Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые основы деятельности органов ГПН по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного само- управления и организациями в области пожарной безопасности

 

 

При реализации органами ГПН полномочий по осуществлению федераль- ного государственного пожарного надзора за обеспечением пожарной безопас- ности требуется участие различных субъектов отношений в этой области.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопас- ности» определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также между общественными объеди- нениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами (далее – субъекты отношений в области пожарной безопасности).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функ- ций государства. В этих целях создана система обеспечения пожарной безопасности, как совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами [7].

Основными элементами (субъектами отношений) системы обеспечения пожарной безопасности являются те же органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, которые принимают участие в деятельности по обеспечении пожарной безопасности. Перечень субъектов отношений, которые взаимодействуют при осуществлении своей деятельности в системе обеспечения пожарной безопасности, показан на рисунке 11.1.

 


 

 

органы государственной власти субъектов РФ
граждане
органы местного самоуправления
должностные лица
общественные объединения
организации
федеральные органы государственной власти
СУБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПОЛНОМОЧИЯ, ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  
ОБЪЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
индивидуальные предприниматели
Рис. 11.1. Субъекты и объекты взаимодействия в системе обеспечения пожарной безопасности

 

Основные функции (виды деятельности), являющиеся объектами взаимо- действия субъектов отношений системы обеспечения пожарной безопасности, регламентированы статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасно- сти».

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских и сельских населенных пунктов определены статьями 16, 18 и 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Вопросы организационно-правового, материально-технического, финансо- вого обеспечения пожарной безопасности устанавливаются нормативными актами органов государственной власти и органами местного самоуправления.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности, установлены статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности». При этом руководители организаций осуществляют непосредственное руковод- ство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подве- домственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности установ-лены статьей 34 [7].

За нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные право- нарушения в области пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством установлена дисциплинарная, административная или уго- ловная ответственность [7].

Общие правила организации деятельности федеральных органов исполни-тельной власти по реализации полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами, установлены постановлением Правительства Российской Феде- рации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

При осуществлении своих полномочий федеральные органы исполнитель-ной власти, включая федеральные службы и федеральные агентства, находящи- еся в ведении федерального министерства, непосредственно взаимодействуют с другими органами государственной власти и органами местного самоуправле- ния, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Прези- дента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими согласованных действий по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг, включая образование координа- ционных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федера- ции, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти [15].

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержден- ным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. №868, установлено, что МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Положениями о территориальных органах МЧС России установлено, что:

– региональные центры МЧС России осуществляют свою деятельность во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в соответствующих федеральных округах Российской Федерации, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [18];

– главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными орга-нами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями [17].

Нормативной правовой основой осуществления деятельности органов ГПН (в рамках своей компетенции) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и органи- зациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности является Положение о федеральном государственном пожарном надзоре [14].

Органы ГПН осуществляют свою деятельность во взаимодействии с субъ- ектами отношений по широкому кругу вопросов обеспечения пожарной безопасности, среди которых можно выделить:

– взаимодействие по вопросам обеспечения пожарной безопасности с ор- ганами государственной власти, органами местного самоуправления и органи- зациями по реализации полномочий, прав и обязанностей, установленных зако- нодательством Российской Федерации о пожарной безопасности и законода- тельством об общих принципах организации местного самоуправления [7,8];

– взаимодействие со службами органов внутренних дел и другими право- охранительными органами по вопросам дознания и расследования преступле-ний, связанных с пожарами и нарушениями требований пожарной безопасно-сти, проведения совместных проверок по предупреждению экономических преступлений и др. [2-6,11,21,22,24];

– взаимодействие с другими органами государственного контроля (надзо ра) органами муниципального контроля при организации и проведении проверок, предусмотренных законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного кон- троля (надзора), муниципального контроля [6,9,14].

