Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

и организации федерального государственного пожарного надзора

 

 

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности [7].

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопас- ности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности, организации и осуществлению федерального ГПН определяется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми акта ми МЧС России.

Наиболее общие принципы нормативного правового регулирования обеспечения безопасности личности, общества и государства закреплены в Конституции Российской Федерации.

Один из основополагающих принципов деятельности государства, возведенный в ранг общегосударственной политики Российской Федерации, как социального государства, – создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. 1 [1]).

 

Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещённой законом экономической деятельности (ст. 34 ч. 1 [1]).

Ч. 3 ст. 55 [1] устанавливаются границы пользования правами и свободами, нарушение которых ведет к нарушению прав и свобод других лиц. Конституция устанавливает пределы допустимых ограничений прав и свобод человека и гражданина, но только тех, которые необходимы в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности. Этот перечень является исчерпывающим. Такие ограничения являются жизненно необходимыми для человека, общества, государства.

Согласно ч. 3 ст. 41 [1] сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», который регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, орга- нами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функ ций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем в Федеральном законе, требования пожарной безопасности (ст. 2, [7]).

В целях обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации создана система обеспечения пожарной безопасности, под которой понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами (ст. 3, [7]).

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности, а также осуществление федерального ГПН и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности относятся к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности.

Разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением, организация и проведение феде- рального ГПН, а также разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим, относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности (ст. 16 [7]).

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами:

разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;

издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами гос- ударственной власти, органами государственной власти субъектов Россий- ской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

осуществляет в установленном порядке федеральный государственный пожарный надзор, государственный надзор в области гражданской обороны и государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лица- ми, гражданами Российской Федерации, иностран-ными гражданами и лицами без гражданства.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федераии от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель-ной власти и их государственной регистрации».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполни- тельной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, ин- струкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать норма- тивные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими фе- деральными органами исполнительной власти или одним из них по согласова- нию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтере- сованными федеральными органами исполнительной власти, если такое согла-сование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если проект нормативного правового акта содержит положения межотраслевого значения или предусматривает совместную дея- тельность федеральных органов исполнительной власти.

Проект нормативного правового акта, устанавливающего требования по- жарной безопасности, подлежит согласованию с МЧС России [14].

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанно- сти человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистра- ции Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государ- ственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполни- тельной власти.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности относится нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции (ст. 18 [7]).

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по пожарной безопасности, не противоречащие требованиям пожарной безопасности, установ- ленным нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 20 [7]).

Порядок разработки органами исполнительной власти субъектов Рос- сийской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом МЧС России от 16 марта 2007 г. № 140.

Нормативный документ по пожарной безопасности вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Россий- ской Федерации (органом местного самоуправления, организацией) после е г о согласования и регистрации в органах ГПН.

Для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, разрабатываются специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения указанных объектов пожарной безопасности и содержащие ком- плекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности, подлежат согласованию с МЧС России в порядке, установленном соответствующим Административным регламентом предоставления государственной услуги, утвержденным приказом МЧС России от 28 ноября 2011 года № 710.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г.№184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной без- опасности».

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и приме- нения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектиро- вания (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Целью технического регулирования является разработка и принятие технических регламентов, устанавливающих обязательные требования, направлен- ные исключительно на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.

Федеральный закон «О техническом регулировании» вводит понятие «технический регламент», определяя его как документ, содержащий обязательные для применения требования к объектам технического регулирования. Кроме того, определение дает перечень правовых актов, которыми могут быть при- няты технические регламенты:

– международный договор Российской Федерации, ратифицированный в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– федеральный закон;

– указ Президента Российской Федерации;

– постановление Правительства Российской Федерации.

Одним из принципов разработки технических регламентов является уста- новление минимально необходимых обязательных требований, обеспечиваю- щих различные виды безопасности продукции и процессов – состояния, при ко- тором отсутствует недопустимый риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Правовой основой технического регулирования в области пожарной без- опасности являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Россий- ской Федерации, Федеральный закон «О техническом регулировании», Феде- ральный закон «О пожарной безопасности» и Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которыми разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты Россий- ской Федерации, регулирующие вопросы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты (продукции).

Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или юриди- ческих лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрега- ты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре [10].

Техническое регулирование в области пожарной безопасности представля- ет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.

 

Положения технического регламента об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении федеральных законов о технических регламентах, содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре [10].

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обяза- тельном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих воз- можность превышения значений допустимого пожарного риска, установленно- го Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, и направ- ленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в ре- зультате пожара.

Техническим регламентом установлены условия соответствия объекта за- щиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной без- опасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

2) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной без- опасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», расчет пожарного риска не требуется [10].

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

В целях безопасного использования атомной энергии Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. № 1511 «Об утверждении положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и Перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» утверждает и вводит в действие федеральные нормы и правила, определяющие требования в области обеспечения ядерной, радиационной безопасности (кроме санитарно- гигиенических), а также пожарной безопасности (в части установления требований к элементам и системам по обеспечению ядерной и радиационной без- опасности), требования к системам единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

Федеральные нормы и правила, содержат специальные требования пожарной безопасности для разных этапов жизненного цикла атомных станций, к системам ядерной, радиационной, водородной безопасности, к помещениям, сооружениям, к первичным средствам пожаротушения, средствам пожарной автоматики.

Федеральные нормы и правила должны учитывать рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в работе которых принимает участие Российская Федерация.

Федеральные нормы и правила подлежат опубликованию в официальном печатном органе, за исключением норм и правил в области использования атомной энергии, составляющих государственную тайну.

После введения в действие указанные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использова- ния атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также правила пользования этим фондом установлены соответствующим Положением, которое утверждено постановле нием Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 500 «О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию».

Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов представляет собой организационно упорядоченную совокупность документов в сфере технического регулирования и является государственным информационным ресурсом.

В целях обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов, а также о нормативных документах по оценке соответ- ствия и метрологии создана Единая информационная система по техническому регулированию, которая является информационной системой общего пользования и включает в себя массивы документов в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме, справочно-поисковый аппарат и соответствую- щие информационные технологии. В нее также входит справочная служба, обеспечивающая выполнение положений Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной Торговой Организации, касающихся информации о технических ре- гламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия.

Создание и функционирование единой информационной системы по техническому регулированию обеспечивается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, взаимодействующей при этом с федеральными органами исполнительной власти.

В состав федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов входят следующие документы:

а) технические регламенты, утвержденные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения технических регламентов, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

б) документы национальной системы стандартизации, в том числе национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информа ции, а также перечни национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов, и нормативные документы по стандартизации, метрологии, аккредитации и подтверждению соответствия, принятые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и другими федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» (на период до их отмены);

в) международные (региональные) стандарты;

г) национальные стандарты иностранных государств;

д) информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения.

Указанные документы хранятся в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов в подлинниках до истечения срока их депозитарного хранения, в виде официальных публикаций и в электронно-цифровой форме.

Федеральные органы исполнительной власти создают информационные фонды принимаемых документов в сфере технического регулирования, в том числе нормативных правовых актов, актов рекомендательного характера, стан- дартов отраслей (на период до их отмены) и других документов.

Порядок создания и ведения информационного фонда федерального органа исполнительной власти, а также пользования находящимися в нем документами устанавливается этим органом.

К документам Федерального информационного фонда технических регла- ментов и стандартов, за исключением документов, содержащих государствен- ную, служебную или коммерческую тайну, обеспечивается свободный доступ.

Ведение Информационного фонда документов МЧС России в сфере техни- ческого регулирования осуществляется ФГУ ВНИИПО МЧС России.

ФГУ ВНИИПО МЧС России обеспечивает представление информацион- ных ресурсов (информации о них) Информационного фонда документов МЧС России в сфере технического регулирования в единую информационную систе- му по техническому регулированию по формам, устанавливаемым Федераль- ным агентством по техническому регулированию и метрологии.

В целях реализации государственной политики в различных сферах дея- тельности, осуществления государственного нормативного правового регули- рования вопросов обеспечения безопасности, а также специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, в установленном порядке создаются уполномоченные органы государственного контроля (надзора), входящие в состав федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Особое место в правовой базе по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) занимает Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8].

Данный закон устанавливает понятие «государственный контроль (надзор)» как деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также – юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми ак- тами субъектов Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуаль- ных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Россий- ской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивиду- альными предпринимателями.

Таким образом, государственный контроль (надзор) подразделяется на фе- деральный и региональный.

Понятие «государственный контроль (надзор)» во многом совпадает с определением данного понятия, приведенном в ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [9], согласно ко- торому контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламен- тов – проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к про- дукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуа- тации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по ре- зультатам проверки.

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Во- просы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и кон- тролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах [13].

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в об- ласти гражданской обороны» в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны [16].

Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основании постановления Прави- тельства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осу- ществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [17].

Обеспечение безопасности людей на водных объектах, надзор во внутрен- них водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835, которым утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий- ных бедствий».

Одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, согласно ст. 3 [7], является осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности.

Федеральный государственный пожарный надзор - деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хране- нии, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по си- стематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасно- сти, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности (ст. 1 [7]).

Федеральный ГПН осуществляется на основании постановления Прави- тельства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», которым утверждено Положение о фе- деральном государственном пожарном надзоре».

Федеральный ГПН, за исключением федерального ГПН, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов ГПН, находящихся в ведении МЧС России.

Федеральный ГПН в лесах осуществляется уполномоченными федераль- ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий и подве- домственными им государственными учреждениями при осуществлении ими федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и лесным законодательством Российской Федерации.

Федеральный ГПН на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрыв- чатых материалов промышленного назначения осуществляется уполномочен- ным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им фе- дерального государственного надзора в области промышленной безопасности и федерального государственного горного надзора в соответствии с законода- тельством Российской Федерации.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации за рубежом осуществляется в соответствии с положени- ями Федерального закона «О пожарной безопасности», если иное не преду- смотрено международными договорами Российской Федерации.

В случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный ГПН осуществляется в рамках государственного строи- тельного надзора уполномоченными на осуществление государственного стро- ительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами ис- полнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с зако- нодательством Российской Федер

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...