Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урегулирование политических конфликтов в условиях взаимозависимости конфликтующих сторон

Политический конфликт — особая форма социального (политического) взаимодействия, в котором действия одной стороны зависят от действий другой. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать общие (частично совпадающие) интересы. «Чистый конфликт, в котором интересы двух противников полностью противоположны, — особый случай; он применяется в случае войны до полного истребления... По этой причине «выигрыш» в конфликте не имеет строго состязательного смысла; это не победа, одержанная над врагом. Здесь подразумевается выигрыш относительно своей собственной системы ценностей, и его можно добиться путем переговоров, компромиссов, а также избегая поступков, наносящих обоюдный ущерб». Такую стратегию в конфликте Т. Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений. Наглядным примером подобных конфликтов являются «газовые» и «нефтяные» конфликты между Россией и Украиной (конец 2005 г.) и между Россией и Белоруссией (конец 2006 — начало 2007 г.). Взаимозависимость сторон в указанных конфликтах стала главным фактором, способствовавшим нахождению взаимоприемлемых компромиссов.

Особого внимания заслуживают разработанные Т. Шеллингомтеория сдерживания итеория ограниченной войны.Эти теории возникли на Западе в середине прошлого века, когда западные страны испытывали значительное давление со стороны СССР и всего социалистического лагеря. Сегодня сама Россия испытывает мощное давление со стороны расширяющегося НАТО, Европейского союза, Китая и других международных сил. Поэтому указанные теории могут применяться для решения определенных задач как по отдельности, так и в рамках единой стратегии конфликта. При этом сдерживание «столь же уместно между друзьями, как и между потенциальными противниками».

Основная идея (философия) предложенных Т. Шеллингом теорий состоит в том, что даже в самых сложных конфликтных ситуациях нельзя воспринимать противостоящую сторону в качестве абсолютного врага. Необходимо оставлять хоть какие-то шансы друг другу для нахождения компромиссов. При этом восприятие противоположной стороны, по мнению Т. Шеллинга, является более важным, чем логические рассуждения.

Понятие «враг» имеет глубинные корни. В архаичном обществе различные образы «врагов» давали представление о том, что представляет угрозу существованию группы (обществу). В христианстве понятие «враг» становится универсальным символом зла — «врагом рода человеческого». В период формирования национальной и «классовой» идеологии (Новое время) появляется понятие «враг народа» как один из способов национальной идентификации и массовой мобилизации. В сталинские времена в СССР на реальных и мнимых противников режима «навешивали» ярлык «враг народа».

В современной политике такая резкая поляризация, как «друг»-«враг», казалось бы, должна оставаться в прошлом, однако мы продолжаем оперировать этими архаичными категориями. По мнению К. Шмита, в определении понятия «политическое» одну из ключевых ролей играют категории «друг» и «враг»: «Специфически политическое различение, к которому можно свести политические действия и мотивы, — это различение друга и врага. Смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разъединения, ассоциации или диссоциации».

Для обозначения «высшей степени интенсивности соединения или разъединения» указанные категории могут использоваться, но они не являются политическими понятиями. Такая поляризация более характерна для тоталитарной идеологии и политики. Например, тоталитарные религии не приемлют промежуточных состояний: либо ты служишь богу, либо дьяволу — иного не дано. Иными словами, кто не верит и не молится так, как мы, — тот враг. В. И. Ленин, развивая теорию марксизма, выдвинул идею о том, что в классовой борьбе не может быть нейтральных людей. Сталинская политика довела эту идею до абсолюта: «кто не с нами, тот против нас», т. е. враг, а врагов принято уничтожать. Последствия такой дихотомии в идеологии и политике бывают весьма трагическими. Поэтому публичная политика старается не оперировать такими крайними категориями, как «друг»-«враг», а использует в соответствии с ситуацией «арсенал» промежуточных категорий.

Необходимо помнить, что даже в состоянии противоборства, кроме позиций «друг»-«враг», существует множество промежуточных состояний, например таких, как оппонент, противник, недруг и др.

Оппонент (от лат.opponens - возражающий) — лицо, имеющее противоположное мнение и выступающее с критикой в споре. Оппонировать — значит возражать, оспаривать чье-либо мнение. Следовательно, с оппонентом можно вести диалог: отстаивать свое мнение, уточнять позиции сторон, учитывать взаимные претензии, находить компромиссы и обоюдовыгодные соглашения.

