Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА А.В. СУВОРОВА,ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА А.В. СУВОРОВА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА А.В. СУВОРОВА, КАК ЧЕЛОВЕКА И ВОИНА Образование и склонность к военной службе По свидетельству современников Суворова, в отроческом возрасте он "был ростом мал, хил, тощ, плохо сложен и некрасив". Никто не мог подозревать в будущем в нем даже хорошего военного и, тем более, гения войны. С детских лет проявлялась обособленность мальчика, склонность его к уединению и сосредоточенность не по летам. Мальчик все более уходил в себя, как-то замыкался в своем внутреннем мире и всецело отдавался излюбленному им чтению. Любимейшею же литературою его оказывалась литература военная и, по преимуществу, военная история. Таким образом, с ранних лет в Суворове отчетливо выявились две черты: жажда знаний и страсть к военному делу. Книги в библиотеке его отца были преимущественно военного содержания и это, вероятно, оказалось соответствующим, его природным склонностям, а, может быть, и повлияло на возникновение их. Суворов-мальчик отличался крайне пылким, восприимчивым умом, необычайно живою фантазиею, страстною, неудержимою натурою и не по летам сильною волею. Путем самостоятельного чтения Суворов еще до поступления в полк изучил: Плутарха, Корнелия Непота, походы Александра Македонского, Юлия Цезаря, Аннибала, Монтекукколи, Карла XII, Тюренна, Конде, маршала Морица Саксонского, принца Евгения и др. Вместе с тем он внимательно изучал географию и историю по Роллену и Гюбнеру, а философию по Лейбницу и Вольфу. Пример излюбленных им великих вождей должен был внедрить в него сознание необходимости образования, как самого могущественного фактора в жизни для достижения великих целей. Служа в полку, Суворов продолжал много читать, накупал книг и доставал их, где только мог. Нигде почти не бывал, уделяя весь свой досуг самообразованию. После производства, в офицеры Суворов еще деятельнее продолжая свое самообразование. Истории и литературе он уделял наибольшее внимание и отлично знал произведения всех выдающихся писателей как отечественных, так и иностранных. Стремление к знанию, любовь к чтению Суворов сохранил до последних своих дней, всегда много читая не только специально военную литературу, но и классиков и текущую литературу. Суворов пробовал даже сам писать, и в 1756 году в журнале "Ежемесячные Сочинения", издававшемся при Академии Наук, были помещены его статьи философского характера под заглавием "Разговоры в царстве мертвых", по которым можно видеть в авторе большие познания в области истории. Фортификацию и артиллерию преподал ему отец. Суворов-отец имел склонность к инженерным знаниям и лично перевел сочинение знаменитого в свое время инженера Вобана, учение которого и преподал сыну по подлиннику. Суворов рассказывал: "Покойный батюшка перевел Вобана по повелению государя императора Петра Великого и, при ежедневном чтении и с оригиналом. сего перевода, сам изволил меня руководствовать в познании сей для военного человека столь нужной и полезной науки". Суворов знал несколько иностранных языков: французский, немецкий, итальянский; сверх того он изучал языки: польский, турецкий, татарский, арабский и финский. В 1789 году мы видим Суворова, достигшего высокого положения на военном поприще и шестидесятилетнего возраста, прилежно, изучающим турецкий язык и Коран. Суворов явно полагал необходимым знать язык той страны, в которой он вел войну. На ряду с этим приходится отметить, что русскою грамотою Суворов владел не вполне безошибочно. Может быть это было выражением того некоего пренебрежения ко всем внешним формам, которое он слишком ярко обнаруживал в течение всей жизни и тем сильнее, чем чувствовал себя самостоятельнее и независимее. С годами он в русском правописании делал все больше и больше ошибок, хотя при этом много занимался, читал и писал. Уже будучи фельдмаршалом и в старческом возрасте, Суворов с неиссякаемым интересом выписывал и перечитывал множество периодических изданий общего и специального характера. Даже в походах, на войне, несмотря на свою постоянно кипучую деятельность, Суворов изыскивал время для чтения, преимущественно по вечерам, имея всегда в своем походном багаже книги. Суворов изучил все отрасли военного дела. Призываемый нередко по службе использовать и морские силы, он счел совершенно необходимым овладеть и соответствующими морскими знаниями и в 1788 году добровольно держит экзамен на чин мичмана флота и сдает его блестяще. Таким образом, Суворов обладал несомненными широкими знаниями в области военного искусства и "завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу", как определяет лучший историк деяний Суворова А. Петрушевский. Суворов являл собою, по заключению французского ученого Рамбо и проф. Мышлаевского, "гармоническое сочетание гения с широким и всесторонним военным образованием". К военному делу Суворов имел не только явную и неизменную склонность, но и страсть. Вне военной деятельности он ничем не мог удовлетвориться. "Весь смысл жизни для Суворова заключался только в армии, войне и бое; вне их он не знал истинного счастья" (проф. Мышлаевский). Суворов не принадлежал ни себе, ни семье, -- он был только воин. Вне войны начинал томиться, скучать; писал резкости начальству, капризничал, раздражался и сам раздражал. Суворов любил войну. Военная слава -- идеал его жизни. Всю свою жизнь отдавал службе и войскам. В этом он видел задачу своей жизни, цель жизни и счастье жизни. В походах он не знает устали и утомления. Вне своего излюбленного дела скучает и бывает невыносимым для окружающих: острит, язвит, издевается и дурачится. Определенный 15-ти или 16-ти летним юношею на действительную службу капралом, Суворов отдался ей с редчайшим усердием. Он с любовью исполнял все обязанности солдата -- и легкие и тяжелые -- с увлечением знакомясь со всеми сторонами солдатского обихода. "Служба для Суворова не имела значения навязанного судьбою тяжелого труда, она не представлялась ему рядом скучных, формальных, мелочных обязанностей. Он ей учился с увлечением и с радостью, знакомился с нею во всех подробностях, для него даже не обязательных; нес на себе обязанности солдата в служебных положениях важных и неважных, легких и трудных" (А. Петрушевский). Ротный командир Суворова в письме к отцу его, восхваляя сына, сообщает, между прочим, нижеследующее: "...У него только одна страсть -- служба и одно наслаждение -- начальствовать над солдатами. Не было исправнее солдата, зато и не было взыскательнее унтер-офицера, как Ваш сын. Вне службы он с солдатами, как брат, а по службе неумолим. У него всегда одно на языке: дружба -- дружбою, а служба -- службою"... Выслужив семь лет солдатом, Суворов и был солдатом, не по имени только. Он подавил свои барские наклонности, пренебрег сословными преимуществами, отвергал возможность облегчений. Это была необычайная победа над духом и традициями эпохи, над укладом мировоззрений сословия, над преимуществами сословного положения (П. И. Ковалевский). Один из состоявших при фельдмаршале Суворове иностранцев -- голландец Фалькони, говоря в письме к Хвостову о выходе войск в лагерь под Тульчином, пишет: "... Он (Суворов) очень доволен своим образом жизни. Вы знаете, что наступил сезон его любимых удовольствий: поля, учения, лагери, беспрестанное движение. Ему ничего более не нужно, чтобы быть счастливым". Обаятельность в глазах масс
Общепризнанным является, что Суворов в глазах солдатских масс пользовался редчайшею, исключительной обаятельностью. Личное присутствие Суворова, даже одно его имя производили на войска какое-то чарующее действие. В сражении при р. Треббии в 1799 году г. Дерфельден заметил Фуксу, наблюдая с ним, как все преображалось в войсках, даже изнемогавших в бою, как только к ним приближался фельдмаршал, что "этот непонятный чудак является каким-то талисманом, которого достаточно развозить по войскам и показывать, чтобы победа была обеспечена". "Личное влияние Суворова на войска было магическое, ибо множество неуловимых нравственных нитей связывали предводителя с последним солдатом его армии. Солдаты крепко верили в непобедимость своего генерала, и вера эта основывалась на неопровержимых, всем известных фактах. Постоянная заботливость Суворова о солдатах вселила в них убеждение, что без нужды ими не рискнут. Долговременное же близкое общение с войсками наблюдательного полководца доставило ему основательное знакомство с природою солдата, складом его понятий, процессом образования его идей, даже с предрассудками... И всем этим полководец искусно пользовался, ибо был великий военный психолог. Суворов знал солдата, а солдат знал Суворова потому, что генерал не только не чуждался, но, напротив, старался быть возможно ближе к людям, постоянно вступал с ними в беседы и говорил так, как никто другой не мог бы говорить: он владел красноречием особого рода -- каждое его слово шло прямо к солдатскому сердцу" (проф. Н. Орлов). "...Нужно так знать солдата, как знал его Суворов, нужно слиться с ним душою и телом так, как Суворов: тогда и только тогда развяжется язык и польются эти, как будто бы, бессвязные с виду слова, которые электрическою искрою пронизывают массы и делают из них одно существо, полное необузданной храбрости и беззаветного самоотвержения; существо, совершающее великие дела потому, что идет на смерть без колебания, без сожаления, без оглядки назад и которое смотрит на эти дела даже, не как на подвиг, а просто как на исполнение долга и воли любимого вождя. Чтобы приобрести эту магическую власть над себе подобными, даже и Суворову, при врожденных способностях, нужно было семь лет прослужить солдатом. В этой суровой школе он понял, что для управления массами нужно по-ихнему спать, есть, одеваться, думать, говорить. Раз это поняв, он, несмотря на возвышение, сохранил этот же образ жизни, тот же склад мысли до такой степени, что не только с солдатами, но и в других своих сношениях он был и в слове и в письме столь же кратким, отрывочным, энергическим... Слившись таким образом с массою, он не мог на нее не действовать, ибо и сам сделался человеком массы. И масса отблагодарила ему за это и доверием, и безграничною преданностью, и тем, наконец, что предание о Суворове живет до сих пор и долго еще будет жить в памяти русского солдата" (М. Драгомиров). "Суворов любил солдата. Любя солдата, прежде всего видел в нем своего брата, товарища по подвигу. В солдате он видел главное орудие и средство всякого боевого успеха. Владения солдатскою массою он достигал глубоким познанием этой массы и увлечением ее за собою личным примером всякой доблести. Суворов вселял в подчиненных идею, сам являлся, образцом выполнения, и войсковая масса отдавалась ему безраздельно и от всей души. Это не было велением формы. Это было господство сильного духом. Войска были орудием в руках Суворова не только за страх, но и за совесть, -- из любви и преданности" (из психолог. очерка проф. П.И. Ковалевского). Отношение к подчиненным Отличаясь чрезвычайною простотою в отношениях своих к солдату и даже близостью, Суворов был, однако, в то же время строг к нему. Особенно строго относился он к нарушителям порядка на походе и тишины в строю, а также к замеченным в мародерстве. В отношениях своих к подчиненным ему офицерам и генералам Суворов был справедлив, ценил способности, не поддавался чувству лицеприятия, но был строг, а иногда, в особенности в старости, неприятен своими подчас странными выходками. В его манере обращаться с младшими была некая бесцеремонность, иной раз граничившая, по нашим понятиям, с обидою, но, впрочем, самая обычная для нравов той эпохи. Замечательно и поучительно то, что Суворов, прибывая на свой новый служебный пост, никогда не стремился "обновить служебный персонал", отчетливо сознавая, что люди должны служить делу, а не лицам. Суворов знал, что человек соткан из добра и зла, из достоинства и недостатков. Он умел найти путь к доброй стороне человеческой души, оставляя снисходительно в тени ее недостатки. Подчиненные безгранично любили его. Популярность Суворов являлся несомненным героем царской России и поэтому вокруг его личности сложилось не мало легендарного, небылиц, которыми народная и солдатская фантазия украшала имя своего героя. Впрочем Суворов пользовался популярностью повсеместно и производил обаятельное впечатление и заграницею. Особенно популярен он сделался в 1799 году в Англии и Италии. Русский посол в Вене гр. Разумовский, служа отголоском европейских впечатлений, писал в ноябре 1794 года: "Все в мире солдаты завидуют подчиненным Суворова, все монархи были бы рады вверить ему свои армии". Немудрено поэтому, что Суворов являлся грозою в рядах армий неприятельских. Румянцев, командируя Суворова 7 августа 1794 года в Польшу, говорит в своем предписании: "... Вы были всегда ужасом поляков и турок... Ваше имя одно в предварительное обвещение о вашем походе подействует в духе неприятеля и тамошних обывателей больше, нежели многие тысячи".
Сила воли Суворов человек прежде всего волевой. Сила духа в Суворове была столь могущественна, что подавляла множество раз немощь физическую -- его личную и командуемых им войск. Выдающийся французский генерал Моро, соперник Бонапарта, дает такой отзыв о Суворове после опыта борьбы в 1799 году: "Что же можно сказать о генерале, который обладает стойкостью выше человеческой, который погибнет сами уложит свою армию до последнего солдата, прежде чем отступит на один шаг".
Личная храбрость
Суворову присуща была всегда беззаветная личная храбрость, образцовая отвага. "Однако, во всей его истории мы не найден какого-нибудь эффектного, блестящего подвига личной храбрости. Он не становился, например, во главе штурмующей колонны со знаменем в руках; не мчался впереди атакующей кавалерии... Но к Суворову необыкновенно применимы слова историка: "Аннибал не забывал долга полководца и, без особенных нужды и пользы, не бросался опрометчиво в рукопашный бой и не сражался, как рядовой воин". И Суворов всегда был на своем месте, весьма часто подвергался опасности и не избегал ее, если требовалось его личное присутствие там, где происходил жаркий бой и парила смерть" (проф. Орлов). В бою на р. Тидоне 6 июня 1799 года Суворов, разъезжая среди войск, бывших в огне и жарком бою, лично ободрял их словами: "Вперед, коли, руби"... В сражении при Нови 4 августа 1799 года после первых безуспешных атак русских, он почти беспрерывно уже был в огне: сопровождая батальоны, направляемые в атаку, он под сильнейшим огнем неприятеля ободрял войска и пускал их в атаку, приговаривая: "Не задерживайся, иди шибко, бей штыком, колоти прикладом... Ух, махни, головой тряхни"... Суворов в течение своей боевой службы был ранен шесть раз. Славолюбие Суворов отличался необыкновенным, напряженным славолюбием. Военную славу он считал выше всего и свое поучение войскам непрестанно заканчивал словами: "Слава, слава, слава". "Главною чертою духовного облика Суворова, как полководца, было безмерное его честолюбие и жажда славы... Искреннее признание в честолюбии, обуревавшем его всю жизнь, было едва ли не последнею фразою в устах умиравшего генералиссимуса: "Долго я гонялся за славою, -- все мечта"... Суворов с ревнивым чувством относился к служебным успехам других. Возможность более быстрого служебного движения младших повергала его в отчаяние, а личный успех порождал бурный восторг. Однако, честолюбие, славолюбие и служебная ревность были полны высокого благородства и достоинства. В век фаворитизма, протекционизма, низкопоклонничества Суворов для своего выдвижения избрал путь боевых отличий, путь "заправской службы"... Правду Суворов ставил неизменно выше угодливости, а резкое, искреннее, подчас язвительное слово выше лести, что порождало много врагов, конечно, не содействовавших служебному преуспеянию Суворова (из очерка проф. Мышлаевского). Суворов знал себе цену, не мог не сознавать, не видеть свое громадное превосходство. Он был самолюбив. Давал большую цену военным отличиям, гонялся за ними и добывал их. Эти отличия были естественною данью его гению, его самобытности и высокому нравственному идеалу. Суворов был отнюдь не кичлив, не любил величаться, проявляя в этом отношении необычайную уклончивость, застенчивость. Требовал же отличий потому, что чувствовал себя их достойным: в нем горячо говорило чувство справедливости. Все люди, составлявшие свое положение собственными усилиями, особенно самолюбивы, горды, самонадеянны и самоуверенны.
Гениальность Суворов был не только великим полководцем, -- он признается полководцем гениальным, что явно сказывается во всем его облике и знаменуется легендарными военными подвигами этого знаменитого вождя-воина. Профессор П.И. Ковалевский в своем историко-психологическом очерке "А.В. Суворов" устанавливает по вопросу гениальности Суворова такую экспертизу: "Принимая во внимание чрезвычайно острое восприятие органов чувств, необычайно быстрый психический процесс, огромное участие личных бессознательных проявлений в мышлении, необыкновенную энергию действий, самобытность и оригинальность в действиях и поступках, полное личное самоотвержение для идеи, полное подавление низших человеческих проявлений для высших идеалов, величие духа, господство над окружающими -- мы можем с полным правом сказать, что Суворов был в духовном отношении неизмеримо выше всей остальной, современной ему массы людей, он выделялся из нее и составлял тип передовой и высший человеческий тип, почему Суворов по всей справедливости может быть признан гением и по специальности деятельности, военным гением"... Действительно, гений Суворова не подлежит сомнению, а знания его и суждения в области военного искусства, как будет видно в последующем изложении этого очерка, поистине совершенны и в полной мере справедливы и для наших дней.
Бытовой облик Суворова Для всестороннего уяснения облика Суворова в его целом необходимо обрисовать этого оригинального полководца и в бытовом его образе, в котором сказывается также очень много характерного и, кроме того, немало назидательного для каждого военного. Французский академик Тьебо, наблюдавший Суворова в 1778 -- 1779 годах, т.е. в бытность Суворова командующим войсками в Крыму и на Кубани, дает такое описание внешнего его облика: "... Это был маленький человек, довольно крепкий, сухощавый, но не тощий, вечно подвижной и юркий. На моем веку я никого не видывал, кто был бы так стремителен, как он, во взглядах, словах и движениях. Казалось, он ощущал потребность делать одновременно тысячу дел, переносясь, как молния, от предмета к предмету, или от одной мысли к другой. Мне иногда сдавалось, что я гляжу на помешанного, да и сами русские сознавали вместе со мною, что, по меньшей мере, он слишком странен, хотя, впрочем, все они твердо стояли на убеждении, что это один из храбрейших и искуснейших полководцев в мире". Действительно, по свидетельству многих современников Суворова последний не ходил, а бегал; не ездил, а скакал и проявлял всюду и всегда кипучую деятельность. "Странность" или "чудачества" в Суворове являются очень яркою особенностью и объяснения этой черты характера или внешней, напускной манеры поведения давались различными обследователями личности Суворова неодинаковые. Наиболее справедливым представляется то из них, которое дается профессором психологом П.И. Ковалевским, который говорит: "Нам кажется, что все "чудачества" Суворова были естественным следствием его характера, его душевного склада, организации его центральной нервной системы... Все причуды Суворова находят себе объяснение в слишком большой подвижности душевной жизни его, крайней порывистости, привычке действовать сразу, слишком большой самоуверенности и невнимании к тому, что скажут о нем другие"... В бытовом образе Суворова особенно бросаются в глаза: необычайная простота обихода и выдающаяся спартанская физическая закаленность. Одевался Суворов в куртку солдатского сукна. В жаркое время, на походе и в бою нередко появлялся просто в нательной рубашке, к которой иногда пришпиливал некоторые из своих орденов. Саблю, даже в бою, возил за ним казак. Он не имел ни экипажа, ни собственных верховых лошадей, а брал обыкновенно лошадь казачью. Избегал какого-либо комфорта, спал на сене, в пище был умерен и донельзя прост. Ни роскоши, ни обычных, хотя бы, "удобств", ни чревоугодия Суворов не знал. Он ел и пил, чтобы существовать; одевался, чтобы не замерзнуть; даже жилье имел, как будто бы, только потому, что без этого нельзя было обойтись. Когда Суворов, возвращаясь в Россию после Швейцарского похода в 1799 году, занемог в пути -- Павел I выслал к нему своего лейб-медика Вейкарта. Но Суворов плохо лечился, неохотно и недоверчиво и заверял: "Я знаю, что мне нужно -- деревенская изба, молитва, баня, каша, квас". Суворов отличался необычайною закаленностью здоровья и выносливостью. Даже будучи в очень преклонном возрасте, находясь в ссылке в своей вотчине, Суворов, как всегда, вставал в 2 -- 3 часа утра. Летом и зимою выходил на крыльцо и окачивался холодною водою, после чего прыгал, делал гимнастику. Весь день проводил в неутомимой деятельности. Всецело поглощенный военным делом, целиком, всем своим существом принадлежа армии и войне, Суворов почти всегда был вне семьи и семьянин из него не удался. Весьма любопытна собственная заметка Суворова о его взгляде на женщин. Уезжая в 1772 году из Польши Суворов говорит в одном из своих писем к Бибикову: "Я не очень входил в сношение с женщинами; но когда забавлялся в их обществе, соблюдал всегда к ним уважение. Мне не доставало времени заниматься ими, и я боялся их: они-то и управляют страною здесь, как и везде; я не чувствовал в себе довольно твердости, чтобы защищаться от их прелестей". Для полноты характеристики Суворова, полного беспристрастия в ней и достижения наибольшей степени