Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Функциональные стили современного русского литературного языка (1 час)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

профессор____П.Б.Акмаров

«____»____________2015 г.

 

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Методические указания для студентов заочной формы обучения

 

Составители:

Е.А.Торохова

Ф.Н. Поносов

 

 

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Ижевск

 

 

УДК 811.161.1

ББК 81.2-7

Р 89

 

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № ____ от « » 2015 г.

 

Составители:

Е.А.Торохова – к.филол.н., доцент кафедры философии

Ф.Н. Поносов – д.ф.н., профессор кафедры философии

 

 

Рецензент: С.Г.Шейдаева - доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, теоретической и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

 

 

Р 89 Русский язык и культура речи: метод. указания для студентов заочной формы обучения / сост. Е.А Торохова, Ф.Н. Поносов.– Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. – 50 с.

 

В методических указаниях представлены ключевые темы курса, выделены основные вопросы каждой темы, обозначены темы контрольных работ, варианты тестовых заданий, предложена литература для подготовки. Методические указания предназначены для студентов по программам подготовки бакалавра и специалиста заочной формы обучения.

 

УДК 811.161.1

ББК 81.2-7

 

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015

© Торохова Е.А., Поносов Ф.Н., сост., 2015

  СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И ИХ АННОТАЦИИ……………………………..………… 4
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ………………………………………………….. .6 Тема 1. Нормы современного русского литературного языка…….… …...6
Тема 2. Стили современного русского литературного языка …………….8
Тема 3. Структура речевой деятельности. Речевое общение. Культура ораторской речи…………….…..………………………...……...10
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ……………………………………………………….…………. 12

 

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ………………………………………...13
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ……………………………………………………….17
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………… 38
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….42 ПРИЛОЖЕНИЕ А. …………..……………………………………………….. . 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. …………………………………………..………………… 48
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Развитие России как демократического, правового государства с рыночной экономикой, принятие Федеральной целевой программы «Русский язык» предъявляют повышенные требования к речевой культуре выпускников вузов, будущих специалистов.

Задачи, которые призвана решать дисциплина «Русский язык и культура речи» в вузах, имеют комплексный характер. Они обусловлены как необходимостью повышения собственно лингвистической компетенции студентов (знание литературного языка, его форм, стилей, основных единиц языка и законов их взаимосвязи), так и необходимостью развития речевых навыков, позволяющих успешно решать профессиональные и социальные задачи, стоящие перед будущими специалистами. Кроме того, дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет большое воспитательное значение, поскольку уважительное отношение к национальному языку, его традициям и нормам гармонизирует личность, повышает самооценку, побуждает уважительно относиться к себе и другим людям.

Целью курса «Русский язык и культура речи» является повышение уровня общеязыковой культуры будущих специалистов, что предполагает развитие умения грамотно, точно, логично выражать мысли, строить речь с учетом ситуации и цели общения, соблюдая нормы современного литературного языка. Программа курса нацелена также на формирование и развитие у будущих специалистов, участников профессионального общения, навыков и умений, необходимых для установления межличностного контакта в социально-культурной, профессиональной (учебной, научной, производственной и др.) сферах и ситуациях человеческой деятельности.

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И ИХ АННОТАЦИИ

Тема 1. Предмет, задачи и основные понятия курса «Русский язык и культура речи» (1 час)

Русский язык в современной социальной и культурной парадигме. Роль русского языка в современной системе образования. Литературный язык, его черты: нормативность, кодифицированность, полифункциональность, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка. Основные признаки литературного языка. Нормативный аспект культуры речи. Аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, этический. Правильность речи. Языковая норма.

Тема 2. Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические, акцентологические, лексические, морфологические, синтаксические (2 часа)

Орфоэпические и акцентологические нормы (произношение, акцент, интонация). Лексические нормы. Понятие лексической сочетаемости. Лексический состав русского языка. Иноязычная лексика. Понятие точности высказывания. Лексическая сочетаемость и нарушение ее правил. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Тавтология, плеоназм. Паронимы, синонимы, омонимы, антонимы, их стилистические возможности. Морфологические нормы современного русского литературного языка. Трудности в определении рода существительных. Род аббревиатур. Особенности склонения имен собственных. Существительные склоняемые и несклоняемые. Предложно-падежные конструкции и ошибки, связанные с их употреблением. Трудные случаи употребления числа и падежа. Трудные случаи употребления имён существительных. Имя собственное и нормы его употребления. Имя прилагательное и нормы его употребления. Имя числительное и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений. Употребление форм русского глагола. Синтаксические нормы и культура речи.

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Нормы современного русского литературного языка (2 часа)

Цель – усвоить основные нормы русского литературного языка.

Практические задания

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ктуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…л…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, д…ертация, г…раж, р…скошный, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, энтуз…азм, ар…ергард, пер…он, су…огат, к…росин, б…т…рея, к…мпания (друзей), к…мпания (предвыборная), к…мпетенция, сакв…яж, тр…котаж, тр…туар, д…сант, …ляповатый, ге…заметр, ш…ренга, эксп…нат.

 

Задание 2. Определите произношение Е или Ё в словах:

Истекший срок годности, новорожденный, лососевый, истекший кровью, желчь, острие, оседлый, афера, опека, никчемный, завороженный.

Задание 3. Расставьте ударения в следующих словах.

Газопровод, сливовый, досуг, дремота, знамение, догмат, древко, ломоть, мусоропровод, мышление, пасквиль, духовник, приданое, свекла, ходатайство, щавель, ишиас, еретик, гастрономия, донельзя, генезис, диспансер, мастерски, жизнеобеспечение, камбала, иконопись, квартал, некролог, нефтепровод, искра, кожух, колосс, пуловер, партер, премирование, пурпур, лассо, столяр, христианин, экслибрис, свекольный, торты, августовский, форзац, ядровый, осведомить, исчерпать, арахис, бунгало, сабо, флюорография, фетиш, шарфы, зубчатый, трубчатый, агрономия, ветеринария, зоотехния, ревень, мытарства, мозаичный, банты.

Задание 4.Выявите и откорректируйте речевые ошибки.

(1) Мне нужно замотивировать людей на производство. (2) Это сделано по германской технологии. (3) Это явно дефект воспитания. (4) Недостоверные факты должны настораживать. (5) Это вне сферы моей компетентности. (6) Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. (7) Урожайность с га будет повышена за счет внесения удобрений. (8) Состоялся форум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. (9) Наши главные приоритеты связаны с внедрением инноваций. (10) К сожалению, мы не в состоянии составить конкуренцию столичным вузам. (11) Ему предоставлен полный карт-бланш. (12) Он кивнул головой в ответ. (13) Увеличение товарооборота с финансовой точки зрения уменьшает объем капитальных вложений. (14) На кафедре принято аналогичное решение. (15) Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов.

Задание 5.Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением:

а) фразеологизмов, б) устойчивых оборотов:

а) Чего там есть? Супа-то кот поплакал. Авария на нефтебазе оказала вред окружающей среде. Нечего биться головой об лед. Тесть попался на дешевую удочку рекламы. Положив руку на сердце, хочу сказать. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Под лежачим камнем вода не течет. Как кильки в банке.

Задание 6. Определите род несклоняемых существительных иноязычного происхождения.

Авеню, бигуди, Гоби, Дели, Замбези, кенгуру, конферансье, кофе, купе, леди, меню, Миссисипи, Сочи, евро, сабо, салями, сулугуни, танго, импресарио, кабальеро, кюре, мафиози, пони, какаду, фойе, фрау, хинди, цеце, шимпанзе, бикини, бунгало, портье, рантье, рефери, Токио, Хельсинки, Баку, варьете, виски, видео, жалюзи, зеро, макраме, пенсне, ранчо, сомбреро, шасси, шоссе, шоу.

Задание 7. Просклоняйте в творительном падеже числительные:

5679, 665, три студента, полтора килограмма, одна целая двадцать четыре сотых, трое студентов, шестьдесят пять процентов, сто сорок пять человек,

две пары сапог.

Задание 8. Закончите предложения, раскрывая скобки и употребляя следующие фамилии в нужном падеже. Аргументируйте правильность своего решения.

(1) Мы хорошо знаем имена известных российских и зарубежных писателей: (Владимир Короленко, Александр Блок, Константин Бальмонт, Агния Барто, Александр Дюма, Бернард Шоу). (2) Зрители высоко ценят талантливых актёров: (Вячеслав Шалевич, Галина Польских, Владимир Этуш, Сергей Никоненко). (3) Стоит побывать на концертах: (Иосиф Кобзон, Валерий Меладзе, Елена Воробей, Гедеон Кремер, Елена Степаненко и Евгений Петросян). (4) Убедительно звучат в судах речи известных современных адвокатов: (Генри Резник, Генрих Падва, Карина Москаленко).

Задание 9. Согласуйте форму сказуемого с подлежащим.

В забастовке (принимать) участие 32 авиадиспетчера. Полгорода (остаться) без света и газа. С участка (собрать) 22 ведра картофеля. В селе (жить) большинство местных избирателей. Часть абитуриентов (оказаться) выпускниками столичных математических школ. Ряд специалистов, представляющих ведущие исследовательские центры страны, еще вчера (прибыть) в зону бедствия. Большинство (решить) не дожидаться помощи, а двигаться в сторону населенного пункта.

Задание 10. Найдите ошибки в употреблении деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.

(1) Уехав из Вятки, меня долго мучило воспоминание о Родионе. (2)Войдя в трамвай, неожиданно пошёл дождь. (3) Взяв её под руку, они пошли вместе. (4) Поработав полгода, отца перевели на другую стойку. (5) Войдя в лес, солнце уже село. (6) Увидев её мельком, она ему показалась ещё лучше. (7) Осмотревшись в Москве, взгляд Голицына остановился на Дмитрии Павловиче. (8) Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках.

Задание 11. Исправьте ошибки в употреблении предлогов.

Предоставить Сергеевой Л. М. неоплачиваемый отпуск согласно личного заявления. Он часто теряет свои вещи благодаря своей рассеянности. Из-за эффективного лечения больной быстро поправился. Благодаря мне ты опоздала на лекцию. Из-за своей скромности он никому не расскажет о своем успехе. Школьники не посещали школу за счет сильных морозов. В целях повышения квалификации его направили на курсы. Мы прибыли с целью оказания помощи.

Задание 12. Объясните ошибки, связанные с управлением.

Уделите внимание за здоровье. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе. Заведующий больницы встретил нас «прохладно». Читатели нашей газеты уделяют большое внимание на рубрику «Мир глазами путешественника». Для абитуриента, желающего учиться в университете, надо будет знать и английский язык.

Тема 2. Стили современного русского литературного языка (2 часа)

Цель-закрепление теоретических вопросов о стилях речи, отработка навыков лингвостилистического анализа текста.

Практические задания

Задание 1. Образуйте устойчивые словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, добавив к первой группе существительных соответствующие прилагательные, ко второй группе существительных – необходимые глаголы:

а) приговор, срок, лицо, дети, ответственность, действия, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок, рассмотрение;

б) приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, недоделки, дисциплина, совещание, перестройка, обязанности, обследование, меры.

 

Задание 2. Прочитайте шуточный приказ, составленный К. И. Чуковским. На чем основан его юмористический эффект? Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работе и указав факт и меру поощрения.

Приказ

Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 Марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…

 

Задание 3. Напишите заявление о предоставлении академического отпуска по болезни.

 

Задание 4.Прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность на получение вашей заработной платы в связи с Вашим отъездом в командировку.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

 

Задание 5. Для поступления на интересующую Вас работу составьте резюме.

Задание 6. Напишите автобиографию.

 

Задание 7.Прочитайте языковые обороты, взятые из деловой корреспонденции. Предложите более короткую запись этих оборотов без потери информативности.

Абсолютно новый документ; собранные вместе материалы; продолжающиеся далее инциденты; сотрудничать вместе с Вами; каждый в отдельности считает, что…; приложенное при этом заявление; точно совпадающие данные; повторите снова Ваше предложение; все еще остается не решенным; я прошу вас.

Задание 8. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.

А. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются.

Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.

Б. Американский писатель Уэйн Б. Егер даже книгу выпустил «Техника профессионального карманника», которая стала настоящим бестселлером в США. Еще бы ведь в Нью-Йорке ежегодно от щипачей страдает полмиллиона людей. Автор утверждает, что карманное воровство не только простое и выгодное, но также и достаточно безопасное занятие. В России этот вид кражи относится к разряду трудно раскрываемых преступлений. Тем не менее полиция продолжает бороться с любителями порыться в чужих карманах, сумках, кошельках. Уголовный кодекс РФ не либеральничает с преступниками. В нем есть сто пятьдесят восьмая статья предусматривающая максимальное наказание до трех лет лишения свободы, а если преступление совершено ранее судимым или организованной группой - до десяти лет.