Противник — дословно означает расположенный напротив кого-то, чего-то. Слово «противник» в русском языке имеет несколько значений: 1) человек, относящийся враждебно или негативно (отрицательно) к другому; 2) человек, стремящийся победить другого; 3) неприятель, враг. Но противник может быть врагом, а может и не быть им. Например, противник может быть и в дуэли, и в шахматной игре. Из приведенных определений следует, что с противником можно соревноваться, бороться, сражаться, т. е. доказывать свою правоту, свое преимущество в чем-либо, но его не обязательно уничтожать.

На основе анализа различных точек зрения можно сделать вывод, что существуют конфликты типа: «спор», «противоборство», «война». Возможны конфликтные ситуации, когда один и тот же конфликт может проходить стадииспор — противоборство — воина, и в зависимости от того, на какой стадии находится конфликт, стороны воспринимают друг друга как оппонентов, противников, врагов (табл. 3).

Таблица 3. Взаимозависимость динамики конфликта, субъективного восприятия сторонами друг друга и взаимных конфликтных установок

Тип конфликта (стадия развития) Спор Противоборство Война
Восприятие сторонами друг друга Оппонент Противник Враг
Конфликтная установка сторон Диалог, компромисс Соперничество, доминирование Уничтожение

Из табл. 3 следует, что от того, к какой категории — оппонент, противник, враг — отнесена противоборствующая сторона конфликта, во многом зависят и конфликтная установка сторон, и динамика развития конфликта, и методы ведения борьбы, и способы завершения конфликта. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо учитывать особенности этих дефиниций и адекватное их применение. Рассмотрим, как и в каких случаях применяются эти понятия.

Конфликт в своей динамике может проходить различные уровни (стадии) противостояния, как в сторону эскалации противоборства (спор — противоборство — война), так и в сторону снижения накала борьбы (война — противоборство — спор). Соответственно меняются и другие параметры конфликта (см. табл. 3). Такое свойство динамики конфликта можно использовать в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Для этого необходимо, например, конфликт типа «война» вначале перевести (трансформировать) в конфликт типа «противоборство», а затем — в конфликт типа «спор».

При этом важно, чтобы выбранный вариант соответствовал сложившейся ситуации и отвечал интересам и целям субъектов взаимодействия. Необходимо также помнить, что взаимодействие предполагает долговременную систему отношений. Поэтому не надо стремиться к демонстративной победе. Тактический выигрыш может обернуться стратегическим проигрышем, а демонстративная победа может даже оппонента превратить в потенциального и реального врага.

 

Понятие консенсуса.

· Маркетинг

Консе́нсус (от лат. consensus — согласие, сочувствие, единодушие) — способ разрешения конфликтов при принятии решений, если отсутствуют принципиальные возражения у большинства заинтересованных лиц; принятие решения на основе общего согласия без проведения голосования, если против него не выступает никто, либо при исключении мнения немногих несогласных участников.

В широком смысле слова — общее согласие (≈единогласие) по основным вопросам при отсутствии возражений по существенным вопросам, к которому приходят участники конференции, заседания, переговоров и т.п.

Термин «консенсус» обозначает как процесс принятия решения, так и само решение, принятое таким способом. Таким образом, решение-консенсус неотрывно связано с самим процессом. Метод консенсуса, не похожий на другие методы принятия решений (например, голосование, основанное на мнении большинства), используется во многих человеческих сообществах.

Представители некоторых религиозных направлений (например, квакеры), органы экономической политики (в том числе голландский Polder Model и исторический Ганзейский союз), анархистские организации наподобие «Еды вместо бомб» и различных инфошопов, разнообразные негосударственные организации и даже целые народы (ирокезы) принимают решения методом консенсуса. В некоторых демократических странах к голосованию прибегают только как к крайней мере, а консенсус является предпочтительным методом принятия решений.

Консенсус применяется также как средство обеспечения единства позиций государств до проведения голосования по обсуждаемым вопросам, которое в этом случае отсрочивается на время процесса согласования.

 

Политический кризис.

Противоборство субъектов политики и неспособность общества разрешить конфликты может привести к политическому кризису и даже распаду политической системы.

Политический кризис – это такое состояние политической системы общества, которое выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности, во всеобщем недовольстве. Это высшая точка всеобщего недовольства и возмущения. Политический кризис отражает резкое обострение социально-политических противоречий, расстройство прежних общественных отношений, недовольство народа властью или недоверие народа к власти.

Конкретными проявлениями политического кризиса могут быть:

- паралич власти, проявляющийся в неспособности государства и его органов выполнять необходимые функции;

- распространение политических идей, отрицающих ценности политической системы, переживающей кризис;

- наличие двоевластия, которое дезорганизует общество;

- активная оппозиционная деятельность.

Причинами кризиса нередко являются: падение уровня жизни народа, несовпадение индивидуальных, групповых и общественных ценностей, религиозный фанатизм, падение доверия народа к институтам власти и многие другие.

Политические кризисы, как и конфликты, многообразны. Они могут охватывать всю политическую систему общества, так и ее отдельные элементы. Выделяют такие их виды: внутриполитические и внешнеполитические. Внутриполитические кризисы могут быть общенациональными и «частными», т.е. кризисами отдельных институтов власти. К последним относятся правительственный, парламентский, конституционный, общенациональный кризисы. Выделяют также кризис политической системы.

Правительственный кризис отражает неспособность правительства управлять обществом. Часто его причиной бывает потеря правительством авторитета. Он выражается в невыполнении распоряжений правительства как исполнительными органами, так и отдельными гражданами. Чаще всего правительственные кризисы случаются в тех странах, где правительство формируется на многопартийной основе. Его может спровоцировать выход из правительства части министров одной из партий правительственной коалиции.

 

Причины политических кризисов.

Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования.

Причинами политических конфликтов могут быть:

- расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти;

- противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения;

- сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия;

- осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус.

В основе многих политических конфликтов лежат экономические или социальные причины.

Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.

В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы.

Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный.

Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну.

Динамика политического процесса: предкризисное, кризисное и послекризисное состояние.

Предкризисное состояние и кризисное ( банкротство) характеризуются уровнем и динамикой соответствующих показателей. Из этого следует, что в задачу антикризисного управления входит прежде всего выяснение характера состояния экономики предприятия и тенденции ее развития. Это делается на основе анализа динамики соответствующих показателей и сравнения их уровня с нормативными среднеотраслевыми значениями. Так, например, чтобы проверить, к какому типу экономической динамики относится движение показателей в конкретном случае, целесообразно сравнить темпы роста таких показателей, как: объем товарной и реализованной продукции, выручка от реализации, натуральные показатели производства и продаж с темпами изменений показателей эффективности: прибыли, производительности труда, рентабельности, фондоотдачи и т.п. Если темпы роста показателей эффективности столь же высоки, что и общих показателей, или превышают их, то, следовательно, это говорит о проедании ресурсов, что может привести к краху.

Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. явился своего рода «проверкой» эффективности сложившихся в России финансовых институтов. Он выявил все существующие проблемы банковских и небанковских финансовых институтов: низкую капитальную базу и преимущественно спекулятивный характер их операций, а также неэффективность кредитования реального сектора экономики и др.

Банковский сектор РФ на современном этапе является слабо развитым. Число кредитных организаций за последние 7 лет резко снизилось, однако зарегистрированный уставный капитал вырос в несколько раз. Почти в 2 раза выросло количество банков с иностранным участием в уставном капитале и имеющих право на осуществление банковских операций.

Анализ капитала российских банков позволяет сделать вывод о том, что значительное количество российских коммерческих банков отвечают требованиям Банка России в отношении минимального размера уставного капитала (более 180 млн руб.). Так, доля капитала коммерческих банков в совокупном капитале банковской системы РФ составляет примерно 95%.

Однако увеличение количества кредитных организаций, отвечающих требованиям Банка России в отношении минимального размера уставного капитала, может носить временный характер, так как с 01.01.2015 минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций составит 300 млн. руб. После 2015 г. Министерство финансов РФ не исключает возможности повышения требований к минимальному размеру банковского капитала до 1 млрд. руб. В настоящее время таким нормативам соответствует только 1/3 существующих в стране банков.

Безусловно, не стоит отрицать и того, что в настоящее время в банковской системе РФ может быть выделено большое количество малых банков, не соответствующих масштабам и условиям макроэкономического развития страны.

Российский банковский сектор смог безболезненно перенести кризис только благодаря значительной поддержки со стороны государства.

На долю Центрального федерального округа на 01.12.2012 приходилось 58,8% от общего числа кредитных организаций, остальные регионы России имеют менее 15% кредитных организаций.

Автор считает, что в российской банковской системе наступает новая фаза развития, характеризующаяся не только резким снижением темпа роста количественных показателей, но и необходимостью изменения институциональной структуры многих отечественных банков. В новых условиях нагрузка на банковскую систему возрастает, поэтому она нуждается в модернизации и в повышении качества предоставления банковских услуг.

