Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления рок-музыки и их характеристика

Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п. Такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения) являются вторичными и часто вводят в заблуждение. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается. Также рок является особым субкультурным явлением; такие субкультуры, какмоды, хиппи, панки, металлисты, готы неразрывно связаны с определёнными жанрами рок-музыки.

Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгких жанров, таких как танцевальныйрок-н-ролл, поп-рок, бритпоп до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и хардкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противопоставляется поп-музыке и т. н. «попсе», хотя чёткой границы между понятиями «рок» и «поп» не существует, и немало музыкальных явлений балансирует на грани между ними.

Истоки рок-музыки лежат в блюзе, из которого и вышли первые рок-жанры — рок-н-ролл ирокабилли. Первые поджанры рок-музыки возникали в тесной связи с народной и эстрадной музыкой того времени — в первую очередь это фолк, кантри, скиффл, мюзик-холл. За время своего существования были попытки соединить рок-музыку практически со всеми возможными видами музыки — с академической музыкой (арт-рок, появляется в конце 60-х), джазом (джаз-рок, появляется в конце 60-х — начале 70-х), латинской музыкой (латино-рок, появляется в конце 60-х), индийской музыкой (рага-рок, появляется в середине 60-х). В 60-70-х годах появились практически все крупнейшие поджанры рок-музыки, наиболее важными из которых, помимо перечисленных, являются хард-рок, панк-рок, рок-авангард. В конце 70-х-начале 80-х появились такие жанры рок-музыки, как пост-панк, новая волна, альтернативный рок (хотя уже в конце 60-х годов появляются ранние представители этого направления), хардкор (крупный поджанр панк-рока), а также брутальные поджанры метала — дэт-метал, блэк-метал. В 90-х годах получили широкое развитие жанры гранж (появился в середине 80-х), брит-поп (появляется в середине 60-х), альтернативный метал (появляется в конце 80-х).

Рок-н-ро́лл (англ. Rock’n’roll от Rock and roll — русск. качайся и катись) — жанр популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Такжетанец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки, под который, таким образом, попадают и гранж, и рокабилли и т. п.

Для рок-н-ролла характерен размер 4/4 (четыре четверти),относительно быстрый темп (140-180 уд/мин),обильное использование молодёжного сленга (нередко африканского), раскованность музыкального исполнения. Традиционными музыкальными инструментами являются электрогитара, бас, ударные и пианино.

Поп-рок (англ. Pop rock, Pop N' Rock) — жанр музыки, объединяющий элементы поп-музыки и рок-музыки.

Песни характеризуются простой структурой, запоминающимися мелодиями, повторением музыкальных фраз (от попа), использованием в качестве основных инструментов электрогитар иударных и агрессивным настроением (от рока). Тяжесть может быть разной, от практически инструментального попа до быстрого рока, разбавленного поп мелодиями.

Бритпоп — жанр альтернативного рока, возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Бритпоп появился как ответ на популярное движение гранж

Дэт-ме́тал (также дэф-; англ. death metal, от death — «смерть») — одно из самых экстремальных направлений метала. Вобрав в себя скорость и сложность исполнения трэш-метала, дэт-метал выделился сначала в отдельный поджанр трэш-метала (его иногда называют прото-дэт), а потом и в самостоятельный жанр в середине 1980-х годов. На его возникновение в значительной степени повлияли трэш-группы, среди которых наиболее известны Slayer, Kreator и Celtic Frost, которые сделали упор на тяжесть и скорость звучания, а также и на наиболее искажённый, агрессивно звучащий вокал. Одной из наиболее влиятельных записей в стиле прото-дэт-метала является полноформатный альбом группы Possessed, выпущенный в 1985 году. Иногда эту работу (наряду с дебютным альбомом группы Death) так же называют первым альбомом в стиле дэт-метал. Окончательно стиль отделился от трэша во многом благодаря раннему творчеству группы Death с первопроходцем Чаком Шульдинером (Chuck Schuldiner, который нередко называется «отцом дэт-метала»), и таким группам вроде Morbid Angel или Obituary, которые являются первопроходцами и пионерами жанра. В конце 80-х годов и в ранних 90-х годах дэт-метал занял значительное место в релизах популярных метал-лейблов, таких Earache Records и Roadrunner Records. Со временем дэт-метал совершенствовался, и образовал большое количество поджанров стиля.