В. Наиболее бросающееся в глаза изменение научно-технического потенциала в России в ходе реформ - это его резкое сокращение за счет падения государственного финансирования объемов работ и соответственно уменьшение числа занятых в сфере науки и научного обслуживания. Сокращение это происходит неравномерно в разных секторах разных категориях работников разных специальностях, но сам факт крупных кадровых потерь российской науки очевиден и наглядно демонстрируется данными статистики. Вопрос не в доказательстве этого обстоятельства, а в его оценке Мнения высказываемые по данному поводу разноречивы.

Задание 9.На научное произведение (по выбору) дать аннотацию, написать реферат, отзыв, рецензию. При выполнении упражнения необходимо помнить, что: аннотация - краткая характеристика, обобщенное описание научного текста; реферат- это композиционно-организованное, обобщенное изложение содержания источника информации с выводами референта; рецензия - письменный разбор научного текста, предполагающий комментирование основных положений, выражение своего отношения к постановке проблемы, обобщенную аргументированную оценку, выводы о значимости работы; отзыв - самая общая характеристика текста без подробного анализа, но с практическими рекомендациями референта.

Задание 10.Подберите антонимы в официально-деловом стиле к следующим терминам:

Государственное предприятия, заключение договора, регистрация брака, истец, кормилец, поставка товара, нести ответственность.

Тема 3. Структура речевой деятельности. Речевое общение.Культура ораторской речи (2 часа)

Цель- закрепление теоретических знаний основ речевого общения, формирование коммуникативной компетенции, обучение студентов составлению текстов выступлений, овладение культурой речи.

Практические задания

Задание 1. Дайте толкование каждому фразеологизму. В каких ситуациях они могут быть использованы?

Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, пялить глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос.

Задание 2.К какому виду общения (светское, дружеское или деловое) относятся следующие речевые ситуации. Назовите цели в каждом виде общения.

а) телефонный разговор матери с сыном по поводу успехов в школе;

б) беседа однокурсников о прошедшей сессии;

в) разговор с незнакомым человеком в купе поезда;

г) диалог между молодыми мамами, гуляющими с детьми в парке.

Задание 3. Определите, к какому виду общения относится данный диалог или высказывание. Назовите, какие цели реализуются в каждом виде общения.

а) - Привет! Отлично выглядишь!

б) - А у вас есть такие сапоги на размер меньше?

в) - Выходи за меня замуж!

г) - Привет! Сегодня совещание в 15.30. Помнишь об этом?

д) - Давно вы здесь отдыхаете?

е) - Сегодня прекрасная погода для рыбалки!

ж) - Хорошая погода! Пойдем на речку!

з) - А там очередь большая, поэтому возьми с собой что-нибудь почитать. Могу тебе дать свежий журнальчик!

Задание 4. Подтвердите или опровергните пословицы:

- Речь вести - не лапти плести;

- У кого что болит, тот о том и говорит;

- Правду говорить - друга не нажить;

- От родного слова да навек ссора;

- В гостях хорошо, а дома лучше;

- Ласковое слово и кошке приятно;

- Слово не воробей, вылетит не поймаешь;

- Яблочко от яблоньки недалеко падает;

Выступления по пословицам: сначала необходимо своими словами объяснить смысл пословицы, затем вспомнить или придумать случай, кото­рый иллюстрировал бы или опровергал смысл пословицы, подобрать аргу­менты, если можно - привести случай из жизни, сделать понятный вывод. Выступление должно носить убеждающий характер. Продолжительность выступления - от 1 до 2 минут.

Например: Детки - радость, детки - горе. Возможный тезис убеждаю­щего характера: Все дети неизбежно и радуют и огорчают своих родителей и др.

Задание 5. Подготовьте и проведите дебаты на интересующую вас тему:

- Надо ли вводить единый экзамен «школа-вуз»?

- Способна ли тюрьма исправить?

- Можно ли победить преступность?

- Можно ли победить наркотики?

- Нужна ли реформа русского языка?

- Может ли вера в Бога обеспечить нравственность в обществе?

- Как помочь бездомным?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Выполнение контрольной работы начинается с выбора темы. Тематика контрольной работы приведена ниже и содержит ключевые проблемы культуры речи. Студент выбирает тему строго из приведённого списка самостоятельно, с учётом личного интереса и имеющейся литературы. Написание контрольной работы следует начинать с поиска и изучения литературы, причём рекомендуется использовать не только учебники, но также научную и популярную литературу по культуре речи. Тема должна быть раскрыта последовательно – в соответствии с оглавлением, пункты оглавления должны быть повторены в тексте. При написании контрольной работы необходимо проявлять самостоятельность, поэтому не допускается использование готовых компьютерных вариантов контрольных работ. Особое внимание следует уделить оформлению контрольной работы. Желательно сдавать контрольную работу в компьютерном варианте, а не рукописном. Формат бумаги А 4. Объём 12-15 страниц, шрифт 14, через полтора интервала, поля зеркальные – слева, справа, сверху, снизу – 2см. Студент должен обратить внимание на правильное оформление титульного листа, оглавления и списка литературы (смотрите образцы оформления в приложениях). Контрольная работа сдаётся методисту. Студент, не сдавший контрольную работу, к экзамену (зачёту) не допускается. К контрольной работе должны быть приложены выполненные и оформленные тестовые задания, которые даны по вариантам. Каждый вариант состоит из 20 заданий. Номер варианта определяется по последней цифре номера студенческого билета. Образец:

последняя цифра 1, 2 – вариант 1; 3, 4 – вариант 2; 5, 6 – вариант 3; 7, 8 – вариант 4; 9, 0 – вариант 5.

Ответы на тесты должны быть в открытой форме, т.е. полным ответом. Например: определите лексическое значение слова «аншлаг».

a) первое выступление артиста на сцене

b) повышенный интерес

c) реклама какого-либо зрелищного мероприятия

d) объявление о том, что все билеты проданы

Ответ: лексическое значение слова «аншлаг» - объявление о том, что все билеты проданы.

В конце работы рекомендуется написать свой вариант, и выписать буквами выбранные ответы. Образец: 1а, 2б, 3 г и т.д.

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Основные понятия культуры речи.

Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятность, чистота и выразительность речи.

Формы существования языка.

Язык существует в двух формах: письменной и устной. Необходимо проследить исторический аспект возникновения этих форм, пути их развития и взаимодействия, и принципы сосуществования на современном этапе.

Языковые нормы русской речи.

В работе необходимо охарактеризовать грамматические, лексические и орфоэпические нормы.

Проблема экологии слова.

Прежде всего необходимо определиться с понятием чистоты речи на уровне орфоэпических норм и словоупотребления, выяснить оправданность употребления языковых форм на стилистическом уровне.

Средства выразительности речи.

Нужно сказать о значении средств выразительности и охарактеризовать каждое из этих средств.

Виды делового общения.

К таковым относят: беседу, переговоры, выделяя при этом особенности телефонного общения.


Невербальные средства общения.

Следует обратить внимание на особенности этих средств и их взаимодействие с вербальными (лингвистическими).

28. Служебная документация и правила ее оформления.

Работу можно начать с характеристики официально-делового стиля русского языка, затем представить типы служебных документов.

29.Особенности языка рекламы.

Эти особенности связаны с целями и задачами рекламирования, видами и средствами распространения рекламы.

Культура разговорной речи.

Понятие, особенности, стилистика; условия успешного общения; коммуникативные цели, речевые стратегии, тактика и приемы; жанры и этика речевого общения и этикетные формулы речи.

Культура ораторской речи.

Роды и виды ораторской речи; роль функциональных стилей; функционально-смысловые типы речи; подготовка речи и выступление.

Культура деловой речи.

Общая характеристика официально-деловой письменной и устной речи; языковые нормы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ВАРИАНТ 1

1. Грамматические нормы в употреблении предлогов не нарушены в предложениях …

a) Вследствие проведённых мероприятий улучшилось качество продукции.

b) Ввиду ожидаемых заморозков посевные работы отменяются.

c) На предприятии немало сделано по повышению производительности труда.

d) Благодаря низкого качества строительных работ значительное время уйдёт на устранение неполадок.

 

2. Для выражения благодарности в служебно-деловом общении исполь зуются речевые формулы …

a) Позвольте выразить нашу признательность за …

b) Разрешите поблагодарить Вас за …

c) Будьте добры, передайте …

d) Можем ли мы рассчитывать на вашу помощь?

