Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Выбор технологии обучения

 

Выбор технологии обучения – один из важнейших и наиболее трудных элементов педагогической деятельности. Осуществляя его, следует исходить из того, что каждая из технологий обучения ориентирована на определенный круг дидактических задач, но не исключает при этом косвенного решения и других попутныx вариантов, которые могут иметь собственное технологическое решение. Поэтому необходимо обоснованно и творчески оценивать возможности конкретной технологии обучения, знать ее сильные и слабые стороны и выбирать на этой основе оптимальное сочетание технологий применительно к теме учебного предмета и к определенному занятию. В процессе обучения важно выбрать генеральные технологии, носящие конкретный характер, и частные, с помощью которых обучение осуществляется как целостный процесс. Первые определяют выбор вторых. Иерархия технологий выстраивается на длительное время и реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов. Необходимо также иметь в виду, что сама процедура выбора и механизм ее осуществления очень индивидуальны и вариативны. Одни педагоги при выборе технологии обучения, прежде всего, исходят из цели, результатов обучения; другие – из содержания изучаемого материала и его возможностей; третьи – из анализа прогнозируемых учебных ситуаций, способов обучения, системы доказательств. При реализации замысла ряд преподавателей опирается преимущественно на житейский опыт, аналогии, непосредственно на интуицию. Иные соединяют опыт с анализом вариантов, используя педагогические принципы, законы и подходы.

Однако, все преподаватели, добивающиеся успеха в работе, при выборе технологии обучения учитывают следующие факторы:

· ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;

· содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;

· уровень развития учащихся, их интеллектуальные возможности;

· уровень базовой подготовки учащихся по предмету, степень интереса к изу­чаемому материалу;

· возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;

· наличие оборудования и дидактических средств;

· лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Рассмотрим, как осуществляется выбор технологии обучения, адекватно соот­ветствующей цели изучения раздела или темы.

1. Если цели изучения раздела, темы не превосходят уровня усвоения, то вполне уместной, хотя и не лучшей, будет репродуктивная технология обучения. Она включает в себя: внимательное слушание преподавателя или мастера производственного обучения; работу учащихся с учебником; наблюдения за изучаемыми объектами, явлениями; выполнение практических действий по инструкции либо по подсказке преподавателя или мастера производственного обучения.

2. Если цель изучения раздела или темы – усвоение основных алгоритмов деятельности, то технология обучения должна быть репродуктивно-алгоритмической. Она предполагает учебно-познавательную деятельность, включающую в себя конспектирование учебного материала, выступление с докладом (сообщением), решение типовых задач, участие в дидактических играх.

3. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование опыта поисковой, эвристической деятельности, то следует избрать эвристические технологии обучения, в которых доминируют дидактические методики с использованием проблемного обучения, деловых игр, реального проектирования, разбора нетиповых производственных ситуаций.

4. Если в цели изучения раздела, темы входит формирование творческого технологического мышления, то необходимы творческие технологии обучения, основой которых являются методы освоения опыта творческой деятельности: ситуация затрудненных условий; групповое решение творческих задач; коллективное стимулирование творческого поиска («мозговой штурм», метод морфологического анализа и синтеза технологических решений; функционально-стоимостный анализ; метод «АРИЗ-ТРИЗ» – теория решений изобретательских задач и др.).

5. Если цели изучения раздела или темы направлены на формирование информационной культуры обучаемых, умение осуществлять обработку информации, то должны применяться новые информационные технологии: автоматизированные обучающие системы; интерактивные программы; технологии мультимедиа; гипертекстовые технологии; телекоммуникационные проекты и др.

Основными условиями применения технологий обучения на практике являются: последовательность действий, своевременность включения в учебный процесс, адекватность целям и психолого-педагогическим условиям. Каждая выбранная технология обучения должна осуществляться на основе ряда факторов педагогического процесса:

· структурирования учебной информации;

· предметности изучения;

· образовательной, а также психологической готовности учащихся;

· субъективности педагогических учебных действий; комплиментарности действий преподавателя и учащихся;

· синхронности учебного процесса;

· применения системы дидактических средств обучения.

Следует при этом иметь в виду, что выбранные и реализуемые технологии обучения должны создавать информационную образовательную среду. Необходимо, чтобы учащиеся принимали ее на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы должны восприниматься ими как свободно выбранный способ деятельности, а поиск решения задачи приносить удовлетворение.

При выборе новых технологий обучения необходимо учитывать критерии их эффективности. Предлагаемая О. Б. Хововым система критериев оценки новых технологий обучения позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в учреждениях профтехобразования. Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную технологию обучения не только на этапе оценки результатов, но и на этапах проектирования и функционирования. О. Б. Ховов выделяет три группы критериев.

1. Критерии оценки технологии на этапе проектирования:

• возможность разделения процесса обучения на связанные между собой процедуры, операции, этапы;

• алгоритмичность;

• технологическая последовательность выполнения операций и процедур;

• критерий управления процессом обучения.

2. Критерии оценки технологии обучения на этапе функционирования:

• оценка содержания обучения;

• оценка использования методов обучения;

• оценка используемой системы дидактических средств;

• оценка организации обучения.

3. Критерии эффективности результатов обучения:

• усвоение знаний: глубина, системность, осознанность знаний, объем усвоенных знаний, скорость усвоения учебного материала, прочность и точность усвоения учебного материала;

• сформированность ориентировочной основы деятельности: правильность составления учащимися учебно-инструкционной карты; полнота информации, представленная в заполненных учащимися картах; самостоятельность заполнения учебно-инструкционных карт;

• сформированность профессиональных навыков и умений: направленность выполняемых действий; рациональность организации труда и рабочего места; самостоятельность в работе; соблюдение правил техники безопасности; применение теоретических знаний при выполнении заданий; применение передовых методов труда новаторов; сложность выпускаемой продукции; рациональность построения технологического процесса; точность работы (отклонения от норматива); время, отводимое на выполнение задания; процент брака в работе (количество ошибок при выполнении задания); выполнение норм выработки; соблюдение норм расхода материала; рациональный выбор оборудования и инструментов.

В целом эффективность новых технологий обучения определяется возможностью использовать всю совокупность приведенных критериев. Однако прежде чем применять ту или иную технологию, необходимо провести мысленный эксперимент, проследить влияние педагогических действий, определить эффективность технологии, ее полезность, а также интенсивность действия. Реализация сформированных требований к выбору и применению технологий учения возможна при высоком уровне профессионализма преподавателей профессионального образовательного учреждения, их интеллектуальной, педагогической культуры. Итак, сформулируем выводы:

1. Эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения.

2. Выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которыe не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями.

3. Выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

 

 

Содержание лабораторных занятий

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...