Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕРЫ ПОМОЩИ И ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

В СЕМЕЙНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бурдуковская А.А.

г. Улан-Удэ, Россия

В настоящее время не редки случаи, когда члены семьи в отношении своего супруга или ребенка преступают не только нормы морали, но нормы закона, предпочитая решать семейные проблемы путем волевых воздействий на другого супруга или ребенка. Ежегодно в России около 14 тысяч женщин погибает от рук своих партнеров, еще большее количество женщин и детей становятся жертвами жестокого обращения со стороны членов своей семьи и попадают в больницы с травмами различной степени тяжести, страдают различными физическими и психологическими расстройствами.

Одним из способов обеспечения семейного благополучия, борьбы за искоренение правонарушений, причин и условий, порождающих их, сохранения, укрепления брачно-семейного правопорядка, охраны общественных и личных интересов является правовое регулирование института семьи. В Семейном [1] и Уголовном кодексах РФ, ряде других законодательных актов Российской Федерации и в Законе КНР «О браке» [3,1] установлена правовая ответственность членов семьи за ряд деяний, совершенных в отношении своих родственников. Обеспечение брачно-семейных прав граждан есть важный знак, служащий показателем уровня развития демократии в стране. Во всех демократических странах мира в процессе развития законодательства о семье и браке вопросы осуществления и защиты брачно-семейных прав являлись ключевыми и приобретали исключительную важность.

Модель семьи в Китае характеризуется патриархальностью и основана на культе предков. Закон КНР «О браке» стал первым законодательным актом, принятым после образования Китайской Народной Республики, это базовый закон, регулирующий брак и семейные отношения, затрагивающий права и интересы каждого гражданина. Он был обнародован 1 мая 1950 года. Закон установил равенство мужчины и женщины в браке, закрепил обязанность родителей воспитывать и содержать своих детей. Таким образом, в КНР вне закона объявлялась существовавшая в Китае более двух тысячелетий система брачно-семейных отношений, базировавшаяся на авторитарной власти главы семьи и доминировании представителей старшего поколения, полном бесправии женщин [4, 2].

В 2001 г. Закон «О браке» КНР предусмотрел отдельную главу, которая посвящена мерам помощи и правовой ответственности членов семьи. Эта глава является новеллой в законодательстве Китая.

Глава 5 закона «Меры помощи и правовая ответственность» полностью посвящена проблемам домашнего насилия и жестокого обращения в семье. Естественно, в первую очередь она защищает права женщин, детей и пожилых членов семьи, которые наиболее часто подвергаются насилию различного типа. Лицо, подвергающееся насилию или жестокому обращению, оставленное на произвол судьбы без помощи и средств к существованию, имеет право обращаться в различные инстанции: комитеты городских и сельских жителей, органы общественной безопасности, народные суды и прокуратуру за помощью[4, 2].

Вышеперечисленные организации должны в меру своих возможностей и компетенции принять адекватные меры для прекращения насилия и выполнения обязательств по содержанию членов семьи.

Наиболее интересным для рассмотрения является вопрос привлечения общественных органов для решения семейных проблем, который имеет место в КНР. Комитеты городского и сельского населения вправе провести медиацию конфликта, а органы общественной безопасности должны прекратить домашнее насилие и вправе назначить виновной стороне административное наказание. Таким образом, можно сделать вывод, что привлечение общественных органов Китая к разрешению семейных конфликтов является отражением их государственной политики и направлено на защиту института семьи и брака.

В России потерпевшая сторона может обратиться только в государственные органы и учреждения, что подтверждается статьей 8 Семейного кодекса Российской Федерации [1, 3], которая гласит, что защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях предусмотренных семейным кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

Из вышесказанного мы приходим к выводу, что нормы Закона КНР «О браке», касающиеся правовой ответственности членов семьи и в отличие от Семейного Кодекса Российской Федерации носят не только карательный характер, но и направлены на мирное урегулирование проблемной ситуации.

В статье 45 названного закона КНР перечислены случаи наступления уголовной ответственности за двоебрачие, домашнее насилие, жестокое обращение и злонамеренное оставление, если эти деяния образуют состав преступления. Согласно Уголовному кодексу КНР лица, уличенные в двоеженстве, подлежат тюремному заключению на срок до двух лет [2].

Таким образом, законодательством КНР предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за нарушения брачно-семейных прав членами семьи.

В законодательстве Российской Федерации такие положения не предусматриваются. В России привлечь лицо к уголовной ответственности можно только в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, сексуального или психологического) и после того, как эти действия уже были совершены. Действия обидчика могут быть квалифицированны по разным статьям УК РФ побои, истязания, умышленное причинение вреда здоровью, угроза убийством, оскорбление.

Также Закон КНР «О браке» предусматривает помимо правовой ответственности стороны, применившей насилие или уклоняющейся от обязательств, выплату компенсации за причиненный ущерб потерпевшей стороне в случае расторжения брака. Данные положения направлены в определенной мере на то, чтобы предупредить действия любителей применять силу в решении семейных проблем.

В КНР невиновная сторона вправе потребовать компенсации ущерба только в определенных законом случаях: двоебрачия, сожительства одного из супругов с другим лицом, домашнего насилия, жестокого обращения и злонамеренного оставления семьи. Данную правовую норму считаем «прорывом», способствующим защите прав и интересов замужней женщины.

Согласно части 4 статьи 30 Семейного Кодекса РФ добросовестный супруг при признании брака недействительным вправе требовать возмещения, причиненного ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством. Обстоятельством признания брака недействительным является двоебрачие одного из супругов.

Таким образом, Закон КНР «О браке» предусматривает более широкий круг обстоятельств, при которых невиновная сторона вправе требовать компенсации, в отличие от семейного законодательства России, согласно которому добросовестный супруг может потребовать возмещения имущественного вреда и компенсации морального за причиненные ему физические и нравственные страдания только при признании брака недействительным. Компенсации в остальных случаях российские граждане потребовать не могут, что, по нашему мнению, является упущением российского законодательства.

Итак, глава 5 Закона КНР «О браке» «Меры помощи и правовая ответственность» направлена на обеспечение социальной стабильности китайского общества, укрепление семейных ценностей, на защиту прав и интересов членов семьи в случае расторжения брака, насилия в семье, от которого чаще всего страдают женщины, дети и старики.

Анализ действующего семейного законодательства России и Закона Китайской Народной Республики «О браке» позволил сделать следующие выводы:

¾ нормы правовой ответственности членов семьи, содержащиеся в законодательстве обеих стран, направлены на оказание помощи и поддержки пострадавшей стороне в семейном конфликте;

¾ данные нормы являются составной частью государственной семейной политики обеих стран;

¾ защита прав невиновной стороны по закону КНР «О браке» реализуется не только в семейном законодательстве, но и в иных отраслях законодательства (гражданском, административном, уголовном);

¾ в регулировании семейного конфликта в Китае участвуют, в отличие от России, не только государственные органы, но и общественные органы, которые имеют соответствующие полномочия.

 

Литература:

1. Семейный Кодекс Российской Федерации: [Принят Гос.Думой 29 декабря 1995года] // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 1.- Ст.16.

2. Уголовный кодекс КНР: [Принят на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей шестого созыва 14 марта 1997 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //chinalawinfo.ru.- Загл. с экрана.

3. Закон КНР «О браке»: [ Закон принят на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 10 сентября 1980 г.; в Закон внесены изменения в соответствии с Решением «О внесении изменений в Закон КНР «О браке» на 21-м заседании Постоянного комитета ВСНП 9-го созыва 28 апреля 2001 г.] [Электронный ресурс] // Режим доступа: http: //chinalawinfo.ru.- Загл. с экрана.

4. Почагина О.В. Семья в Китае / О.В. Почагина // Проблемы Дальнего Востока. -2002. - №3.- С.22-33.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КИТАЯ И РОССИИ:

СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Лян Миньянь

Китай, г. Чанчунь

В Китайской Народной Республике после 80-х годов начался активный процесс реформирования, в том числе проходила реформа государственной службы. Так, 25 октября 1987 года в Пекине, на 13 съезде партии, было заявлено, что в Китае началось строительство института государственной службы. В подтверждении сказанного, в 1993 году китайскими законодателями принят «Временный акт о государственной службе», который действовал более 10 лет и зарекомендовал себя с положительной стороны. После обобщения в этой области правоприменительной практики по предложению специалистов с 2000 года началась работа по разработке проекта закона о государственной службе. И наконец 27 апреля 2005 года на 15 Совещании Постоянного комитета 10 Всекитайского собрания народных представителей приняли и впоследствии опубликовали Закон «О государственной службе КНР», который вступил в законную силу с 01 января 2006 года [5]. В настоящее время исследователи считают, что в Китае состоялся современный институт государственной службы.

