Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка рынков сбыта и конкурентов

Рынок сбыта продукции – это часть рынка, в пределах которой осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.

Рынок сбыта отдельного товара можно условно разделить на несколько частей:

· потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент);

· знают о товаре, но не приобретают его;

· приобретают продукцию конкурентов;

· приобретают нашу продукцию.

От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику положения каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет.

Анализ рынков сбыта поможет выявить, КТО должен стать основным потребителем товара, на КАКОЙ сегмент рынка ориентироваться предприятию. Анализу должны подвергнуться все существующие рынки сбыта для выявления их характеристик: емкости (это потенциальная возможность продажи продукции фиксированного объема, уровня качества и цены в определенном промежутке времени) и эффективности сбыта.

Целью сегментации являются детальный анализ и разработка направлений дифференциации продукции для максимального проникновения, а также выбор целевого рынка, т.е. наиболее выгодного для предприятия в данный момент сегмента, овладение которым представляет для него главную защиту. Если предприятие выбирает целевой рынок, то сбыт продукции осуществляется сразу на нескольких сегментах, что, как правило, менее эффективно и требует более сложных организации и управления.

Основанием выбора вариантов сбыта в рассматриваемых сегментах являются минимальные издержки обращения по каждому из следующих двух направлений сбытовой политики:

· выбор каналов и методов сбыта;

· выбор времени выхода на рынок.

На основании результатов тестирования нового товара принимается решение о производстве этого товара и выводе его на рынок. Следует иметь в виду, что серийное производство товара – наиболее затратный этап инновации товара как по организации производства, так и по маркетингу.

При выводе товара на рынок необходимо установить:

· когда, в какой момент следует вывести товар на рынок;

· где, на какой рынок можно выпустить товар;

· какой группе покупателей должен быть предложен товар;

· как организовать и координировать мероприятия по выводу товара на рынок.

Момент вывода товара на рынок должен быть согласован с возможностями и необходимостью представлять товар на рынок первым. Параллельно с существующими конкурентами или после того, как конкуренты выведут на рынок свой, аналогичный по назначению товар. Определяющим фактором может выступить сезонность товара. В любом случае следует оценить степень риска, учесть возможные отрицательные и положительные последствия каждого из возможных вариантов вывода товара на рынок.

При анализе сегментов часто используются два типа характеристик:

· первый тип – сравнительная оценка привлекательности и деловой силы, т.е. выявляется прежде всего уровень конкуренции.

· второй тип – это финансовый анализ, т.е. достоверная оценка объемов продаж и затрат, а на основе этой информации выявляется прибыльность.

В процессе принятия решения об использовании стратегии целевого рынка, кроме методов финансового анализа доходности сегмента, необходимо учитывать следующие рыночные критерии:

· стадию жизненного цикла товара;

· степень дифференциации покупателей;

· позицию предприятия на товарном рынке;

· структуру конкуренции;

· имеющиеся ресурсы и возможности;

· оценку экономии на масштабе.

Оценка конкурентных возможностей конкурентов покажет превосходство предприятия по некоторым параметрам и определит параметры, по которым следует опасаться конкурентов. Для большей достоверности данных должна проводиться балльная оценка всех параметров, с целью выяснения уровня отставания или опережения.

Конкуренты - это фирмы, производящие аналогичный вашему товар и торгующие им на вашем целевом рынке.

Анализ деятельности конкурентов осуществляется: для выявления существующих и возможных товаров-конкурентов; определения настоящих и потенциальных конкурентов - производителей этих товаров: разработки прогнозов вероятной тактики и стратегии конкурентов. В результате анализа деятельности конкурентов фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют так, а не иначе, и выработать свою собственную стратегию.

Следует отметить, что в сфере маркетинга принято выделять три вида конкуренции:

Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении конкретной потребности покупателя разнообразными товарами.

Если предметная конкуренция более характерна для случаев массовых продаж, то для персональной продажи дорогостоящих товаров, уникальных устройств или при продажах организациям-потребителям чаще всего имеют место видовая и функциональная конкуренции. Данные виды конкуренции позволяют разрабатывать долгосрочные стратегии действия по завоеванию рынка потребителей на конкурентном поле.

Видовая конкуренция возникает при удовлетворении потребности покупателя однообразными товарами, различающимися существенными характеристиками (например, автомобили с разной мощностью двигателя). При видовой конкуренции борьба между фирмами-конкурентами может осуществляться более разнообразными методами, чем при предметной конкуренции, так как количество инструментов воздействия на покупателя возрастает - товар обладает новыми характеристиками.

Предметная конкуренция возникает при предложении покупателю практически одинаковых товаров, различающихся, возможно, только качеством. Это наиболее сложный вид конкуренции для производящих и посреднических фирм.

 

38. Риски и неопределенность при разработке и реализации планов

В непростой политической и экономической обстановке, в условиях усиления конкуренции, нарастания риска и неопределенности, что выдвигает в число важнейших не только задачу предвидеть (прогнозировать) возможные ситуации развития в будущем, но и разрабатывать стратегию устранения их негативных последствий. В этих случаях точно предвидеть результаты выполнения планов (прогнозов) весьма проблематично, а руководители в процессе своих действий должны выбрать такую стратегию, которая позволит уменьшить степень противодействия, снизить степень риска.

Риск – это возможная опасность потерь, ненадежность получения прибыли (дохода), вероятность возникновения убытков сравнительно с прогнозируемым вариантом. Это событие, которое может произойти или не произойдет, а в случае его свершения возможны три экономических результата: положительный – выигрыш, прибыль, доход; отрицательный – проигрыш, убытки, потери средств; нулевой – безубыточный и бесприбыльный.

Неопределенность – это неполнота или неточность имеющейся информации об условиях реализации плана (прогноза), связанной, например, с изменениями в технике и технологии, конкуренции, об инфляции, рынках сбыта и т.п. Чем больше неопределенность хозяйственной ситуации, тем значительнее и степень риска.

Различие между риском и неопределенностью в том, что риск имеет место, когда вероятность последствий оценивается на основе данных предшествующего периода, неопределенность – когда такую вероятность определяют субъективно из-за отсутствия или неполноты данных предпланового и последующих периодов. В любом случае прогнозы будущей экономической обстановки (инфляция, спрос и предложение, производительность, цены, кредиты и т.д.) могут быть лишь приблизительными вследствие неопределенности будущего, поскольку предполагают, что установленная тенденция развития данной системы в прошлом сохранится и в будущем.

Деятельность промышленного предприятия любой формы собственности вряд ли возможна без риска. По мере развития рыночных отношений усиливается конкуренция, все труднее становится осваивать рынки сбыта, когда не снижаются инфляционные процессы и приходится решаться на принятие смелых, нестандартных решений, что в свою очередь усиливает степень риска. Вместе с тем, чем выше уровень риска, тем значительнее могут быть успехи (как впрочем, и потери).

Рисками можно и нужно управлять.

Классификация рисков – это их распределение на конкретные группы по основным признакам с точки зрения достижения поставленной цели. Она позволяет определить место каждого из них в общей системе рисков и создает возможность для использования конкретных способов и методов управления ими.

Классификация рисков по следующим основополагающим факторам:

- внешне непредсказуемые и предсказуемые,

- внутренние нетехнические и технические,

- правовые,

- страховые.

К внешне непредсказуемым рискам относятся:

- неожиданные государственные меры регулирования в сферах материально-технического снабжения, охраны окружающей среды, проектных и производственных нормативов, землепользования, экспорта- импорта, ценообразования и налогообложения;

- природные катастрофы – наводнения, землетрясения и др.;

- преступления – намеренный срыв работы путем отказа или умышленно небрежного ее выполнения (саботаж), наличие преследования, угроз расправы, насилия, запугивания и т.п.;

- неожиданные внешние эффекты (экологические и социальные);

- срывы в создании необходимой инфраструктуры и др.

К внешне предсказуемым (но неопределенным) рискам относятся:

- рыночный риск в связи с ухудшением возможности получения сырья и материалов нужного качества и цены, изменением требований потребителей, усилением конкуренции и потерей позиций на рынке, нежеланием покупателя соблюдать установившиеся правила торговли;

- операционные риски – невозможность поддержания в рабочем состоянии всех элементов производственной системы, нарушение ее безопасности, отступление от целей деятельности;

- недопустимые экологические воздействия и отрицательные социальные последствия, изменение валютных курсов, инфляция и др.

Внутренние нетехнические риски представляют собой опасность потерь из-за недостатка в организации производства и труда, материально-технического снабжения, плохих погодных условий (например, для сельского и лесного хозяйства), ошибок в планировании, недостатков в координации работ производственных подразделений и др., а также из-за перерасхода средств в результате неритмичной работы, низкой квалификации персонала, всевозможных переплат и т.д.

Технические риски – это риски, связанные с убытками из-за недостатков в технологии, недостаточно обоснованного выбора системы машин и оборудования, их неудовлетворительной эксплуатации и обслуживания, изношенности основных производственных фондов и др.

Правовые рискисвязаны с возникновением чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств, результатом которых является невыполнение условий договора, когда одна из его сторон невольно причиняет убытки другой (форс-мажор).

Отдельную группу рисков составляют страховые, образуемые страхованием, объектом которого является риск возможности неполучения прибыли или дохода, снижения уровня рентабельности или даже образование убытков.

Существуют различных виды неопределенности в зависи­мости от причин ее появления. В частности, выделяется нео­пределенность:

количественная, обусловленная значительным числом объектов или элементов в ситуации;

информационная, вызванная недостатком информации или ее неточностью по техническим, социальным и другим при­чинам;

стоимостнаяиз-за слишком дорогой или недоступной платы за определенность;

профессиональная как следствие недостаточного про­фессионализма ЛПР (не учитывается, например, требуемое количество влияющих факторов);

ограничительная (вызванная ограничениями в ситуа­ции принятия решений, например ограничения по времени и др.);

внешней среды, связанная с ее поведением или реакци­ей конкурента на процесс принятия решения.

Информация по содержащейся в ней степени неопределен­ности условно подразделяется на три группы:

• исходная — заранее накопленная;

• оперативная — текущие сведения о состоянии объекта;

• субъективная — информация, которая не может быть получена объективными методами.

Неопределенность исходной информации характеризует­ся ее неполнотой, недостоверностью, несоответствием содержа­нию решения. Источником этой неопределенности могут быть недостатки в организации статистической и информационной службы, отсутствие достаточных знаний механизмов функци­онирования предприятия и внешней среды, а также невозмож­ность надежной оценки значений отдельных параметров (на­пример, человеческого фактора). Неопределенность этой груп­пы информации может быть разрешена путем осуществления ряда мер организационного и технологического характера (на­лаживания учета данных, их систематизации, замены квали­фицированными работниками и др.).

Оперативная информация поступает в процессе разработки и реализации решения как непосредственно в виде обратной свя­зи, так и в результате генерирования уже известной информации на основе ее логико-аналитической переработки с использовани­ем математических методов и моделей. Информация этой группы отражает состояние объекта, тенденции его развития, будущие условия функционирования, стратегии деятельности, возможные альтернативы решений и критерии их выбора. Информация фор­мируется с помощью объективных методов, и ею определяется область возможных значений параметров. Неопределенность этой информации зависит от величины заранее накопленной инфор­мации об особенностях и закономерностях функционирования объекта и от надежности используемых методов разрешения нео­пределенности.

Субъективная информация — это результат волевого акта ЛПР о выборе того или иного значения конкретного параметра элементов информационной структуры, основанного на его ин­дивидуальном опыте, интуитивных суждениях, профессиона­лизме. Неопределенность этой группы информации характери­зуется тем, что абсолютная определенность познаний об объекте или явлении невозможна в силу ограниченных возможностей наших знаний, а также дефицита времени для разработки ре­шений. Неопределенность этой информации разрешается субъективным выбором параметров.

В связи с указанными качественными признаками исполь­зуемой информации различают начальную неопределенность решения (относительно исходной информации) и остаточную (относительно субъективной информации). Как видим, соотно­шение объективного и субъективного составляет суть проблем в теории принятия решения. Чем меньше информации, тем выше роль субъективных факторов, и наоборот. От степени уменьшения начальной и остаточной неопределенности зави­сят качество и эффективность принимаемых решений.

39. Финансовое планирование на предприятии

Планирование - один из основных компонентов системы внутрифирменного и управления на базе концепции, определяющей общие цели фирмы, приоритеты в распределении ресурсов, главные направления развития инвестиционной деятельности. Планирование - это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют современные программные продукты (пакеты прикладных программ), предназначенные для разработки бизнес-плана развития фирмы и осуществления мониторинга ее производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности Благодаря реализации на фирме системы планирования уточняется субъективное представление высшего менеджмента о положении фирмы относительно желаемого будущего экономического и финансового ее состояния.

Финансовое планирование на предприятии - это планирование всех его доходов и направлений расходования финансовых средств, для обеспечения функционирования предприятия. Основной целью планирования является согласование и синхронизация доходов и расходов предприятия в рамках намеченной производственной программы и перспектив развития.

Значение финансового планирования состоит в том, что оно:

- воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

- определяет возможности жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;

- служит инструментом поддержки от внешних инвесторов;

- позволяет предотвратить ошибочные действия в области финансов.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

-обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

-определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования;

-выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;

-установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, другими контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. Он влияет на всю экономику предприятия. В планах происходит соизмерение намечаемых затрат с реальными возможностями, в итоге достигается материально-финансовая сбалансированность. Статьи финансового плана увязаны со всеми показателями работы предприятия и основными разделами предпринимательского плана: производством продукции, услуг, научно-техническим развитием, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, прибыли, экономическим стимулированием, кадровой политикой. Финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия посредством выбора объектов финансирования и способствует рациональному использованию всех видов ресурсов предприятия.

Процесс финансового планирования включает следующие этапы:

1. Анализируются финансовые показатели за предыдущий период, для этого используются баланс, отчет о прибылях и убытках, о движении денежных средств.

2. Составляются основные прогнозные документы, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в состав бизнес-плана.

3. Уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

4. Осуществляется оперативное финансовое планирование. Завершается процесс планирования практическим внедрением планов, и контролем за их выполнением.

Финансовое планирование в зависимости от содержания и назначения можно классифицировать на следующие виды: перспективное, текущее (годовое), оперативное

40. Задачи и функции ОПП (оперативно-производственного планирования)

Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения. Главной задачей ОПП является организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.

Оперативно производственное управление на предприятиизаключается в планировании - разработке конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени (месяц, декада, сутки, смена, час) как для предприятия в целом, так и для его подразделений; организации работ по выполнению производственных заданий и в диспетчировании - оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля.

Основные задачи, которые решает оперативно-производственное планирование:

• согласование работ всех звеньев предприятия по изготовлению и выпуску готовой продукции в заданном ассортименте и объеме в установленные сроки;

• обеспечение эффективного использования трудовых, финансовых и материальных ресурсов.

В ходе организации оперативно-производственной деятельности предприятий должны решаться следующие задачи:

- обеспечение выполнения договоров с заказчиками;

- выпуск продукции в полном соответствии с требованиями по качеству, объему и срокам изготовления, установленными в договорах;

- оптимальное использование производственных мощностей предприятия;

- обеспечение минимальной длительности производственного цикла изделий;

- сокращение объемов незавершенного производства;

- равномерная во времени и пространстве загрузка рабочих мест;

- повышение эффективности производства.

Основными функциями оперативно-производственного планирования являются:

- разработка календарно-плановых нормативов движения производства (длительности производственного цикла, величины заделов, размера партий деталей и т. д.);

- объемные расчеты (загрузки оборудования и площадей);

- составление оперативных программ выпускающих и заготовительных цехов основного производства, оперативный учет и контроль за ходом их выполнения;

- контроль за состоянием незавершенного производства в цехах и межцеховых складах;

- оперативное регулирование хода производства, выявление отклонений и осуществление мер по их устранению;

- контроль за обеспечением цехов дефицитными материалами, инструментом, тарой, покупными изделиями, транспортом;

- подготовка и проведение диспетчерских совещаний и др.

41. Организация оперативно-производственного планирования на
предприятии

Оперативно-производственное планирование (ОПП) является завершающим этапом внутризаводского планирования. Его особенностью является то, что разработка плановых заданий производственным подразделением сочетается с организацией их выполнения. Главной задачей ОПП является организация слаженной работы всех подразделений предприятия для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при полном использовании производственных ресурсов.

