Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Принципы профессионального обученияПедагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достичь поставленных целей. В основу классификации общепедагогических принципов положены факторы, определяющие эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс и связь педагогического процесса со средой. К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей человека как главного объекта педагогики, ко второй – наиболее общие требования непосредственно к самому педагогическому процессу, к третьей – наиболее общие требования, определяющие связь педагогического процесса со средой. Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. состояния его здоровья; физического, физиологического, психологического и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей. Принцип гуманизациисостоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными. Данный принцип направлен на развитие у учащихся высоких нравственных качеств, уважения к личности и опирается на его положительные стороны и качества. Принцип целостности (технологичности) подразумевает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в педагогический процесс компонентов и факторов. Суть принципа в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение педагогического процесса должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов; единство обучения и воспитания; единство преподавания и учения; единство обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания; единство теории и практики; системности и последовательности организации педагогического процесса; компьютеризации и информатизации; принцип оптимизации и др. Принцип демократизациипроявляется в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализация этого принципа происходит в условиях открытого социального контроля со стороны общественности и родителей; высокого информационного обеспечения, взаимного уважения педагогов и учащихся. В то же время предоставление больших свобод требует и более высокой ответственности за совершаемые действия. Принцип культуросообразностипредполагает максимальное использование в педагогическом процессе культуры той среды (местности, города, региона), в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества, а также единства национального и межнационального. Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения, семьи, общества(в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры) направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося. Принцип единства индивидуального и коллективного позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства обучения. Принципы профессионального обучения, тесно взаимосвязанные с общепедагогическими, имеют свои специфические особенности. Классификация принципов строится на основе факторов эффективности воспитательных отношений, характерных для теоретического и практического обучения. К ним относятся: учащийся; педагогический процесс как взаимодействие «педагог – техника – учащийся»; педагогический процесс как взаимодействие «педагог – учащийся»; связь педагогического процесса со средой. Первая группа принципов относится к реализации личностно ориентированной стратегии профессионального образования, базирующейся на гуманистических ценностях. Основная особенность данной стратегии заключается в использовании потенциала личности, инициирующего ее саморазвитие. Учитывая, что для формирования готовности к профессиональной деятельности мастера профессионального обучения большое значение имеет самостоятельность в выполнении практических заданий в педагогическом процессе, особо выделяется принцип развития самостоятельности личности. Принцип развития самостоятельности личности отражает закономерность «включение учащегося в активную деятельность», реализуемую при наличии такого качества, как самостоятельность. Впервые этот принцип был выдвинут применительно к учебному труду К. Д. Ушинским. Он утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самостоятельность ученика в учении. Самостоятельность личности – это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Эффективность педагогического процесса повысится, если учащиеся будут иметь устойчивые мотивы не только к учению, но и к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, развитие мотивации через интерес, склонности и намерения станет основанием научного построения процесса формирования готовности к профессиональной деятельности. Педагог, выступая внешним мотиватором, в данном случае реализует принцип мотивации учения к профессиональной деятельности. Суть данного принципа - развитие потребностей и мотивов личности, ориентированных на профессиональную деятельность. Согласно принципу мотивации учения к профессионально-педагогической деятельности, воспитательные отношения в процессе формирования будущего специалиста следует строить с учетом существующих у учащихся внутренних мотивов к учению и будущей профессиональной деятельности. Вторая группа принципов – это требования, связанные непосредственно с процессом формирования будущего специалиста. К ним относятся: принцип профессиональной направленности; принцип соединения обучения с производительным трудом; принцип профессиональной мобильности; принцип социального партнерства; принцип политехнизма. Принцип профессиональной направленностирегулирует соотношение общего и профессионального образования при одновременном изучении основ наук и профессиональных дисциплин; указывает один из путей установления связи теории с практикой, с профессиональной деятельностью; нацеливает на формирование профессиональной направленности личности как ее важнейшего свойства. Данный принцип в условиях профессионального образовательного учреждения позволяет установить взаимосвязь профессионального и общего образования как целостной системы. Для выражения основной идеи принципа и его практического применения можно сформулировать требования, подразумевающие: 1) формирование у обучающихся системы понятий на основе единого подхода к организации, приемам и способам усвоения знаний по основам наук; научно обоснованных представлений о генетической взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, орудий, процесса и результата труда в соответствующей отрасли производства; научно обоснованных представлений о целостной системе подготовки специалистов, включающей цели, принципы, содержание, методы, средства и формы; ценностных ориентаций и убеждений, характерных для профессии или специальности; 2) усиление связи теоретического и практического обучения, развитие технического мышления. Процесс профессиональной подготовки становится более эффективным, если теоретическое обучение взаимосвязано с производительным трудом.Связь теории с практикой является общепедагогическим принципом, но в профессиональной подготовке он имеет еще и другой смысл, так как объединяет теоретическую и практическую готовность к будущей профессиональной деятельности. Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий: теоретические знания должны быть опережающими и проверяться на практических занятиях; • в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки; • для эффективной реализации отраслевой подготовки необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и знаний по видам производств; • интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали – объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета; по горизонтали – взаимосвязь специальных знаний и умений; • процесс профессиональной подготовки должен проходить с использованием моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе. Моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе – выявление типовых задач, с которыми будущий специалист или рабочий сталкивается, выполняя основные виды своей деятельности на производстве. Принцип профессиональной мобильностипредусматривает: 1) способность будущего рабочего, специалиста более быстро осваивать отраслевые технологии, новые отраслевые специализации; 2) воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию. Имея высокий уровень общетеоретической и производственной подготовки, учащийся активно совершенствует свои знания, умения и навыки, творчески подходит к своей деятельности, расширяет профессиональный кругозор, осмысливает и решает встающие перед ним проблемы. Поэтому реализация данного принципа позволяет учитывать не только то, что знает и умеет будущий профессионал сегодня, но и то, что он сможет и сумеет завтра. Это способствует достижению цели формирования готовности в части знаний, умений и навыков, а также мотивов, потребностей, профессионального мировоззрения, профессионально важных качеств личности и намерений. Готовить будущего специалиста необходимо согласно принципу политехнизма, т.е. осваиваться должны такие знания, умения и навыки, которые позволяют, с одной стороны, хорошо разбираться в технике и технологии производства в целом, а с другой – успешно выполнять работу в различных конкретных производственных ситуациях (отраслях). Данный принцип помогает в подготовке специалистов, широко эрудированных в области промышленных технологий не только своего, но и любого другого, особенно смежного производства. Третья группа принципов – это требования, непосредственно относящиеся к организации педагогического процесса как взаимодействия педагога и учащихся. Подготовка будущего специалиста должна быть построена с учетом принципа целостности (технологизации) педагогического процесса. Согласно данному принципу, все действия педагога профессионального обучения подчиняются реализации целей профессионального обучения и воспитания. Организуя производительный труд учащихся, проводя внеклассную воспитательную работу, педагог профессионального обучения должен последовательно и решительно добиваться формирования у них тех духовных, социальных, нравственных и физических качеств, которые вместе составляют своеобразную программу развития личности современного труженика и гражданина. Данный принцип нацеливает, прежде всего, на то, что «человек не воспитывается и не обучается по частям», а формируется как цельная личность. Он предполагает единство и относительную завершенность всех входящих в процесс профессиональной подготовки компонентов и факторов. Суть его в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса: построение процесса профессиональной подготовки должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов, единство обучения и воспитания, преподавания и учения, обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, системность и последовательность организации процесса, оптимизацию процесса в целом. В производственном обучении принцип целостности реализуется как единство воспитания, обучения и развития; систематичность и последовательность в формировании профессиональных умений и навыков; сознательность и активность личности; доступность и наглядность обучения. Четвертая группа принципов охватывает наиболее общие требования к тому, какими должны быть отношения процесса формирования специалиста с внешней средой. Здесь выделяются традиционные общепедагогические принципы: культуросообразности, единства индивидуального и коллективного, а также принципы создания профессиональной образовательной среды, социального партнерства и экономической целесообразности. Для профессиональной подготовки будущего специалиста, рабочего необходима благоприятная профессиональная образовательная среда, что предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся. Создание благоприятной образовательной среды требует разработки и реализации системы социальных и психолого-педагогических мер в целях управления этим процессом: • предоставление нормальных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на учащихся (режим труда и отдыха, условия стимулирования, психологический климат, качество оборудования и т.д.); • педагогической оптимизации управленческих воздействий (их целесообразности, согласованности, компетентности, учета педагогических последствий). Согласно данному принципу, будущий специалист (рабочий) включается в социальные, нравственные, эстетические и другие отношения, характерные не только для его общей подготовки, но и для будущей профессиональной деятельности. В ходе этих отношений формируются соответствующие личностные качества, определяющие поведение в профессиональной среде. Принцип социального партнерстваподразумевает сотрудничество образовательного учреждения (в том числе и отдельного педагога) с различными внешними и внутренними структурами, оптимизирующими процесс обучения. При подготовке будущего специалиста профессиональное образовательное учреждение должно конструктивно взаимодействовать с внешней средой, с социальными партнерами. В процессе взаимодействия складываются новые подходы к профессиональному ориентированию студентов, управлению их карьерным ростом, что существенно повышает мотивацию, качество и эффективность профессиональной подготовки. Процесс профессионального обучения способен развиваться только как открытая система, во взаимосвязи и с учетом различных факторов. Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями-заказчиками на основе заключения договоров о подготовке рабочих кадров. Учебно-производительный труд должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это способствует овладению учащимися передовыми приемами и способами труда, активизирует поиск путей повышения его производительности, стремление к профессиональному мастерству.
Тема: Содержание профессионального обучения Содержание педагогического процесса выбирается в соответствии с поставленными целями и отвечает на вопрос: «Чему учить и какие формировать качества и черты личности?». Содержание – та часть общественного опыта поколений, которая выбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и передается ему. В содержании педагогического процесса выделяется две органически взаимосвязанные составляющие – содержание обучения и содержание воспитания. Каждая из них имеет свою специфику, которую условно можно было бы определить следующим образом: содержание обучения отвечает на вопрос «Чему учить?», содержание воспитания – «Какие качества, свойства, отношения и т.д. личности следует формировать?». Содержание обучения реализуется, прежде всего, в процессе обучения и самообучения, т.е. в интеллектуальной деятельности, содержание воспитания имеет отношение к процессу целенаправленного формирования личности во всех сферах ее жизнедеятельности (в обучении, труде, общении и т.п.). Это разделение условно, так как обучение и воспитание в педагогическом процессе выступают только в единстве. В содержание обучениявходят следующие компоненты: • научные знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности; • опыт осуществления способов деятельности, включающих в себя наряду со знаниями интеллектуальные и практические умения и навыки; • опыт творческой, поисковой деятельности. Содержание обучения определяется следующими нормативными документами: Государственным образовательным стандартом, базисным учебным планом учебного заведения, учебными программами, учебниками и учебными пособиями.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |