Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приоритетные формы туристско-экскурсионной деятельности в системе формирования и развития традиций корпоративного досуга

Рассмотрим подробнее наиболее приоритетные формы туристско-экскурсионной деятельности с точки зрения использования их в корпоративном досуге.

Местами проведения экскурсии-прогулки обычно являются лес, пригородная роща, городской парк или сад, море, река, озеро, горы. В ряде случаев такая экскурсия сочетается с походом по местам революционной, боевой и трудовой славы, а также с поездкой за грибами и ягодами. При этом одной из задач мероприятия, целью которого является отдых, становится осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры, знакомство с природой, с ее животным и растительным миром, беседы об охране природных богатств.

Маршрут экскурсии-спектакля прокладывается по местам, где происходят описываемые в литературном произведении события. Так, в Старой Руссе, проводится экскурсия по городу на основе романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В Санкт-Петербурге экскурсия, посвященная Ф.М. Достоевскому, связана с его романом «Преступление и наказание».

Театрализованные экскурсии на разнообразные темы набирают популярность. Так, например, в Санкт-Петербурге, существует ночная водно-пешеходная экскурсия с элементами театрализации «Тайны ночной крепости». Главная особенность этой экскурсии заключается в театрализованных постановках, сопровождающих все действо. Участники экскурсии переносятся в прошлое, встречаются с героями тех времен, слышат их истории от первого лица.

В последнее время стали появляться новые экскурсии в форме квеста.[16] Например, «Петербургская фантасмагория» - экскурсия по городу с театрализацией. Участникам предстоит отгадать имена героев (исторических или литературных персонажей в исполнении артистов петербургских театров) и места встреч с ними (назначенных в самых интересных уголках Петербурга). Или, экскурсия-квест «По следам Шерлока Холмса», представляющая собой театрализованную экскурсию-игру, созданную по мотивам нескольких самых популярных фильмов XX-го века. Пять фильмов о великом сыщике были сняты на киностудии «Ленфильм». Улицы и набережные, старинные дворцы и особняки, жилые дома и общественные здания Санкт-Петербурга превращаются в английские пейзажи. Участникам экскурсии предстоит провести «детективное расследование» и отгадать (при помощи подсказок) названия фильмов и имена киногероев, с которыми они будут встречаться в ходе экскурсии.

Сегодня многие музеи и туристические организации, занимающиеся развитием внутреннего туризма, вырабатывают новые направления своей деятельности. Среди этих направлений особый интерес представляют театрализованные праздники, привязанные, как правило, к календарным праздникам, как местного, так и более масштабного значения.

Проекты театрализованного и событийного туризма могут включать в себя традиционно проводимые конкурсы, фестивали, национальные праздники, этнографические посиделки и т. д.

Театрализованные праздники и обряды – это многогранное общественное явление, отражающее наше прошлое и настоящее. Главное преимущество театрализованного действа перед обычной экскурсией – это активная и обязательная задействованность участников непосредственно в происходящих событиях. В социально-культурном туризме используется чаще всего одна из форм театрализованного действия – игровая. Возникающая игровая ситуация ставит человека в положение участника, а не зрителя театрализованного действия. Надо подчеркнуть, что верно найденная организаторами с помощью игры ассоциативная образность создает необходимую для театрализованного действия атмосферу, помогает создать активный эмоциональный настрой у собравшихся. Для создания игровой театрализации характерно образное решение, как правило, с удовольствием развиваемое всеми участниками во время воплощения действия в жизнь.[17]

Ощущение праздничности – это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа, т. е. настоящий положительный эмоциональный подъем. Способствование развитию положительных эмоций – очень важная задача на сегодня, так как в основном со всех сторон на современного человека оказывается отрицательное воздействие большинством средств массовой информации. А театрализованные праздники не только в процессе действия дают участникам какую-либо новую интересную информацию, но и улучшают эмоциональный фон. Участие в театрализованном шоу отвечает потребностям людей, особенно молодых, в широком социальном общении.

Праздничное общение особенно тем, что сочетает межличностное общение с массовым. Массовое общение в театрализованном действии – не механический, а общественный момент. В отличие от спектаклей, где зрители – только зрители, в театрализованном празднике они непосредственные участники. Поэтому успех театрализованного действия в большой степени зависит от того, насколько предусмотрены в его сценарном замысле возможности общения как участников друг с другом, так и участников экскурсии с актерами.

Театрализованное массовое действие предполагает несколько основных этапов:

Первый этап – подготовка к мероприятию. Она включает в себя широкое информирование, разнообразную рекламу театрализованного шоу, разработку сценария, подбор исполнителей, выбор места действия и многое другое.

Второй этап – непосредственное проведение праздника, т. е. воплощение в жизнь сценария театрализованной экскурсии: организация праздника, вступительная часть, цепь эпизодов, кульминация и финал.

Третий этап – активизация участников праздника после окончания театрализованного действия, включающая в себя проведение различных конкурсов, соревнований, а также проведение самодеятельных выступлений и т. д.

Метод театрализации – это не только одна из новых форм туристического обслуживания, но и значительное социально-педагогическое явление, представляющее собой сложное произведение сценического искусства. Конкретные театрализованные праздники проводятся для конкретной аудитории, как правило, только один раз. Поэтому организаторы должны именно с этого первого и единственного раза так воздействовать на участников мероприятия, чтобы все поставленные задачи были решены. В данном виде искусства репетиций на зрителях не бывает.

Особое место в театрализованном празднично-обрядовом действии занимают народные традиции и фольклор, которые являются богатством, выработанным поколениями и передающим в эмоционально-образной форме исторический опыт, культурное наследие.

Существуют следующие приемы для привлечения участников в театрализованное действие, такие как[18]:

1) костюмирование участников, которое стимулирует их активность и выступает своеобразной движущей силой всего происходящего. Кроме того, костюмирование позволяет ускорить процесс адаптации в нем участников праздника за счет ролевого общения, что импонирует как взрослым, так и детям всех возрастов;

2) коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на происходящее действо;

3) различные состязания в форме игрового конкурса. Конкурсы могут быть интеллектуальной, спортивной, музыкальной направленности. Желательно, чтобы они имели шуточный характер с вручением небольших, но символических, знаковых призов;

4) ритуальное действие — является обязательным структурным элементом, специфической особенностью любого театрализованного празднично-обрядового мероприятия, опирающегося на народные традиции. Использование ритуального действия связано как с календарными праздниками (такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы), так и с выполнением определенных обрядовых действий исторического характера;

5) создание исторического фона с помощью особенностей (архитектурных, географических и др.) места проведения праздника. Если театрализованное шоу проводится просто в красивом природном уголке, но должно воспроизвести конкретное историческое событие, следует использовать, кроме костюмирования артистов и участников экскурсии, определенные приемы: символическое воссоздание древних жилищ (юрты, шатра, палатки, шалаша), старинных ярмарок с использованием реконструированных или стилизованных предметов.

Театрализованные праздники в качестве инновационных приемов в туризме могут служить серьезной основой и развивающего, и коммуникативного, и эмоционального воздействия на участников представления, что отвечает целям корпоративного досуга.

Изотова М.А. в своей книге «Инновации в социокультурном бизнесе и туризме» приводит несколько примеров театрализованных программ, разработанных в разных городах и регионах России.

Самыми распространенными театрализованными праздниками на территории России являются популярные до сих пор языческие праздники, совмещенные с праздниками православными. Так, празднование Масленицы проходит практически во всех исторических музеях и воплощается в жизнь многими туристическими фирмами, работающими на внутренний туризм. Спрос на мероприятие «Прощание с зимой» в процессе театрализованного праздника Масленицы огромен.

Также популярны театрализованные русские праздники Рождество, праздник Троицы, Ивана Купалы, праздник урожая, осенние капустники и т. д. С удовольствием туристические группы участвуют и в праздновании театрализованного Нового года, Святок и многих других интересных дат.

Рождество в театрализованной форме отмечают практически все музеи России – происходит возврат к народным традициям, в том числе и при организации и проведении интерактивных экскурсий. Примерный ход таких мероприятий выглядит следующим образом[19]:

С самого начала участники праздника попадают в игровую сказочную атмосферу. Их уже у входа в музей встречают костюмированные участники шоу. Это могут быть как одетая в русский народный костюм ведущая, так и какой-либо сказочный персонаж. Далее начинается театрализованное шоу, состоящее из нескольких частей – посещение импровизированной праздничной ярмарки, знакомство с жителями деревни мастеров и т. д. Обязательным для такого праздника является знакомство участников экскурсии с вертепом – Вифлеемской пещерой с младенцем. Конечно, кульминация рождественского шоу – пение колядок и участие в небольших представлениях, а также в рождественских гаданиях.

По подобным сценариям проводятся и праздники Масленицы во многих музеях России. Турфирмы на этот праздник проводят интерактивные экскурсии с выездом за город, катанием на тройках, поеданием блинов, играми вокруг Масленицы, сжиганием ее соломенного чучела. При проведении таких мероприятий очень хорошо готовить игры и конкурсы, основываясь на особенностях местного материала.

Город Великий Устюг предлагает театрализованную программу «Великий Устюг – родина Деда Мороза». А в летнее время, в период низкого туристического сезона, предлагается разработанный туроператорами совместно с творческими коллективами «Праздник русского лаптя». В программе: плетение лаптей, катание на лодке, имеющей форму лаптя, разные забавы, например игра в футбол в лаптях, ношение воды лаптем, поедание печенья в форме лаптей и т. д. Кроме того, во время этого праздника участники могут встретиться с Дедом Морозом под лозунгом «Праздник Деда Мороза круглый год!»[20].

В последнее время большой популярностью стал пользоваться католический по своему происхождению праздник Всех влюбленных – День Святого Валентина. Во время его празднования, 14 февраля, многими туристическими фирмами страны, работающими на въездной туризм, проводятся театрализованные мероприятия с обязательными многочисленными сердечками в качестве подарков и сувениров. Один из лучших примеров проведения такого праздника – сочетание экскурсии по католическим соборам города (если они есть) или по западной архитектуре (это можно встретить гораздо чаще) с последующим веселым шуточным костюмированным представлением в каком-либо музее.

В разгар туристического потока, в летнее время, в обычные обзорные экскурсии включают, например, театрализованный праздник Ивана Купалы с обрядовыми традиционными славянскими песнями и играми на природе, с рассказами про русалок и вечерними хороводами вокруг костра. Во многих старинных русских городах проводится событийный праздник «Макушка лета» с традиционными русскими обрядами.

Кроме календарных праздников, в последнее время появилось большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок (как русских, так и других стран и народов). Рассчитаны, разумеется, такие шоу на детей. В результате творческого и воспитательного процесса формируется основа для развития современного человека широких взглядов, умеющего оценить и относиться с уважением к культурам разных народов. Эти качества и лежат в основе эстетического воспитания гармоничной культурной личности.

Примером театрализованных экскурсий может являться программа «Путешествие в прошлое», разработанная сотрудниками Саратовской региональной организации «Нижневолжское археологическое общество» и членами клуба исторического фехтования «Покровская застава» из города Энгельса Саратовской области. За годы работы были разработаны и воплощены в жизнь несколько различных проектов. Первый из них – «Половецкий стан», введенный в жизнь совместно с Энгельсским краеведческим музеем. «Половецкий стан», как становится понятно уже из названия, представляет собой как бы фрагмент из жизни средневековых кочевых племен, населявших нижневолжские степи в XI–XIII вв. Проект включает в себя «живые картинки», изображающие стан половецкого князя, проводы его на войну с русскими, а затем – встречу с русским князем и обмен пленными воинами. Фон событий – реконструкция подлинной кочевнической юрты, костер с вертелом и средневековой посудой около него, группа людей в половецких и русских средневековых костюмах. В проекте также задействованы лошади и собаки. Естественно, действия сопровождаются рассказом экскурсовода, поясняющего происходящее и вводящего участников экскурсии в ход событий. Проект «Половецкий стан» успешно проводился на археологическом поселении в районе села Смеловка Энгельсского района, в степи на берегу Волги. Живописность места прибавляла реальности событиям, изображенным в проекте[21].

Вторым и самым популярным на сегодняшний день проектом в Саратовской области стала театрализованная экскурсия «Путешествие в прошлое». Эта экскурсия рассчитана на все возрасты, каждый находит в ней что-то для себя. Проект является своеобразной «машиной времени», которая переносит участников необычного шоу из XXI века в век XIII. Проводится данная экскурсия или на территории археологического памятника, что предпочтительнее, или просто в живописном месте. Все участники шоу одеты в средневековые костюмы. Причем если у экскурсовода костюм стилизованный, то у актеров-каскадеров, проводящих театрализованную часть, костюмы представляют собой полную реконструкцию, воспроизведение старинных доспехов и оружия.

Начинается представление с приезда экскурсантов на место проведения мероприятия и встречи их гидом-ведущим. Затем следует живой интересный рассказ экскурсовода о том, какие племена населяли Нижнее Поволжье в эпоху Средневековья, чем они занимались, и какой образ жизни вели. Иногда рассказ сопровождается показом макетов археологических находок и фотографий. Далее в действие вступают главные участники – «хозяева» древнего поселения, на котором и будет все происходить. Дальнейший сценарий имеет различные варианты. В одном из вариантов, например, на группу экскурсантов совершают неожиданное нападение воинственные кочевники и даже захватывают одного или двух человек в плен, а затем русские воины вступают с нападающими в схватку и освобождают «пленников». В другом варианте той же экскурсии навстречу группе экскурсантов выходят средневековые русские витязи, предлагающие проводить участников похода дальше, так как, по их словам, «неспокойно вокруг, вороги пошаливают». После того как экскурсанты продолжают свое шествие уже под надежной защитой, им навстречу выходят явно воинственно настроенные кочевники. После небольшого интересного диалога – спора «кто здесь хозяин», начинается бой. По окончании боя участникам экскурсии объясняется, что они стали редкими свидетелями настоящей каскадерской работы не в кино, а в реальной, хоть и поставленной по сценарию, жизни.

Главное – это отличная работа фехтовальщиков, показывающих рукопашный бой, и умелое объяснение опытного экскурсовода. Экскурсанты втягиваются в представление и становятся его непосредственными участниками.

После окончания исторического шоу около костра все желающие могут сфотографироваться с рыцарями, померить доспехи, попробовать плов, приготовленный по средневековым рецептам, подержать в руках оружие и пострелять из лука.

«Живые картинки», представляемые участниками «Покровской заставы», сопровождают также другие экскурсии, шоу и праздники (например, Масленица, Рождество, День города и т. д.). Часто экскурсию «Путешествие в прошлое» заказывают различные организации для своих гостей и сотрудников.

Мероприятия театрализованного туризма стали одной из составляющих частей нового направления – корпоративного туризма, что, по сути, означает сопровождение корпоративных вечеринок. Театрализованные программы включаются в отдых различных фирм и организаций. Они становятся непременным атрибутом пикников на природе. Специально для корпоративных мероприятий разрабатываются новые театрализованные экскурсии.

Значение театрализации еще и в том, что она создает зрительное восприятие истории, повышает эмоциональную оценку того или иного культурно-исторического памятника. При театрализованном шоу происходит взаимодействие информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, отражающееся в единстве формы и содержания театрализованного действа.

Таким образом, театрализация является особым видом социально-культурной деятельности с постоянно возрастающим спросом на нее в туристическом бизнесе. При организации театрализованного действия необходимо строго дифференцированно подходить к участникам мероприятия, т. е. учитывать их возраст, профессию, место проживания и, насколько это возможно, интересы, жизненный опыт.

 

Выводы по первой главе

Первая глава является теоретической. В ней аргументируется взаимосвязь и целенаправленность будущего проекта. Корпоративный досуг — явление сложившееся, имеющее исторические корни, функции. Педагогически целесообразный корпоративный досуг с высоким уровнем культуры предстает как часть свободного времени корпоративных групп, необходимая и достаточная для сбалансированных рекреативных, развлекательных и развивающих досуговых занятий, для поддержания здоровья членов организации.

Таким образом, корпоративный досуг – это регламентированные мероприятия, проводимые в заранее определенном месте в запланированное время, в котором активно участвуют сотрудники компании. Корпоративный досуг ориентирован на достижение определенной цели фирмы посредством совместных усилий участников мероприятия. Это и часть культуры организации, и инструмент фиксации успеха, и поле для продвижения корпоративных легенд, мифов, это способ создания контакта, передачи ценностей и правил поведения.

Корпоративные досуговые мероприятияорганизуют какдля сотрудников компании, так и для партнеров, клиентов по случаю знаменательной даты, а иногда просто придумывают событие или повод для организации и проведения корпоративного мероприятия. Известно, что сам корпоративный праздник является инструментом формирования корпоративной культуры, способом повышения мотивации сотрудников и лояльности клиентов и в конечном счете средством достижения коммерческих целей организации.

Роль корпоративных традиций в формировании организационной и корпоративной культуры является предметом рассмотрения социологии и психологии управления. Исследователи (C.B. Иванова, И. Клименко) отмечают, что корпоративные традиции отражают желание сотрудников организации идентифицировать себя с обществом, коллективом и имеют место в любом коллективе, однако могут быть как позитивными, так и негативными. Процесс формирования корпоративной культуры представляет собой медленное, с учетом особенностей «кривой отношения к инновациям», изменение имеющихся корпоративных традиций, постепенный ввод новых. В случае, когда вводимые корпоративные традиции отражают миссию организации, ее базовые ценности и основанные на них стандарты поведения, формируют «мы-чувство» и обеспечивают высокую конкурентоспособность организации. Исследователями выделены признаки традиций высокого уровня корпоративной культуры: Н. Крыловым выделены типы корпоративных ритуалов, обеспечивающие эффективность деятельности организации (ритуалы поощрения, порицания, интеграции). Авторы описывают различные формы корпоративных традиций: традиции работы в команде, совместного проведения досуга, корпоративные поощрения и порицания, мероприятия и вечеринки, ритуалы приема на работу, торжественного посвящения в должность, корпоративные фильмы, игры-ритуалы и др.

Туристско-экскурсионная деятельность – это не просто времяпровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определённой затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению проводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека.

Таким образом, туристско-экскурсионная деятельность представляет собой непосредственно организацию экскурсионного обслуживания экскурсантов. Экскурсия же является процессом познания окружающего мира и выступает составной частью туристско-экскурсионной деятельности.

Важное место в деятельности экскурсовода занимает педагогика – наука о закономерностях воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых. Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, т. е. она является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов. Воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на их сознание. Таким образом, экскурсия становится частью социально-педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.

Включение в экскурсию элементов театрализации позволяет расширить насыщенность программы, улучшить зрительное восприятие информации.

Глава 2. Технология формирования и развития традиций корпоративного досуга средствами туристско-экскурсионной деятельности (на примере НИИ Морского флота)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...