Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Технологии дистанционного обучения

В образовательную систему России в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования граждан. С 1995 г. начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного обучения (СДО). Если существующая традиционная система обучения в определенной степени ограничивает доступ к профессиональному образованию, то объявленная СДО России не имеет границ, она – для всех и на протяжении всей жизни.

Дистанционное обучение(от англ. distance – «дистанционное», «на расстоянии») –форма обучения на расстоянии, когда «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технологических электронных средств

Возможность учиться под руководством опытных педагогов лучших научных и учебных центров страны и мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор – все это дает грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно-образовательного пространства.

Существующая в настоящее время в мировой практике сеть открытого заочного и дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих как различные традиционные средства обучения, так и средства новых информационных технологий.

Основными целями всех упомянутых моделей образования на расстоянии являются:

1) расширение возможностей обучаемых в совершенствовании и пополнении своих знаний в различных областях в рамках действующих образовательных программ;

2) присвоение аттестата об образовании, той или иной квалификационной степени на основе результатов соответствующих экзаменов (экстернат);

3) дать качественное образование по различным направлениям программ школьного и профессионального образования.

Дистанционное обучение в системе профессиональной школы может быть адресовано различным категориям обучающихся:

• самостоятельно изучающим какой-либо курс учебной программы, не преподававшийся в их профессиональной школе;

• желающим углубить свои знания по какому-то предмету или разделу программы (например, тем, кто готовится поступать в вуз или не удовлетворен уровнем преподавания в своем профессиональном учебном заведении);

• желающим ликвидировать пробелы в своих знаниях, возникшие из-за значительного пропуска занятий по болезни;

• больным детям, инвалидам, не имеющим возможности посещать профессиональное учебное заведение;

• желающим получить дополнительное образование по полному учебному курсу в зарубежном профессиональном заведении или желающим изучать какой-то конкретный курс зарубежной профессиональной программы.

К концептуальным характеристикам дистанционного обучения относятся следующие положения:

1. Дистанционное обучение использует в качестве технологической основы современные информационные технологии и средства массовой коммуникации как уже привычные (радио, телевидение, в том числе, кабельное, факс), так и новейшие (аудио-, теле- и видеоконференции, средства мультимедиа и гипермедиа, компьютерные телекоммуникации).

2. Высокая интерактивность дистанционного обучения, обеспеченная широким использованием средств новых информационных и коммуникационных технологий: электронной почты, телеконференций, диалогов в режиме реального времени и т. д. Курсы дистанционного обучения обеспечивают максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, предоставляют возможность группового обучения.

3. Дистанционное обучение создает условия для организации современного процесса обучения со всеми атрибутами, характеризующими данный процесс как учебный:

• возможность при необходимости разъяснения учебного материала преподавателем;

• оперативное и систематическое взаимодействие в течение всего периода обучения с ведущим преподавателем курса, консультантами-координаторами и обучающихся между собой;

• групповая работа по типу «обучения в сотрудничестве» с участниками данного курса при использовании всего многообразия проблемных, исследовательских, поисковых методов в ходе работы над соответствующими модулями курса, а также применение новейших педагогических технологий: метода проектов, разноуровнего обучения, модульного обучения и пр.;

• оперативный и итоговый контроль успешности обучения со стороны ведущего преподавателя и консультантов-координаторов в виде тестов, рефератов, электронных презентаций, творческих работ.

4. В центре процесса дистанционного обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого: он должен, прежде всего, научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для этого средства и источники информации, уметь работать с этой информацией, владеть способами познавательной деятельности, которые могут применяться в дальнейшем, при необходимости повышать квалификацию, менять профессиональную ориентацию и т. д.

5. Курсы дистанционного обучения предполагают более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организации, четкую постановку задач и целей обучения, доставку необходимых учебных материалов. Структурирование курса должно быть модульным, чтобы обучаемый имел возможность четко осознать свое продвижение от этапа к этапу.

Учебный курс дистанционного обучения предваряется справкой, содержащей общие сведения о нем.

В пакет курса включаются анкеты для знакомства с потенциальным учащимся и тесты для определения исходного уровня его обученности. Формирование групп сотрудничества происходит на основе данных анкетирования (учитываются личностные качества учащихся), а также результатов тестирования (уровень обученности по данной теме). В курсе предусматриваются ссылки на автономные справочные материалы, разработанные для данного курса, отдельных его модулей или серии курсов.

Каждый модуль курса представляет собой логически завершенный отрезок темы и учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на ее усвоение с заданными целями. В комплект курса включаются пакет тестов (промежуточных, итоговых) и требований к овладению изучаемым материалом на разных уровнях, а также экзаменационные материалы, если они предусмотрены назначением курса.

Учебник для дистанционного обучения (электронный учебник) должен обладать:

• развитой гипертекстовой структурой в понятийной части курса, а также логичностью изложения (последовательность, взаимозависимость частей);

• удобной для пользователя системой управления структурой (преподаватель может задать любую форму представления и последовательного изложения материала, что позволяет один и тот же учебный материал использовать как для аудитории разной степени подготовленности, так и для различных видов учебной деятельности);

• возможностями применения (если это методически оправдано) звука, анимации, графических вставок, слайд-шоу и т. п., как и возможностью распечатки любой «страницы»;

• доступностью для обучаемого в разных формах (по Интернету, на CD-диске);

• наличием подсистемы контроля знаний по каждому разделу (теме). Для взаимодействия учащихся и преподавателя при дистанционном обучении обычно используются следующие интернет-технологии:

• WWW (от англ. World Wide Web – «всемирная паутина») — технология работы в сети с гипертекстами;

• FTP (от англ. File Transfer Protocol – «протокол передачи файлов») – технология передачи по сети файлов производственного формата;

• IRC (от англ. Internet Relay Chat – «поочередный разговор в сети») – технология ведения переговоров в реальном масштабе времени, дающая возможность разговаривать с другими людьми по сети в режиме прямого диалога;

• E-mail – электронная почта – отправка и прием электронных писем, которые доставляются абонентам электронной почты в любую точку земного шара в течение нескольких минут; информационное обслуживание по пересылке абонентам сети обзоров, сводок и иных справочных материалов от различных фирм и организаций;

• телекоммуникации – технология получения и отсылки материалов дискуссий, в которых могут принимать участие люди, разделенные большими расстояниями; для поддержки информационного потока могут использоваться сетевые технологии разнообразных форм: электронная почта, телеконференции по электронной почте (of line) или в оперативном режиме (on line); электронные доски объявлений; телевидеоконференции;

• BBS – электронная доска объявлений {Bulletin Board System) – комплекс аппаратных и программных средств, обеспечивающих обмен информацией с использованием компьютерных телекоммуникаций. Пользователи имеют возможность оставлять на ней сообщения и файлы.

Информационный поиск, возникающий между преподавателем и учащимся (или несколькими преподавателями и учебной группой) в процессе дистанционного обучения и осуществляющийся с помощью коммуникаций и других средств новых информационных технологий, является двунаправленным: часть информации идет от преподавателя к учащемуся, а другая – от учащегося к преподавателю. Именно этот фактор и создает условия для повышения интерактивности при дистанционном обучении с учетом программных средств новых информационных технологий. Если в процессе обучения образуется группа учащихся, взаимодействующих с преподавателем, то информационный поток образует еще несколько направлений: от преподавателя ко всей группе, от всей группы к преподавателю, от учащегося к группе, от группы к учащемуся и т. д.

Дистанционное обучение получает в системе профессионального образования все более широкое распространение, поскольку способствует удовлетворению образовательных потребностей общества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...