Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нахождение и разработка основных «опорных» мышц

«Мышцы брюшного пресса сосредоточены под диафрагмой и

связывают верхнюю и нижнюю части тела. Они давят на диа­фрагму, которая в свою очередь растягивается и раздвигает меж­рёберные мышцы. Она автоматически связана с гладкой мускула­турой трахеи, бронхов и гортанью. Существует зависимость, чем больше тонус диафрагмы, тем свободнее проявляют себя осталь­ные мышцы голосоречевого аппарата.

При выдохе мышцы живота подтягиваются, фиксируем это положение, а затем, расслабляем мышцы живота при сомкнутых губах и расслабленной челюсти, происходит самопроизвольный вдох носом. При активно расслабленных мышцах живота (вдох) диафрагма находится в тонусе — и это является достаточным усло­вием для всех прочих расслаблений: губ, челюсти, языка». (Брус-сер А.М., Оссовская М.П. Аудиовидео уроки по технике речи. Часть 1. М.: ИПЦ МАСКА, 2007).

Развитие носового дыхания

Вдох - добор

Важно понимать отличие этих двух процессов.

Разберём два варианта:

Первый: ВЫДОХ - ВДОХ - ВЫДОХ - ВДОХ;

Второй: ВЫДОХ - ДОБОР - ВЫДОХ - ДОБОР.

В первом варианте мы выдыхаем (или проговариваем) весь запас воздуха, «сбрасываем» мышцы опоры и через паузу делаем глубокий, полноценный вдох. Во втором варианте мы не делаем полного выдоха, а оставляем часть воздуха, к которому «добира­ем» нужный нам объём. Мышцы опоры не расслабляются. Умение правильно добирать воздух необходимо артисту на сцене и в жиз­ни. Использование второй схемы является основой для дикцион-ных, голосовых, логических упражнений.

Стр. 51

4. Умение дышать «спиной». Длинный выдох

Для того, чтобы правильно распределить выдох и добиться ровного, плавного дыхания, а в дальнейшем и звучания речи, надо следить за тем, чтобы расширенные при вдохе лёгочные пазухи сокращались постепенно, без рывков. Удлинение выдоха непо­средственно связано с умением удерживать, а затем постепенно «сбрасывать» мышцы спины. Таким образом, расход воздуха про­изводится сначала из легочных пазух, и только после этого акти­визируется основная рыдыхательная мышца - брюшной пресс.

5. Дыхание в движении

Научившись основам дыхания в статичном состоянии, можно переходить к дыханию в движении. Такого рода упражнения при­годятся на старших курсах, в дипломных спектаклях, а позже - в театральных работах. На этом этапе ртуденты могут использовать навыки, полученные на уроках сценического движения, танца,

ритмики.

Педагогу надо быть особенно внимательным и следить, чтобы движение было целесообразным и не мешало правильному дыха­нию.

6. Дыхание в речи

Дыхание в упражнениях отличается от дыхания в речи. На за­нятиях по художественному чтению и мастерству актёра у сту­дентов уже не будет времени делать привычные паузы, поэтому, подходя к этому этапу, необходимо контролировать все дыха­тельные навыки учащихся. Для достижения непрерывности речи носовой вдох производится с открытым ртом и воздух беспрепят­ственно и одновременно входит и в нос и в рот.

Студенты должны в первую очередь заботиться о том, как максимально точно донести мысль, заложенную автором, а техни­ческие навыки (чёткая дикция, соблюдение норм орфоэпии, опора дыхания и голоса) должны быть отработаны и выявлять творче­скую индивидуальность студента.

Стр. 52

Пробный текст(материал второго семестра)

Мольер. «Ревность Барбулье»

Так знай же, мой друг,

Что дай ты мне кошелёк, наполненный пистолями,

И находись этот кошелёк в богатом ящичке,

Этот ящичек - в драгоценном футляре,

Этот футляр - в чудном сундучке,

Этот сундучок - в замечательном шкафчике,

Этот шкафчик - в великолепной комнате,

Эта комната - в приятном помещении,

Это помещение - в роскошном замке,

Этот замок - в несравненной крепости,

Эта крепость - в знаменитом городе,

Этот город - на плодоносном острове,

Этот остров - в богатой провинции,

Эта провинция - в процветающей монархии,

Эта монархия - во всём свете,

То и тогда весь свет, где находилась бы

Эта процветающая монархия,

Эта богатая провинция,

Этот плодородный остров,

Этот знаменитый город,

Эта несравненная крепость,

Этот роскошный замок,

Это приятное помещение,

Эта великолепная комната,

Этот замечательный шкафчик,

Этот чудный сундучок,

Этот драгоценный футляр,

Этот богатый ящичек,

В котором был бы заперт кошелёк, наполненный писто­лями, -

Стр. 53

То и они меня интересовали бы так же

Мало, как твои ДЕНЬГИ и ТЫ САМ!

В процессе работы над этим текстом преподаватель может да­вать студентам различные задания: делать доборы воздуха после каждой строчки, после каждых двух, четырёх, шести строчек. В результате, постепенно увеличивая длину выдоха, студент сможет произнести данный текст с одним добором воздуха. Во время от­работки текста важно обратить внимание студента на то, что ско­рость прочтения не должна нарушать дикционной и смысловой точности.