 

3. При составлении письма-просьбы используются стандартные языковые формулы …

a) Обращаемся к Вам с просьбой …

b) Убедительно прошу решить вопрос о …

c) Ставим Вас в известность о том, что …

d) Довожу до Вашего сведения, что …

 

4. К числу необязательных (на усмотрение соискателя) разделов резюме относятся …

a) сведения о физических данных соискателя;

b) отличия и награды, учёные степени;

c) наименование вакансии, на которую претендует автор резюме;

d) сведения об образовании и имеющемся опыте работы.

 

5. Знаки препинания расставлены верно в предложениях …

a) Киты, после того как набирают в себя воду, выбрасывают её фонтаном вверх.

b) Когда Каштанка проснулась, было уже совсем светло и с улицы доносился шум.

c) Человек должен, хотя бы раз испытать себя в трудном деле.

d) Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы вышли, и куда нужно вам идти.

 

6. Юбилейная речь является жанром ______________ красноречия

a)социально-бытового;

b)социально-политического;

c)духовного;

d)академического.

 

7. Ударение падает на третий слог в словах, представленных в рядах …

a) бюрократия, апостроф;

b) приговор, развитой;

c ) ходатайство, алкоголь;

d ) феномен, закупорить.

 

8. Верно указано произношение обоих слов в ряду …

a) юри[с]консульт, конста[т’]ировать;

b) юрис[т]консульт, конста[т’]ировать;

c) юри[с]консульт, конста[нт’]ировать;

d) юрис[т]консульт, конста[нт’]ировать.

 

9. Одна и та же буква пишется во всех словах, представленных в рядах …

a) мальч..нка, камыш..вый, трущ..ба;

b) непр..ходящие (ценности), пр..забавный, пр..рогатива;

c) пр..вилегия, пр..зентабельный, пр..емственность (поколений);

d) сгущ..нка, парч..вый, расч..ска.

 

10. Грамматически правильно построены предложения …

a) Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.

b) О великой силе любви Орфея и Эвридики рассказывается в книге «Мифы Древней Эллады», составленной А. И. Немировским.

c) Переводя текст, мне понадобился словарь.

d) Это был самый ужаснейший поступок в его жизни.

 

11. В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

a) дух времени;

b) висеть над душой;

c) давать задний ход;

d) хоть лоб расшиби.

 

12. Речевая ошибка, связанная с неправильным употреблением слова, обнаруживается в предложении …

a) Большая половина территории Тургайской впадины расположена в степной полосе.

b) В настоящее время катастрофически быстро идёт утрата и многих местообитаний, и видов живых организмов.

c) Ещё на заре человеческого общества существовали определённые ограничения на добывание зверей, птиц, рыб.

d) Беспечное и неразумное отношение людей к животному и растительному миру привело к исчезновению многих видов.

 

13. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся …

a)приветствие;

b)обращение;

c)извинение;

d)коммуникативное состояние говорящего.

 

14. Правильные формы родительного падежа множественного числа существительных использованы в словосочетаниях ряда …

a) пара чулок, нет носков;

b) килограмм помидор, ящик мандарин;

c) триста грамм, пять гектар;

d) много грузинов, жить среди болгар.

 

15. Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях …

a) влить полтора стакана воды;

b) приблизиться к полутораста тысячам километров;

c) ограничиться полторастами экземплярами;

d) прочитать около полуторасот страниц.

 

16. Частица не пишется в предложениях …

a) Взялась за роли потруднее, да и провалилась, – пороху н.. хватило!

b) Кто н.. едал розового, румяного, томлённого в крестьянской печке молока?

c) Всё, что про меня печатают, есть н.. что иное, как пустая сказка.

d) Куда н.. посмотришь, ничего не увидишь, кроме необозримых степей.

 

17. Грамматически правильно построены словосочетания …

a) в городе Петропавловске-Камчатском;

b) над селом Красная Горка;

c) к городу Великие Луки;

d) в городе Суздаль.

 

18. Нормы управления нарушены в предложениях …

a) Жизнь полна неожиданностями.

b) Народ, ущемленный правами, живет очень бедно.

c) Хотелось бы подтвердить эти прогнозы на фактах.

d) Мне кажется, что развала страны можно было избежать.

 

19. Правильные формы превосходной степени прилагательных представлены в рядах

a) добрый – наидобрейший;

b) плохой – худший;

c) важный – менее важнейший;

d) опасный – наиболее опаснейший.

 

20. Жанры официально-делового стиля названы в рядах …

a) справка, договор, приказ;

b) докладная записка, заявление, доверенность;

c) реферат, очерк, лекция;

d) аннотация, тезисы, памфлет.

 

 

ВАРИАНТ 2

1. Объектом современной риторики (в широком смысле) является (-ются)

a) любые разновидности речевой коммуникации;

b) только искусство подготовки публичной речи;

c) только мастерство спора;

d) только искусство беседы.

 

2. Каждый участник коммуникации обязан с уважением относиться к личности собеседника. В этом заключается суть принципа …

a) равной безопасности;

b) децентрической направленности;

c) кооперации;

d) вежливости.

 

3. В конце выступления следует …

a) сделать обобщающий вывод;

b) поблагодарить аудиторию за внимание;

c) извиниться по какому-либо поводу;

d) вспомнить что-либо дополнительно.

 

4. Включение элементов диалога в монолог оратора именуется …

a) диалогизацией;

b) вопросно-ответным единством;

c) авторизацией;

d) приёмом провокации.

 

5. К психологическим аргументам относятся …

a) аргументы к публике;

b) ранее доказанные положения;

c) статистические данные;

d) теоретические положения и выводы.

 

6. Неправильные формы творительного падежа числительных использованы в рядах …

a) пятистами девяностами двумя;

b) восемьюста сорока четырьмя;

c) шестьюстами пятьюдесятью пятью;

d) тысячью двумястами тридцатью тремя.

 

7. Архаизмом является слово …

a) отрок;

b) урядник;

c) беспредел;

d) виртуальный.

 

8. Перед союзом как запятая ставится в предложении …

a) Здесь всё ещё выступала на земле соль и белела на дороге как снег.

b) Уже в «Повестях Белкина» Пушкин выступает как замечательный мастер сюжета.

c) Постарайтесь выполнить эту работу как можно быстрее.

d) С тех самых пор он как в воду.

 

9.Форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей информации, именуется …

a) ретроспекцией;

b) проспекцией;

с) интеграцией;

d) композицией.

 

10. Деепричастный оборот употреблён верно в предложении …

a) Все вдруг засуетились, загрохотав стульями.

b) Смешивая порошки железа и серы, новые вещества при этом не появляются.

c) Почувствовав, что он поступил нехорошо, на душе его возникла какая-то тяжесть.

d) Придя на собеседование, мне предложили заполнить анкету.

 

11. Речевая ошибка обнаруживается в предложении …

a) Игра актера вызвала у зрителей не только смех, но и сочувствие.

b) Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны.

c) Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высоко

d) Лишь созданием заповедников и других типов охраняемых территорий нельзя остановить деградацию природы.

 

12. Слитно пишутся все слова в рядах …

a) (полу)кислое яблоко, бороться (в)рукопашную;

b) (Восточно)американское побережье, (в)следствие болезни;

c) проехать (пол)Европы, уйти (по)одиночке;

d) приехать (за)долго, прыгнуть (с)ходу.

 

13. Ошибочным является утверждение, согласно которому …

a) словообразовательный словарь дает сведения о морфологических свойствах слова.

b) чтобы выяснить происхождение слова, надо обратиться к этимологическому словарю.

c) при уточнении лексического значения слова следует обратиться к толковому словарю.

d) словарь иностранных слов содержит сведения о лексическом значении и происхождении слов.

 

14. Нормы употребления предлогов нарушены в словосочетаниях …

a) согласно результатов эксперимента;

b) вопреки наступивших заморозков;

c) благодаря заботам матери;

d) согласно принятой резолюции.

 

15. В научных текстах широко используются слова, представленные в рядах …

a) значение, внимание, направление;

b) существуют, имеются, употребляются;

c) возможен, характерен, необходим;

d) приказываю, постановляет, уведомляем.

 

16. Речь, в которой значения слов и словосочетаний, употреблённых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами, называется …

a) точной;

b) логичной;

c) доступной;

d) выразительной.

 

17. Фрагмент текста относится к ______ стилю.

Экологическая популяция, являясь важной принадлежностью биогеоценоза, выст

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...