Дэт-метал, как и большинство поджанров метала, трудно поддаётся определению и классификации. Некоторые музыканты и поклонники метала имеют собственное представление о жанре и его поджанрах. Другие считают такую категоризацию ограничивающей и бесполезной. Часто можно отметить пересечение одного направления дэт-метала с другими, а также влияние «неметалических» жанров. Однако по сути дэт-метал — крайне экстремальный и агрессивныйтрэш-метал, но гораздо более «мёртвый», чем и оправдано его название. Дэт-метал является наиболее сложным из «металических» жанров для восприятия неподготовленным слушателем.

Фолк-музыка (от англ. folk music — народная музыка) — общий термин для обозначения разновидностей популярной музыки, основанных на традиционной народной музыке (преимущественно европейских народов) или включающих в себя элементы народной музыки.

В английском языке термин также употребляется для обозначения народной музыки.

Кантри (англ. Country от country music — сельская музыка) — наиболее распространённая разновидность североамериканской народной музыки, по популярности не уступающая поп-музыке.

Скиффл (англ. skiffle) — тип народной музыки — пение с аккомпанементом на импровизированных музыкальных инструментах, в роли которых может выступать что угодно: стиральная или гладильная доска, расчёска и т. п. Скиффл не требует глубоких познаний вмузыке и умения хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте, отсюда его простота и популярность.

Мюзик-холл (варьете) — развлекательный жанр, который был моден между 1850 и 1960 годами. Термин может относиться к

1. Самой форме развлечения

2. Театру, в котором происходит действие

3. Виду популярной музыки, связанной с этим понятием

Арт-рок (англ. art rock) — это термин, обозначающий направление рок-музыки, которое характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении веяний джаза, академической,этнической музыки или экспериментального авангарда.

Строго говоря, термин «арт-рок» является синонимом термина прогрессивный рок, но средимеломанов два этих термина, как правило, применяются в разных случаях. Наиболее принятым отличием арт-рока от прогрессивного рока считается то, что арт-рок более мелодичный и менее жесткий (так, к арт-року можно отнести Camel, а к прогрессиву — Pink Floyd). Однако в разных источниках встречаются и другие отличия. Считают, например, что термин «арт-рок» применим лишь к английским группам, потому что понятие прогрессивного рока появилось в США. Также к арт-року иногда относят только те группы, которые показывали на сцене театрализованные представления, широко использовали свет в выступлениях (Roxy Music, Kayak, Genesis,Ekklesia). Смысл термина «арт-рок» размыт, поскольку мало кто из рок-музыкантов открыто причисляет себя к такому направлению, отчасти от того, что термин «прогрессивный рок» гораздо более распространен.

Часто рок-группы классифицируют как «арт-рок» по эстетическим соображениям, связанным со стилем оформления обложек альбомов или манерой давать названия композициям. Иногда к арт-року причисляют просто потому, что другие жанрово-стилистические термины не могут достаточно и корректно описать некоторое музыкальное явление.

Джаз-фьюжн (также джаз-рок фьюжн, рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion — сплав) —музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп,рок, фолк, регги, фанк, метал, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.

В конце 1960-х джазмены стали смешивать различные формы и импровизационные техники джаза с электрическими инструментами рока и ритмами соула и ритм-энд-блюза. В это же время некоторые рок-музыканты стали добавлять джазовые элементы в свою музыку. 1970-е стали десятилетием наибольшего развития фьюжна, хотя стиль хорошо представлен и в более поздние времена. Будучи скорее систематизированным музыкальным стилем, фьюжн может быть рассмотрен как музыкальная традиция или подход. Некоторая прогрессив-рок музыка также считается фьюжном.

Фьюжн-музыка обычно инструментальна, часто со сложными тактовыми размерами, метром,ритмом и удлинёнными композициями, содержащими импровизации. Многие выдающиеся фьюжн-музыканты узнаваемы по высокому уровню техники, сочетающемуся со сложными композициями и музыкальными импровизациями в метрах, редко встречающихся в других западных музыкальных формах.

Фьюжн-музыка обычно получает мало эфирного времени на радио в США, вероятно, из-за её сложности, отсутствия вокала и длинных композиций. Европейское радио более дружественно к фьюжн-музыке, также в Японии и Южной Америке присутствует значительное количество поклонников этого стиля музыки. Некоторые интернет-радиостанции представляют фьюжн, включая отдельные каналы таких сервисов, как AOL Radio и Yahoo! Launchcast.

Латинский рок или латин-рок (англ. latin rock) — это рок, c характерной латиноамерикаской ритмической основой. Латин-рок представляет собой сплав латиноамериканской этническоймузыки с рок-музыкой, что по определению является одной из форм фолк-рока.

Термин Rock en español (рок по-испански) часто связывают с латин-роком, предполагая при этом их полное равенство. Однако иногда этот термин относят и к более общей категории — испаноязычному року.

