Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Игры для развития физического слуха

Послушаем звуки!

• развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков приоды - голосов животных и птиц.

Ход игры:Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы — ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома во время грозы и др. Также обращайте внимание ребенка на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе, — собаки и кошки, вороны, голуби, воробьи, утки.

После того, как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно), предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух):

Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся опреде­лить на слух, какая погода на улице.

Закрой глаза и постарайся угадать, какие птички прилетели к нашей кормушке.

На прогулке в лесу обратите внимание ребенка на разнообразные звуки — шум ветвей деревьев, звук от падения шишек, стук дятла, скрип старых деревьев, топот ежика в траве и др.

 

Кто кричит?

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух криков Животных и птиц.


Ход игры:Игра проводится летом на даче или в гостях в деревне. Вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами, научите ребенка различать издаваемые ими звуки и произносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья или птицей (утка, гусь, курица, петух, цыпленок, индюк). Усложняя задачу, предложите ребенку определить, кто кричит, с закрытым., глазами (или не выходя из дома).

Давай посидим во дворе. Закрой глаза и постарайся угадать, там кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал, j теперь? Да, это хрюкает свинья.

Звуки дома

Цель:развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.

Ход игры:Находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома—тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шуму воды в трубах, бульканью супа и шипению котлетки на сковороде, к звукам, которые издают различные бытовые приборы (жужжание пылесоса, шипение закипающего чайника, гудение компьютера Я пр.). Лучше проводить такую работу, организуя различные игры:

«Найди, тикает,(звенит, жужжит и т.д.)/» или соревнование:


Кто больше звуков услышит?»

В последующем можно усложнить задачу, предлагая ребенку определить источник звука с закрытыми глазами.

 

Постучим, погремим!

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Оборудование: различные предметы — бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.

игры: Игра проводится в квартире. Познакомьте ребенка с разообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или по­рвите лист бумаги, пошелестите газетой, прошуршите пакетиком, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т.п.

После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал. Можно производить звук за ширмой или за спиной у ребенка, а тот слушает и затем показывает предмет — источник звука. Поначалу взрослый и ребенок договариваются, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате — манипулировать ими, издавая звуки. В этой игре полезно время от времени меняться ролями.

 

Тук-тук!

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: стол, кукла и другие игрушки.

Ход игры:Ребенок и педагог сидят за столом, игрушка спрятана

под столом. Педагог незаметно стучит о край стола.

~~ Тук-тук! Что за стук? Кто-то к нам в гости пришел! Кто там? Это кукла! Заходи, кукла, к нам в гости.

Далее педагог объясняет, что должны прийти еще и другие гости, потому надо внимательно слушать, когда раздастся стук в дверь.


 

Я буду готовить угощение, а ты внимательно слушай: когда дастся стук в дверь, спроси: «Кто там?»

Игра продолжается. Расстояние от источника стука до ребе: также силу стука можно постепенно менять: расстояние увеличивать, стук делать тише.

Другой вариант игры подразумевает наличие третьего участника: второй взрослый или ребенок постарше стучит в дверь и приводит с собой игрушку.

 

Найди такую же коробочку

Цель:развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Оборудование:непрозрачные коробочки или баночки с разлими крупами.

Ход игры:Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы — горох, гречневую и манную крупы, рис. В качестве коробочек удобно ис­пользовать непрозрачные контейнеры от фотопленки, коробочек одинаковой крупой должно быть по две. Помимо круп можно использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материал главное — чтобы издаваемый ими звук отличался от ост Чтобы звук в парных коробочках не различался, необходимо насыпать одинаковое количество сыпучего материала.

Один набор коробочек положите перед ребенком, другой те себе. Потрясите одной из коробочек, привлекая внимание ребенка к звучанию. Предложите ребенку найти среди его коробочек ту, которая издает такой же звук. Количество пар коробочек увеличи­вайте постепенно.

 

Звуки улицы

Цель:развитие слухового внимания; восприятие на слух различ­ных транспортных шумов.

Ход игры:Игра проводится во время прогулки по улице или в общественном транспорте. Помогите ребенку выделить среди других звуков разнообразные транспортные шумы — сигналы автомоблей, звон трамвая, скрип тормозов, гудение эскалатора в мет;


 

стук колес поезда, гудение самолета в небе и др. После того, как ребенок научится различать эти звуки, предложите определить их с закрытыми глазами: стоя у перекрестка, определить, стоят машины или едут, угадать, далеко находится трамвай или подъехал близко и т.д.

Погремушки

Цель: развитие слухового внимания, восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Оборудование: звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пи­щалки, колокольчики, трещотки и др.

Ход игры: Подберите набор разнообразных звучащих игрушек. Вме­сте с ребенком извлекайте из них звуки, пока малыш не научится четко дифференцировать их на слух. После этого можно организо­вать игру «Узнай по звуку»: спрячьте игрушки за ширму, пусть ребе­нок послушает издаваемые звуки и угадает, какая игрушка звуча­ла (можно производить звуки за спиной у ребенка). В этой игре можно поменяться с ребенком ролями: он играет, а вы угадывайте игрушки и называйте их.


Весёлый Петрушка

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармощка.

Ход игры:

Педагог начинает игру с объяснения.

Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спи­ны Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.

 

Шагаем и танцуем!

Цель: развитие слухового внимания; обучение умению различать на слух звучание различных инструментов и реагировать на каж­дое звучание по-разному.

Оборудование: детские музыкальные инструменты — барабан, гар­мошка.

Ход игры: Перед педагогом на столе стоят барабан и гармонь. Ребе­нок стоит перед столом, повернувшись к педагогу.

Сейчас я буду играть на барабане или на гармони. Под барабан надо маршировать, а под гармонь танцевать.

Педагог показывает, как надо действовать: стучит в барабан —и марширует, играет на гармони — и приплясывает. Затем предлага­ет ребенку самостоятельно (без показа) двигаться под звуки разных музыкальных инструментов.

Усложняя игру, можно предложить ребенку повернуться к столу спиной — в этом случае ребенок различает звучание инструментов только на слух, без зрительной поддержки. Такую же игру можно проводить с другими музыкальными инструментами, количество которых можно увеличивать до 3-4. Движения также могут быть разными: прыжки, бег, взмахи руками и т.д.


 

Маленький музыкант

Цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков, которые издаютдетские музыкальные инструменты.

Оборудование: детские музыкальные инструменты: барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

Ход игры: сначала научите ребенка извлекать звуки из музыкальных инструментов, затем — четко различать их на слух. Для проверки уровня восприятия ребенком звуков используйте ширму (можно использовать перевернутый набок детский столик) или попросите ребенка повернуться спиной. Педагог поочередно извлекает звуки из различных инструментов, а ребенок определяет на слух, на чем играли. В качестве ответа ребенок может повернуться и показать на нужный инструмент, выбрать и пока­зать картинку с изображением данного инструмента или, если по­зволяют речевые возможности, назвать инструмент словом (воз­можно звукоподражанием: «та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудоч­ка, «бом-бом» — бубен и т.п.).

«Играть» на инструментах может игрушечный зверь или кукла, а педагог спрашивает: «На чем играл зайка?».

 

Солнышко и дождик

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциа­ция на слух различных звуков бубна — звон и стук.

Оборудование: бубен.

Ход игры: В этом варианте игры «Солнышко и дождик» мы предла­гаем научить ребенка переключать слуховое внимание, выполняя Разные действия согласно различному звучанию бубна: звеним —


 

легонько трясем бубен в руке; стучим — держим бубен в одной руке, ладонью другой руки ритмично ударяем по мембране бубна. —Давай пойдем на прогулку. Погода хорошая, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду бубном звенеть вот так! Если пойдет дождь, я буду в бубен стучать вот так. Услышишь стук беги домой! Повторите игру, меняя звучание бубна несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать позвенеть и постучать в бубен, а после этого поменяться в игре ролями.

 

Мишка и зайчик

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциа­ция на слух различного темпа звучания одного музыкального инст­румента.

Оборудование: барабан или бубен.

Ход игры:В этой игре можно научить ребенка определять темп зву­чания музыкального инструмента (быстрый или медленный) и выполнять определенные действия в зависимости от темпа. —Давай поиграем! Мишка ходит медленновот так, а зайчик пры­гает быстро вот как! Когда я стучу в барабан медленно ходи как мишка, когда стучу быстро бегай, прыгай) быстро, как зай­чик!