В процессе ОПП разрабатываются календарно-плановые нормативы, план выпуска продукции предприятия по месяцам года; оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов и деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (иногда часам). Выполняются объемные расчеты загрузки оборудования и площадей; организуется сменно-суточное планирование, оперативный учет хода производства, контроль и регулирование его (диспетчирование).

ОПП слагается из календарного планирования и оперативного регулирования хода производства - диспетчирования.

При организации оперативно-производственного планирования надо учитывать, что современное производство характеризуется сложностью связей между его элементами, изменением номенклатуры деталей. На непрерывный ход производства оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Например, подготовленность и степень устойчивости кадров, состояние дисциплины, болезни сотрудников, качество оборудования и его своевременный ремонт; поставка материалов и комплектующих от других предприятий.

Оперативно производственное управление на предприятиизаключается в планировании - разработке конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени (месяц, декада, сутки, смена, час) как для предприятия в целом, так и для его подразделений; организации работ по выполнению производственных заданий и в диспетчировании - оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля.

В ходе организации оперативно-производственной деятельности предприятий должны решаться следующие задачи:

- обеспечение выполнения договоров с заказчиками;

- выпуск продукции в полном соответствии с требованиями по качеству, объему и срокам изготовления, установленными в договорах;

- оптимальное использование производственных мощностей предприятия;

- обеспечение минимальной длительности производственного цикла изделий;

- сокращение объемов незавершенного производства;

- равномерная во времени и пространстве загрузка рабочих мест;

- повышение эффективности производства.

Основными функциями оперативно-производственного планирования являются:

- разработка календарно-плановых нормативов движения производства (длительности производственного цикла, величины заделов, размера партий деталей и т. д.);

- объемные расчеты (загрузки оборудования и площадей);

- составление оперативных программ выпускающих и заготовительных цехов основного производства, оперативный учет и контроль за ходом их выполнения;

- контроль за состоянием незавершенного производства в цехах и межцеховых складах;

- оперативное регулирование хода производства, выявление отклонений и осуществление мер по их устранению;

- контроль за обеспечением цехов дефицитными материалами, инструментом, тарой, покупными изделиями, транспортом;

- подготовка и проведение диспетчерских совещаний и др.

Оперативно-производственное планирование на предприятиях обычно осуществляет производственно-диспетчерский отдел, возглавляемый начальником производства. Структура данного отдела и количественный его состав определяются структурой предприятия, объемом производства, номенклатурой выпускаемых изделий, численностью промышленно-производственного персонала.

Органом оперативного планирования и регулирования в цехе является планово-диспетчерское бюро, включающее в себя группы планирования, диспетчерского регулирования, транспортную. При бюро создаются и цеховые производственные кладовые. Оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа:

Первый этап разработка на основе производственной программы оперативных планов изготовления и выпуска продукции. Этот этап называют оперативно-календарным планированием.

Второй этап - диспетчировании - состоит в непрерывном оперативно - производственном учете, контроле и регулировании выполнения планов посредством оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима. Оперативное планирование и диспетчирование производства ведутся на основе тех или иных систем оперативно-производственного планирования.

Под системой оперативного планирования производства понимается определенная совокупность элементов планово-учетной работы, ее форм, методов и приемов. К элементам системы относится порядок взаимоувязки и согласования работы цехов и участков, выбранная планово-учетная единица, величина планового периода, состав календарно-плановых заданий цехам, участкам и т. д. Наиболее широко применяются следующие системы оперативно-производственного планирования, определяемые в основном типом производства:

- позаказная; - стадийного планирования по опережениям; планирования «на склад» («минимум-максимум»); - планирования по заделам; -по ритму выпуска продукции; -комплектная

42. Структура ОПП (оперативно-производственного планирования)

Оперативно производственное управление на предприятии заключается в планировании - разработке конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени (месяц, декада, сутки, смена, час) как для предприятия в целом, так и для его подразделений; организации работ по выполнению производственных заданий и в диспетчировании - оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля.

Оперативно-производственное планирование на предприятиях обычно осуществляет производственно-диспетчерский отдел, возглавляемый начальником производства. Структура данного отдела и количественный его состав определяются структурой предприятия, объемом производства, номенклатурой выпускаемых изделий, численностью промышленно-производственного персонала. (рисунок 1)

Органом оперативного планирования и регулирования в цехе является планово-диспетчерское бюро, включающее в себя группы планирования, диспетчерского регулирования, транспортную. При бюро создаются и цеховые производственные кладовые.

Рисунок 1. Структура производственно-диспетчерского отдела предприятия

Оперативно-производственное планирование осуществляется в два этапа: Первый этап разработка на основе производственной программы оперативных планов изготовления и выпуска продукции. Этот этап называют оперативно-календарным планированием. Второй этап - диспетчировании - состоит в непрерывном оперативно - производственном учете, контроле и регулировании выполнения планов посредством оперативного устранения возникающих в процессе производства отклонений от заданного режима. Оперативное планирование и диспетчирование производства ведутся на основе тех или иных систем оперативно-производственного планирования.

43. Виды производственного планирования

Производственное планирование — это умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Производственное планирование – неотъемлемая часть управления предприятием. Его можно определить как умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей.

В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы предприятия, различают следующие виды планирования.

Долгосрочноепланирование охватывает период от 10 до 25 лет и имеет проблемно-целевой характер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности предприятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограничено. Цели и задачи долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном плане.

Среднесрочныепланы составляются на два-три года. Объектами среднесрочного планирования являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и т. п.

Краткосрочныепланы составляются на год (редко – на два года) и включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Данные планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.

Эти три вида планирования должны быть согласованы между собой и не противоречить друг другу.

В зависимости от содержания и значенияпланирования в процессе плановой деятельности различают три вида планирования: стратегическое, тактическое и оперативное.

Стратегическоепланирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей его функционирования. Под стратегией при этом понимается план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей.

Процесс стратегического планирования включает определение миссии предприятия, формулирование целей и задач функционирования предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия), разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей), выбор оптимального варианта стратегического плана.

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды стратегическое планирование по времени бывает в основном средне– или краткосрочным.

Тактическоепланирование – это процесс создания предпосылок для реализации новых возможностей, т. е. стратегических планов. В тактических планах отражаются мероприятия по расширению производства и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса. На основе этих планов устанавливаются связи между структурными подразделениями предприятия, осуществляется разработка смет по видам деятельности и контроль за их использованием. в результате тактического планирования составляется план социально-экономического развития предприятия, представляющий собой комплексную программу его производственно-хозяйственной и социальной деятельности на соответствующий период. Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды.

Оперативноепланирование – это процесс реализации тактического планирования. Оно является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности. Его задача – конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной работы предприятия и его подразделений. в процессе оперативного планирования определяется время выполнения отдельных операций, изготовления отдельных единиц продукции, устанавливаются сроки передачи продукции, полуфабрикатов из одного цеха в другой или покупателю; осуществляется оперативная подготовка производства (доставка сырья, инструмента на рабочее место и др.); проводится систематический контроль, учет, анализ и регулирование производственного процесса. Оперативное планирование позволяет сократить перерывы в производстве, обеспечить равномерность загрузки оборудования и площадей, своевременно реагировать на отклонения в технологическом процессе и обеспечивать эффективную работу подразделений. Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм – начиная от технической подготовки производства и заканчивая сбытом продукции.

На промышленных предприятиях принято различать несколько видов оперативного планирования.

В зависимости от содержания и сроков действия, оперативное планирование подразделяется на два этапа: оперативно-календарное планирование и оперативное управление производством. Эти этапы оперативного планирования производятся экономистами-менеджерами и специалистами плановых и производственных отделов и цехов предприятия.

Оперативно-календарное планирование - это детализация годового плана производства продукции предприятия по срокам запуска-выпуска и срокам выполнения каждого вида продукции, распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям, а также своевременное доведение этих показателей до каждого основного цеха, а внутри его - до каждого производственного участка и рабочего места, до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями.

Основной целью оперативно-календарного планирования является выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат.

Оперативное управление производством - это регулирование процесса производства, нередко его на

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...