Raga rock — термин, появившийся во второй половине 60-х годов и призванный обобщить первые результаты экспериментального синтеза рок-музыки и индийской музыкальной культуры. Впоследствии он стал использоваться и в отношении индийских исполнителей, использующих в своем творчестве элементы современной западной музыки.

Возникновение термина в 60-х годах было связано, прежде всего, со стремительным ростом популярности на Западе индийских исполнителей — таких, как Рави Шанкар и Али Акбар Хан (Ali Akbar Khan)

Первыми известными поп- и рок-группами, использовавшими индийские влияния в своем творчестве, были The Beatles (альбом Revolver) и Traffic (альбом Mr Fantasy), а также The Kinks,The Yardbirds и The Rolling Stones. Для раннего рага-рока были характерны ритмическая цикличность, специфические звуковые орнаменты (gamaka), использование экзотических музыкальных рисунков и аранжировок, а также продолжительные импровизации, рассчитанные на достижение гипнотического эффекта.

Впоследствии влияние рага-рока проникло в творчество фолк-групп (Quintessance, Fit & Limo, Flute & Voice) и исполнителей прогрессивного рока (Mahavishnu Orchestra, Джон МакЛафлин). Ключевыми пластинками жанра ресурс Prog Archives называет «Natural Elements» (Shakti & John McLaughlin, 1977), «Magic Carpet» (Magic Carpet, 1972) и «Crawling To Lhasa» (Сalacakra, 1972). [2]

К началу 90-х годов ХХ века термин утратил специфичность и сейчас используется в самом широком смысле — по отношению к любым разновидностям рок- и поп-музыки, содержащей в себе элементы, мотивы, аранжировки, так или иначе связанные с южноазиатскими музыкальными традициями.

Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжелый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся центральной ролью соло-гитариста и композициями, построенными нариффах. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х — начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп как Deep Purple,Black Sabbath и Led Zeppelin. От хард-рока к середине 70-х ответвился хэви-метал, дав начало всей «металлической» музыке. Термин «хард-рок» иногда также используют как гипероним для «тяжёлых» жанров, таких как хэви-метал, гранж и т. п., для того чтобы отличить их от поп-рока.

То, что может восприниматься слушателем как «тяжесть» в хард-роке, достигается, в частности, за счёт специфического звучания электрогитары (с такими эффектами, как например, дисторшн иовердрайв) и работы ритм-секции (см. Звучание и инструменты).

Панк-ро́к (англ. Punk rock) — жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и, чуть позже, в Великобритании. В панк-роке сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Смыслом, который вкладывали ранние панк-рок-группы в свой жанр, было стремление играть, главенствующее над умением играть; благодаря такому определению сформировалась разнородная ранняя американская панк-сцена в диапазоне от примитивных и легковесныхRamones до сложных и экспериментальных Television. Подобный подход позволил панк-року стать основной целого ряда субкультур — панк, DIY, культуры фэнзинов, позже — straight edge. В 1976—1977 годах панк-рок начинает зарождаться в Великобритании, в более скандальной и политизированной форме; благодаря этому к 1977 году жанр становится одним из самых заметных явлений в рок-музыке Великобритании.

Со временем панк-рок породил множество разновидностей. Крупнейшими из них являются более мелодичный и легковесный поп-панк, агрессивные хардкор и Oi!, а также комбинации с другими жанрами — ска-панк и ставший отдельным крупным жанром постпанк.

Экпериментальный рок — музыкальный стиль, основанный на рок-музыке с экспериментами над звучанием базовых элементов жанра и техникой исполнения. Обычно композиции экспериментального рока являются полной противоположностью стандартной музыкальной структуры «куплет-припев-куплет». Так как в целом главной идеей является стилевая свобода и новаторство, то в этом направлении музыки не существует устроявшихся правил, но среди характерных признаков стиля выделяют импровизации, влияние авангардной музыки, присутствие нестандартных для рока инструментов, сложные тексты песен (или вообще их отсутствие), странные необычные композиционные структуры и ритмы, а также фундаментальное отвержение коммерческих стремлений.

Пост-па́нк (англ. post-punk) — жанр рок-музыки, сложившийся в конце 1970-х годов вВеликобритании как продолжение панк-рока. В отличие от последнего пост-панк отличался бо́льшим разнообразием музыкального самовыражения вследствие широкого диапазона влияния на жанр (краутрок — в первую очередь такие группы как Neu! и Can, даб, фанк, диско, экспериментальные альбомы Дэвида Боуи так называемого «берлинского периода», электронные успехи Kraftwerk).

Дебютный альбом Public Image Ltd 1978 года считается если не первым, то одним из самых первых и наиболее влиятельных альбомов постпанка, наряду со спродюсированным Боуи альбомом Игги Попа The Idiot, вышедшем в 1977 году.

Вместо бьющей ключом энергии и гитарной агрессии панка для постпанка характерен медленный монотонный ритм с преобладанием баса и ударных, чувство нарастающей тревоги в мелодиях, отстранённый вокал и, как правило, депрессивные меланхоличные тексты, иногда полные размышлений о смерти и смысле жизни. Благодаря работам таких групп, как Joy Division, The Cure, Siouxsie and the Banshees и Bauhaus, родился производный жанр готический рок.

Ряд групп «второй волны» пост-панка, опираясь, с одной стороны, на наследие ряда пост-панк-групп (Killing Joke, Wire), с другой стороны — на новую волну, а также на индастриал, играли пост-панк, активно используя в записи электронные инструменты. Мелодичный электронный пост-панк (Depeche Mode) по сути был малоотличим от вышедших из новой волны электропоп-групп. На развитие альтернативной музыки большее влияние оказали коллективы на стыке с индастриалом: Chrome, Clock DVA, D.A.F.. Влиятельным деятелем андерграунда 1980-х годов был Fad Gadget — один из лучших мелодистов в жанре индустриального пост-панка (одно время сотрудничал с Бойдом Райсом, записав классические произведения в жанре нойз).

Но́вая волна́ (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х гг. и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока.

Альтернати́вный рок (англ. Alternative rock) — термин в современной музыке, под которым понимают различные жанры рок-музыки, противопоставляющие себя традиционным. Термин появился в 1980-е гг. и охватывал множество жанров, берущих своё начало в панк-роке,постпанке и др. В настоящее время альтернативный рок разделяют на две стадии: первая — это группы 1980-х гг. с широким диапазоном музыкальной самоидентификации; вторая — группы 1990-х гг., получившие после коммерческого успеха американского гранжа в 1991—1993 гг. такую же поддержку крупных лейблов и раскрутку, как и традиционные эстрадные и рок-коллективы (сам альтернативный рок в те годы стал ассоциироваться в основном с гранжем ипостгранжевыми группами, сам, таким образом, став жанром), при этом более бескомпромиссные ансамбли ушли в андерграунд.

Термин «альтернативный рок» наиболее употребителен в США. В России и Великобритании чаще используют названия «альтернативная музыка» и «альтернатива». Также в Великобритании эту музыку называют словом «инди».

Блэ́к-ме́тал (англ. Black metal, от англ. black — «чёрный»; норв. svartmetall), или блэ́к, —музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.

Жанр зародился в 1980-х как ответвление от треш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom и шведскую Bathory. Своё имя стиль получил по названию альбома Black Metal, выпущенного Venom в 1982 году. Окончательно жанр был сформирован в начале 1990-х благодаря усилиям норвежских групп, прежде всего Mayhem, Burzum, Darkthrone,Emperor, Immortal.

Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игрытремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «грязное», создающее монотонную абразивную пелену сухого дисторшна. Вокал —скриминг и его разновидности (шрайк, инхэйл и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций. Подобное звучание определяется как Raw black metal (от англ. Raw — «сырой») и считается эталонным. Бас-гитара и (крайне редко) клавишные играют вспомогательную роль в традиционном эталонном блэке, тогда как, например, в симфо-блэке клавишным уделяется большое внимание.

Гранж (англ. Grunge) — стилистическое направление в рок-музыке (вариант «new wave grunge metal»), ставшее одним из наиболее заметных явлений альтернативного рока конца 1980-х — середины 1990-х гг. Родиной гранжа стал город Сиэтл (США, штат Вашингтон), наиболее яркими представителями — сиэтлские коллективы Pearl Jam, Alice in Chains, Nirvana и Soundgarden и другие. Гранж относится к тяжелой музыке наряду с хеви-металлом и хард-роком.

Бритпоп — жанр альтернативного рока, возрождение доминировавшего гитарного стиля поп-музыки 60-х годов на музыкальной сцене Великобритании в 90-е. Бритпоп появился как ответ на популярное движение гранж

Альтернативный метал вместе с гранжем начал набирать популярность в начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты альтернативной музыки — нетрадиционные тексты песен, необычные технические приемы, неприятие условностей и традиций тяжёлой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами. Так же этим термином можно назвать соединения альт рока и метала или утяжелённый альт рок

Русский рок — собирательное обозначение русскоязычной рок-музыки, созданной сначала вСССР, затем в России и странах СНГ различными музыкантами и группами.


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...