Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самодеятельность и частный почин подчиненныхПриняв во внимание ту эпоху, среди которой учил и действовал Суворов, тот уклад службы и взаимоотношений. которые всюду царили в его время, -- невозможно не поражаться глубиною понимания Суворовым сущности, природы военного дела, когда он касался таких сложных вопросов, как вопросы "самодеятельности" и "частного почина". Разрешая эти вопросы, Суворов становился неизмеримо высоко над современниками своими и поныне остается совершеннейшим регламентатором этих серьезнейших вопросов. В Польскую войну 1768 -- 1772 гг. Суворов отдает приказ вверенным ему войскам: "Спрашиваться старших начальников крепко запрещаю; но каждому постовому командиру (начальнику отдельного отряда) в его окружности делать мятежникам самому собою скорый и крепкий удар, под взысканием за малую деятельность". В диспозиции на 18 июня 1773 года для вторичного поиска на Туртукай Суворов требует: "Командиры частей колонны или разделений ни о чем не докладывают, но действуют сами собою с поспешностью и благоразумием". В приказе армии от 3 мая 1799 года Суворов разъясняет право частного почина так: "Местный в его близости по обстоятельствам лучше судит, нежели отдаленный: он проникает в ежечасные перемены течения их и направляет поступки свои по правилам воинским". Сопоставление этого с воззрениями венского гофкригсрата, непрестанно и возмутительно вмешивавшегося в распоряжение даже маститого и прославленного главнокомандующего, характеризует обстановку, в которой приходилось работать Суворову. А рядом с таким, царившим всюду, укладом военной службы, Суворов давал величественную заповедь "частного почина" в такой сильнейшей регламентации: "Я вправо, должно" влево -- меня не слушать. Я велел вперед, но ты видишь -- не иди вперед". И это у Суворова можно не итти вперед, когда он велел итти вперед! Вот какая сила понимания природы "частного почина". Насаждая в армии закон частного почина, Суворов еще в 1770 году обусловливал его проявление только тем, чтобы подчиненные пользовались таким правом "с разумом, искусством и под ответом". Современной нам теории военного искусства не приходится после этого суворовского учения искать регламентации названных сложнейших, вопросов, а разве только их комментировать. Очень хорошо иллюстрирует взгляд Суворова на частный почин такой случай, якобы, имевший место в действительности на одном из маневров. Суворов заметил, что батальон, бывший в резерве, остается бездеятельным в то время, когда назрела минута выдвижения его для поддержки боевой части. "Что же ты не сикурсируешь?" -- спросил Суворов начальника этого резерва. "Да я не получал еще приказа от генерала", -- ответил начальник резерва. "Эх, братец. иди вперед: генерал убит -- ты видишь он ездит без головы", -- воскликнул Суворов. Внезапность Лучшим средством подготовки боевого успеха Суворов считал внезапность и всегда стремился к тому при организации своих операций -- "чтобы оставалось в запасе нечто нечаянности", по его выражению. Излюбленными формами осуществления этого принципа у Суворова оказывались: быстрота передвижений и скрытность их. Свои передвижения он умел так искусно скрывать, что они ускользали от внимания роя шпионов неприятельских и враждебно настроенного к нам местного населения. В польские кампании 1768 -- 1772 годов и 1794 года приходилось действовать против конфедератов. Отряды их хорошо вооруженные, конные, предводимые энергичными начальниками, встречали всюду среди местного населения сочувствие и содействие продовольствием, разведкою и проводничеством. Район действий преимущественно лесистый, заболоченный, малодорожный. Поэтому Суворов своим действиям придал характер исключительной подвижности, внезапности и устрашаемости. Надо было сильно воздействовать на воображение и отбить охоту к новым восстаниям и содействию со стороны населения. Названные операции Суворова являются образцами и по осуществлению принципа внезапности. В "Науке побеждать" Суворов, дав указания, как надо организовывать быстрый марш, заключает свои указания так: "По сей быстроте и люди не устали, неприятель нас не чает, считает нас за сто верст, а коли издалека, то на двух-, трехстах и больше: вдруг мы на него, как снег на голову. Закружится у него голова. Атакуй с чем Бог послал. Конница начинай! Руби, коли, гони, отрезывай, не упускай! Ура! Чудеса творят братцы". "Братцами" Суворов называл конницу. В другом случае Суворов так живописно и образно повествует о внезапности: "Штык, быстрота, внезапность.... Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, -- а ты удвоил шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно.... Неприятель не ждет: поет и веселится, -- а ты из-за гор высоких, из-за лесов дремучих, через топи и болота, пади на него, как снег на голову. Ура! бей! коли! руби! Неприятель вполовину побежден, не давай ему опомниться. Гони, доканчивай! Победа наша! У страха глаза велики". Уверенный в сильнейшем воздействии на войска внезапности, легко приводящей к их поражению даже слабейшим противником, Суворов напряженно и всесторонне стремился воспитать в своих собственных войсках постоянную готовность ко всякой внезапности и крайнюю находчивость и хладнокровие при какой бы то ни было неожиданности.
Марши
Организация маршей Суворова замечательна многими весьма поучительными подробностями. Суворов был великим практиком войны и прошел с своими войсками тысячи верст. Полагаю, что надобно верить его опыту и таланту и не забывать обращаться к ним и в наши дни. Марши Суворова вошли в пословицу по своей необычайной быстроте, но с сохранением здоровья людей. Обыкновенным переходом он считал переход в 28 верст. Надобно помнить при этом состояние дорог того времени и крайнюю обремененность солдата ношею. Иногда доводил форсировку до крайнего напряжения, так что многие падали на пути от изнеможения. Он жертвовал в этих случаях силами людей в пользу времени и боевых интересов. Организация маршей была разнообразна. В 1799 году практиковался такой порядок. Поднимались ночью; пройдя верст семь, останавливались на часовой привал. Затем проходили еще семь верст и вновь привал, но уже на 4 часа с варкою каши и обед. Затем делали еще 7 верст, после чего вновь привал на один час. Так шли в жаркое время года и при знойном климате. В предписании, Бельгарду от 20 мая 1799 года для движения от Комо к Александрии, в условиях отдаленности противника, Суворов устанавливает следующую организацию марша: "Итти им тем же порядком, какой у меня давно уже заведен. Кашевары с мясом и котлами во вьюках выступают в 12 часов ночи вперед на две мили (14 вер.). У меня весь суточный переход от 4 до 5 миль (28 -- 35 вер.). Кашевары располагаются и варят. Войска поднимаются в 3 часа ночи; идут милю; отдыхают час; потом -- опять одну милю и приходят к своим котлам; кушанье готово -- вино там, -- ни одного усталого. Поев, отдыхают до 4 часов пополудни, потом поднимаются и идут одну милю; с час отдыхают; идут опять одну милю, так что в 9 часов вечера приходят в лагерь; все вьючные лошади с палатками были уже направлены наперед в полдень; палатки поставлены; солдат подоспел и ложится отдыхать до 3 часов следующего утра, а там снова поход". В "Науке побеждать" Суворов так регламентирует "поход на неприятеля". "... Не останавливайся, гуляй, играй, пой песни! бей барабан! музыка греми! десяток отломал! Первый взвод снимай ветры (ранцы очень тяжелые, которые Суворов ободряюще называл с ирониею "ветрами"), ложись! За ним второй взвод и так взвод за взводом; первая задних не жди!... На первом десятке отдых час... Второй десяток! Отбой! Отдых час и больше! Коли третий переход мал, то оба пополам, и тут отдых три четверти часа или полчаса, или четверть часа, чтобы ребятам поспеть скорее к кашам! Это для пехоты. Конница своим походом вперед! с коней долой! Отдыхай мало и свыше десятка, чтобы коням дать в лагере выстояться!.. На завтраке (на привале) отдых четыре часа, тожь самое и ночлегу отдых шесть часов и до восьми, какова дорога"... В инструкции "постовым начальникам" о способе действий против конфедератов в войну 1768 -- 1772 годов Суворов приказывает при поисках рассчитывать суточный марш от 50 до 85 вер. и "не бродить по куриному, а ходить по оленьему". Изумлявшимся этой подвижности войск Суворов говорил: "Это еще ничего! Римляне далеко превзошли нас в быстроте: прочтите только Цезаря!" На походе Суворов требовал порядок, но не в виде безжизненной муштры, скованности, педантизма. Он лично наблюдал за движением, переезжая от головы колонны к хвосту. По временам, обогнав колонну, отъезжал в сторону от дороги, ложился где-нибудь скрытно и наблюдал проходившую колонну. Потом неожиданно появлялся вновь у колонны. Появление его оживляло всю колонну, которая спешила "подтянуться". Фельдмаршал ехал рядом с колонною, шутил с солдатами... Но порядок отнюдь не должен был нарушаться.
Ночные действия
Ночным действиям -- маршам и бою Суворов, как указывалось уже выше, придавал большое значение и неустанно приучал к ним свои войска. "Ночное поражение противников доказывает искусство вождя пользоваться победою не для блистания, но постоянства. Плодовитостью реляций можно упражняться после". Так говорил Суворов о ночном бое. Суворов утверждал, что искусно произведенные внезапные нападения всегда удаются. Ночью беззаботный солдат, пробужденный вдруг от сна, редко оказывает сильное сопротивление; чем неожиданнее опасность, тем большею кажется она ему, и первою мыслью внезапно атакованного ночью неприятеля есть не сопротивление, но спасение себя бегством. Демонстрации
Суворов очень часто практиковал для отвлечения неприятеля от пункта главного удара демонстрации. Но демонстрации, как самостоятельное, оторванное от решительных действий предприятие, Суворов резко осуждал. "Демонстрации -- игра юно-военных; обыкновенно они или пустые, утруждающие войск а, или наносящие им вред", -- говорил Суворов. В 1790 году под Измаилом демонстрируют казаки Орлова и Платова. Под Прагою в 1794 году -- четвертая колонна Буксгевдена. При движении к р. Адде -- отряд Гогенцоллерна; а во время форсирования Адды -- отряд Секендорфа против Лодк и Гогенцоллерна против Пичигетоне. При Нови демонстрацию выполняет Край. В третьем предположении для наступления в Ривьеру указывается, "чтобы армия беспрестанными демонстрациями и рекогносцировками вводила неприятеля в заблуждение". Части, демонстрирующие у Суворова, не знают о таковом своем назначении и сражаются с полною энергией? Под Измаилом плохо вооруженные, спешенные казаки жестоко потерпели при штурме. Под Прагою колонна Буксгевдена была в особо тяжелых условиях боя. При Нови Край и после сражения был уверен, что это он вел главную атаку.
УПРАВЛЕНИЕ Идеал командира Чрезвычайно ценными являются общие указания Суворова относительно тех качеств и свойств характера, которыми должен обладать начальник для успешности его боевой деятельности. В своем поучении офицерам Суворов так обрисовывает идеал командира: "Герой, о котором я говорю, смел без запальчивости; быстр без опрометчивости; деятелен без легкомыслия; покорен без унижения; начальник без высокомерия; любочестив без гордости; тверд без упрямства; осторожен без притворства; основателен без высокоумия; приятен без суетности; единоправен без примеси; расторопен без коварства; проницателен без лукавства; искренен без простосердечия; приветлив без околичностей; услужлив без корыстолюбия; решителен _ убегая известности; он предпочитает рассудок остроумию; враг зависти, ненависти, мщения; он низлагает соперников добротою; управляет друзьями верностью; он утомляет тело, укрепляя его; он властитель стыдливости и воздержания; нравственность его религия; его добродетели суть добродетели великих людей; исполнен откровенности, он презирает ложь; правый по характеру, он отвергает лживость; он в сношении только с достойными людьми; честь и честность сокрыты во всех делах его; он любим своим повелителем и войском; все ему предано и исполнено доверенности к нему; в день битвы или похода он взвешивает предметы, уравнивает меры... Не увлекаясь потоком обстоятельств, он подчиняет события. Всегда действуя предусмотрительно, он неутомим каждое мгновение". Характер и стиль этого поучения, напоминают плутарховский. В письме к Хвостову в 1780 году Суворов говорит: "Большое дарование в военном человеке есть счастие. Мазарин о восхваляемом ему военачальнике спрашивал на конце всегда, счастлив ли он? Репнин велик, но несчастлив. Голицын счастлив -- избирай Голицына, хотя заикающегося"... Полагаем, что Суворов в данном случае не имеет в виду фатального счастия, а ту некую сумму неуловимых качеств человека, которые, хотя и не опознаются нами, но обусловливают удачливость человека. В письме к де-Рибасу в 1788 году Суворов высказывает такую мысль: "...Я буду повторять всегда: кто хорош на первой роли, никуда не годен на второй"... Это Суворов утверждал и в других случаях. В другом случае Суворов дает такое наставление для командира: "Умей пользоваться местностью, управляй счастьем: мгновение дает победу. Властвуй счастьем с быстротою Цезаря, столь хорошо умевшего захватывать внезапно врагов, даже днем, обращать их куда ему угодно и побеждать когда угодно. Приучайся к неутомимой деятельности. Будь терпелив в военных трудах и не унывай при неудаче. Будь прозорлив, осторожен, имей цель определенную; умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местною горячностью". Единоначалие В основу всего Суворов полагал единство действий, с настойчивостью и с необычайною горячностью добивался всегда единства власти. "Два хозяина в одном дому быть не могут... в противном случае я от ответственности свободен"... _ доносил Суворов в 1770 году, когда его начальник Веймарн требовал от Суворова совместных действий с Древиц без подчинения последнего Суворову. "Одним топором не рубить вдвоем", _ заверял Суворов, отстаивая всегда в каждом деле прежде всего единоначалие. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |