Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Сущность и компоненты процесса профессионального обучения

 

Педагогический процесс может быть условно разделен на две составляющие: обучение и воспитание. Обучениекак процесс представляет собой совместную деятельность, в ходе которой мастер профессионального обучения организует, стимулирует, корректирует и контролирует деятельность учащихся. Учащиеся овладевают содержанием и видами деятельности, предусмотренными учебной программой, знаниями и умениями. Теория обучения называется дидактикой. Дидактика изучает закономерности обучения, дает научное обоснование целям, выбору содержания, средствам и методам обучения, определяет его организацию.

Общая дидактика исследует преподавание (учение) как планомерно и систематически организованный процесс, протекающий в различных условиях: в учебных заведениях, дома, при сознательном и систематическом самообразовании.

Обучение состоит из двух взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений – преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность учащегося). Преподавание включает в себя:

• планирование методов и приемов обучения, их комбинирование;

• подготовка к уроку, умение организовать учащихся;

• оптимистический взгляд на каждого ученика.

Особенностью процесса преподавания является то, что педагог не только передает знания, умения, навыки и способы творческой деятельности, но и управляет процессом усвоения у учащихся.

Учение имеет следующую структуру:

• принятие учебных задач и плана действий;

• осуществление учебных действий и операций;

•регулирование учебной деятельности под контролем мастера, преподавателя и самоконтролем;

•анализ результатов деятельности, осуществляемый под непосредственным руководством мастера профессионального обучения.

В процессе учения учащийся усваивает знания и умения по следующей структуре: восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, воспроизведение. Различают виды усвоения: усвоение знаний, усвоение способов деятельности, усвоение опыта мышления.

Движущими силами обученияявляется противоречие между возникающими у учащихся потребностями в освоении определенных профессиональных знаний и умений и реальными возможностями по удовлетворению этих потребностей.

Основные понятия дидактики: процесс обучения, содержание обучения (знания, умения, навыки), научение, преподавание, учебная деятельность, учебный предмет, урок, технология обучения и др.

Процесс овладения знаниями и умениями может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом). В связи с этим различают и методы обучения: репродуктивные и продуктивные. Первые характерны для традиционной системы обучения, вторые – для современных моделей.

В настоящее время используются оба подхода. В целом можно выделить четыре группы психолого-педагогических концепций обучения (систем обучения).

1. Традиционная система.Основоположники данной системы - Я. А. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт доминирующую роль в преподавании отводили деятельности педагога. Процесс обучения предполагает изложение, понимание, обобщение, применение. Такой подход упорядочивает, организует процесс обучения, предписывает рациональную деятельность педагога и учащихся. Однако эта система все более критикуется за то, что ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая учащегося в умственную деятельность и не способствующую развитию мышления. Недостатки традиционного обучения:

• усредненный общий темп изучения;

• единый усредненный объем знаний, усваиваемых студентами;

• большой удельный вес знаний, получаемых в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате чего студенты «разучиваются думать»;

• сложность в оценке знаний студентов;

• преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

• трудность в организации самостоятельной работы студентов с учебником из-за слабой расчлененности учебного материала;

• преобладание нагрузки на память студентов: у кого лучше память, тот успешнее воспроизводит. Но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного воспроизведения по памяти информации не требуются. Студент оказывается неподготовленным к тем формам работы, которые ожидают его в профессиональной практике (умение находить нужную информацию для решения производственных задач, творчески подходить к сложным проблемам).

2. Идея программированного обучения была выдвинута в середине 1950-х гг. XX века. В основе программированного обучения лежит обучающая программа, представляющая собой упорядоченную последовательность задач. Она и управляет всем процессом обучения.

Различают три основные формы программирования: линейная, разветвленная и смешанная.

Линейное программирование – установление связи между стимулом и реакцией. Правильный шаг обучающегося служит сигналом для дальнейшего выполнения программы. Исследователями выделяются следующие особенности программы:

• дидактический материал разбивается на небольшие порции, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом;

• вопросы или пробелы, содержащиеся в программе, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к учебе;

• учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию;

• в ходе обучения учащиеся сразу же получают информацию о правильности или неправильности данного ими ответа.

Разветвленное программирование ориентировано на уяснение причины совершенной или возможной ошибки. Соответственно, оно требует умственного усилия. Подтверждение правильности ответа является в этой форме программирования обратной связью, а не только положительным подкреплением. Разветвленная программа может представлять собой большой текст, вопрос к нему и множество ответов. Предлагаемые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, в обоих случаях сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправильный, то обучающемуся предлагается вернуться к исходному тесту, подумать и найти правильное решение. Если ответ правильный, то далее по тексту ответа предлагаются следующие вопросы и т.д.

Несомненным достоинством разветвленного программирования, по сравнению с линейным, является учет особенностей научения человека: мотивация, осмысленность, влияние темпа продвижения и др.

Смешанное программирование включает положительные дидактические моменты и линейного, и разветвленного программирования.

3. Проблемное обучениеэто целостная система, в основе которой лежит идея разрешения проблем.

Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающихся посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. Проблемная ситуация возникает тогда, когда у человека есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать эту задачу: при наличии затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.

Проблемное обучение состоит из нескольких этапов:

- осознания проблемной ситуации;

- формулировки проблемы на основе анализа ситуации;

- решения проблемы, включающего выдвижение, смену и проверку гипотез;

- проверки решения.

Этот процесс разворачивается аналогично трем фазам мыслительного акта (по С. Л. Рубинштейну), который возникает в проблемной ситуации и включает осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение. Поэтому проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический тип обучения с большим развивающим потенциалом.

4. В 1970-е гг. оформилась концепция развивающего обучения, цель которой заключается в обеспечении условий для превращения ученика в субъекта учебной деятельности, способного к самосовершенствованию.

Развивающее обучение ориентирует учебный процесс на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Эта теория берет свое начало в работах Г. Песталоцци, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Обучение – ведущая движущая сила психического развития личности, становления у нее новых качеств мышления, внимания, памяти и других способностей. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний. Работа с опорой на зону ближайшего развития личности учащегося помогает полнее и ярче раскрыться ее потенциальным возможностям. Зона ближайшего развития характеризует ту область действий и задач, которые еще не могут выполняться самостоятельно и предполагают помощь, поддержку и объяснения взрослого. Но то, что учащийся выполняет сегодня с помощью взрослого, завтра уже становится его внутренним достоянием, новой способностью. Так обучение стимулирует развитие. Регулирующую роль в системе развивающего обучения выполняют такие дидактические принципы, как обучение на высоком уровне трудности, принцип ведущей роли теоретических знаний, обучение быстрыми темпами, осознание процесса учения и др.

Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у учащегося потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой схемы решения, новых способов действия. На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и способов действия, но и выдвижение гипотезы, поиск идей и разработка оригинального плана решения задачи, отыскание способа проверки решения путем использования самостоятельно подмеченных новых связей и зависимостей между известным и неизвестным. В процессе «добывания» знаний и создания новых способов выполнения действия учащийся получает конкретный результат в виде новых фактов. Тем самым уже в процессе обучения он поднимается на новые ступени интеллектуального и личностного развития.

Задача педагога в процессе развивающего обучения заключается в организации учебной деятельности учащегося, направленной на развитие познавательной самостоятельности и способностей, формирование активной жизненной позиции.

Развивающее обучение осуществляется посредством вовлечения учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, а также методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, речи. Вовлекая в учебную деятельность, педагог конструирует педагогические воздействия на учащегося на основе учета ближайшей зоны его развития и имеющихся у него знаний и навыков.

Центральное технологическое звено развивающего обучения – это самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащегося, основанная на его способности регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Суть развивающего обучения состоит в том, что учащийся не только усваивает конкретные знания и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.

Таким образом, главная цель обучения заключается в развитии учащегося, само же обучение есть условие и основа развития.

Главным условием протекания педагогического процесса является активность познавательной деятельности учащихся, которую следует рассматривать как качество учебной деятельности. Это качество проявляется в отношении учащегося к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями.

Главная специфическая особенность педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении заключается в единстве теоретического и практического обучения. В ходе теоретического обучения у учащихся формируются знания, мотивы и направленность будущей профессиональной деятельности. Практическое обучение связано с формированием профессиональных умений и навыков, способов творческой деятельности. При этом процесс учения в ходе практической подготовки существенно отличается от процесса теоретической подготовки. Основная цель практического обучения – формирование у учащихся составляющих профессионализма в области определенной профессии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...