При этом следует иметь в виду, что деятельность органов ГПН во взаимо- действии с субъектами отношений в области пожарной безопасности должна осуществляться только в рамках полномочий, установленных законодатель- ством, а также иметь соответствующую процедуру юридического оформления совместной деятельности.

Гражданский кодекс Российской Федерации разрешает установление неимущественных гражданско-правовых отношений между организациями, которые могут оформляться двухсторонними или многосторонними договорами о совместных действиях (например, договор о научно-техническом и производ- ственном сотрудничестве или иные договоры о совместных действиях) [3].

В деятельности органов ГПН во взаимодействии с заинтересованными организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности сложилась практика оформления отношений в этой области путем двухсторонних согла-шений, инструкций или планов по взаимодействию, которые утверждаются (подписываются) соответствующими руководителями или издаются совместные приказы. Этими документами устанавливаются полномочия, права, обязанности и ответственность сторон, участвующих в совместных действиях.

При осуществлении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности органам ГПН принадлежит важная роль в разработке и проведении комплекса мероприятий, направленных на обеспече-ние пожарной безопасности населенных пунктов и организаций.

Приказом МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Адми- нистративного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности» установлена компетенция органов ГПН по взаимодействию с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями при исполнении государственной функции.

Департамент надзорной деятельности МЧС России:

организует и проводит проверки объектов защиты, а также проверки в отношении федеральных органов исполнительной власти;

информирует в установленном порядке органы государственной власти о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

проводит работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан;

организует и осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;

ежегодно подготавливает и представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке доклад об осуществлении федерального государственного пожарного надзора и его эффективности.

Органы ГПН региональных центров МЧС России:

организуют и проводят проверки в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

вносят в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на соответ- ствующей территории;

организуют и осуществляют в установленном порядке производство по де- лам об административных правонарушениях;

осуществляют сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность по осуществлению федерального ГПН;

обобщают практику надзорной деятельности и готовят предложения для проведения корректирующих мероприятий в области организации и осуществ- ления федерального ГПН;

проводят работу с письмами и обращениями организаций и граждан;

информируют полномочных представителей Президента Российской Фе- дерации в федеральных округах, органы государственной власти субъектов

Российской Федерации о состоянии пожарной безопасности населенных пунк- тов, организаций и объектов;

организуют учет и проверку соответствия заполнения поступивших декла- раций пожарной безопасности на объекты защиты установленным формам, их регистрацию в установленном порядке.

Органы ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

организуют и проводят проверки в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправле- ния, на объектах защиты, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты на соответствующей территории;

организуют и осуществляют в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;

организуют контроль за соответствием требованиям пожарной безопасно- сти производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтвер- ждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изгото-вителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в тех- нической документации на которые в обязательном порядке указываются пока- затели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;

проводят работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан.

Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

организуют и осуществляют проведение проверок в отношении территори- альных органов федеральных органов исполнительной власти и органов мест- ного самоуправления, на объектах защиты, расположенных на обслуживаемой территории;

осуществляют в установленном порядке производство по делам об адми- нистративных правонарушениях;

информируют органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты на соответ- ствующей территории;

проводят работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан;

обеспечивают контроль за соответствием требованиям пожарной безопас- ности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтвер- ждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изгото- вителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Особое место в деятельности федеральных органов государственной вла- сти занимают вопросы их взаимодействия при осуществлении государственно- го регулирования безопасности при использовании атомной энергии в Россий- ской Федерации

Основным нормативным правовым актом, определяющим правовую осно- ву и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, является Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии предусматривает собой деятельность федеральных органов исполни- тельной власти, направленную на организацию разработки, утверждение и вве- дение в действие норм и правил в области использования атомной энергии, выдачу разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии, осуществление аккредитации, стандартизации, оценки соот- ветствия, осуществление надзора за безопасностью, проведение экспертизы и проверок (инспекций), контроля за разработкой и реализацией мероприятий по защите работников объектов использования атомной энергии, населения и охране окружающей среды в случае аварии при использовании атомной энергии.

Государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии осуществляется федеральными органами исполнительной власти - органами государственного регулирования безопасности, осуществляющими регулирование безопасности при использовании атомной энергии. Указанные органы независимы от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с использованием атомной энергии.

Перечень органов государственного регулирования безопасности при ис- пользовании атомной энергии установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2006 г. № 412 «О федеральных органах ис- полнительной власти и уполномоченных организациях, осуществляющих госу- дарственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии», в соответ-ствии с которым государственное регулирование безопасности при использова- нии атомной энергии осуществляют:

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Федеральное медико-биологическое агентство.

При этом, виды деятельности в области регулирования ядерной, радиаци- онной, технической и пожарной безопасности и разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности соответствующих органов, а также пол- номочия должностных лиц указанных органов устанавливается в положениях об органах государственного регулирования безопасности.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий- ных бедствий" осуществление государственного регулирования пожарной безопасности при использовании атомной энергии возложено на МЧС России.

В целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязатель- ных требований в области использования атомной энергии осуществляется федеральный государственный надзор уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которым является Федеральная служба по экологиче- скому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Федеральный государственный пожарный надзор в отношении АС осуществляется органами ГПН МЧС России и направлен на предупреждение, вы- явление и пресечение нарушений требований, установленных законодатель- ством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организа- ции и проведения проверок АС, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, а также систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении деятельности по эксплуатации АС.

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государствен- ного надзора в области использования атомной энергии, организацией и прове- дением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок (инспекций), установленных Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» и «О пожарной безопасности».

Последовательность и сроки действий (административные процедуры) при осуществлении федерального ГПН на АС установлены Административным регламентом (приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375).

Деятельность органов ГПН по исполнению государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности связана с осуществлением межведомственного взаимодействия.

Предоставление государственных и муниципальных услуг предполагает участие в данном процессе ряда заинтересованных субъектов, перечень которых не ограничивается исключительно уполномоченным органом и заявителем. Непосредственное участие в отношениях по поводу предоставления государ- ственных и муниципальных услуг, а также необходимых и обязательных услуг принимают специализированные организации, подведомственные соответ- ствующему органу государственной власти или органу местного самоуправле- ния. Роль таких организаций сводится к осуществлению отдельных юридически значимых действий, которые являются обязательными и необходимыми для предоставления государственных или муниципальных услуг. Понятие такой организации является новым для правоотношений по поводу предоставления государственных и муниципальных услуг, несмотря на то, что в практической дея- тельности указанные организации принимают непосредственное участие.

В целях перехода на электронное межведомственное взаимодействие принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предо- ставления государственных и муниципальных услуг», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муници-

пальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (органы местного самоуправления).

Приказом МЧС России от 14 февраля 2012 г. № 59 «О дополнительных мерах по совершенствованию предоставления государственных услуг без участия заявителя и государственных услуг, по которым МЧС России является поставщиком информации в системе МЧС России» Департамент надзорной деятельности МЧС России определен ответственным за повышение качества и доступности предоставляемых услуг, в том числе в электронном виде:

по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности;

по осуществлению надзора за выполнением органами власти, организаци- ями и гражданами требований пожарной безопасности;

по согласованию специальных технических условий для объектов, в отно- шении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установлен- ные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения

их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В рамках межведомственного взаимодействия при оказании государствен- ной услуги по лицензированию деятельности в области пожарной безопасности МЧС России запрашивает необходимую информацию у федеральных органов исполнительной власти:

Росреестр – сведения из ЕГРП (выписка из единого государственного реестра предпринимателей);

Федеральное казначейство – сведения о госпошлине (квитанция об уплате государственной пошлине);

ФНС России – Сведения из ЕГРИП (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);

ФНС России – Сведения из ЕГРЮП (выписка из единого государственного реестра юридических лиц);

Органы ГПН определены ответственными за предоставление сведений по государственным услугам, где МЧС России является поставщиком информа- ции:

сведения, подтверждающие соответствие зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателей лицензии для ведения образовательной деятельности, обязательным требованиям пожарной безопасности;

сведения и заключения специального уполномоченного государственного органа о соответствии производственных и складских помещений организации противопожарным нормам и требованиям.

Деятельность органов ГПН во взаимодействии по вопросам обеспечения пожарной безопасности осуществляется в рамках полномочий, которыми наде- лены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в соответствии с законодательством о пожарной безопасности [7].

Важное значение в деятельности органов ГПН во взаимодействии с феде- ральными органами исполнительной власти и организациями уделяется вопро- сам ведомственного пожарного надзора, который осуществляется ведомствен- ной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведом- ственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать ор- ганы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Например, органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны (ведомственные службы пожарной безопасности) созданы в Министер- стве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ, Министерстве юстиции РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе охраны РФ, Федеральной службе специального строитель- ства, Главном управлении специальных программ Президента РФ, ОАО "Рос- сийские железные дороги", ОАО «Концерн Энергоатом», других федеральных министерствах, службах, агентствах и организациях.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствую- щими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой [7].

Приказом Министерства обороны России от 13 августа 2012 г. № 2300 г. «Об утверждении Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации» утверждено Положение о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации, которое в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые и экономические основы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, устанавливает основные задачи и функции пожарной охраны Вооруженных Сил.

В целях проверки соблюдения воинскими частями и организациями Вооруженных Сил требований пожарной безопасности и принятия мер по резуль- татам проверки пожарная охрана Вооруженных Сил осуществляет ведомствен- ный пожарный надзор.

Органы управления пожарной охраны Вооруженных Сил включают в себя отдел пожарной безопасности Департамента планирования и координации материально-технического обеспечения Министерства обороны России, службы пожарно-спасательные и местной обороны управлений планирования и координации материально-технического обеспечения военных округов, инспекции пожарного надзора военных округов (районов).

Подразделения пожарной охраны Вооруженных Сил состоят из пожарных команд гарнизонов, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.

Для осуществления ведомственного пожарного надзора определяется район обслуживания инспекции пожарного надзора, который устанавливается приказом командующего войсками военного округа и определяет границы на территории округа, в пределах которых инспектора пожарного надзора проводят проверки соблюдения требований пожарной безопасности на подведомственных объектах.

Основными задачами пожарной охраны Вооруженных Сил являются:

организация и осуществление профилактики пожаров в Вооруженных Силах;

спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

организация и планирование развития системы обеспечения пожарной безопасности в Вооруженных Силах;

организация и осуществление в Вооруженных Силах мероприятий по поддержанию в постоянной готовности подразделений пожарной охраны;

организация и осуществление контроля (надзора) на подведомственных объектах за соблюдением требований пожарной безопасности;

осуществление методического руководства по вопросам обу чения военно- служащих и лиц гражданского персонала мерам пожар ной безопасности, действиям при возникновении пожаров.

В своей деятельности пожарная охрана Вооруженных сил взаимодействует с ФПС ГПС в области обеспечения пожарной безопасности, при тушении пожаров на объектах Вооруженных Сил, а также на других объектах в соответ- ствии с планом привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны [26].

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воз душных, морских, речных и железнодорожных транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответ- ствующими федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона «О пожарной безопас- ности» и пунктом 2 статьи 22 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 7 февраля 2008 г. № 46 «Об утверждении По- ложения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации» определены задачи, функции, порядок организации и условия осуществления деятельности ведомственной пожарной охраны желез- нодорожного транспорта Российской Федерации.

Ведомственный пожарный надзор на железнодорожном транспорте осуществляет по проверке соблюдения требований пожарной безопасности на же- лезнодорожном транспорте и принятие мер по результатам проверки ведом- ственная пожарная охрана железнодорожного транспорта.

