Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самодеятельность и частный почин подчиненных

Приняв во внимание ту эпоху, среди которой учил и действовал Суворов, тот уклад службы и взаимоотношений. которые всюду царили в его время, -- невозможно не пора­жаться глубиною понимания Суворовым сущности, природы военного дела, когда он касался таких сложных вопросов, как вопросы "самодеятельности" и "частного почина". Раз­решая эти вопросы, Суворов становился неизмеримо высоко над современниками своими и поныне остается совершен­нейшим регламентатором этих серьезнейших вопросов.

В Польскую войну 1768 -- 1772 гг. Суворов отдает приказ вверенным ему войскам: "Спрашиваться старших начальников крепко запрещаю; но каждому постовому коман­диру (начальнику отдельного отряда) в его окружности делать мятежникам самому собою скорый и крепкий удар, под взысканием за малую деятельность".

В диспозиции на 18 июня 1773 года для вторичного поиска на Туртукай Суворов требует: "Командиры частей колонны или разделений ни о чем не докладывают, но дей­ствуют сами собою с поспешностью и благоразумием".

В приказе армии от 3 мая 1799 года Суворов разъяс­няет право частного почина так: "Местный в его близости по обстоятельствам лучше судит, нежели отдаленный: он проникает в ежечасные перемены течения их и направляет поступки свои по правилам воинским".

Сопоставление этого с воззрениями венского гофкригсрата, непрестанно и возмутительно вмешивавшегося в рас­поряжение даже маститого и прославленного главно­командующего, характеризует обстановку, в которой прихо­дилось работать Суворову.

А рядом с таким, царившим всюду, укладом военной службы, Суворов давал величественную заповедь "частного почина" в такой сильнейшей регламентации: "Я вправо, должно" влево -- меня не слушать. Я велел вперед, но ты видишь -- не иди вперед".

И это у Суворова можно не итти вперед, когда он велел итти вперед! Вот какая сила понимания природы "частного почина".

Насаждая в армии закон частного почина, Суворов еще в 1770 году обусловливал его проявление только тем, что­бы подчиненные пользовались таким правом "с разумом, искусством и под ответом".

Современной нам теории военного искусства не прихо­дится после этого суворовского учения искать регламента­ции названных сложнейших, вопросов, а разве только их комментировать.

Очень хорошо иллюстрирует взгляд Суворова на част­ный почин такой случай, якобы, имевший место в дей­ствительности на одном из маневров. Суворов заметил, что батальон, бывший в резерве, остается бездеятельным в то время, когда назрела минута выдвижения его для поддержки боевой части. "Что же ты не сикурсируешь?" -- спросил Су­воров начальника этого резерва. "Да я не получал еще при­каза от генерала", -- ответил начальник резерва. "Эх, братец. иди вперед: генерал убит -- ты видишь он ездит без головы", -- воскликнул Суворов.

Внезапность

Лучшим средством подготовки боевого успеха Суворов считал внезапность и всегда стремился к тому при организа­ции своих операций -- "чтобы оставалось в запасе нечто не­чаянности", по его выражению.

Излюбленными формами осуществления этого принципа у Суворова оказывались: быстрота передвижений и скрыт­ность их. Свои передвижения он умел так искусно скры­вать, что они ускользали от внимания роя шпионов неприя­тельских и враждебно настроенного к нам местного населе­ния.

В польские кампании 1768 -- 1772 годов и 1794 года приходилось действовать против конфедератов. Отряды их хорошо вооруженные, конные, предводимые энергичными начальниками, встречали всюду среди местного населения сочувствие и содействие продовольствием, разведкою и проводничеством.

Район действий преимущественно лесистый, заболочен­ный, малодорожный. Поэтому Суворов своим действиям придал характер исключительной подвижности, внезапности и устрашаемости. Надо было сильно воздействовать на воображение и отбить охоту к новым восстаниям и содействию со стороны населения. Названные операции Суворова явля­ются образцами и по осуществлению принципа внезапности.

В "Науке побеждать" Суворов, дав указания, как надо организовывать быстрый марш, заключает свои указания так: "По сей быстроте и люди не устали, неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то на двух-, трехстах и больше: вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй с чем Бог послал. Конница начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай! Ура! Чудеса творят братцы".

"Братцами" Суворов называл конницу.

В другом случае Суворов так живописно и образно повествует о внезапности: "Штык, быстрота, внезапность.... Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, -- а ты удвоил шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно.... Не­приятель не ждет: поет и веселится, -- а ты из-за гор высо­ких, из-за лесов дремучих, через топи и болота, пади на него, как снег на голову. Ура! бей! коли! руби! Неприятель вполо­вину побежден, не давай ему опомниться. Гони, доканчи­вай! Победа наша! У страха глаза велики".

Уверенный в сильнейшем воздействии на войска вне­запности, легко приводящей к их поражению даже слабей­шим противником, Суворов напряженно и всесторонне стре­мился воспитать в своих собственных войсках постоянную готовность ко всякой внезапности и крайнюю находчивость и хладнокровие при какой бы то ни было неожиданности.

 

Марши

 

Организация маршей Суворова замечательна многими весьма поучительными подробностями.

Суворов был великим практиком войны и прошел с сво­ими войсками тысячи верст. Полагаю, что надобно верить его опыту и таланту и не забывать обращаться к ним и в наши дни.

Марши Суворова вошли в пословицу по своей необы­чайной быстроте, но с сохранением здоровья людей.

Обыкновенным переходом он считал переход в 28 верст. Надобно помнить при этом состояние дорог того времени и крайнюю обремененность солдата ношею.

Иногда доводил форсировку до крайнего напряжения, так что многие падали на пути от изнеможения. Он жертво­вал в этих случаях силами людей в пользу времени и бое­вых интересов.

Организация маршей была разнообразна. В 1799 году практиковался такой порядок. Поднимались ночью; пройдя верст семь, останавливались на часовой привал. Затем про­ходили еще семь верст и вновь привал, но уже на 4 часа с варкою каши и обед. Затем делали еще 7 верст, после чего вновь привал на один час. Так шли в жаркое время года и при знойном климате.

В предписании, Бельгарду от 20 мая 1799 года для движения от Комо к Александрии, в условиях отдаленности противника, Суворов устанавливает следующую организа­цию марша:

"Итти им тем же порядком, какой у меня давно уже заведен.

Кашевары с мясом и котлами во вьюках выступают в 12 часов ночи вперед на две мили (14 вер.). У меня весь суточный переход от 4 до 5 миль (28 -- 35 вер.). Кашевары располагаются и варят.

Войска поднимаются в 3 часа ночи; идут милю; отды­хают час; потом -- опять одну милю и приходят к своим котлам; кушанье готово -- вино там, -- ни одного усталого.

Поев, отдыхают до 4 часов пополудни, потом поднима­ются и идут одну милю; с час отдыхают; идут опять одну милю, так что в 9 часов вечера приходят в лагерь; все вьючные лошади с палатками были уже направлены наперед в полдень; палатки поставлены; солдат подоспел и ложится отдыхать до 3 часов следующего утра, а там снова поход".

В "Науке побеждать" Суворов так регламентирует "по­ход на неприятеля". "... Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни! бей барабан! музыка греми! десяток отломал! Первый взвод снимай ветры (ранцы очень тяжелые, кото­рые Суворов ободряюще называл с ирониею "ветрами"), ложись! За ним второй взвод и так взвод за взводом; пер­вая задних не жди!... На первом десятке отдых час... Вто­рой десяток! Отбой! Отдых час и больше! Коли третий пере­ход мал, то оба пополам, и тут отдых три четверти часа или полчаса, или четверть часа, чтобы ребятам поспеть скорее к кашам! Это для пехоты.

Конница своим походом вперед! с коней долой! Отды­хай мало и свыше десятка, чтобы коням дать в лагере вы­стояться!.. На завтраке (на привале) отдых четыре часа, тожь самое и ночлегу отдых шесть часов и до восьми, ка­кова дорога"...

В инструкции "постовым начальникам" о способе дей­ствий против конфедератов в войну 1768 -- 1772 годов Суворов приказывает при поисках рассчитывать суточный марш от 50 до 85 вер. и "не бродить по куриному, а ходить по оленьему".

Изумлявшимся этой подвижности войск Суворов гово­рил: "Это еще ничего! Римляне далеко превзошли нас в быстроте: прочтите только Цезаря!"

На походе Суворов требовал порядок, но не в виде безжизненной муштры, скованности, педантизма. Он лично наблюдал за движением, переезжая от головы колонны к хвосту. По временам, обогнав колонну, отъезжал в сто­рону от дороги, ложился где-нибудь скрытно и наблюдал проходившую колонну. Потом неожиданно появлялся вновь у колонны. Появление его оживляло всю колонну, которая спешила "подтянуться". Фельдмаршал ехал рядом с колон­ною, шутил с солдатами... Но порядок отнюдь не должен был нарушаться.

 

Ночные действия

 

Ночным действиям -- маршам и бою Суворов, как указы­валось уже выше, придавал большое значение и неустанно приучал к ним свои войска.

"Ночное поражение противников доказывает искусство вождя пользоваться победою не для блистания, но постоян­ства. Плодовитостью реляций можно упражняться после". Так говорил Суворов о ночном бое.