жизненности восстанавливаемого образа, остановим внимание и на присущих ему недостатках, приведем отзывы о нем современников его и, наконец, заключим самохарактеристикою Суворова. Недостатки в характере Как выше было уже упомянуто, Суворов был крайне самолюбив; горд, но не кичлив; самонадеян и самоуверен. Суворов знал себе цену и это, вероятно, служило причиною многих его выходок, трудно оправдываемых в другом человеке. Равных себе Суворов не видал. Эта-то уверенность в своем превосходстве и делала Суворова подчас крайне резким в суждениях и нетактичным в действиях с равными и старшими. Необыкновенно пылкий и стремительный, он часто высказывал в разговоре то, чего не следовало бы, что вредило настолько же ему, как и его гениальному делу. Суворов часто бывал непочтителен в сношениях с начальниками. Суворов страдал большою запальчивостью, горячностью, которые могли очень вредно влиять на принимаемые им решения, и последние оказались бы вовсе иными, если бы были приняты Суворовым в спокойном состоянии духа. Суворов был "беспокойным" человеком, а таковые во все времена оказывались малотерпимыми. Особенно он делался "беспокойным", когда оставался вне своего излюбленного дела, когда его обходили "практикою военною", или когда ее вообще долго не оказывалось. Тогда он хандрил, капризничал, становился "невыносим" для окружающих: острил, язвил, издевался, дурачил, раздражался и сам раздражал. Поэтому его в "Петербурге" не терпели и под благовидным предлогом высылали. Насколько Суворов любил низших себя, заботился об них, был с ними прост, ласков и обходителен, -- настолько часто был некорректен с равными и старшими. Сознавая свои достоинства и заслуги, он иногда позволял себе в отношении этих лиц весьма резкие выходки, издевательства, остроты и шутки. Но, разумеется, все это обращалось на тех, которые производили отрицательное впечатление на Суворова, на тех, которых он не одобрял. Он не умел или не хотел себя сдерживать и скрывать свои истинные впечатления или мысли и высказывал резко, подчас грубовато то, что он почитал за правду. Однако, надо при этом не забывать, что Суворов был, по общему признанию, человеком в высокой степени честным, и нелицемерным. С годами природные черты характера обострились; тяжелые условия карьеры, непрестанно уязвляемое самолюбие при сознании своего несомненного превосходства внесли в характер фельдмаршала неприятные стороны. Необыкновенно гордый и самолюбивый, неограниченно властолюбивый, нервный, раздражительный, вспыльчивый, обидчивый и неустойчивый в настроении, -- таковым выявлялся Суворов на склоне своих лет, когда наступило царствование Павла I. Системы подготовки и воспитания войск Павла и Суворова резко расходились. Суворов стал делать едкие замечания относительно войск школы Павла, высмеивать новшества, зло острить над приближенными его. Последний делал ряд попыток сгладить создающееся положение, примирить с собою Суворова, но все было тщетно. Суворов оставался непримиримым и едко враждебным к военным реформам, претившим его национальной гордости, здравому смыслу и уязвленному самолюбию. Суворов был уволен в отставку и сослан в свое запущенное именьице под надзор. Есть еще один крупный недочет в образе Суворова. Этот недочет картинно вскрывает Сакен (впоследствии фельдмаршал) в одном из своих писем 1789 года, т.е. в эпоху 2-й Турецкой войны и, следовательно, в разгар популярности Суворова. И при этом надобно заметить, что свидетель был недалек от истины. "Он (Суворов) окружен свитою молодых людей; они им управляют и он видит их глазами. Слова нельзя ему сказать иначе, как через их рты; нельзя приблизиться к нему, не рискуя получить неприятности, на которые никто не пойдет по доброй воле". В руках таких лиц была часто вся служебная переписка Суворова. Он не только сам не вскрывал конвертов, а даже большею частью сам и не читал входящих бумаг, а только выслушивал их содержание; нередко не читал и исходящих бумаг, а выслушивал их в чтении докладчика и затем подписывал.
СУВОРОВ КАК ВОЕННЫЙ ПЕДАГОГ Блестящие боевые успехи Суворова обусловливались не только его полководческим талантом, его великим искусством в военном деле на полях сражений, но и превосходными военно-педагогическими способностями. Суворов умел готовить армию к победам, и его основы и методы обучения и воспитания войск самобытны, глубоко продуманы и необычайно талантливы. Суворов, как военный педагог, был так же велик, как и полководец; идеи его в этой области и поныне не осуществлены другими во всей их полноте. Это, вероятно, потому, что нельзя здесь ограничиться одною простою подражательностью, а надобно суметь проникнуться суворовскою сущностью. Суворов был выдающимся военным педагогом-психологом и в этом отношении он был первым в ряду великих полководцев и остается по сие время никем непревзойденным. В манере Суворова воспитывать войска заложено глубокое понимание инстинктов людской массы. Учение Суворова в этой области мы и поставим во главу страниц, отводимых в этом очерке изложению тактики Суворова. Основы обучения войск В период командования Суздальским пехотным полком с 1763 года по 1768 год Суворов установил уже весьма определенно и полно всю свою систему обучения и воспитания войск и в дальнейшей своей службе только вкраплял в нее некоторые добавочные указания. Эта система обучения была им изложена в так называемом "Суздальском учреждении", текст которого, однако, оказался затерянным. Он хранился в двух архивах, из которых один сгорел, а другой был "за давностью" уничтожен. О "Суздальском учреждении" Суворов упоминает очень часто. По сохранившимся различным другим рукописям можно судить о содержании этого произведения Суворова. Так, например, приказ Суворова войскам Крымского и Кубанского корпусов от 16 мая 1778 года включает длинный ряд указаний как по внутреннему устройству войск, так и по их выучке и тактике. Приказ этот целиком напечатан в приложении к 1-му тому соч. Петрушевского, а также в "Москвитянине" за 1856 год и в "Военном Журнале" за 1853 год. Метод обучения Суворова сводится к следующим основным его положениям: 1) Обучать только тому, что необходимо на войне. "Солдат и в мирное время должен быть на войне" -- говорил Суворов. 2) Обучать только существеннейшему с изгнанием "чудес", т.е. всего искусственного, непригодного в условиях боевой действительности. "Экзерцирование мое было не "на-караул" и "на-плечо", но прежде -- поворотливость, потом различное маневрирование, а потом уже приемы, скорый заряд и конец -- удар в штыки". 3) Учить в целесообразной последовательности. 4) Сознательное восприятие, а не "муштра". 5) Наглядность. 6) Простота. 7) Напряженность, усердие в учении. "Тяжело в учении -- легко на походе; легко в учении -- тяжело в походе", -- как говорил Суворов. 8) Человеколюбивость к обучаемым -- "Солдат любит учение, лишь бы оно было с толком", -- уверял Суворов. Интереснейшим и весьма целесообразным приемом обучения у Суворова являлись "сквозные атаки". Французский военный писатель (в 1808 году) Дюбокаж в своем сочинении "Precis historique sur le marechal Souworow" дает подробное описание обучения войск сквозным атакам. Приводим извлечения из этого описания "Эта атака была действительною свалкою, какая происходит в настоящем деле. Она производилась обеими сторонами, атакующими друг друга с фронта, все равно -- стояли ли они в развернутом строе или в колоннах, -- среди огня пехоты и артиллерии, при криках ура, повторяемых всяким пехотинцем и кавалеристом. Офицеры же кричали при этом: Руби! В штыки! Ни одна часть в момент свалки не смела ни принять в сторону, ни замедлить движения. Пехота шла на пехоту бегом, ружья на руку и только в момент встречи поднимали штыки. Вместе с тем каждый солдат, не останавливаясь, принимал слегка вправо, отчего происходили небольшие интервалы, в которые люди протискивались, и одна сторона проходила насквозь другой. Впрочем, от самого бега строй размыкался, что так же несколько облегчало прохождение. Этот прием был не безопасен, если кавалерия шла на кавалерию или на пехоту... Мне часто случалось видеть выбитых из седла и до того ушибленных, что люди не могли ходить по несколько дней, а иногда и неделю... Понятно, что для войск, выдержанных на суворовских маневрах, бой не представлял ничего нового... при таком способе обучения рекруты стоили старых солдат... От времени до времени Суворов производил свое учение в самую темную ночь, всегда оканчивая его атакою