Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни»

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Улучшение состояния здоровья, формирование у ребенка потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни - важнейшая задача современного общества. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения термин «здоровье» трактуется так: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

«Здоровье»- это способность организма быстро адаптироваться к различным условиям жизнедеятельности и противостоять воздействию вредных влияний внешней среды. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых) [12].

Во многом здоровье ребенка обусловлено социально-экономическими, климато-географическими и экологическими условиями.

Выделяют три типа здоровья [11, c. 47] (см. приложение №1).

Также выделяют здоровье психологическое, которое определяет душевное и эмоциональное состояние человека. Согласно исследованиям Л.А.Абрамян, М.И.Лисиной, Т.А.Репиной, «эмоциональное благополучие» детей дошкольного возраста можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: биологических и социальных [13, c. 63].

По мнению И.В Дубровиной психологическое здоровье сочетает в себе неразделимость телесного и психического. Психологически здоровый человек – это , жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, находящийся всегда в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

О состоянии здоровья человека судят на основании физического развития, физической подготовленности, лабораторных исследований, соотнесенных со среднестатистическими показателями с учетом половозрастных, профессиональных, временных, эколого-этнических и других поправок.

В настоящее время выделяют до 5 уровней здоровья (рейтинг здоровья: от простого выживания до полноценной здоровой жизни (отличное здоровье) [3, c. 7].

Определение уровня здоровья позволяет решать большой спектр проблем: от профессионального отбора до назначения рационального режима двигательной активности, питания, отдыха и т.п.

К показателям здоровья населения относятся: рождаемость и смертность, инвалидизация и продолжительность жизни, заболеваемость и мертворожденность и т.д. [15,c. 144]

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью. Формирование такой установки на собственное здоровье занимается новая отрасль знания, получившая название «валеология» - наука о здоровье.

Понятие»здоровье» не отделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющихся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения. [12]

В понятие «здоровый образ жизни» заложены такие суждения, как поведение человека, способы жизнедеятельности, поддержание здоровья, отсутствие вредных привычек и др. В этом понятии следует учитывать наследственность, функционирование организма и стиль жизни. Таким образом, здоровый образ жизни - это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма условиям существования человека, ориентированный на укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Выделяются основные принципы здорового образа жизни [15] (см. приложение №2)

В настоящее время разработано 16 программ здорового образа жизни, целью которых является создание условий для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями, радостью жизни человека.

Большое значение в создании формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечают А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, и др., - проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательно-образовательная работа обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование возложена задача по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни [3, c. 7].

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...