После освоения первоначальных дыхательных навыков и ук­репления мышц опоры можно постепенно приступать к работе над постановкой голоса. Студентов нужно подготовить к тому, что привычный, удобный голос не всегда является поставленным. Бывает так, что, впервые услышав свой чистый («опёртый») звук, студент считает его неестественным и чужим.

Задача данного раздела - развить природные голосовые каче­ства и научить студента управлять своим речевым голосом. В первом семестре эта работа происходит в основном на групповых занятиях, во втором семестре - на индивидуальных.

Важно помнить, что голосовые связки расположены в гортани в виде двух складок. Они образуют звук в момент прохождения воздуха через голосовую щель.

Резонаторы - полости, увеличивающие полученный в резуль­тате колебания связок звук. К ним относятся: грудная клетка, нё­бо, полость носа, зубы, лобные пазухи.

Звук имеет различные характеристики (высота, сила, тембр), которые можно развивать при помощи специальных упражнений. Перед тем как начать выполнение упражнений на развитие от­дельных характеристик звука, педагог должен убедиться в отсут­ствии у студентов органических недостатков в строении речевого аппарата, требующих медицинского вмешательства

Стр. 54

Важно помнить, что есть три вида голосовой атаки - мягкая, твёрдая и придыхательная. При мягкой атаке смыкание голосо­вых связок совпадает с началом выдоха, при твёрдой - связки смыкаются до начала выдоха, при придыхательной атаке начало выдоха происходит до смыкания голосовых связок.

В работе над постановкой речевого голоса вы можете встре­титься с такими типичными ошибками, как несоответствие при­вычного и природного тона, «горловое» звучание, «открытый», «плоский» звук и др.

При нормальном звучании глотка должна быть расширена, нёбная занавеска приподнята, рот раскрыт в вертикальном поло­жении. Эти условия могут обеспечить свободное прохождение звука из гортани к резонаторам.

Рассмотрим основные темы раздела «Постановка голоса» и ряд упражнений для его освоения.

Закрытый» звук

Начнём с «закрытого» звука, используя сонорные согласные М,Н,Л,Р. После нахождения «середины» - центра голоса, самого удобного тона (работа индивидуальная для каждого студента) -рекомендуется заняться развитием резонаторов и добиться точно­го, осознанного, многократного попадания в зоны резонирования и устойчивого умения повторить найденный звук.

Упражнение на определение центра голоса:

1 этап - «сбросить» корпус вниз, проверить свободу рук, шеи, «тяжёлая» голова тянет корпус вниз, тело покачивается, а учащийся проверяет свободу всех необходимых мышц.

2 этап - неоднократно направить звук в зоны резонирования (грудная клетка, зубы, гайморовы полости, лоб, темя).

3 этап - «выстроить» позвоночник, проверить осанку и свободу мышц и позвучать на звуке «У».

Повторить упражнение несколько раз. Устойчивый тон звуча­ния и будет индивидуальным голосовым центром.

Стр. 55

В упражнениях с «закрытым» звуком важно следить не только за правильным дыханием, но и за тем, чтобы нёбо было припод­нято (создание внутренней акустики) и звук собирался у губ (подготовка к выводу и посылу звука). Проверяйте свободу мышц студентов, так как излишнее напряжение может помешать точно­му звучанию.

Открытый» звук. «Вывод» звука

В упражнении на развитие резонаторов звук сдерживается гу­бами и остаётся внутри человека, а при «выводе» голоса сначала необходимо определить направление звука, адрес — точка, в кото­рую будет направлен звук, и лишь после этого выпустить его на­ружу. При выполнении упражнений на голосовой посыл важно понимать, что звук рождается внутри человека. Для того, чтобы добиться правильного звучания, необходимо вначале увидеть объ­ект, на который будет направлен звук, за воображаемую нить при­тянуть его к себе, создать и ощутить внутри себя напряжение опорных мышц, и только после этого направить звук к увиденной цели. В таком случае, голос насытится силами всего человеческо­го существа и будет звучать в полной мере. Проделывая все уп­ражнения на развитие голоса, необходимо помнить об этом вооб­ражаемом «звуковом эллипсе». Тело скорее отклоняется назад, нежели наклоняется вперёд. Все эти условия помогут голосу стать устойчивым и убедительным.

Можно предложить студентам постепенно пробовать откры­тое звучание, используя при этом уже знакомые таблицы гласных звуков. Сначала напевно, потом речево идти от своего голосового центра вниз и вверх по звукоряду, контролируя опору, дыхание, нащупывая и проверяя диапазон звучания.

Стр.56

Пробный текст

М. Цветаева «Август - астры ...»

Август ~ астры,

Август - звёзды,

Август - грозди

Винограда и рябины

Ржавой - август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! - Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных

-Август! - Месяц

Ливней звездных!

Звучание даётся в индивидуальном или групповом варианте. Каждому студенту может достаться слово, два слова или строка. Один подхватывает другого так, чтобы не нарушился ритм стиха, заложенная в него мысль и эмоциональность.

В. Хлебников «Там, где жили свиристели...»

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стаи лёгких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стаи лёгких времирей.

Стр. 57

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Закружились, зазвенели

Стаи лёгких времирей.

Стаи лёгких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу лёгких времирей!

В работе над предложенным текстом можно использовать по­вышение и понижение тона, растягивание сонорных согласных, напевную интонацию и многое другое - по усмотрению педагога (может использоваться как зачётный или экзаменационный мате­риал).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...