Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация и типология социально-защитных и реабилитационных технологий

Классификация и типология социально-защитных, реабилита­ционных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимости отфункционального назначения Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специали­зированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических

Эти технологии не случайно обозначаются как базовые Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних соци­ально-экономических, политических, культурных и других факто-pdf, отличаются определенной стабильностью, постоянством со­ставляющих их элементов

В качестве постоянного ресурсодсржателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как пра­вило, государственные и негосударственные структуры, в их числе Органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерче­ские организации В повседневной практике социально-культур­ной деятельности по-прежнему остаются приоритетными тради­ции просветительства, меценатства, попечительства, благотвори­тельности, социального посредничества и сотрудничества, прояв­ления общественной заботы о незащищенных слоях населения Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые явля­ются существенным фактором привлечения отечественных и зару­бежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив К таким методикам работы с потенциальными спонсо­рами социально-культурной сферы относится так называемая тех­нология фандрайзинга.

Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста - используются вспомогательные (прикладные) технологии.Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, ис­следовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии Они вторичны и зависят от множества объек­тивных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реа­билитационных (групповых и индивидуальных) программ прак­тически невозможно

Другое немаловажное логическое основание каассификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательныйпризнак Он определяет направле­ ние и характер социально-защитного, реабилитационного воздей­ ствия на, личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств -и способов С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередьоздоровительные (медико-биологические, валеологиче- ские, курортоло! ические, лечебно-профилактические), культуро- ориентированные и культуротворческие: (арттерапия, библио­ терапия, экологические, гарденотерагшя, иппотерапия, клубно- спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотералия, фитоте- ' рапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др ), художественно-прикладные, ремесленные и другие Например, в детской инвалид- | ной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-f терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах ;

Часто для получения конкретного результата в реабилитации, ' коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору техноло­ гий по признаку преобладания одного или нескольких домини- \ рующих па занятии методов, способов и приемов '

В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов на- i ходятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малопод-jвижные, театрализованные и др), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объясне- ] ние, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развиваю-jщие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), 1 проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме- 1 дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», ки- 3 но, телевидение, радио, пресса) Конечно, любая из этих технологиЙ помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной Но своим ха­рактерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилита­ции детей и взрослых она приобретает свое название

Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей органи­зационной формы использования технологии В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участни­ков к условий их социально-культур ной деятельности

Социальная защищенность и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счет использования таких технологий, как вне­дрение льготного социально-культурного обслуживания н>ждаю-щихся групп населения, технологии специализированные, индиви­дуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые, семейные, клубные, классно-урочные, дифференцированные и разновозраст­ные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие Одни из этих технологий являются традиционными, другие - нетрадици­онными, альтернативными, нередко содержащими элементы инно­вации

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...