В России, после распада Советского Союза, при Президенте РФ было образовано Управление Президента по вопросам государственной службы и кадров. 22 декабря 1993 года Президент РФ издал важный нормативный акт, касающийся осуществления института государственной службы в России, – Указ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» [4]. В целях развития института государственной службы, 31 июля 1995 года принят Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» [1], продолжая политику реформирования государственной службы в России, законодатели приняли 27 мая 2003 года Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» [2], а 27 июля 2004 году принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3]. Таким образом, можно констатировать, что в России, с принятием указанных нормативных актов, был создан институт государственной службы. Сравнивая законы о государственной службе обеих стран, можно отметить много общего, однако имеются и различия. На наш взгляд, институт государственной службы обеих стран может быть усовершенствован по многим направлениям.

Отметим общие черты законов о государственной службе КНР и России:

Во-первых, законами обеих стран регулируется достаточно большой диапазон вопросов о государственной службе. Так, в соответствии со ст. 2 первой главы Закона «О государственной службе КНР» понятие «гражданский служащий», охватывает работников, исполняющих обязанности на государственной службе в государственных административных учреждениях, бремя расходов на заработную плату и пособия несет государственный бюджет [5]. В Китае система государственной службы включает 5 разновидностей:

1. Все работники, которые работают в государственных органах, включая правительственные учреждения, ВСНП и ВК НПКСК, за исключением технического персонала;

2. Судьи, прокуроры также включаются в гражданскую службу. Однако их деятельность регулируется специальными законами;

3. Работники в сфере обслуживающего персонала, которые решением демократических органов, таких как Коммунистическая партия, отнесены к категории государственных служащих;

4. Сотрудники общественных организаций и некоммерческих организаций;

5. Сотрудники государственных учреждений, в полномочия которых входит функция управления. Таких государственных служащих в Китае на данное время 6 миллионов 789 тысяч человек [6].

В соответствии с Законом «О системе государственной службы» система государственной службы Китая включает в себя следующие ее виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба.

Во-вторых, законы обеих стран установили общие принципы государственной гражданской службы, условия поступления, а также права и обязанности служащих. Кроме того, законодательно установлены ограничения и запреты, связанные с гражданской службой. Также закреплены гарантии и статус государственной службы, так, установлены институты заработной платы, отдыха и страхования. Согласно данным статистики, в Китае и в России зарплата у государственных служащих выше, чем у простых работников, однако значительно. Так, например самые высокие в мире заработные платы государственных служащих выплачиваются в Индии. Там заработная плата чиновника в 10 раз превышает заработную плату простых работников. Однако данная статистика не учитывает серые доходы.

В-третьих, законодательно в обеих странах закреплена служебная дисциплина на гражданской службе. Поощрения и награждения за успешное исполнение обязанностей гражданского служащего и дисциплинарные взыскания в отношении не справившихся с работой. Для успешного функционирования института государственной службы была установлена служебная проверка и профессиональная подготовка и переподготовка, установлен государственный надзор и контроль за соблюдением служащими законодательства стран, введена ответственность за нарушение законов.

Несмотря на сходство исследуемых законов обеих стран, имеются и различия:

Во-первых, по законам Китая, набор гражданских служащих осуществляется посредством общественной экспертизы, строгого контроля, добросовестной конкуренции и заслуги кандидатов. В Китае, для набора гражданских служащих, с 1989 года ввели процедуру экзамена. Стоит отметить, что до законодательного закрепления указанной процедуры экзамен уже проводился в течение многих лет. Поэтому при принятии закона о государственной службе китайскими законодателями такого рода практика лишь была законодательно регламентирована. Теперь экзамен при принятии гражданских служащих в Китае стал одним из серьезных испытаний.

В России согласно законодательству поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы осуществляется также по конкурсу. Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия. Однако в реальности, до проведения экзамена, через знакомых пытаются разрешить вопрос о приеме на вакантные должности государственной службы.

Во-вторых, должности гражданской службы в Китае получают посредством выбора, назначения и приглашения на работу по контракту, так, на должности руководителей назначают на определенный срок. Как правило, не более 2 сроков подряд, что в общей сложности составляет не более 10 лет. В России для поступления на гражданскую службу необходимо заключить служебный контракт.