Ведомственная пожарная охрана является составной частью ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта и представляет собой совокупность органов управления и подразделений федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России), предназна- ченных для проведения профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществления контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора, тушения пожаров и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Ведомственная пожарная охрана ЖДТ в своей деятельности руководству-ется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и иными актами Министер- ства транспорта Российской Федерации, МЧС России, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федеральной службы по надзору в сфере транс- порта, Уставом ФГП ВО ЖДТ России, а также Положением. Ведомственная охрана осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной МЧС России.

К органам управления ведомственной пожарной охраны ЖДТ относятся отдел организации пожарного надзора и пожарной автоматики ФГП ВО ЖДТ России, отдел пожаротушения и пожарных поездов ФГП ВО ЖДТ России, отделы (секторы) филиалов ФГП ВО ЖДТ России, а также отряды ведомственной охраны филиалов ФГП ВО ЖДТ России на отделениях железных дорог, реали- зующие задачи по предупреждению и тушению пожаров.

К подразделениям ведомственной пожарной охраны ЖДТ относятся по- жарные поезда и пожарные команды. Подразделения ведомственной пожарной охраны ЖДТ создаются, передислоцируются и ликвидируются решением ФГП ВО ЖДТ России с учетом пожарной опасности перевозочного процесса.

Деятельностью ведомственной пожарной охраны ЖДТ руководит замести- тель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России - главный инспектор по по- жарному надзору на железнодорожном транспорте.

Ведомственная пожарная охрана ЖДТ осуществляет свою деятельность на договорных условиях в соответствии с законодательством Российской Федера- ции.

Задачи, функции и порядок деятельности органов управления и подразде- лений ведомственной пожарной охраны ЖДТ определяются соответствующими положениями и инструкциями, разработанными в соответствии с федеральным законодательством. Основными задачами ведомственной пожарной охраны ЖДТ являются:

1) проведение профилактической работы по предупреждению пожаров, осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности и пожарного надзора на ЖДТ;

2) тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на ЖДТ;

3) спасение людей и имущества при пожарах.

Порядок взаимодействия с государственной противопожарной службой определяется соглашением [26].

В соответствии с требованиями федеральных законов «Об использовании атомной энергии», «О пожарной безопасности» и в целях реализации положе- ний Соглашения о взаимодействии МЧС России и Ростехнадзора в области государственного регулирования безопасности атомных станций от 28 февраля 2008 года в концерне «Росэнергоатом» создана служба пожарной безопасности (СПБ). Положение о службе пожарной безопасности утверждено приказом ФГУП концерна «Росэнергоатом» от 28.10.2008 № 168 и согласовано с МЧС России (письмо от 12.09.2008 № 19-11-3075).

В рамках реализации ведомственного контроля за пожарной безопасностью атомных электростанций, служба пожарной безопасности в целях организации и осуществления методического руководства системой управления и обеспечения пожарной безопасности, а также координации деятельности и взаимодействия в области пожарной безопасности ОАО «Концерн Росэнергоатом» с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государ- ственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, проектными и научно-исследовательскими организациями, производителями систем активной и пассивной противопожарной защиты, в соответствии с Положением о службе пожарной безопасности ФГУП концерн «Росэнер- гоатом» решает следующие задачи:

организация и методическое руководство по реализации мероприятий, направленных на снижение рисков возникновения и тушение пожаров на АС, внедрение и реализация единой эффективной системы управления пожарной безопасностью в соответствии с требованиями действующих законодательных и нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

организационно-техническое содействие руководству атомных станций и других структурных подразделений концерна в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности и противопожарной защиты строящихся, эксплуатиру- емых и выводимых из эксплуатации объектов АС;

взаимодействие и координация деятельности с МЧС России, проектными и научно-исследовательскими организациями в части решения вопросов обеспе- чения и повышения пожарной безопасности АС;

координация деятельности по обеспечению соблюдения и выполнения требований нормативных документов по пожарной безопасности на этапах проектирования, сооружения и ввода в эксплуатацию новых энергоблоков, эксплуатации и вывода из эксплуатации действующих энергоблоков АС, в том числе при реализации программ о моде

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...