Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимодействие органов ГПН с добровольной пожарной охраной по вопросам обеспечения пожарной безопасности
Федеральный закон «О пожарной безопасности» уделяет огромное значение привлечению граждан и общественности к работе по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и организаций [7]. Создание пожарной охраны и организация ее деятельности, содействие дея- тельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлече- ние населения к обеспечению пожарной безопасности относятся к основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности. Законодательством в области пожарной безопасности определено, что одним из видов пожарной охраны является добровольная пожарная охрана [7]. Добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятель- ность в соответствии с Федеральным законом от 6 мая 2011 г. №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Добровольная пожарная охрана - социально ориентированные обществен- ные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилак- тике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из сле- дующих организационно-правовых форм [12]: 1. Общественная организация - основанное на членстве общественное объ- единение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридиче-скими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей. Обще- ственные организации пожарной охраны для достижения уставных целей орга- низуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охра-ны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование уча- стия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности. 2. Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объ- единение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях городских и сельских поселений, межселенных территориях и в организациях. В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ соответственно на территориях городских и сельских посе- лений, межселенных территориях (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в орга- низациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добро-вольные пожарные дружины). Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут высту- пать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения. Членами общественного объединения пожарной охраны могут быть физи- ческие лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересо- ванность в совместном достижении целей и решении задач добровольной пожарной охраны в соответствии с нормами устава общественного объединения пожарной охраны оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов объединения. Членам общественного объединения пожарной охраны могут выдаваться удостоверения (членские билеты) установленного образца [12]. Участниками общественного объединения пожарной охраны могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям и при- нимающие участие в его деятельности с обязательным оформлением условий своего участия. Учредители, члены и участники общественного объединения пожарной охраны имеют права и несут обязанности, определенные Федеральным законом и уставом общественного объединения пожарной охраны или положением об общественном объединении пожарной охраны. Условия участия добровольного пожарного или юридического лица - обще- ственного объединения в деятельности подразделения добровольной пожарной охраны устанавливаются гражданско-правовым договором на выполнение работ по участию в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно- спасательных работ. Добровольные пожарные обязаны быть членами или участниками обще-ственных объединений пожарной охраны. Общественные организации пожарной охраны и территориальные подраз- деления добровольной пожарной охраны подлежат обязательной государствен- ной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обес- печивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Феде- рации и муниципальными правовыми актами [12]. Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов [8]. Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах относятся к полномочиям органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности [7]. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-техни- ческого обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах насе- ленных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования [7]. Руководители организаций имеют право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств, а также обязаны оказывать содействие пожарной охране и деятельности добровольных пожарных. Граждане имеют право на участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в деятельности добровольной пожарной охраны, а также обязаны оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров [7]. На ГПС МЧС России возложены функции по координации деятельности других видов пожарной охраны, в том числе и добровольной. На основании «Положения о федеральном государственном пожарном надзоре», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 органы ГПН в рамках своей компетенции осу-ществляют взаимодействие с общественными объединениями и организациями по вопросам обеспечения пожарной безопасности. При проведении мероприятий по контролю федеральных органов исполни- тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции, органов местного самоуправления и организаций государственные инспек- торы по пожарному надзору проверяют [20]: – создание и содержание в соответствии с установленными нормами финансирования за счет средств соответствующих бюджетов органов управления и подразделений пожарной охраны (в т.ч. добровольной пожарной охраны); – оказание необходимой помощи пожарной охране при выполнении возло- женных на нее задач; – создание условий для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров. Взаимодействие Государственной противопожарной службы с доброволь- ной пожарной охраной в борьбе с пожарами имеет глубокие социальные корни. Это подтверждается многолетним опытом взаимодействия органов ГПН с обще- ственными организациями пожарной охраны, которые выполняют большой объ- ем работ, направленный на повышение уровня пожарной безопасности городов, других населенных пунктов и объектов экономики страны. Одной из массовой общественной организацией пожарной охраны является Всероссийское добровольное пожарное общество (далее - ВДПО). Основными направлениями деятельности ВДПО являются: – объединение и привлечение граждан (добровольцев) и юридических лиц –общественных объединений для участия в реализации первичных мер пожарной безопасности, общественных обязанностей по предупреждению и тушению пожаров, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в составе создаваемых Обществом подразделений добровольной и иных видов пожарной охраны, общественных противопожарных и аварийно- спасательных формирований; – осуществление противопожарной пропаганды, оповещение и обучение мерам пожарной безопасности, образовательной деятельности, гражданско- патриотического воспитания, формирования культуры безопасного и ответственного поведения населения в сфере пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; – подготовка населения к действиям в условиях пожаров, стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к преодолению их последствий и предотвращению несчастных случаев; – содействие развитию и поддержки физической культуры, пожарно- прикладного и иных видов спорта среди детей и молодежи, пожарно- технического и иных видов творчества в сфере пожарной безопасности, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Пройдя путь от Императорского российского пожарного общества до ВДПО– общероссийской общественной организации новой формации и благодаря широкой просветительской работе с населением, пожарное добровольчество сохранило жизни миллионам россиян [www.vdpo.ru]. Борьба с огненной стихией, пожарами и возгораниями – дело отважных людей, квалифицированных профессионалов. Сегодня в рядах ВДПО свыше 40 тысяч членов и граждан, добровольно исполняющих общественные обязанности в сфере пожарной безопасности в сельских населенных пунктах, малых городах и на объектах всей Российской Федерации. Под флагом ВДПО создано свыше 300 противопожарных формирований общей численностью более 1600 человек, на вооружении которых состоит свы- ше 200 единиц специальной техники. С большим успехом распространяется практика создания групп по пожарно-профилактическому обслуживанию пред- приятий и организаций. В ВДПО входят: 81 региональное отделение в субъектах Российской Феде- рации; 894 городских и районных отделений ВДПО; Тольяттинский завод противопожарного оборудования ВДПО по выпуску порошковых огнетушителей, адсорберов, средств эвакуации и наборов автомобилиста; Научно- исследовательский институт ВДПО ОПБ с филиалами в крупнейших субъектах Российской Федерации; Издательский дом ВДПО; Торговый дом ВДПО (ООО "ЦС ВДПО"). Опираясь на славные традиции прошлого, ВДПО стремится эффективно способствовать развитию пожарного добровольчества в современной России. Работа с молодежью – одно из приоритетных направлений работы ВДПО. Совместно с органами управления образованием создано более 17 тысяч дружин юных пожарных, молодежные агитбригады (около 226 тысяч юных пожарных) вносят огромный вклад в дело обеспечения пожарной безопасности. Ежегодно проводится более 30 тысяч коллективно-творческих мероприятий с детьми и молодежью, в которых принимают участие более полутора миллиона человек. Силами ВДПО ежегодно проводится около 2 тысяч спортивных мероприятий на региональном, всероссийском, международном уровнях. В рядах юных спортс- менов, занимающихся пожарно-прикладным спортом, – свыше 100 тысяч чело- век. Исторически сложилось, что основной задачей ВДПО является работа с населением, проведение профилактических мероприятий по предупреждению пожаров, что составляет основу тесного сотрудничества со службами пожарной охраны. Совместная деятельность органов ГПН и организаций ВДПО по вопросам обеспечения пожарной безопасности осуществляется на основании Соглашения о сотрудничестве МЧС России и ВДПО от 17 июня 2008 г. № 10/1/13/350. Целью и предметом Соглашения является повышение эффективности деятельности сторон по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации. В целях реализации Соглашения Стороны в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции осуществляют сотрудниче- ство по следующим направлениям: – объединение и привлечение населения (добровольцев) к деятельности по реализации первичных мер пожарной безопасности, предупреждению и туше- нию пожаров, в том числе в составе добровольных и общественных противопо- жарных и аварийно-спасательных формирований; – осуществление противопожарной пропаганды, разъяснительной и образо- вательной деятельности среди населения в сфере пожарной безопасности, подготовка и распространение с этой целью информации о пожарах и способах защиты от них; – формирование ответственного отношения граждан к требованиям пожар- ной безопасности, подготовка населения (добровольцев) к действиям по преду- преждению и тушению пожаров, преодолению последствий чрезвычайных ситу- аций природного и техногенного характера; – гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в сфере пожар- ной безопасности, развитие пожарно-технического и иных видов творчества среди детей и молодежи; – содействие созданию и организации деятельности дружин и формирова- ний юных пожарных; – популяризация профессии пожарного и спасателя, профессиональная ори- ентация молодежи; – развитие физической культуры, пожарно-прикладного, спасательного и иных видов спорта среди детей и молодежи. Сотрудничество Сторон осуществляется на основе согласованных планов и программ, а также заключенных в установленном порядке соглашений (догово- ров). Стороны могут в установленном порядке и по согласованию привлекать представителей подведомственных организаций для обсуждения и выработки предложений по совершенствованию деятельности в сфере пожарной безопас- ности, в том числе для участия в организации и проведении научно- практических конференций, пожарно-тактических учений и занятий, смотров, конкурсов, спортивных и иных организационно-массовых противопожарных мероприятий.
Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература
1. Конституция Российской Федерации (Российская газета, 25.12.1993, №237). 2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002г. №95-ФЗ. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации [часть 1 от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011), часть 2 от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011), часть 3 от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012), часть 4 от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)]. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ (ред. от 01.12.2012). 5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195–ФЗ (ред. от 02.10.2012). 6. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федера- ции» (ред. от 21.11.2011) 7. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасно- сти» (ред. от 11.02.2013). 8. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах орга- низации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 03.12.2012). 9. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 28.07.2012). 10. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставле-ния государственных и муниципальных услуг» (ред. от 28.07.2012). 11. Федеральный закон от 7 февраля.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 25.06.2012). 12. Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». 13. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». 14. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (ред. от 11.10. 2012). 15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 01.09.2012). 16. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. №290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». 17. Приказ МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 « Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (ред. от 11.01.2012). 18. Приказ МЧС России от 1 октября 2004 г. № 458 « Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвида- ции последствий стихийных бедствий» (ред. от 11.01.2012). 19. Приказ МЧС России от 14 февраля 2012 г. № 59 «О дополнительных мерах по совершенствованию предоставления государственных услуг без участия заявителя и госу- дарственных услуг, по которым МЧС России является поставщиком информации в систе- ме МЧС России» 20. Приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 «Об утверждении Администра- тивного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасно- сти». 21. Приказ МЧС России и МВД России от 17 сентября 2012 г. № 549/866 «Об орга- низации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной про- тивопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений». 22. Приказ МЧС России и МВД России от 31 марта 2003 г. №163/208 «О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с пожарами». 23. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внут- ренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам граж- данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед- ствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом нарко- тиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступле- ний». 24. Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о по- рядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшестви- ях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Феде- рации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед- ствий стихийных бедствий» (ред. от 22.06.2010). 25. Приказ Министерства обороны России от 13 августа 2012 г. № 2300 г. «Об утверждении Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федера- ции». 26. Приказ МВД России от 30 июня 2010 г. № 477 «О ведомственном пожарном надзоре Министерства внутренних дел Российской Федерации». 27. Приказ Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 3 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации». 28. Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта от7 февраля 2008 г. № 46 «Об утверждении Положения о ведомственной пожарной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации». 29. Положение о службе пожарной безопасности ФГУП концерн «Росэнергоатом» (Утверждено приказом ФГУП концерн «Росэнергоатом» от 09.10.2007 № 1022, в редакции приказов от 08.09.2008 № 809, от 28.10.2008 № 168. Согласовано ДНД МЧС России пись- мом от 12.09.2008 № 19-11-3075). 30. Соглашение от 28 февраля 2008 № 2-4-38-2/КП-32/203 о взаимодействии Мини- стерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци- ям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы по экологиче- скому, технологическому и атомному надзору в области государственного регулирования безопасности атомных станций» 31. Соглашение от 17 июня 2008 г. №10/1/13/350. о сотрудничестве МЧС России и ВДПО. 32. Соглашение от 22 сентября 2009 г. № 2-4-38-20/12/13-6 о взаимодействии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Федеральной службы судебных приставов при исполнении судебных актов об административном приостановлении дея- тельности и иных исполнительных документов». 33. Г.Н. Кириллов, Ю.И. Дешевых, А.Н. Гилетич, П.М. Комков, А.В. Матюшин и др. Атомные станции: обеспечение пожарной безопасности, вопросы контроля и надзора: Учебно-методическое пособие. – М.: ВНИИПО, 2012.
Глава 12
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |