Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Средства профессионального обучения

В процессе обучения для организации взаимодействия преподаватель – учащиеся включаются посредники, которые ставят субъектов обучения между собой и объектами изучения (учебник, технологический процесс). С помощью посредников увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений, улучшается восприятие изучаемых технических объектов, физических явлений и т. д. Для обозначения этих посредствующих элементов в теории обучения употребляется понятие «Средства обучения». Средства обучения объединяются по таким основаниям, как материальные объекты, знаковые системы, логические регулятивы деятельности.

Технические средства обучения (ТСО). Под ТСО понимаются специальные технические устройства, выполняющие функции опосредования учебных действий и служащие для повышения эффективности учебного процесса. Технические средства обучения могут быть «развернуты» в виде формулы: ТСО = ТС + СО, где ТС – технические средства, а СО – средства обучения. Технические средства – это непосредственно тех­нические устройства, аппараты: диапроектор, кинопроектор, телевизор и т.п., а средства обучения – кинопленка, дискета и др. Таким образом, средства обучения позволяют использовать на уроке техническое средство как обучающее. В педагогической литературе выделены две составляющие применения ТСО в учебном процессе: техническая, связанная с умением эксплуатировать ТСО; дидактическая (методическая), связанная с умением применять ТСО для обучения.

Эффективность применения ТСО можно определить с помощью таких критериев, как повышение качества обучения и сокращение времени на обучение.

Особенности психологического воздействия ТСО на человека.Различают слуховой (аудио), зрительный (визуальный) и комплекс­ный каналы воздействия.

Слуховой каналэффективность восприятия информации на слух значительно ниже, чем по двум другим каналам, и составляет приблизительно 11%. Для загрузки слухового канала используются средства звуковой информации.

Зрительный каналэффективность восприятия достигает почти 80%.

Согласно проведенным исследованиям, на опознание простого неизвестного предмета человек тратит (в секундах): при словесном описании – 2,8, при изображении на контурном рисунке – 1,5, по фотографии – 0,9, по кинокадрам – 0,7, при демонстрации предмета в натуре – 0,4. Таким образом, одновременное воздействие на слуховой и зрительный каналы значительно повышает эффективность обучения. Следовательно, в данном случае можно говорить о комплексномаудиовизуальном канале воздействия. При таком воздействии используются учебные телевизионные установки, компьютерные системы и т.д.

Таким образом, эффективные учебные занятия должны быть организованы с использованием ТСО, учитывающих психологические и дидактические особенности процесса обучения, т.е. позволяющих объединить словесный и наглядный методы обучения, развивающих образные структуры мышления, заставляющих работать интуицию, реализующих творческий потенциал правого полушария мозга и соединяющих рациональные и эмоциональные подходы в обучении.

Функции применения ТСО.

1. Информационная - определяется раскрытием содержания учебного материала.

2. Данная функция связана с организацией познавательной деятельности обучаемых и управлением ею и реализуется в таких направлениях, как: управление познавательной деятельностью; организация контроля; организация корректировки учебного процесса.

3. Воспитательная функция. Технические средства обучения могут оказывать на обучаемых различное воздействие, порой достаточно сильное и эмоциональное, и, таким образом, передавать информацию лучше, чем педагог. Широкое и систематичное применение ТСО влияет на формирование отдельных качеств личности, в частности, они способствуют развитию составляющих мышления, формированию самоконтроля, организованности, дисциплинированности.

Основные принципы использования ТСО:

• мотивированность использования ТСО;

• целенаправленность и функциональная определенность применения ТСО;

• органичность ТСО как составной части урока;

• тщательность проработки учебного материала после применения ТСО;

• системность в применении ТСО.

Выбор ТСО предполагает знание их педагогической характеристики. Современные ТСО расширяют диапазон педагогических характеристик. Видеоаппаратура позволяет проецировать натурные образцы в увеличенном виде на экран телевизора, воспроизводить видеофильмы или их фрагменты, демонстрируя явления и процессы в динамике и, если необходимо, в статике (режим стоп-кадра). Компьютерные аудиовизуальные средства обладают не только возможностями видеоаппаратуры, но и, благодаря специальным программам, позволяют моделировать любые процессы и явления на экране и в динамике, и в статике.

Далее необходимо согласовать ТСО с изучаемым на уроке вопросом. Применение ТСО на уроке только тогда целесообразно, когда содержание изучаемого вопроса соответствует педагогической характеристике ТСО. Все вопросы, рассматриваемые на уроках общепрофессиональных и специальных дисциплин, могут быть разделены на три группы. Первую группу составляют вопросы, касающиеся общих сведений о явлении или процессе, объясняющие общий вид изучаемого устройства или механизма, т.е. рассматривающие что-либо в статике. Вторая группа включает вопросы, которые раскрывают явление или процесс на отдельных этапах, а также работу отдельных блоков и узлов сложных установок и механизмов. И, наконец, к третьей группе относятся вопросы, раскрывающие явления и процессы в динамике или взаимодействие отдельных узлов и составляющих сложных устройств.

Таким образом, зная содержание изучаемого вопроса и педагогическую характеристику технического средства обучения, нетрудно произвести их согласование.

Этапы использования ТСО на уроке.

Первый этап – подготовка студентов к восприятию информации с помощью средства обучения посредством постановки репродуктивных и проблемных вопросов, заданий и т.д. Дается установка на конкретную цель, которую студент должен достигнуть в ходе восприятия информации.

Второй этап – непосредственное применение ТСО в соответствии с тем или иным методом.

Третий этап – подведение итогов работы с ТСО, анализ усвоенного учебного материала и оценка деятельности студентов.

Методы применения ТСО:

• наглядно-познавательный – средство обучения используется в качестве основного источника информации под непосредственным руководством педагога;

• наглядно-иллюстративный – средство обучения используется в качестве дополнения, иллюстрации к объяснению, рассказу, лекции преподавателя; передаваемая информация при этом носит вспомогательный характер;

• наглядно-активный – средство обучения используется в качестве основного источника информации при косвенном руководстве со стороны преподавателя; данный метод может применяться как на уроке, так и в процессе самостоятельной работы во внеурочное время.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...