Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогические условия проведения физкультурных досугов.

Методика организации любого праздника – достаточно сложный процесс, который включает в себя этапы подготовки, проведения и подведения итогов.

При разработке сценария физкультурного праздника необходимо придерживаться определенного материала. Рассмотрим схему построения праздника (см. приложение №4).

Подготовка к празднику должна начинаться с составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала. Красочное оформление места, где будут проходить соревнования, должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В подготовке спортивной формы, эмблемы, приглашений и т.д. должен принимать участие весь коллектив детского сада. Помощь в организации и проведения праздника могут оказать старшие братья и сестры, родители. Возглавить подготовительную работу может инструктор по физической культуре или воспитатель. Организаторы праздника определяют его вид в зависимости от сезона, возраста участвующих, наличие инвентаря, интересов детей [16].

Особое внимание уделяется подготовке судий. В судейскую коллегию могут входить заведующая, воспитатели, родители. Следует обсудить требования к выполнению номеров на празднике, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников. Члены судейской коллегии должны быть внимательными и объективными при подведении итогов, учитывать индивидуальные возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми.

Важная роль при проведении праздника отводится ведущему, которым может быть опытный воспитатель, или кто - либо из родителей. Ведущий должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений участников, уметь кратко и четко объяснять задания для команд, быть активным, находчивым, быстро ориентироваться в непредвиденных ситуациях.

Действие праздника надо начинать в точно назначенное время. Не допускать нарушения режима детей. Поэтому физкультурные праздники проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.30). Доброжелательное и спокойное отношение к каждому ребенку со стороны сотрудников дошкольного учреждения, оказание необходимой помощи при переодевании костюмов – все это даст детям возможность почувствовать себя уверенно, а главное, спокойно.

Длительность праздника определяется возрастом участвующих в нем:

45-50 минут - для детей 4-5 лет;

60-90 минут - для детей 6-7 лет.

Если в празднике принимают участие дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется по их психическим и физическим возможностям.

При составлении плана – сценария праздника необходимо:

- Возрастание физической и психической нагрузки обеспечивать постепенно;

- Предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом с менее подвижными заданиями и заданиями, направленными на снятие напряжения и усталости.

- По мере возможности чередовать массовые и индивидуальные игры и задания;

- Предусмотреть участие в ходе праздника и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных данных и возможностей;

- Чередовать знакомые детям и вызывающие у них положительные эмоции игры и задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Одной наиболее интересной частью подготовки к празднику являетсяизготовление своими силами атрибутов, плакатов, декораций, эмблем, призов для участников, пригласительных билетов для гостей.

Хорошее впечатление от праздника остается при его организационном завершении, подведении итогов и награждении. Заранее продумывается форма поощрения детей за удачное участие в празднике, за находчивость, ловкость, проявленную в аттракционах, эстафетах, играх – забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных. Победителей можно награждать, используя такие девизы, как «Главное - не победа, а участие», «Побеждает дружба».

Особое внимание на физкультурном празднике нужно уделить подбору музыки и подготовке средств ее трансляции.

Организация физкультурных досугов в средней группе.

Примерное построение физкультурного праздника в средней группе (см. приложение №5).

В содержание праздника включают физические упражнения и знакомые веселые игры, аттракционы, соответствующие времени года и отвечающие тематике праздника.

Воспитанников средних групп можно привлечь к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников и предложить им понаблюдать за действиями старших детей, включиться в общие игры, развлечения, аттракционы, хороводы и т. п.

Для детей средней группы в программе праздника проводятся соревнования, требующие от детей ловкости, быстроты, умения ориентироваться в пространстве, преодолевать разного рода препятствия. Желательно привлечь к участию в играх, забавах, танцах всю группу детей. Важно следить за тем, чтобы активная деятельность детей чередовалась со спокойной, и создать на празднике общее радостное настроение. Такой праздник должен запомниться детям надолго, вызвать желание участвовать в будущих праздниках, побудить детей к выполнению заданий так же хорошо, как и старшие дети.

Если в детском саду есть несколько параллельных групп, то для них можно провести совместный праздник. К подготовке и проведению физкультурных праздников можно привлекать не только сотрудников детского сада, но и родителей.

Организация физкультурных досугов в старшей группе.

Примерное построение физкультурного праздника в старшей группе (см. приложение №6).

Физкультурные праздники являются формой показа достижений, умений и навыков детей в различных видах движений, в проявлении таких качеств, как ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, инициативность, настойчивость, находчивость, смелость. Физкультурные праздники старших дошкольников проходят в виде соревнований между группами и включают в себя веселые игры, пляски, песни, отгадывание загадок.

Участие в праздниках сплачивает детей и взрослых общими переживаниями, надолго остается в их памяти.

Содержание программы праздника зависит от времени года, от условий, в которых он будет проводиться, от подготовленности детей, от творчества и фантазии взрослых. В программе зимнего праздника преобладают физические упражнения и игры, характерные для зимних условий (катание с гор на санках, ледянках, игры и соревнования на лыжах и коньках, элементы игры в хоккей, игры-эстафеты на льду, на снегу и т.п.). Летний праздник можно провести в парке, в лесу, на лугу, на берегу реки. Он включает в себя различные веселые игры, соревнования в беге, прыжках, метании, катании на велосипедах, самокатах, роликах; упражнения с мячами, скакалками, обручами; элементы спортивных игр (баскетбол, футбол), игры-эстафеты, веселые аттракционы (бег в мешках, перетягивание каната и др.).

Сценарий физкультурного праздника планируется и составляется заранее. В нем предусматривается и обеспечивается достаточная физическая и эмоциональная нагрузка в соответствии с возрастными возможностями и подготовленностью детей.

Подготовка к физкультурному празднику, как и к любому другому, должна вестись в процессе всей работы с детьми. Игры, упражнения, разнообразные построения разучиваются на занятиях по физкультуре, на прогулках, и повторяются на утренней гимнастике, и только некоторые игры, аттракционы включаются в программу праздника без предварительного ознакомления с ними, как сюрпризный момент. Следует учесть, чтобы движения, на которых основаны эти игры, были относительно легки для выполнения. Например, проведение с небольшой группой детей таких игр-аттракционов, как «Кто быстрее застегнет пуговицы?», «Бег по наклонной поверхности», «Кто больше?» (прыжки на скакалке за минуту). Такие забавы вносят в праздник оживление, доставляют детям радость, удовольствие.

При подготовке к празднику выбирается ведущий (воспитатели, родители), предусматривается порядок участия разных групп, команд детей, а также взрослых. В задачу ведущего входит, чтобы праздник проходил живо, интересно, поддерживает активность всех детей и эмоциональную атмосферу.

Для детей старшего возраста доступны и интересны несложные командные соревнования. Задача педагога научить их радоваться успехам и сопереживать неудачам друг друга, поддерживать хорошие взаимоотношения с товарищами.

Следует заранее продумать формы поощрения детей. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды, которые помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма и ответственности.

Вместе с воспитателями и родителями дети должны принимать активное участие в подготовке к физкультурным праздникам и готовить различные поделки для украшения площадки, зала, где будет проходить праздник,. Вместе со взрослыми дети могут расчистить площадку, залить каток, ледяные дорожки, горку. Принять участие в подготовке костюмов для праздника.

Широкое использование музыкальных произведений сделает праздник эмоционально ярким, запоминающимся событием всех участвующих в нем.

Организация физкультурных досугов в подготовительной к школе группе.

Примерное построение физкультурного праздника в подготовительной группе (см. приложение №7).

Физкультурный праздник представляет собой форму показа достижений в усвоении различных видов движений, демонстрации быстроты и ловкости, самостоятельности и смелости, умения ориентироваться в пространстве.

Обычно на физкультурном празднике объединяются дети старших и подготовительных к школе групп, которые являются главными участниками праздника. В подготовке к празднику дошкольники являются активными помощниками воспитателя.

Физкультурные праздники организуются преимущественно на открытом воздухе.. В середине года проводится зимний праздник, в программе которого преобладают физические упражнения, игры с элементами спорта, и состязания, характерные для зимних условий. Дети подготовительной группы должны принимать активное участие в катании на санках и ледянках с горки, в играх и соревнованиях на лыжах, в катании на коньках, в игре в хоккей, в различных играх-эстафетах.

Летний праздник проводится в период выпуска детей в школу или в день физкультурника. Этот праздник служит главной проверкой двигательной подготовленности детей 7-го года жизни. Как правило, им заканчивается пребывание детей - дошкольников в детском саду. Детям выпускникам предоставляется возможность участвовать в различных соревнованиях, играх и аттракционах. Они демонстрируют свои умения и навыки в выполнении физических упражнений с мячами, скакалками, обручами, соревнуются в беге, прыжках и метании, катании на велосипедах . В программу праздника могут быть включены такие игры, как футбол, хоккей на траве, баскетбол (по упрощенным правилам), веселые аттракционы, игры-забавы, эстафеты. Детям этого возраста можно предложить бег вдвоем в одном обруче, бег со связанными ногами в парах, «бой петухов» и другие веселые и забавные задания.

Программа физкультурного праздника, как и любого другого, продумывается и составляется заранее, а подготовка к нему идет постепенно в течение всего года. Игры, упражнения, построения для данного мероприятия разучиваются на физкультурных занятиях, проигрываются на физкультурных досугах, во время прогулок. Но некоторые аттракционы и эстафеты можно включать в программу праздника без предварительного разучивания, как сюрпризные моменты.

Разнообразят, вносят оживление в программу праздника, доставляют радость выполнение таких заданий как игры-забавы с переодеванием аттракционы, игры с завязанными глазами, совместные игры детей с родителями.

Такая программа создает атмосферу хорошего праздничного настроения не только их непосредственным участникам, но и детям-зрителям, гостям праздника.

Для ведения праздника заранее назначается ведущий, которым может быть педагог или кто - либо из родителей. Ведущий вместе с другими педагогами продумывает порядок участия детей разных возрастных групп, команд и взрослых в празднике, последовательность игр, упражнений, аттракционов. Праздник должен проходить живо и интересно, при хорошей активности детей. Заранее следует продумать формы поощрения и награждения детей за первенство в состязаниях и эстафетах. Лучшие в воспитательном плане поощрения, это награды всей команде, группе. Именно они сплочают детей между собой, воспитывают чувство дружбы и коллективизма.

В ходе праздника ведущий регулирует активность детей, приучает их радоваться успехам и сопереживать неудачам друг друга, доброжелательно относиться к победителям и не проявлять зазнайства.

Дети 7-го года жизни привлекаются к украшению площадок, залов, к расчистке катка, ледяных дорожек. Вместе с педагогом детей необходимо привлекать к изготовлению различных поделок, костюмов.

В детских садов проводятся такие праздники как, «Папа, мама и я – физкультурная семья». Активными участниками таких праздников являются родители вместе со своими детьми, которые участвуют в разнообразных играх, эстафетах, аттракционах.

Детские физкультурные праздники являются эффективной формой по привлечению родителей к работе по организации активного отдыха детей, по внедрению физической культуры в жизнь дошкольного учреждения и семьи.

Таким образом, физкультурные праздники базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках. При планировании праздника ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования, а так же задачи оздоровительные и особенно воспитательные. При этом надо стараться, чтобы движения, включенные в праздник, были направлены на гармоничное развитие разных физических качеств, и происходило чередование работы разных групп мышц, регулировалась нагрузка.

Выводы

Исходя из данной главы, делаем выводы, методика организации физкультурно – досуговой деятельности дошкольников включает этапы подготовки, проведения праздника и подведение его итогов – это составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблемы, приглашений. При этом учитывается возраст и двигательные способности дошкольников.

Методически правильно организованная работа по физическому воспитанию способна удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, а также формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...