Мировой финансовый кризис оказал влияние и страховой рынок РФ. В 2009 г. впервые темпы прироста реальных страховых премий на российском рынке дали отрицательную динамику. За время кризиса на страховом рынке обозначились как положительные, так и отрицательные тенденции. Положительной тенденцией стало приближение страхового сектора экономики к реальному, формирование новых связей и появление спроса на новые продукты и т.д.

Посткризисный период, по мнению автора, выявил следующие изменения в страховом секторе:

снизились объемы поступлений от страхования ипотеки и кредитов под покупку автотранспорта;

поменялась идеология многих страховых компаний;

сменились целевые ориентиры;

многие страховые региональные компании покинули рынок;

наблюдается тенденция развития банкострахования и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция сокращения численности страховых организаций в связи с принятием поправок к Закону РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» об увеличении к 01.01.2012 размера минимального уставного капитала страховых организаций до 120 млн. руб. (для более сложных видов, включая перестрахование, до 480 млн. руб.). По прогнозам экспертов, 381 из 591 страховой компании, зарегистрированной в РФ в 2011 г., не отвечают новым требованиям к уставному капиталу.

С одной стороны, данное явление можно считать позитивным, так как на рынке финансовых услуг появляются более мощные компании с финансовой точки зрения. Но с другой стороны, наметился отток страховых резервов из регионов в силу того, что региональные компании не выдерживают конкурентной борьбы.

Важную роль в развитии страхового сектора играют страхователи, поэтому страховые компании должны быть клиентоориентированными в своем развитии и позиционировать страховые продукты на перспективных клиентов. Страховые компании оказались в условиях, когда необходимы интеграция и модернизация страховых компаний. По мнению автора, конвергенция страховых компаний с банками позволит страховым компаниям существенно повысить уровень доверия к страховым компаниям, увеличить сборы премий в долгосрочной перспективе.

Кризис оказал влияние и на негосударственные пенсионные фонды в РФ. В докризисный период негосударственные пенсионные фонды показывали устойчивый рост, их пенсионные резервы, накопления и число участников негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования неуклонно росли. Особенность российского рынка пенсионного страхования заключается в том, что он столкнулся с глобальным финансовым кризисом не успев до конца сформироваться.

Проблемы НПФ в послекризисный период следующие:

отсутствие квалифицированного риска-менеджмента;

снижение качества активов;

недостаточный размер страхового резерва и др.

Таким образом, кризис указал на недостатки в функционировании базовых элементов финансовой инфраструктуры и на необходимость реформирования ключевых финансовых институтов с учетом мирового опыта и национальной специфики, в том числе на совершенствование финансовых институтов и их нормативной базы, а также на необходимость изменения структуры привлечение капитала. Результатом кризиса стала глобальная трансформация в институциональной среде и появление банкострахования и финансовых супермаркетов.

Банкострахование является одним из широко распространенных способов организации сотрудничества между отечественными банками и страховщиками. Основой взаимодействия банков и страховых компаний являются партнерские отношения.

Проходящие на российском рынке в последние годы процессы глобализации свидетельствуют о том, что и банковские учреждения и страховые компании постепенно осознают необходимость взаимовыгодного сотрудничества.

Общим в деятельности банков и страховых компаний является наличие значительной клиентуры у обеих сторон. В связи с этим:

процесс взаимного дополнения банковских и страховых продуктов будет способствовать обмену клиентами, повышению конкурентоспособности обоих финансовых институтов;

страховые компании на партнерской основе будут иметь возможность использовать банки для продвижения своих страховых продуктов, в то время как банки смогут обеспечивать соответствующее расчетно-кассовое обслуживание.

Интеграция банков, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и других финансовых институтов ведет к появлению финансовых супермаркетов. Финансовый супермаркет – это интегрированная форма финансового института, который предоставляет широкий набор финансовых продуктов, сбалансированный пакет услуг страхования, пенсионного обеспечения и банковского обслуживания.

На российском рынке присутствуют практически все основные модели сотрудничества страховой компании и банков в области совместного обслуживания клиентов: от подписания соглашений о сотрудничестве до построения финансовых супермаркетов.