В-третьих, с целью добросовестной, справедливой и объективной деятельности государственных служащих, в Китае установили институт отвода, который подразумевает следующее:

1. Отвод при наличии родственных связей, а именно: супруги(а), близкие родственники, прямые родственники на протяжении трех поколений и родственники, приобретенные в результате брака.

2. Отвод по месту рождения. Так, в местных управлениях первый начальник обычно не должен назначать и выбирать того человека, который родился на территории управления.

3. Отвод при исполнении должностных обязанностей. Это подразумевает случаи, когда при исполнении обязанностей у государственного служащего возникла ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества.

В России же законодательно закреплена всего одна причина, связанная с ограничениями по гражданской службе, а именно ограничение, связанное с родством. Факт родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим имеет место, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Для разрешения указанных ситуаций закрепили специальную статью, касающуюся урегулирования конфликта интересов на гражданской службе. В указанной статье законодательно установлено понятие «конфликта интересов», мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов и порядок образования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

В-четвертых, в России активно ведется борьба с коррупцией среди государственных служащих, так, Федеральным законом № 280-ФЗ от 25 декабря 2008 года внесены изменения в Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации, касающиеся обязанности служащего представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. На наш взгляд, это очень нужное и своевременное изменение, направленное на пресечение коррупции среди государственных служащих. В Китае также на протяжении длительного времени активно поднималась и дискутировалась тема о возложении обязанности на государственных служащих о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, однако, к сожалению, выполнение указанной обязанности так и не включили в Закон о государственной службе от 2006 года.

В-пятых, в Китае имеются контролирующие государственных служащих органы, такие как: Комиссия по проверке дисциплины, судебные органы, подразделения Правительства по установлению контроля власти и органов финансового контроля, Бюро по предупреждению коррупции. Тогда как в России имеется лишь Национальный антикоррупционный совет РФ (НАС), Национальный антикоррупционный комитет (НАК) и комиссия по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

В заключении мне хотелось бы внести предложения о совершенствовании законов о государственной службе.

На наш взгляд, необходимо создать новую административную концепцию. Правительство не только должно управлять государством, но и обязано служить народу. Поэтому надо повысить эффективность законодательства. Необходимо отделить принципы государственной службы от принципов других ветвей власти. Государственная служба должна включать в себя только исполнительную власть и не должна включать в себя судебные органы, военную службу и партийные органы. Таким образом, с одной стороны, можно уменьшить количество государственных служащих, что позволит экономить бюджет, с другой стороны, можно создать эффективный институт государственной службы. Одновременно увеличивая заработные платы государственных служащих, необходимо увеличить эффективность их деятельности.

Для того чтобы сохранить прозрачность государственной службы, необходимо создать более действенный институт отвода государственному служащему, для чего необходимо разработать виды отвода, его процесс и ответственность, за нарушение правил отвода. Надо развивать институт представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. А именно, конкретизировать срок предоставления сведений, регламентировать его процесс, определить ответственный орган и установить ответственность за непредставление сведений.

Также считаем, что необходимо обратиться к опыту Гонконга, где создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией. На основании этого создать единый антикоррупционный орган. Этот орган должен быть независим от исполнительной власти, от партийных органов и законодательной власти. Указанный орган должен содействовать судебной власти. При этом как судебные органы, так и вновь созданный антикоррупционный орган должны контролировать друг друга.

Одним из вариантов совершенствования законов о государственной службе может быть всесторонний надзор над государственной службой, а именно внутренний надзор, надзор партии, надзор законодательной власти, надзор средств массовой информации и надзор специального созданного антикоррупционного органа.

Как Китай, так и Россия стоят на пути построения правового государства, при котором работа органов исполнительной власти должна строиться на принципах эффективности, открытости и объективности. Это одна из гарантий правового государства. Для выполнения указанной цели обе страны должны тщательно изучать и перенимать опыт друг у друга.

 

Литература:

1. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant-plus.ru - Загл. с экрана (Дата обращения: 30.03.2011).

2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant-plus.ru - Загл. с экрана (Дата обращения: 30.03.2011).

3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant-plus.ru - Загл. с экрана (Дата обращения: 30.03.2011).

4. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.consultant-plus.ru- Загл. с экрана (Дата обращения: 30.03.2011).

5. Закон о государственной службе КНР от 2006 года [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://chinalawinfo.ru.- Загл. с экрана.

6. Количество государственных служащих в Китае [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://news.xinhuanet.com/politics/2011-01/20/c_121005971.htm.- Загл. с экрана.

 

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...