холодным оружием. Еще в первые свои кампании он убедился в пользе приучения войск к таким маневрам, дабы случайности ночного боя не были им в диковинку. С тех пор он никогда не отступал от этого приема обучения, которому был обязан многими успехами. Суворов изыскивал все средства освоить солдата с тем, чего от него требовал перед неприятелем... Наконец, для приучения войск к атаке укреплений открытою силою, он приказывал строить укрепление, усиленное рогатками и палисадами, с глубоким рвом и сверх того, окруженное засеками, волчьими ямами и проч... На каждую часть поочередно была возлагаема и атака и оборона укрепления. В заключение скажем, что фельдмаршал имел обычай говорить с войсками. Каждый свой смотр, парад он заканчивал весьма длинною речью (иногда двухчасовою), в которой подробно разъяснял, что нужно для того, чтобы быть хорошим солдатом, хорошим офицером. Он указывал ошибки, сделанные войсками в одном случае, хвалил за то, как они вели себя в другом. Наконец, он передавал им в своих речах общие основания военного искусства. Вводя в обучение сквозные атаки, Суворов пренебрегал их опасностью и, говоря о жертвах этого упражнения, заявлял: "Бог с ними. Зато сколько тысяч выучу". Основы воспитания войск Нравственной стороне Суворов придает чрезвычайное значение и везде "дух" ставит выше "формы". Первою задачею при подготовке к войне он ставит: создание солдата -- "чудо-богатыря" с высокими моральными силами. Суворов полагал, что, если в армии нравственная упругость не подорвана, а, напротив, всячески развита -- можно решаться на самое отчаянное предприятие, не рискуя потерпеть неудачи. Развитие в войсках энергии и активности является характерною чертою воспитания Суворовым войск. "Глазомер, быстроту и натиск" Суворов считал основанием победы. Что значит "глазомер"? Под этим разумеется способность в миг охватить положение неприятеля и моментально воспользоваться его положением в свою пользу. Для этого нужно иметь необыкновенную остроту органов чувств, преимущественно, зрения; крайнюю быстроту сообразительности; чрезвычайно ускоренный ход всех мыслительных процессов и такое же проявление всех этих фактов в действиях и поступках. Все эти проявления энергии, мощи и быстроты действия, главным образом, принадлежат немногим людям от рождения. Можно также путем упражнения развить эти свойства, -- но в этом развитии и совершенствовании существует известный предел физиологический, для различных людей различный: кто от природы имеет более ускоренный процесс мышления, тот и путем упражнений достигнет наивысшего совершенства. Наоборот, лица от природы с медленным ходом процесса мыслительного акта и путем совершенствования достигнут немногого. Суворов от природы обладал всеми преимуществами в этом отношении и равных ему было немного, но он понимал преимущество этих свойств, развивал их у своих солдат, достигал у них известной степени усовершенствования, превосходил в этом отношении солдат других армий, а потому и одерживал над ними победу (проф. П.И. Ковалевский). Суворов неустанно стремился развить в своих "чудо-богатырях" удаль и находчивость, карая нерешительность и "немогузнайство". Преследуя "немогузнайство", Суворов искоренял растерянность, ненаходчивость и страх перед лицом неожиданности. В бою надобно постоянно быть готовым ко всевозможным случайностям, заранее предвидеть их и не бояться их. "Немогузнайство", по убеждению Суворова, является признаком нерешительности и отсутствия почина. Для армии, воспитанной Суворовым, неожиданностей не существовало; она не могла быть застигнута врасплох. С чрезвычайною заботливостью старался он также вселить в свои войска уверенность в себя, "на себя надежность" и даже исключительную "дерзновенность". "Всякий солдат к тому должен быть приведен, чтобы сказать ему можно было: теперь знать тебе больше ничего не остается, только бы выученное не забывал". Вот как замечательно регламентировал Суворов эту сторону воспитания войск. С удивительным постоянством Суворов старался вызвать в войсках чувство достоинства. Он никогда не позволял себе "разнести" войсковую часть, "накричать" на нее. Замеченные непорядки выговаривались начальнику части наедине. К солдатам же Суворов часто обращался со словами ободряющими, возвышающими и восхваляющими. "Все вы, вся ваша рота, весь полк, все, все, -- чудо-богатыри. Спаси Бог. Все вы молодцы. Все русские... Вы бог< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |