Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «гражданственности» можно выразить как мотивационную и компетентную готовность к участию в политической и общественной жизни.

Но гражданственность оказывается одним из тех ценностных свойств личности, которые всякое государство стремится развить наилучшим образом в своих подданных – гражданах, а, доведя ее до некоего качественного уровня, устрашается последствий.

Ведь, например, то, что сделал А. Радищев для России, было ничем не меньшим того, что сделал А. Токвиль для современных США и в целом для понимания современного демократического развития. Однако творение Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) вызвало гнев императорского двора и обернулось для автора сибирской ссылкой. Каноническое признание Радищев получил только в годы Советской власти, но случись ему выступить с подобной работой в годы сталинского правления, неким «Путешествием из Москвы в Ленинград», то его участь была бы предрешена окончательно и самым трагическим образом.

Иван Ильин вывел формулу патриотичной гражданственности: «дело моего народа и моего государства мне настолько близко и важно, как если бы оно касалось меня самого и моей судьбы»[1]. Эта формула оказывается действенной лишь в том случае, если и государство рассматривает судьбу каждого отдельного гражданина как собственное важнейшее дело. В противном случае гражданственность угасает. Но в России отношение между человеком и Государством по формуле «ты мне – я тебе» не дало бы и малой толики тех подлинных героев гражданственности, чьими усилиями в построено уникальное гражданское общество. Можно сколь угодно долго рассуждать о западных образах развития гражданственности на российской почве, но они никогда не принимали российской традиции, и всякий раз провоцировали либо политические репрессии, либо разрушение традиционного жизненного уклада.

Понять эту уникальность можно лишь при сопоставлении российского и западного образов гражданственности. Гражданственность в России и на Западе коренным образом отличаются. По верному замечанию Ю.М. Резника: «для российского менталитета гражданственность воспринимается не в формально-политическом, а скорее в духовно-нравственном аспекте»[2]. Эти два аспекта наряду с аспектом нормативным (номинальная гражданственность) охватывают понятие гражданственности и порождают присущую ему противоречивость.

Патриотичная гражданственность не умещается в жестко заданную формулу, но исходит из определенных правил:

А) полное уважение традиций собственного народа, понимание путей развития национального общества;

Б) установление общих интересов выше своих собственных сообразно требованиям настоящего момента;

В) применение своих гражданских сил в том направлении, и с той энергией, которые, в наибольшей степени, соответствует пониманию собственных путей личностного развития.

Восхождение от собственной миссии к миссии национальной – это и есть суть патриотичной гражданственности. Государства с устоявшимися традициями гражданственности всегда создавали собственную уникальную формулу гражданственности, исходящую, прежде всего из интересов отдельного гражданина – немца, англичанина, француза, и лишь в этом случае традиции гражданского общества становились устойчивыми.

Патриотичная гражданственность не может снисходить с высот национальных интересов к нуждам отдельной личности, напротив она может и должна подниматься от интересов отдельной личности к национальным интересам. Быть патриотом – это, прежде всего не абстрактная любовь ко всем вместе взятым, а конкретная любовь к отдельной личности. Только на таком понимании способно взрастить патриотичную гражданственность.

Российская гражданственность обладает уникальными личностными чертами:

 

· Служение

 

В России свое право на участие в гражданской жизни может заслужить лишь тот, кто доказал его жертвенным служением. Всякого рода «гражданский активизм» пользовался в народе недоверием, воспринимался, как попытка построить собственную карьеру – не одобрялся, но поддерживался или, во всяком случае, не препятствовался. Напротив готовность пожертвовать собственными интересами ради общих всегда одобрялось, но редко поддерживалось. Это один из парадоксов российской гражданственности. Мало кто вступился за А. Сахарова и Б. Пастернака, но где-то в «глубине души» многие их поддерживали. Напротив, какой-нибудь Иван Иванович, выдвигающий свою кандидатуру в многообразные общественные сферы, «за глаза» всеми осуждается, но публично получает полную поддержку. Российский герой гражданственности – это всегда одиночка, крайне редко имеющий официальную поддержку и вынужденный подтвердить свою гражданственность готовностью служения. Служения в том смысле, как о нем писал Семен Франк: «Жизнь, как наслаждение, власть, богатство, как упоенность миром и самим собой, есть бессмыслица; жизнь, как служение, есть Богочеловеческое дело и, следовательно, всецело осмысленна.»[3]. В России имеет цену только то гражданское служение, которое составляет Ваш смысл жизни, подтверждено личностными жертвами и не имеет скрытых корыстных побуждений.

 

· Подвижничество

 

Жизнь, посвященная общественному служению в России – это не героический акт, а каждодневное упорное восхождение, личностное самосовершенствование. Гражданское общество в России нельзя разбудить только яркой публичной проповедью или смелым гражданским поступком. Обществу как бы требуется доказательство, что единожды взятая на себя ответственность за общие интересы это не случайный порыв, а осмысленная готовность, даже при столкновении с трудностями, последовательно год, за годом отстаивать эти интересы. Поэтому все процессы в российском гражданском обществе при внешней быстрой изменчивости, внутренне переменяются очень медленно. А.И. Солженицыну или А.Д. Сахарову потребовались десятилетия подвижнического отстаивания гражданских ценностей, но и даже после всеобщего признания оценены не столько их идеи, сколько их собственный подвижнический образ гражданского служения.

 

· Поэтичность[4]

 

Н. Некрасов ввел в оборот формулу: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», а Е. Евтушенко создал другую формулу: «поэт в России больше чем поэт». В действительности если ты хочешь быть российским гражданином, то ты обязан быть поэтом. Не в смысле мастерства рифмованья, а в том смысле, что должен быть способен поэтизировать действительность, увидеть прекрасное в том, что образует повседневную обыденность. Эстетический идеал, чувство гармонии и возвышенности укоренено в русской культуре как один из основных критериев истинного. В знаменитой метафоре выбора веры на Руси именно эстетический идеал православия оказался решающим аргументом в его пользу. В русской гражданской жизни, как это ни парадоксально, эстетический идеал, совмещающий в себе простоту естественности с возвышенностью идеала, может сыграть решающее значение. В этом смысле образцом гражданственной поэтичности можно назвать творчество Булата Окуджавы, его влияние на гражданские настроения в стране в годы «застоя» трудно переоценить.

Русский философ Иван Ильин, автор одной из самых актуальных и современных теорий российской государственности, автор многих острых публицистических и философских произведений называл себя созерцающим поэтом и говорил о том, что только поэзией можно коснуться «сокровенной правды мира», воспринять, что «существенно как хлеб жизни и драгоценно, как откровение».[5]

 

 

· Сострадание

 

На Руси всегда опасались фанатов чистых идей, рыцарей отвлеченных добродетелей. Только искреннее сострадание к «маленькому человеку» вызывает доверие и отзывчивость в русской душе. Гражданская ответственность, без сострадания не напрасно устрашала русский мир – именно власть, лишенная сострадания принесла на русскую Голгофу миллионы человеческих жизней. Подлинной русской гражданственностью обладали всегда те, кто сочетал в себе сострадание и поэтический дар А. Пушкин, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, С. Есенин, В. Шукшин, В. Высоцкий, В. Астафьев и многие другие.

 

Уровни гражданственности

Гражданственность это не только потребность в активном участии в гражданской жизни и подготовленность к подобному участию, но и сам процесс гражданской участия. Процесс гражданского участия зависит уже не только от самого гражданина, но и от той ситуации с гражданским обществом, которая складывается в каждой конкретном случае.

Следует выделить три уровня участия:

· Номинальная гражданственность – гражданское участие ограниченное формальными гражданскими требованиями;

· Партисипативная гражданственность – определяется активным участием в жизни гражданского общества, с ориентацией на социальные ценности и общественные добродетели;

· Идеальная гражданственность – гражданское служение, определяется духовно-нравственными потребностями личности.

 

 

Номинальная гражданственность

Номинальная гражданственность отражает формально-политический аспект участия в гражданской жизни. Гражданин выполняет те обязанности, которые защищаю его гражданский статус от поражения в правах или от негативной гражданской репутации. Гражданин на данном уровне участия вовремя получает паспорт, платит налоги, выполняет все нормативно закрепленные гражданские обязанности. В случае необходимости, например оказываемого политического давления, гражданин участвует в избирательных процессах, заявляет свою гражданскую позицию.

Однако на данном уровне участия гражданин не активно пользуется своими гражданскими правами, не проявляет инициативы и формально подходит к исполнению гражданских обязанностей.

При определенном уровне развития гражданского общества, например в условиях автократии, номинальная гражданственность может даже поощряться государством.

 

Партисипативная гражданственность (гражданственность участия)

 

Этот тип гражданственности в наибольшей степени соответствует обществам с развитой либеральной демократией. В современной Европе политика вовлечения граждан в активное гражданское участие одно из ведущих направлений всей социальной политики.

Такое участие предполагает проявление гражданами различных форм гражданской активности:

· продвижение и реализация общественных инициатив;

· участие в процессе принятия решений на разных уровнях власти;

· активное электоральное (избирательное) поведение;

· миротворчество, преодоление общественных конфликтов;

· правовая защита, борьба с неравенством и дискриминацией;

· организация самоуправления, демократизация общественных отношений;

· благотворительность и добровольческая деятельность;

· социальный контроль.

При партисипативной гражданственности общество и государство распределяют между собой ответственность в деле организации общественной жизни.

Однако партисипативная гражданственность практически не влияет на фундаментальные принципы государственной политики. Например, никакая активная гражданственность в США не повлияла на политику вовлечения страны в многочисленные военные конфликты – ни Вьетнам, ни Ирак, ни Югославия не были защищены от вторжения усилиями общественности.

Более того, в принципиальных политических вопросах партисипативная гражданская активность «перенаправляется» вовне, легко вовлекается в международные конфликты – пример тому различные цветные революции.

Партисипативная гражданская активность решает проблему повышения качества жизни населения, усиление его социальной ответственности, но не способна выйти на равносильный диалог с государственной властью.

Более того, практика западных демократий оказывать значительную финансовую государственную помощь институтам гражданского общества значительно ослабляет их протестный потенциал и ограничивает автономию.

Таким образом, партисипативная гражданственность, не имеет прямого отношения к политической жизни и в большей степени влияет на уровень и качество жизни населения, прежде всего в местных сообществах.

 

Идеальная гражданственность

 

Идеальная гражданственность основывается на духовно-нравственных потребностях и ориентируется в своем осуществлении на высшие идеи – добра, справедливости, милосердия, равенства, всеобщего блага и нравственной ответственности.

Подчиненность указанным нравственным основаниям человеческого бытия требует не просто активного участия, а самоотверженного служения.

В России развивается именно такой тип гражданского служения, поскольку партисипативная гражданственность у нас никогда не имела даже иллюзорных границ с государственной властью и всенепременно сращивалась с ней полнейшим образом.

Только идеальная гражданственность у нас способна оставаться вообще гражданственностью и влиять на общественно-государственный диалог.

Всякий, кто встал в России на путь гражданского служения, должен быть уверен в своей готовности жертвенно отстаивать гражданские убеждения и идеалы.

В то же время принцип служения, то есть принцип принятия на себя большей ответственности единственный принцип сохранения российского общества. Во многом подобное отношение к своей личностной миссии сформировалось в русской культуре под влиянием православия. Когда А. Солженицын описывает в «Архипелаге ГУЛАГ», те бесчинства, которые творили чекисты, то он задается вопросом, а мог ли он оказаться на их месте и честно отвечает, что мог бы, и находит в тайных движениях своей души много того, что могло бы привести его иное от «арестантского» положение. Русский философ Сергий Булгаков, сравнивая русскую и западную культуры, говорит о том, что для Запада и для той русской интеллигенции, которая подражает Западу, характерен героизм, то есть борьба с внешним злом. Для православного миропонимания – это борьба со злом внутренним: «Христианское подвижничество есть, прежде всего, максимализм в личном отношении, в требованиях, предъявляемых самому себе».[6] Служение всегда предполагает стремление к собственному совершенствованию, к самопознанию, к поиску причин общественного неустройства в собственных душевных настроениях. И тогда служение другим воспринимается не столько как «барское благодетельствование», а как полный смирения и мужества путь духовного возрастания.

Современный французский философ, социолог Эмманюэль Тодд[7], анализируя место современной России в геополитической картине мира, пишет о ее потенциальных преимуществах: «…На Кавказе Россия демонстрирует, что она еще может взимать кро­вавую дань со своего народа и пользуется при этом под­держкой электората. Эта способность является тем военным ресурсом социального и психологического типа, который Америка с развитием доктрины войны без по­терь сегодня окончательно утрачивает». Тодд, как и многие западные критики России, совершенно не понимают, что сила России не в безвольности и глупости народа, управляемого хитрым и жадным правительством. Сила русского народа - в его способности утверждать свою любовь силой жертвенного служения, в способности совершать, с точки зрения западного обывателя, безумные поступки – без всякой прямой выгоды, без ожидания славы и почета, только силой любящего сердца жертвовать собой ради других. И на этой силе взращивается идеальная гражданственность.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...