Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные методические положения анализа затрат

Понятие анализа безубыточности

Функцию движущей силы в экономике приобретает стратегия максимизации рыночной стоимости бизнеса. Необходимым условием достижения данной цели является безубыточность ¾ определенная степень развития производства, обеспечивающая превышение выручки от продаж продукции над затратами по ее производству и сбыту.

Анализ безубыточности предполагает исследование взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли. Указанные взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности, которая используется для краткосрочного финансового планирования и оценки альтернативных решений. Это ¾ так называемое ресурсное или товарное планирование, когда анализируются и планируются не денежные потоки, а выручка и затраты предприятия. При помощи анализа безубыточности легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ “затраты-объем-прибыль” позволяет получить ответ на вопрос, как повлияет на прибыль изменение какого-либо одного или нескольких параметров производственного процесса.

Цель анализа безубыточности заключается в поиске таких условий работы предприятия, при которых оно генерирует прибыль. Вопросы максимизации денежного потока рассматриваются на следующем этапе планирования ¾ при составлении и контроле исполнения бюджета денежных средств.

Анализ безубыточности и целевое планирование прибыли предшествуют бюджетированию: если установлено, что предприятие способно генерировать прибыль, то можно переходить к планированию положительных денежных потоков. В противном случае следует основательно изучить причины убытков, добиться получения положительного финансового результата, а затем снова вернуться к вопросам планирования денежных потоков.

К анализу безубыточности целесообразно обращаться в следующих ситуациях:

1. Создание нового предприятия.

2. Анализ производственных и маркетинговых стратегий.

3. Принятие комплекса решений, связанных с внедрением нового продукта.

4. Модернизация производственных мощностей.

5. Изучение последствий снятия/постановки изделий на производство.

6. Изменение объема производства и/или номенклатуры выпускаемых изделий.

Этот метод может использоваться и как вспомогательное средство при управлении финансовыми ресурсами предприятия. При этом преследуется цель изучения изменений следующих параметров, отражающихся на величине прибыли: цен, объемов производства (продаж), постоянных и переменных затрат.

В общем виде алгоритм проведения анализа безубыточности представлен на рис. 7.1.

Рис. 7.1. Алгоритм проведения анализа безубыточности

Основные стадии процесса планирования безубыточности:

1. Изучение и оценка ситуации на предприятии и рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами понимается анализ затрат с учетом возможностей их минимизации, которая зависит не только от производственного и технического уровня, но и от уровня менеджмента на предприятии и деятельности служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются как объективные особенности рыночной среды, оказывающие положительное или отрицательное влияние на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся:

¨ доля рынка, контролируемая предприятием, и тенденции к ее изменению;

¨ деятельность конкурентов;

¨ изменение предпочтений потребителей;

¨ прочие внешние факторы (изменение общей ситуации в стране, непредвиденные обстоятельства).

2. Прогноз влияния будущих цен на факторы производства и себестоимость готовой продукции. На основе информации, полученной на первом этапе, осуществляется прогнозирование ценовых факторов товарного рынка. Для этого рассматриваются статистические показатели, анализируется их динамика, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тенденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются меры противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности, могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска посредством использования товарных фьючерсов и опционов.

3. Расчет переменных и постоянных затрат. Применяя различные методы исследования затрат, следует рассчитать себестоимость производимой продукции, а также спланировать объем незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, рассчитываются предположительные источники их формирования.

4. Расчет точки безубыточности. На основании данных о постоянных и переменных затратах, а также предположительной цены реализации определятся точка безубыточности. Оценивается степень влияния операционного рычага для данного предприятия, запас финансовой прочности. Рассматриваемые величины, несомненно, зависят от воздействия внешней среды.

5. Определение (корректировка) ценовой политики предприятия. На основе анализа будущего состояния рынка определяется уровень цен, при которых достигается необходимый (оптимальный) объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности. Если полученная величина не удовлетворяет требованиям безубыточности, цена корректируется и повторяется расчет точки безубыточности. Если не достигнута приемлемая величина маржинальной прибыли, необходимо повторить анализ затрат, обращая внимание на их снижение.

Реализация подобного итеративного процесса (рис. 7.1) приводит в конечном итоге к получению оптимальных величин ключевых показателей.

6. Принятие окончательного плана. На основе скорректированных цен реализации и объемов производства производится окончательный расчет точки безубыточности и составляется финансовый план с разбивкой по периодам.

7. Контроль безубыточности. Включает контроль ряда показателей: производственных затрат, себестоимости, объема продаж, поступления доходов. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерывном наблюдении за полученными доходами и текущими затратами предприятия, определении положения его относительно точки безубыточности.

При использовании метода анализа безубыточности следует иметь в виду, что он базируется на ряде гипотез и допущений. Известный французский экономист Б. Коласс указывает: “…гипотезы, присутствующие в анализе безубыточности, … значительно ограничивают интерес к нему”1.

К числу ключевых относятся следующие:

1. Поведение общих затрат и выручки жестко определено и линейно в пределах области релевантности. Это предположение верно лишь для тех случаев, когда изменение выпуска продукции предприятия невелико по сравнению с емкостью рынка данной продукции.

2. Все затраты можно разделить на переменные и постоянные.

3. Постоянные затраты остаются независимыми от объема в пределах области релевантности ¾ заданном диапазоне изменений объема производства, в котором проводится анализ безубыточности. Наличие релевантного диапазона ¾ важное предположение, существенно облегчающее, но и ограничивающее анализ безубыточности: при таком предположении объем выпуска продукции ограничен имеющимися производственными мощностями, а их изменение в краткосрочном периоде невозможно. Более реалистично предположение о том, что постоянные затраты изменяются ступенчато, однако такое предположение сильно осложняет анализ безубыточности, поскольку график совокупных затрат становится кусочно-линейной функцией.

4. Переменные затраты остаются независимыми от объема выпуска в пределах области релевантности. На самом деле величина переменных затрат есть некоторая функция от объема производства, так как существует эффект падения предельной производительности факторов производства. Поэтому в условиях предположения о независимости постоянных затрат от объема производства переменные затраты увеличиваются с его ростом.

5. Цена реализации продукции не меняется. Наиболее уязвимое предположение, поскольку цена реализации продукции зависит не только от действий самого предприятия, но и от структуры спроса на рынке, действий конкурентов, ситуации на рынке товаров-субститутов и т. д. Затраты предприятия на продвижение товара на рынок, организацию собственной торговой сети и т. п. могут оказать существенное влияние на изменение цены реализации.

6. Цены на материалы и полуфабрикаты, тарифы на услуги, используемые в производстве, не меняются. Это также весьма спорное предположение, но введение данного допущения облегчает проведение анализа.

7. Производительность труда не меняется.

8. Отсутствуют структурные сдвиги. Согласно данному предположению рассматривается производство единственного изделия или постоянная номенклатура реализуемых изделий.

9. Допущение о равенстве объема производства объему продаж (реализации).

Оптимизация прибыли предприятия в условиях рыночных отношений требует постоянного притока оперативной информации не только внешнего характера (о состоянии рынка, спроса на продукцию, ценах и т. п.), но и внутреннего ¾ о формировании затрат на производство и реализацию продукции. Эта информация опирается на систему производственного учета затрат по местам их возникновения и видам изделий, выявленные отклонения расхода ресурсов от стандартных норм и смет, данные о калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, учете результатов реализации по видам изделий.

Таблица 7.1. Поведение затрат при изменении объема производства

Переменные затраты (Спер) ¾ это затраты, общая величина которых в расчете на весь объем выпускаемой продукции (Вн.е.)изменяется прямо пропорционально изменению объемов производства, а на единицу продукции ¾ остается неизменной. Поведение переменных затрат иллюстрируется графиками, приведенными на рис. 7.2.

Рис. 7.2. Изменение переменных затрат на весь выпуск (А) и на единицу продукции (Б)

К переменным относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), заработная плата персоналу (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства).

Пример 7.1. Предприятие планирует производство изделий A, в каждом из которых присутствует устройство B. Стоимость единицы этого устройства составляет 30 руб. При изменении количества произведенных и проданных изделий A затраты предприятия изменяются следующим образом (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Из табл. 7.2 следует, что суммарные переменные затраты изменяются пропорционально изменению объема производства, а затраты на единицу продукции остаются неизменными. На основании этого свойства в качестве инварианта при анализе переменных затрат используются затраты, приходящиеся на единицу продукции, которые не изменяются при изменении объема производства и реализации.

Рис. 7.3. Изменение постоянных затрат на весь выпуск (А) и на единицу продукции (Б)

Постоянные затраты (Спост) ¾ это затраты, общая величина которых не зависит от изменения объема производства, а на единицу при росте объемов производства продукции эти затраты уменьшаются, при снижении ¾ увеличиваются. О характере поведения этих затрат свидетельствуют графики, представленные на рис. 7.3, и данные, приведенные в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Поведение постоянных затрат при изменении объема производства

Постоянные затраты могут быть неизменными лишь до определенного момента, после чего их величина единовременно увеличивается. Так, если объем производства растет, то постоянные затраты периодически увеличиваются (линия 2 на рис. 7.3 А). Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных затрат на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных затрат по новому оборудованию. С учетом отмеченной особенности постоянных затрат вводится понятие релевантного диапазона (интервала) изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Поведение постоянных затрат в релевантном диапазоне объемов производства (продаж)

Примерами постоянных затрат являются амортизация зданий и оборудования, арендные и лизинговые платежи (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управленческого персонала, контролеров (которые, по предположению, не изменяются при изменении уровня производства), общие административные расходы.

Таким образом, подход к сущности постоянных затрат имеет следующее ограничение: постоянные затраты не изменяются в широком диапазоне объема (количества) продаж, который называется релевантным (допустимым) диапазоном.

Пример 7.2.Рассмотрим разновидность постоянных затрат ¾ стоимость аренды производственного помещения в месяц. При изменении объема производства изделий А стоимостные показатели изменяются в соответствии с табл. 7.3.

Из табл. 7.3 следует, что при изменении объема производства и реализации продукции общие постоянные затраты остаются неизменными, а постоянные затраты, приходящиеся на единицу продукции, изменяются. Следовательно, в качестве инварианта при анализе постоянных затрат используются суммарные затраты предприятия за период времени.

Следует отметить, что деление затрат на постоянные и переменные несколько условно, поскольку многие виды затрат носят полупеременный (полупостоянный) характер. Некоторые затраты, например, заработная плата или общие административные расходы могут изменяться не совсем пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Это смешанные (полупеременные) затраты, которые следует разделить на переменные и постоянные компоненты. Примером таких затрат является вид арендной платы, которая в соответствии с договором между арендатором и арендодателем разделяется на две части: фиксированную, уплачиваемую ежемесячно, и переменную часть арендной платы, зависящую от степени использования арендатором производственного оборудования, которое установлено на арендуемых площадях.

7.2.2. Методы деления смешанных затрат
на переменные и постоянные компоненты

На практике не всегда можно выделить переменную и постоянную компоненты смешанных затрат, число которых может достигать нескольких десятков. Для этого используются различные методы, суть которых можно раскрыть с помощью графика поведения затрат (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Графическое представление взаимосвязи «затраты ¾ объем»

Общие затраты на производствополн) состоят из двух частей: постоянной (Спост) и переменной (Спер), что отражается уравнением:

Сполн = Спост + Спер . (7.1)

 

Сумма переменных затрат есть произведение переменных затрат на единицу изделия, т. е. ставки переменных затрат (спер) на объем произведенной продукции в натуральных единицах (Вн.е.):

Спер = спер + Вн.е. (7.2)

Тогда выражение (7.1) можно представить в следующем виде:

Сполн = Спост + спер ´ Вн.е.. (7.3)

На основе конкретных данных строится уравнение общих затрат, которое, аппроксимируя фактические данные, дает представление о зависимости суммарных затрат от объема реализации.

Рассмотрим пример построения уравнения общих затрат и разделения их на постоянную и переменную части с помощью различных методов.

1. Метод высшей и низшей точки объема производства за период (алгебраический метод) предполагает использование следующего алгоритма:

¨ среди данных об объеме производства и затратах за период выбирают максимальное и минимальное значения соответственно объема и затрат;

¨ находят разности в уровнях объема производства и затрат;

¨ определяют ставку переменных затрат на одно изделие путем отнесения разницы в уровнях затрат за период (разность между максимальным и минимальным значениями затрат) к разнице в уровнях объема производства за тот же период;

¨ определяют общую величину переменных затрат на максимальный (минимальный) объем производства путем умножения ставки переменных затрат на соответствующий объем производства;

¨ определяют общую величину постоянных затрат как разность между всеми затратами и переменными затратами;

¨ составляют уравнение совокупных затрат, отражающее зависимость изменений общих затрат от изменения объема производства.

Пример 7.3.В табл. 7.4 приведены исходные данные об объеме производства и затратах по месяцам анализируемого периода.

Таблица 7.4 Данные для анализа затрат с применением метода высшей и низшей точек объема производства за период

По данным табл. 7.4 видно, что максимальный объем производства за период составляет 340 ед. (в ноябре), минимальный ¾ 200 ед. (в январе). Соответственно максимальные и минимальные затраты на производство равны 196 и 140 тыс. руб. Разность в уровнях объема производства составляет 140 ед. (340 тыс. руб. - 200 тыс. руб.), а в уровнях затрат ¾ 56 тыс. руб. (196 тыс. руб. - 140 тыс. руб.).

Величина переменных затрат на одно изделие составит:

56 000 : 140 = 0,4 тыс. руб./ед.

Общая величина переменных затрат на минимальный объем производства составляет 80 тыс. руб. (0,4 тыс. руб. : ед. ´ 200 ед.), а на максимальный объем ¾ 136 тыс. руб. (0,4 тыс. руб. : ед. ´ 340 ед.). Общая величина постоянных затрат определяется как разность между всеми затратами на максимальный (минимальный) объем производства и переменными затратами. Для нашего примера она составит 60 тыс. руб. (196 тыс. руб. - 136 тыс. руб. или 140 тыс. руб. - 80 тыс. руб.). Уравнение затрат для данного примера в соответствии с выражением (7.3) имеет вид:

Сполн = 60 + 0,4 ´ Вн.е..

Метод высшей и низшей точек прост в применении, но следует отметить его недостатки:

¨ использование только двух значений ¾ наибольшего и наименьшего означает, что результаты могут быть искажены из-за случайных вариаций этих значений;

¨ ссылка на прошлые данные предполагает, что, во-первых, производительность ¾ единственный фактор, влияющий на затраты и, во-вторых, затраты прошлых периодов предопределяют будущие.

2. Метод дисперсии. Более точным является метод дисперсии или разброса, включающий все наблюдаемые точки в стоимостных данных. После изображения точек проводится линия регрессии так, чтобы осталось равное число точек выше и ниже этой линии. Точка пересечения линии регрессии с вертикальной осью покажет сумму постоянных затрат. Используя общие затраты для точки, попавшей на линию регрессии, получают элемент переменных затрат. Далее, разделив эту сумму на уровень деятельности в той же точке, получают ставку переменных затрат.

График дисперсии может оказать большую пользу опытному аналитику. Скачки в поведении затрат, вызванные забастовками, плохой погодой, отключением энергоснабжения, ростом цен в период инфляции, становятся очевидными. Опытный наблюдатель может внести соответствующие поправки (отбросить выскакивающие результаты, оценить надежные данные отдельно, разделить длинный период времени на ряд более коротких интервалов и т. п.). Кроме этого практически любой стоимостный анализ полезно начинать с графического изображения.

 

Пример 7.4.Необходимо проанализировать смешанные затраты, связанные с доставкой товара. Фактические данные по этим затратам отражены в табл. 7.5.

Таблица 7.5. Данные для проведения анализа затрат с применением метода дисперсии

Исходя из графической интерпретации задача заключается в построении по этим данным прямой, изображенной на рис. 7.6.

Рис. 7.6. Аппроксимация фактических данных линейной зависимостью

Уравнение затрат в соответствии с выражением (7.3) для данного примера имеет вид:

Сполн = 9,7 + 2 ´ Вн.е..

3. Метод наименьших квадратов. Если при построении графика с использованием метода дисперсии линия вычерчивается визуально, то подбор прямой линии суммарных затрат при использовании метода наименьших квадратов производится с помощью стандартных приемов регрессионного анализа. Он построен на вычислениях, которые основываются на уравнении прямой линии (7.4):

Y = ax + b (7.4)

где Y ¾ зависимая переменная;

a ¾ степень изменчивости (или тангенс угла наклона линии регрессии);

b ¾ постоянный элемент;

x ¾ независимая переменная.

 

Метод наименьших квадратов используется для нахождения таких a и b, что чтобы полученные из уравнения регрессии значения зависимой переменной Y подходили как можно ближе к ее наблюдаемым значениям. Пусть ошибка:

(7.5)

где Y ¾ наблюдаемая величина,

¾ожидаемая величина.

 

Метод наименьших квадратов позволяет минимизировать сумму квадратов отклонений наблюдаемой величины от ожидаемой, т. е.:

(7.6)

Из основного уравнения (7.6) и множества наблюдений n могут быть получены уравнения регрессии:

XY = aX2 + bX, (7.7)

Y = nb + aX, (7.8)

где X ¾ объем производства (продаж), натур. ед.;

Y ¾ общие (смешанные) затраты;

a ¾ ставка переменных затрат;

b ¾ постоянные затраты;

n ¾ число наблюдений.

 

Пример 7.5. Предположим, что предприятие желает разделить свои затраты на переменную и постоянную части. Расходы на электроэнергию (Y) и объем производства (X) представлены в табл. 7.5.

Подставляя эти суммы в уравнения (7.7) и (7.8), получаем:

1158 a + 116 b = 3487; (7.9)

116 a + 12 b = 353. (7.10)

Для решения следует исключить одно из выражений: умножив (7.9) на 12, а (7.10) на 116, следует из (7.9) вычесть (7.10):

13 896 a + 1392 b = 41 844

13 456 a + 1392 b = 40 948

440 a = 896

a = 2,0364

Следовательно, переменная ставка в стоимости электроэнергии составляет 2,0364 тыс. руб. на каждую тысячу выработанных изделий (или 0,0020364 тыс. руб./изделие). Постоянные затраты на электроэнергию могут быть получены подстановкой в любое из уравнений: (7.9) или (7.10):

116 a + 12 b = 353

116 ´ 2,0364 + 12 ´ b = 353

12 b = 353 - 236,2224

12 b = 116,7776

b = 9,7315

Таким образом, постоянные затраты на электроэнергию составляют 9731,5 руб. в месяц, ставка переменных затрат составляет 2036,4 руб. на 1000 выработанных изделий. Уравнение затрат в соответствии с выражением (7.3) для данного примера имеет вид:

Сполн. = 9,7315 + 2,0364 ´ Вн.е.

Формула затрат может быть использована для целей планирования. Предположим, что в течение следующего месяца может быть выработано 10 500 изделий. При таком уровне деятельности затраты на электроэнергию составят, тыс. руб.:

Сполн. = Спост + спер ´ Вн.е.= 9,7315 + 2,0364 ´ 10,5 = 31,1137 тыс. руб.

4. Альтернативный метод. Рассмотрим подход, являющийся альтернативой методу наименьших квадратов. Предположим, что предприятие желает определить формулу затрат на содержание и эксплуатацию оборудования. Предварительный анализ позволил выявить, что переменная часть затрат зависит от количества отработанных машино-часов. Необходимо получить формулу затрат на основе данных первого полугодия планируемого периода альтернативным методом (табл. 7.6).

Таблица 7.6

Определяются средние величины:

(7.11)

(7.12)

Ставка переменных затрат составляет:

Общие постоянные затраты определяются из уравнения:

(7.13)

Для данного примера:

0,0016 тыс. руб./маш-ч. ´ 556,833 маш.-ч. + b = 1,955 тыс. руб.;

b = 1,955 - 0,912 = 1,043 тыс. руб. в месяц.

Уравнение затрат в соответствии с выражением (7.3) для данного примера имеет вид:

Сполн. = 1,043 + 0,0016 ´ Вн.е..

График совокупных затрат представлен на рис. 7.7.

Рис. 7.7. График совокупных затрат

Во всех вычислениях принимался один независимый фактор ¾ производительность (объем производства или реализации, часы прямого труда, машино-часы, выручка от продаж). Но зависимость от объема производства и продаж хорошо просматривается не для всех видов затрат, т. е. не всегда имеет место сильная корреляция конкретного вида затрат от объема производства (продаж). Рекомендуется использовать дополнительные факторы:

¨ объем производства в натуральном выражении;

¨ объем продаж в денежном выражении;

¨ прямые трудовые затраты;

¨ время работы технологического оборудования;

¨ расход электрической энергии и т. д.

 

Концепция маржинальной прибыли

Используя графический и аналитический инструментарии анализа безубыточности, можно планировать изменение средней операционной прибыли на единицу продукции в результате изменения объема продаж. Подобное изменение связано со снижением средней величины постоянных затрат на единицу продукции ввиду распределения постоянных затрат между большим или меньшим количеством продукции (действие эффекта масштаба).

Допустим, при объеме продаж, равном 200 единицам, прибыль предприятия составляет 100 тыс. руб. Прирост объема на 50 ед., т. е. до 250 ед. (рост объема на 25%), вызывает прирост прибыли на 125 тыс. руб., т. е. до 225 тыс. руб. (или на 125%). Прирост прибыли превышает прирост объема в пять раз, т. е. коэффициент приращения операционной прибыли, характеризующий ответное изменение прибыли на рост объема продаж, равен 5,0. Эта зависимость сохранится и при снижении объема.

Итак, операционная прибыль на единицу продукции различна при разных объемах продаж. Однако существует другая величина, которая является постоянной для любого объема в соответствующих пределах; она получила название маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль (валовая маржа) может быть рассчитана на весь выпуск (Ма), а также на единицу продукции (ма). В расчете на весь выпуск маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой от продаж (Впр) и совокупными переменными затратами (Спер), в расчете на единицу продукции ¾ между ценой продажиед) и переменными затратами на единицу продукции (спер):

Ма = Впр Спер = (Цед - спер) ´ Вн.е., (7.26)

ма = Цед - спер . (7.27)

Используя (7.26) и (7.27), можно получить еще одно выражение для расчета величины маржинальной прибыли:

Ма = Впр Спер = (Спост + Спер + Ппр) - Спер = Спост + Ппр . (7.28)

Согласно выражению (7.28) маржинальная прибыль представляет сумму постоянных затрат и прибыли от продаж продукции. Именно поэтому маржинальную прибыль иначе называют вкладом на покрытие постоянных затрат.

Прибыльность деятельности обеспечивается при условии:

¨ полного возмещения (или покрытия) постоянных затрат маржинальной прибылью;

¨ превышения ее над суммой постоянных затрат.

Следовательно, для рентабельного предприятия необходимым является выполнение условия:

Ма > Спост (7.29)

Норма валовой маржи (мо) ¾ это отношение маржинальной прибыли к выручке от продаж по всему объему продукции или маржинальной прибыли на единицу продукции к ее цене, выраженное в процентах или долях единицы:

(7.30)

(7.31)

где dпер ¾ доля переменных затрат в цене единицы изделия или выручке от продаж.

Понятие маржинальной прибыли может быть раскрыто на простейшем примере производственного предприятия. Данные управленческого учета приведены в табл. 7.7.

Таблица 7.7. Отчет о прибылях предприятия, тыс. руб.

Для упрощения анализа рассматривается только один вид продукта (монопродуктовое производство). Маржинальная прибыль ¾ это результат от продаж после возмещения переменных затрат. Она идет на покрытие постоянных затрат и получение прибыли в определенном периоде времени. Если величина маржинальной прибыли недостаточна для покрытия постоянных затрат, предприятие получит убыток. Анализ безубыточности позволяет вычислить такой объем производства и продаж в стоимостных и натуральных единицах, при котором доход от продаж равен расходам. После достижения точки безубыточности операционная прибыль увеличивается на величину маржинальной прибыли с каждой дополнительно проданной единицы продукции.

Допустим, в рассматриваемом периоде предприятие производит один вид продукции. Приведем данные, характеризующие его деятельность (см. табл. 7.8).

Таблица 7.8. Расчет операционной прибыли при различных объемах продаж предприятия, тыс. руб.

Для достижения точки безубыточности предприятие должно продать 350 ед. продукции. Если объем продаж составит 351 ед., операционная прибыль составит 1 тыс. руб.

Чтобы узнать, какая прибыль будет при любом другом q-ом (qÎQ), где Q ¾технологическое множество предприятия)уровне деятельности , не обязательно готовить серию отчетов о прибылях ¾достаточнонайти произведениеколичества проданных единиц продукции за пределами точки безубыточности и маржинальной прибыли на единицу продукции (ма). Получим величину ожидаемой операционной прибыли при q-ом объеме производства за рассматриваемый период:

(7.32)

Таким образом, предполагаемый прирост прибыли прямо пропорционально зависит от абсолютной величины маржинальной прибыли на единицу продукции и запаса финансовой прочности.

Например, планируется рост продаж с 400 до 425 ед. (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Расчет операционной прибыли при различных объемах продаж предприятия, тыс. руб.

Кроме абсолютной величины маржинальной прибыли на единицу продукции (в рассматриваемом примере 400 тыс. руб. : 400 ед. = 1 тыс. руб.) полезен анализ с помощью относительной величины маржинальной прибыли. В рассматриваемом примере норма маржинальной прибыли равна:

Это означает, что рост объема продаж на 1 руб. сопровождается ростом маржинальной прибыли на 0,4 руб., а также операционной прибыли при условии неизменности постоянных затрат. Если предприятие планирует рост объема продаж на 300 тыс. руб., то маржинальная прибыль увеличится на 300,0 ´ 0,4 = 120 тыс. руб., что равнозначно увеличению операционной прибыли на ту же величину.

Таблица 7.10. Динамика маржинальной и операционной прибыли

Использование относительного показателя нормы валовой маржи целесообразно при расчете прибыльности продукции по многономенклатурному производству. Большее внимание следует уделять производству продукции, имеющей наибольший показатель нормы маржинальной прибыли (в отличие от традиционного выбора в пользу высокорентабельной продукции).

Для эффективного функционирования предприятия важно учитывать структуру переменных и постоянных затрат. Так, в фондоемком производстве больше возможностей в управлении структурой затрат, чем в производствах с повышенной долей прямого труда производственных рабочих. Дилемма выбора высоких переменных и низких постоянных или низких переменных и высоких постоянных затрат не имеет однозначного решения. Преимущества и недостатки присущи любому варианту.

Рассмотрим отчеты о прибылях и убытках предприятий А и B с разной структурой затрат (табл. 7.11-7.12).

Таблица 7.11. Отчет о прибылях и убытках предприятий А и B

Ответ на вопрос, у какого из представленных предприятий более выгодная структура затрат, зависит от многих факторов, включая долговременную стратегию продаж, сезонные колебания их объема, отношение менеджмента к риску. Если предположить, что объем продаж будет возрастать, структура затрат предприятия B выгоднее по причине более высокого значения нормы маржинальной прибыли. По мере роста продаж прибыль предприятия B будет увеличиваться быстрее. Рассмотрим последствия увеличения объема продаж на 10% для каждого из рассматриваемых предприятий (табл. 7.12).

Таблица 7.12. Отчет о прибылях и убытках предприятий А и B при изменении объема продаж

Анализ данных табл. 7.12 позволяет заключить, что при одинаковом темпе роста продаж предприятие B имеет больший рост операционной прибыли вследствие более высокой нормы маржинальной прибыли.

Если предположить, что предел объемов продаж для рассматриваемых предприятий составляет 1000 тыс. руб. и планируется его снижение, в этих условиях предприятие А имеет лучшую структуру затрат, поскольку, во-первых, имея более низкую норму маржинальной прибыли, оно не будет терять прибыль при падении объема продаж так быстро, как предприятие B, ¾ доход предприятия А будет стремиться к большей стабильности; во-вторых, наличие более низких постоянных затрат в структуре себестоимости предполагает, что убытки наступят не так быстро, как у предприятия B в периоды резкого спада продаж.

Если объем продаж изменяется в пределах более 1000 тыс. руб., определить наиболее выгодную структуру затрат представляется затруднительным. В данном случае предприятие B будет менее уязвимым, предприятие А будет функционировать при меньшем риске с более стабильной прибылью. Однако оно упускает возможность получения повышенной нормы прибыли<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...