Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Конструирование методов в профессиональном обучении

В целях эффективного усвоения учащимися знаний и умений необходимо, чтобы преподаватель методически обоснованно организовал процесс их формирования и управления их усвоением. Из сказанного следует необходимость изучения правил конструирования и реализации методов формирования знаний.

В трудах Н.Е. Эргановой раскрыты правила конструирования методов обучения.

Монологический метод. Изучаемый материал излагается преподавателем в словесной форме; у учащихся доминирует исполнительская деятельность или дельность по образцу (Таблица 8).

Таблица 8. Правила применения монологического метода.

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения. Запись темы урока и плана.
Формулирование основной проблемы содержания учебного материала. Уяснение основной проблемы.  
Раскрытие содержания учебного материала. Восприятие и осмысление содержания учебного материала.

Показательный метод предполагаетосмысление логики изложения учебного материала (Таблица 9).

Таблица 9. Правила применения показательного метода.

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение учащимся темы урока и представление плана объяснения. Запись темы и плана урока.  
Формулирование основной проблемы содержания учебного материала. Уяснение содержания проблемы. Небольшие сообщения учащихся.
Иллюстрация содержания проблемы примерами из истории науки. Осмысление проблемы в истории развития науки. Осознание проблемы.
Демонстрация всех этапов эксперимента. Осмысление этапов эксперимента.
Возвращение к поставленной проблеме и повторение этапа решения проблемы. Повторение этапов решения проблемы.
Формулирование основных выводов. Запись и осмысление выводов.

Диалогический метод подразумеваетдиалог между преподавателем и учащимся, в котором решаются поставленные проблемы, учащимся задаются репродуктивные вопросы, активизирующие работу памяти, предусматривающие повторение опорных понятий (Таблица 10).

Таблица 10. Правила применения диалогического метода.

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Постановка проблемного вопроса перед учащимися. Понимание сущности вопроса.  
Раскрытие взаимосвязи рассматриваемого вопроса с ранее изученным материалом. Понимание сущности логических связей.  
Предложение выдвинуть гипотезы для решения проблемы. Выдвижение гипотез.  
Предложение решить проблему. Коллективная деятельность учащихся.
Иллюстрация процесса поиска необходимыми таблицами, схемами. Анализ результатов поиска решения вопроса.
Обсуждение результатов эксперимента. Выполнение эскизов, построение чертежей.
Формулирование решения проблемы.   Запись основных выводов. Защита решений проблемы.
Формулирование общего вывода о правильном решении. Запись решения проблемы.

 

Эвристический метод предполагает организацию беседы; деятельность преподавателя носит инструктивный характер; объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов. Проблемные задачи решаются учащимися с помощью преподавателя (Таблица 11).

Таблица 11. Правила применения эвристического метода.

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение темы урока. Запись темы.
Раскрытие взаимосвязи рассматриваемой темы с ранее изученным материалом. Осмысление связи. Осознание сущности проблемы.
Постановка проблемного вопроса. Осознание сущности проблемы.
Мотивирование решения проблемы. Объяснение значимости решения поставленных задач. Понимание значимости решения проблемы.
Предложение сформулировать решение проблемы. Выдвижение предложений учащимися способов решения проблемы.
Указание к проведению эксперимента учащимися. Инструкция о форме представления результатов эксперимента. Предложение представить результаты эксперимента в наглядной форме. Наблюдение, проведение эксперимента на местах.
Комментирование полученных результатов повторение главного, установление причин и объяснение следствия. Формулирование выводов.  
Формулирование теоретических положений. Запись теоретических положений.

Исследовательский метод подразумевает организацию учебно-воспитательной деятельности учащихся по изучению учебного материала. Учебно-познавательная деятельность учащихся носит исследовательский характер (Таблица 12).

 

 

Таблица 12. Правила применения исследовательского метода.

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Формулирование темы и цели урока. Раскрытие взаимосвязи рассматриваемой темы с ранее изученным материалом. Стимулирование деятельности учащихся при постановке главной проблемы.   Постановка основной проблемы или формулирование задач деятельности учащихся. Мотивирование деятельности учащихся на решение поставленных задач. Анализ предложений. Рекомендации по выбору этапов проведения лабораторного эксперимента. Указания по выбору методов исследования на каждом этапе лабораторной работы (или эксперимента). Работа с инструкцией по проведению лабораторной работы. Постановка вопросов перед учащимися.   Объяснение техники безопасности при проведении лабораторной работы. Проверка готовности учащихся. Инструктаж учащихся на рабочих местах. Запись темы. Осмысление связи.   Выдвижение проблемных вопросов. Выступление учащихся с небольшими сообщениями об истории науки. Осмысление сущности проблемы.     Выдвижение предложений.   Разработка этапов лабораторного эксперимента (хода выполнения исследования). Выбор методов исследования.     Анализ методических указаний по проведению лабораторной работы. Ответы на вопросы преподавателя.   Выполнение лабораторной работы или учебного эксперимента.
Контроль результатов исследования.   Представление результатов эксперимента в виде чертежа, эскиза, и т.д.
Обсуждение результатов эксперимента. Постановка вопросов перед учащимися. Предложение сформулировать решение проблемы или задач. Обсуждение предложенных формулировок. Формирование общего вывода о правилах решении. Ответы на вопросы. Коллективная работа по обсуждению полученных выводов. Проведение лабораторной работы или учебного эксперимента. Защита решений. Запись решения проблемы.

Алгоритмический метод предусматриваетпоказ педагогом системы действий, ведущих к решению типовой задачи. Таким образом, овладевая тем или иным алгоритмом решения задачи, учащиеся овладевают методом соответствующей науки. В качестве проблемы для учащихся в данном случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения типовой задачи (Таблица 13).

Таблица 13. Правила применения алгоритмического метода.

 

Деятельность преподавателя Деятельность учащихся
Сообщение темы и цели урока. Анализ исходных условий задачи, постановка вопросов перед учащимися. Запись темы Ответы на вопросы преподавателя. Запись условия задачи
Показ и объяснение структуры деятельности. Анализ этапов деятельности, осознание проблемы.
Предложение сделать вывод о последовательности выполнения работы. Осмысление этапов выполнения работы.
Определение методов решения задачи. Запись метода и последовательности операций.
Обсуждение полученных результатов. Формулирование выводов. Запись основных выводов.  

Программированный метод предполагает организацию изучения учебного ма­териала по специальной обучающей программе, которая включает покадровую разбивку учебного материала, специальные правила его структурирования, приемы управления самостоятельной деятельностью учащихся. Применение программированного метода сочетается с работой преподавателя и учащихся на ЭВМ. Однако до сих пор слабо разработана технология составления обучающих программ. Следовательно, проблема реализации программированного обучения требует специальных исследований.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что в деятельности преподавателя не существует универсального метода. Преподаватель, как правило, отдает предпочтение тому или иному методу в зависимости от способностей учащихся, характера учебного материала и своего владения технологией обучения. Одной из закономерностей реализации методов обучения на уроке является сочетание двух-трех методов при каком-то одном доминирующем.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...