Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика, прогнозирование и проектирование социально-культурных процессов

Сущность и классификация социально-культурных технологий

…………………..

Проблематичным является само обозначение этого направления, поиска и выбора наиболее оптимального названия для этой претендую­щей на самостоятельность учебной дисциплины. На широкой ниве со­циально-культурной деятельности мы имеем дело с целым веером бы­тующих терминов, «мастерство», «методика», «режиссура», «искусство», «технология», «тантология» и др. Из этого поискового веера авторами выбран термин <(технология», как наиболее прочно вошедший в общест­венную практику всех специалистов социально-культурного профиля, включая социологов, педагогов, культурологов, рекреологов и т.д Сам факт наличия однородных понятий, имеющих самое прямое отношение к социально-культурной сфере, свидетельствует о сложности и неодно­значности затянувшегося процесса «идентификации» самого понятия технологии как одного из важнейших объектов в науке о социально-культурной деятельности

В последние годы в теории и практике социально-культурных педа­гогических исследований сравнительно часто употребляется термин «подход». Если раньше в педагогической науке под этим подразумевал­ся, как правило, половозрастной, индивидуальный и деятельностный подход, то в настоящее время в научной литературе предлагается опи­раться на более широкий, дополненный перечень подходов. Это сис­темный, синергетический, средовой, личностно-ориентированный, ком­муникативный, ситуационный и ряд других подходов.

На фоне множества описаний и трактовок определения понятия «технология» наиболее продуктивным к его характеристике как к цело­стному явлению служит системный подход (по В Г Афанасьеву), позво­ляющий воспользоваться совокупностью принципиальных черт и систе­мообразующих признаков. Системный подход дает возможность вычле­нить наиболее характерные черты в структуре технологии социально-культурной деятельности. К таким чертам относятся: целевая ориента­ция каждой из технологий, ее функциональные свойства, составные ком­поненты, структура, интегративные качества, коммуникативные характе­ристики, конечные результаты. Разумеется, названные черты этим не исчерпываются, поскольку в оценке сущности и системообразующих признаков социально-культурных технологий могут существовать и другие подходы,

В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три их наиболее общих, характер­ных признака: 1) исторически сложившийся содержательный признак, 2) функциональный или процессуальный признак; 3) демографический, специализирующийся на субкультурных стратах.

Историко-содержательный признак. Оздоровительные техноло­гии: медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные Культуроориентиро-ванные технологии- технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в совре­менной среде Культуротворческие технологии технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых. Экологические (природоориентированные) гех-нологии: технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга Технологии предпринимательст­ва и экономического обеспечения в социально-культурной сфере ком­мерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотвори­тельные и социально-защитные

Функциональный или процессуальный признак. Информацион­но-образовательные, обучающие, просветительные технологии. Комму­никативные технологии. Творчески развивающие, формирующие техно­логии. Рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии Компенсирующие технологии' реабилитацион­ные, коррекционные, адаптационные. Технологии социального прогно­зирования, программирования, проектирования, творческого моделиро­вания.

Социально-демографический, «субкультурный» признак. Инди­видуально ориентированные технологии (авторские, частные и др) в со­циально-культурной среде Специализированные или групповые техно­логии: семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профес­сиональные, конфессиональные и этнические технологии малых групп и общностей. Массовые, общедоступные технологии социально-культурной деятельности

 

6. Образовательные технологии

Образование как целостная социально-культурная Технология

Сегодня мы являемся свидетелями характерной тенденции развития современного образования.

Именно поэтому характерной чертой для многих, в том числе школь­ных, образовательных программ, принятых в последние годы, стал их необычайно широкий социально-культурный контекст. Любая социально-культурная технология, как самостоятельная учебная дисциплина и как совокупность профессиональных умений и навыков, базиру­ется на интегральных; выполняющих роль несущих конструкций, педагогических элементах.

Сущность образовательной технологии: понятия и составные части

Благодаря социально-культурной парадигме существенно расширились границы самого понятия образовательной техноло­гии на любом из уровней общепедагогическом (общедидактиче­ском), частнопредметном (дисциплинарном) и локальном (техно­логически микроструктурном).

Источниками и состав­ными частями образовательных технологий, как технологий соци­ально-культурных, служат синтез достижений различных наук и практического отечественного и зарубежного опыта, сочетание традиционных элементов народной педагогики и культуры, педа­гогических и социально-культурных инноваций, опыта авторских школ, единство философских, социальных, психологических, культурологических факторов образовательного процесса

Источниками и составными частями социально-культурных, образовательных технологий служат преобразования в соци­ально-экономической и духовной жизни общества, формирую­щееся на этой основе новое педагогическое мышление, данные педагогической, культурологической, психологической и других общественных наук. накопленный педагогический и социально-культурный опыт.

Типология образовательных технологий

В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в со­циально-культурной деятельности

Типология образовательных технологий по характеру со­держания и структуры. Обучающие и воспитывающие, светские и религиозные технологии Технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально ориентированные Тех­нологии дополнительного образования Гуманитарные и технокра­тические образовательные технологии

Типология по используемым способам, методам, средст­вам Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креатив­ные (творческие) технологии Технологии программированного и проблемного обучения Технологии развивающего и саморазви­вающего обучения Диалогические, коммуникативные, игровые технологии Проблемно-поисковые и информационные (компью­терные) технологии

Типология по функционально-организационному при­знаку. Массовые, групповые и индивидуальные технологии Тех­нологии коллективного и дифференцированного обучения Класс­но-урочные, академические и клубные технологии Технологии продвинутого уровня (лицейского, гимназического, специального образования) Технологии компенсирующего, коррекционного обучения Технологии сотрудничества и авторитарные технологии Аль­тернативные технологии Образовательные технологии работы с трудными и одаренными детьми в практике социокультурных учре­ждений

Структура авторской образовательной программы

  • Название программы
  • Для каких групп обучающихся она предназначена
  • Автор программы фамилия, имя, отчество, занимаемая педа­ гогическая должность
  • Вводная часть (введение) Цели и задачи программы Основ­ ные принципы программы Особенности программы Осо­ бенности методики обучения и способов реализации постав­ ленных задач Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы

Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения Краткая характеристика по-урочного тематического плана. Особенности индивидуаль­ной и коллективной деятельности учащихся на уроках Ме­тодические принципы (методы) реализации программы' Вы­воды и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий Заключительная часть программы

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...