является народный суд, органы опеки данными вопросами не занимаются, из чего следует, что сокращенный срок передачи имущества в китайском законодательстве не предусматривается. Считаю, что имущество, при неопределенном положении, в течение двух лет может придти в негодность, поэтому китайским законодателям следует подумать о гарантиях безвестно отсутствующим лицам в поднятой проблеме.

Рассмотрев материальную сторону института «признания гражданина безвестно отсутствующим», следует перейти к процессуальным аспектам законодательства анализируемых государств.

Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении гражданина умершим, рассматриваются в порядке особого производства как в судопроизводстве России, так и Китая. Но сама процедура разбирательства имеет существенные различия, начиная с подсудности. Так, при определении подсудности дел данной категории в России, за основу взят принцип подачи заявления по месту жительства или месту пребывания заинтересованного лица. В Китае же действует принцип подачи заявления заинтересованным лицом в народный суд по месту жительства гражданина, место пребывания которого неизвестно.

Правило подсудности указанной категории дел в Российской Федерации в большей степени защищает интересы заинтересованного лица, что в некоторых случаях ведет к затягиванию процессуальных сроков из-за многочисленных судебных поручений. Определение подсудности по гражданскому процессуальному законодательству Китая, наоборот, облегчает работу суда при рассмотрении исследуемой категории дел, так как в месте жительства отсутствующего лица гораздо легче разрешить дело по существу и собрать необходимые доказательства. Поэтому нашему законодателю следует задуматься о возможности процессуальной экономии для данной категории дел.

Исследуя заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим, следует отметить, что подаваемое в народный суд Китая заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим должно содержать обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие, время безвестного отсутствия и цель обращения заинтересованного лица. К заявлению в обязательном порядке должны прилагаться письменные свидетельства органов общественной безопасности или иных компетентных органов об отсутствии сведений о месте пребывания данного гражданина. То есть заинтересованное лицо должно собрать достаточное количество доказательств по делу. В заявлении с одноименным названием, подаваемом в суды Российской Федерации, указываются те же составляющие, за исключением прилагаемых документов. По законодательству России запросы в органы внутренних дел, воинские части и иные структуры производятся непосредственно судом при подготовке дела к судебному разбирательству. Полагаю, что для России данные положения являются наиболее оптимальными, так как судебные запросы и поручения исполняются на порядок быстрее и организованнее нежели, чем запросы граждан.

Из содержания заявления следует порядок рассмотрения дел о признании гражданина безвестно отсутствующим. В законодательстве исследуемых государств он также различен. Если в Российской Федерации действуют правила искового производства с некоторыми изъятиями, то в Китае существует следующая процедура. Народный суд после принятия к рассмотрению дела о признании безвестно отсутствующим издает публичное объявление о розыске лица, место пребывания которого неизвестно. Срок действия публичного объявления составляет три месяца. По истечении срока действия публичного объявления народный суд, основываясь на достоверности фактов по делу о признании безвестно отсутствующим, выносит решение о признании безвестно отсутствующим либо решение об отклонении заявления.

Сравнение материального и некоторых аспектов процессуального законодательства России и Китая о признании гражданина безвестно отсутствующим показало, что в каждой из стран исследуемый институт действует со своими специфическими особенностями, присущими только ей, в которых можно найти как положительные, так и отрицательные моменты, при этом основная база рассматриваемого института является схожей, поэтому в данной исследовании не ставилась цель выявления наиболее приоритетной модели.

Литература:

1. Гражданский кодекс РФ часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. ст. 3301.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. ст. 4532.

3. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1//"Ведомости СНД и ВС РФ", 12.08.1993, N 32, ст. 1227.

4. Общие положения гражданского права КНР: приняты на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 12 апреля 1986 г. [Электронный ресурс] // URL:http://chinalawinfo.ru.

5. Гражданский процессуальный кодекс КНР: принят на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва 9 апреля 1991 г. [Электронный ресурс] // URL:http://chinalawinfo.ru.

 

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В КИТАЕ Пурге А.Р. Россия, г. ВладивостокСтаринные традиции и обычаи прочно вошли в жизнь современного Китая, стали её неотъемлемой частью, связывающей многие поколения людей незримой нитью преемственности. Китай – государство с уникальными традициями, сложившимися в течение не одного столетия, главным образом, под влиянием учения Конфуция. Непререкаемый авторитет этого учения пережил в китайском обществе века, поскольку имеет своим основным постулатом идею гармонии как главного условия всеобщего порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей. Средством поддержания такого всеобщего порядка, согласно учению Конфуция, является не закон, а соблюдение традиций, под которыми понимаются поддерживаемые не юридическими установлениями, а силой общественного мнения формы передачи сложившихся идеологических отношений от одного поколения к другому. Для понимания сущности традиций важно наличие некоего положительного жизненного опыта — способа удовлетворения потребности, поддержа­ния жизни индивидов. Не будь этого опыта, нечему было бы становиться традиционным. Следовательно, ба­зисным качеством человека в плане возникновения тради­ций является его восприимчивость к опыту других. Иными словами, традицион­ное — это то, что принято одним поколением и передается к другому поколению.

Существует множество видов традиции. Можно выделить такие разновидности традиций, как политические традиции, религиозные традиции, экономические традиции, социологические традиции, семейные традиции и другие.

Наиболее контрастно традиции проявляются в жизни китайской семьи. Согласно старым суеверным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков. В этом заключалась цель брачного союза. В настоящее время желание китайских семей иметь сына, наследника продолжает существовать. Молодые семьи, учитывая законодательно закрепленное ограничение иметь одного ребенка в семье, тщательно планирует рождение первенца и, несомненно, мальчика. Именно поэтому в Китае количество мужчин превышает число женщин. На каждые 100 женщин приходится 106 мужчин [1]. Своеобразное подтверждение этому было получено нами в результате проведенного анкетирования китайских студентов, обучающихся во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Среди студентов 4 курса специальностей «мировая экономика» и «коммерческая деятельность», у которых проводилось анкетирование, было 238 китайских студентов, из них 106 девушек и 132 молодых человека. Традиционно в Китае статус женщин на протяжении многих веков был низким. С течением времени ситуация в Китае меняется в пользу женщин. Один из показателей меняющегося социального положения женщин - расширение их участия в политической жизни страны. Увеличилось представительство женщин во Всекитайском собрании народных представителей. В последние годы возрастает количество женщин, вступающих в партию. В соответствии с наследственным правом женщина становится полноправным наследником наравне с мужчиной. Особая роль отводится женщинам в создании семьи нового типа и планировании рождаемости [2]. Поздний брак, поздние роды, малочисленные семьи, одинаковое отношение к рождению детей обоих полов - именно такую модель семейных отношений пропагандирует государство. В подтверждение вышесказанного можно привести результаты проведенного анкетирования. Студентам был предложен вопрос: «Что необходимо сделать для того, чтобы получить женщине фактическое равенство с мужчиной?» Большинство опрошенных, а если точнее 185 человек, ответили, что ничего предпринимать не нужно, потому что фактическое равенство между мужчиной и женщиной уже существует в Китае.Традиция строгого повиновения старшим считалась одной из важных основ социального порядка по Конфуцию. В феодальном Китае вся китайская нация рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т. е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору [3]. Эта традиция сохранилась и в современных китайских семьях. Традиция воспитания, подчинения и уважения к старшим прививается с детства и является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе. И если обратить внимание на результаты проведенного анкетирования, то сказанное выше всецело подтверждается. Китайским студентам был задан вопрос: «Чье мнение для вас наиболее важное?» Большинство опрошенных, а именно 161 человек, ответили, что самым важным является мнение родителей, для 59 человек важнее собственное мнение, а 18 студентов считают главнейшим мнение руководителей своего государства. Никто из опрошенных студентов не считает значимым мнение своих друзей и соседей. Разрешение семейных споров между супругами в Китае, равно как и отношение к разрешению семейных споров также основано на традиционных началах. Старшее поколение преимущественно обращалось к примирительным комиссиям и не часто обращалось к суду, и это было традиционное поведение населения Китая. Современная китайская молодежь кардинально изменила отношение к судебной системе в сторону доверия и обращения к суду в случае возникновения спорных семейных ситуаций для их разрешения. Подтверждением опять же являются результаты проведенного опроса. Вопрос анкеты звучал так: «Какой способ является самым лучшим для разрешения семейных споров между китайцами?» Большинство опрошенных, а именно 127 человек ответили, что это обращение в суд, 52 человека считают обращение в народные примирительные комиссии самым лучшим способом разрешения споров, а 59 человек наилучшим способом разрешения спорных ситуаций видят проведение переговоров между спорящими сторонами. Подводя итог проведенному анализу, можно сделать вывод, что на семейные отношения в современном Китае огромное влияние оказывают семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение. Конечно, нельзя не отметить, что современная китайская молодежь внесла свои изменения в развитие семейных традиций, которые существенно изменяются под влиянием взглядов на семейные отношения современной китайской молодежи. Литература:1. Традиции и современность Китая. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.gkroling.narod.ru/china/family.html2. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / Л.С.Васильев – М.: Наука, 1974.3. Попов В. Три капельки воды / В.Попов // Знамя. – 2001. - №10.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...