Повторите игру, меняя темп звучания барабана — медленный, бы­стрый — несколько раз. Можно предложить ребенку попробовать постучать в барабан в разном темпе (темпы значительно различа­ются), а после этого поменяться в игре ролями.

 

Маленький барабанщик

Цель: развитие слухового внимания; восприятие и дифференциация на слух различного темпа, ритма и силы звучания барабана

Оборудование:детский барабан.

Ход игры:В этой игре мы продолжаем знакомить ребенка с различными темпами, ритмом и громкостью звучания. В игре используйся барабан с палочками.


Предложите малышу постучать в барабан медленно, быстро.

Предложите малышу постучать в барабан тихо, громко.

Предложите повторить за вами простой ритм (повторяя ритмические рисунки, можно также хлопать в ладоши).

После того, как ребенок научится различать на слух, а также воспроизводить различные удары по барабану, предложите ему оп­ределить на слух характер звука.

Я спрячусь и буду играть в барабан, а ты угадай и скажи, как я играю: медленно или быстро, громко или тихо.

Если речевые возможности ребенка не позволяют дать словесный ответ, предложите повторить звук — поиграть на барабане.

Обучение восприятию и воспроизведению различных ритмов требует отдельной серьезной работы.

 

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух — это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также пони­мать смысл различного сочетания звуков — слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи — очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь — основ­ное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить — произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой)слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни.

Речевой слух развивается с младенчества — малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию


речи. Лепет ребенка — активное проявление возникновения соб­ственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка. Формирование фонематичес­кого слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. В этом возрасте появляются все звуки родного языка речь становится фонетически чистой, без искажений.

Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ре­бенку в формировании правильной речи. При этом одинаково зна­чимы как умение отчетливо выговаривать слова, так и тонко диф­ференцировать звуки родного языка на слух. Эти умения ребенка понадобятся при обучении грамоте: часть слов русского языка пи­шутся, исходя из фонетического принципа письма — «как слышим, так и пишем».

При развитии речевого слуха работа продвигается от различе­ния (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).

 

Слуховое восприятие проходит следующие стадии(от простого к сложному):

Восприятие со зрительной опорой: ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

Слухозрительное восприятие: ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

Чисто слуховое восприятие: ребенок не видит говорящего (а так­же предмет, явление, о котором говорят), а только слышит голос.

Цель развития речевого слуха редко ставится изолированно. Обычно речевой слух развивается параллельно с речевым подра­жанием: ребенок не только внимательно слушает, но и старается повторить услышанное (см. раздел «Развитие речевого подража­ния», с. 191). Кроме этого, ребенок старается не только услышать слова и фразы, но и понять и запомнить их (см. раздел «Развитие понимания речи», с. 167). Поэтому задача развития речевого слуха ставится во многих играх нашей книги, ведь ребенку предстоит внимательно слушать речь взрослого, постараться понять речевую инструкцию или смысл стихотворения, потешки, так как от этого зависит успех выполнения игрового действия.

При этом следует учесть, что усложнять задания по развитию слухового восприятия речи следует постепенно. Так, сначала мы


предлагаем звукоподражания, затем короткие слова, далее можно предлагать слова более сложные (состоящие из нескольких слогов), потом — короткие и длинные фразы. Кроме этого, если сначала мы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), то в дальней­шем без зрительной опоры, только на слух.

Ниже мы приводим описание некоторых игр, основной задачей которых является именно развитие речевого слуха (изолированно от других задач).

Итак, основная задача игр, направленных на развитие воспри­ятия речи на слух, — открыть для малыша особый мир звуков чело­веческой речи, сделать эти звуки привлекательными и значимы­ми. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует фоне­матический слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Поэтому очень важно, чтобы речь окружающих ребенка людей была чистой и пра­вильной, могла стать образцом для подражания.

Следующим этапом развития речевого (фонематического) слу­ха ребенка является звуковой анализ слова — придумывание слов на заданный звук, определение места звука в слове (в начале, в конце или в середине слова), различение на слух слов, которые различаются одним звуком, определение на слух звукового состава слов и пр. Такое восприятие речи становится посильным для детей Дошкольного возраста (4-6 лет), его развитие является задачей сле­дующего этапа логопедической работы и не рассматривается в рам­ках данной книги.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...