Банки с государственным участием (ОАО «Сбербанк России» и ОАО «ВТБ Банк») являются финансовыми институтами, реализующими стратегию финансовых супермаркетов

Данные кредитные институты имеют широкие филиальные сети в регионах и практически не позволяют развиваться региональным финансовым институтам за счет проведения агрессивной политики, выражающейся в широком спектре предоставляемых финансовых услуг.

Автор считает, что для развития региональной экономики, в частности, в Оренбургской области, необходимо создавать собственные финансовые супермаркеты. Создание финансовых супермаркетов возможно на базе имеющихся региональных банков, таких, как, например, ОАО «Банк Оренбург», ОАО «Нико-Банк» и др., которые с учетом поддержки правительства Оренбургской области смогут кредитовать реальный сектор экономики Оренбургской области.

Предпосылкой для создания регионального финансового супермаркета, по мнению автора, является ужесточение требований со стороны Правительства РФ и Банка России для небольших финансовых институтов, вследствие чего таким региональным банкам, как ОАО КБ «Спутник», ОАО КБ «Акцент», ОАО АКБ «Носта» придется либо уйти с рынка, либо использовать сделки слияния и поглощения.

Необходимо отметить, что Оренбургская область всегда являлась аграрным и промышленным краем, но для развития малых и сельскохозяйственных предприятий необходим процесс обновления капитала, что возможно за счет предоставления услуг лизинга. Он может стать действенным элементом поддержки и стимулирования развития малого предпринимательства. Стимулирование развития рынка основных фондов позволит малым предприятиям эффективно использовать лизинг оборудования, бывшего в употреблении, в конечном итоге ускоряя инновационные процессы в промышленности и повышая конкурентоспособность регионального бизнеса. Лизинг как альтернатива банковскому финансированию играет важную роль для организации, испытывающей дефицит оборотных средств и испытывающей необходимость в инвестициях. Финансовая аренда позволяет лизингополучателю обновлять основные фонды, формировать производственно-техническую базу для новых видов продукции (расплачиваясь за приобретенные внеоборотные активы по мере получения от них дохода). Поскольку деятельность лизинговых компаний не подлежит жесткому регулированию, то процедура предоставления оборудования в лизинг проще, чем процедура привлечения кредита. От лизингополучателя требуется показать не идеальную кредитную историю (как при получении кредита), а предполагаемые финансовые потоки, достаточные для покрытия лизинговых платежей. Поэтому в большинстве случаев лизинг для малой или средней компании становится единственной возможностью приобретения нового высокоэффективного оборудования для производства конкурентоспособной продукции.

В связи с распоряжением Правительства РФ от 22.07.2013 № 1293-р «Об утверждении Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 г.» региональный финансовый супермаркет сможет предоставлять сельскохозяйственным предприятиям услуги страхования, а также корпоративное страхование и др.

Региональный финансовый супермаркет позволит:

– снизить отток региональных денежных средств в другие федеральные округа;

– качественно развиваться региональному реальному сектору, а также привлекать инвестиции в Оренбургскую область.

Создавая региональный финансовый супермаркет, следует разработать структуру данного интегрированного финансового института, учитывая специфику региона (в данном случае, Оренбургской области). Региональный финансовый супермаркет в Оренбургской области лучше создать на базе устойчивых региональных банков, например таких, как ОАО КБ «Форштадт», ОАО КБ «Оренбург», которые имеют филиальные сети в регионе. Этот финансовый супермаркет сможет предоставлять услуги лизинга, пенсионное страхование и т.д. (при включении в его структуру собственной страховой компании).

 

Типы политических кризисов.

Типология конфликтов
По характеру противоречий Антагонистические; неантагонистические
По сферам проявления Экономические; политические; межнациональные; международные
По времени действия Затяжные; скоротечные
По интенсивности Слабые; сильные
По масштабам действия Локальные; региональные
По формам проявления Мирные; немирные
По количеству участников Многосторонние; двусторонние

Приведенная типология конфликтов может быть расширена в каждом своем пункте. Например, по сферам проявления более детально рассматриваются конфликты внутригосударственные и межгосударственные.

Внутригосударственные конфликты Межгосударственные конфликты
Между правящей группой (политической элитой) и отдельными категориями членов общества, их организациями; между различными фракциями правящей элиты; между политическими партиями; между ветвями власти; межличностные политические конфликты и др. Между отдельными государствами; между отдельными государствами и мировым сообществом в целом; между бывшими колониями и метрополиями; между военно-политическими блоками; между транснациональными корпорациями и др.

Существует также более детальное рассмотрение конфликтов по формам проявления.

Внутригосударственные конфликты Межгосударственные конфликты
Мирные формы проявления Немирные формы проявления Вооруженные Невооруженные
Предвыборная борьба; выражение вотума недоверия Массовые действия, выражающие политический протест: забастовки, голодовки и т.д.; гражданская война; революция Война Холодная война; идеологическая война; экономические санкции; таможенная война

Такое многообразие типологий конфликта не случайно. Конфликт в жизни общества выступает как многогранное явления: в нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи. Иногда очень сложно выделить политический конфликт в чистом виде. Особо опасными являются конфликты, затрагивающие государство как основной институт политической системы и переходящие в политический кризис.

Политический кризис– это состояние политической системы общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности. Политический кризис характеризуется делегитимацией структур власти, отсутствием взаимодействия между различными центрами власти, блокированием одного центра другим, образованием парламентских властных структур, снижением эффективности социально-политического регулирования и контроля, ростом стихийных форм политического протеста (митингов, забастовок, демонстраций и др.).

Среди внутриполитических кризисов наиболее часто встречаются:

правительственный кризис – потеря правительством авторитета, невыполнение его распоряжений исполнительными органами. Если правительство не справляется с ситуацией, то парламент может отказать ему в поддержке и отправить в отставку.
В Италии, например, правительственный кризис довольно частое явление. С 1945 г. там сменилось 52 правительства. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров, форм правления и т.д.;

парламентский кризис – это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции примерно равны по силе и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Результатом может стать роспуск парламента и назначение новых выборов;

конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны (конституции). Прежняя конституция утрачивает легитимность, и требуется ее качественный пересмотр. Одной из причин принятия в Российской Федерации новой Конституции в декабре 1993 г. явилась сложная ситуация того периода: реальная политическая власть была в руках президентских структур, вообще не предусмотренных прежней Конституцией. Это усиливало противоречия между старой и новой политическими элитами, что вылилось в их вооруженное противостояние в октябре 1993 г., привело к применению силовых методов и устранению лидеров оппозиции. Способом легитимации новых политических структур и стало принятие Конституции, узаконившей их пребывание у власти.

Обстоятельством, способствующим перерастанию политических конфликтов в политические кризисы, является зачастую нерациональное поведение, преобладание эмоций, политических амбиций конфликтующих сторон.

Однотипные политические конфликты в разных странах могут приобретать неодинаковую степень остроты и приводить к различным последствиям.

На характер протекания и результаты конфликта влияет много факторов:

конкретная историческая обстановка, в условиях которой протекает конфликт;

социально-экономические условия жизни общества;

степень развитости демократических отношений;

общий уровень культуры в обществе и уровень политической культуры;

плотность населения, его половозрастной и национальный состав.

При большой пестроте национального состава населения многие конфликты неизбежно принимают характер этнополитических. Под ними понимается форма межгруппового политического действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности.

Среди географических факторов особую роль играет само пространство: в большом пространстве конфликт имеет тенденцию к незавершенности. В России, например, частым явлением
в периоды усиления налогового и крепостного гнета государства был уход крестьянина на Дон, в Сибирь. Это не способствовало формированию в общественном сознании отношения к конфликту как к социальной норме и выработке навыков его разрешения.

Психологические факторы: сложившиеся типы характера, темпераменты. В обществе могут преобладать либо конфронтальные типы характера, либо консенсусные.

 

Общенациональный кризис и проблема социально-политической стабильности.

В политологии кризис понимается как переломный момент в развитии политического процесса, резкий переход политической ситуации из одного качественного состояния в другое. В сущности, политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными слоями. Политическая обстановка, возникающая в результате кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев политикой правящей группы. Любой политический кризис может перерастать в конфликтную ситуацию.

Политические кризисы характеризуются острыми противоречиями в политическом устройстве общества, затрагивающими интересы различных социальных групп, правящих элит, оппозиционных партий. Факторами политических кризисов являются: резкое снижение легитимности власти, ее обесценивание в глазах граждан, отсутствие у власти способности управления происходящими в обществе процессами, смена правящей верхушки, отставка правительства, «министерская чехарда», резкое обострение социальных конфликтов, приобретающих ярко выраженный политический характер.

Различают несколько видов политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный. Каждый из этих кризисов характеризуется специфическими чертами и приводит к различным политическим последствиям, существуют также и различные способы выхода из них.

Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного закона страны из–за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или принятии новой Конституции . Внешнеполитический, или

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...