Суворов утверждал, что искусно произведенные вне­запные нападения всегда удаются. Ночью беззаботный сол­дат, пробужденный вдруг от сна, редко оказывает сильное сопротивление; чем неожиданнее опасность, тем большею кажется она ему, и первою мыслью внезапно атакованного ночью неприятеля есть не сопротивление, но спасение себя бегством.

Демонстрации

 

Суворов очень часто практиковал для отвлечения не­приятеля от пункта главного удара демонстрации.

Но демонстрации, как самостоятельное, оторванное от решительных действий предприятие, Суворов резко осуж­дал.

"Демонстрации -- игра юно-военных; обык­новенно они или пустые, утруждающие войск а, или наносящие им вред", -- говорил Суворов.

В 1790 году под Измаилом демонстрируют казаки Ор­лова и Платова. Под Прагою в 1794 году -- четвертая колонна Буксгевдена.

При движении к р. Адде -- отряд Гогенцоллерна; а во время форсирования Адды -- отряд Секендорфа против Лодк и Гогенцоллерна против Пичигетоне.

При Нови демонстрацию выполняет Край.

В третьем предположении для наступления в Ривьеру указывается, "чтобы армия беспрестанными демонстра­циями и рекогносцировками вводила неприятеля в заблу­ждение".

Части, демонстрирующие у Суворова, не знают о тако­вом своем назначении и сражаются с полною энергией?

Под Измаилом плохо вооруженные, спешенные казаки жестоко потерпели при штурме.

Под Прагою колонна Буксгевдена была в особо тяже­лых условиях боя.

При Нови Край и после сражения был уверен, что это он вел главную атаку.

 

УПРАВЛЕНИЕ

Идеал командира

Чрезвычайно ценными являются общие указания Суво­рова относительно тех качеств и свойств характера, кото­рыми должен обладать начальник для успешности его бое­вой деятельности.

В своем поучении офицерам Суворов так обрисовы­вает идеал командира: "Герой, о котором я говорю, смел без запальчивости; быстр без опрометчивости; деятелен без легкомыслия; поко­рен без унижения; начальник без высокомерия; любочестив без гордости; тверд без упрямства; осторожен без притворства; основателен без высокоумия; приятен без сует­ности; единоправен без примеси; расторопен без коварства; проницателен без лукавства; искренен без простосердечия; приветлив без околичностей; услужлив без корыстолюбия; решителен _ убегая известности; он предпочитает рассудок остроумию; враг зависти, ненависти, мщения; он низлагает соперников добротою; управляет друзьями верностью; он утомляет тело, укрепляя его; он властитель стыдливости и воздержания; нравственность его религия; его добродетели суть добродетели великих людей; исполнен откровенности, он презирает ложь; правый по характеру, он отвергает лживость; он в сношении только с достойными людьми; честь и честность сокрыты во всех делах его; он любим своим повелителем и войском; все ему предано и исполнено доверенности к нему; в день битвы или похода он взвеши­вает предметы, уравнивает меры... Не увлекаясь потоком обстоятельств, он подчиняет события. Всегда действуя предусмотрительно, он неутомим каждое мгновение".

Характер и стиль этого поучения, напоминают плутарховский.

В письме к Хвостову в 1780 году Суворов говорит:

"Большое дарование в военном человеке есть счастие. Мазарин о восхваляемом ему военачальнике спрашивал на конце всегда, счастлив ли он? Репнин велик, но несчастлив. Голицын счастлив -- избирай Голицына, хотя заикающегося"...

Полагаем, что Суворов в данном случае не имеет в виду фатального счастия, а ту некую сумму неуловимых качеств человека, которые, хотя и не опознаются нами, но обусловли­вают удачливость человека.

В письме к де-Рибасу в 1788 году Суворов высказы­вает такую мысль: "...Я буду повторять всегда: кто хорош на первой роли, никуда не годен на второй"...

Это Суворов утверждал и в других случаях.

В другом случае Суворов дает такое наставление для командира:

"Умей пользоваться местностью, управляй счастьем: мгновение дает победу. Властвуй счастьем с быстротою Це­заря, столь хорошо умевшего захватывать внезапно врагов, даже днем, обращать их куда ему угодно и побеждать когда угодно.

Приучайся к неутомимой деятельности. Будь терпелив в военных трудах и не унывай при неудаче.

Будь прозорлив, осторожен, имей цель определенную; умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местною горячностью".

Единоначалие

В основу всего Суворов полагал единство действий, с настойчивостью и с необычайною горячностью добивался всегда единства власти.

"Два хозяина в одном дому быть не могут... в противном случае я от ответственности сво­боден"... _ доносил Суворов в 1770 году, когда его началь­ник Веймарн требовал от Суворова совместных действий с Древиц без подчинения последнего Суворову.

"Одним топором не рубить вдвоем", _ заверял Суворов, отстаивая всегда в каждом деле прежде всего единоначалие.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...