Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Силлабо-тоническое стихосложение

Свои наблюдения Тредиаковский положил в основу нового способа «к сложению российских стихов». Исходя из принципа ударности и безударности гласных в русском языке, он сформулировал правило равномерного чередования ударных и безударных слогов в стихе. Каждую такую повторяющуюся группу слогов, состоящую из одного ударного и примыкающего к нему одного или нескольких безударных, Тредиаковский назвал по аналогии с античным стихосложением стопой. Тредиаковский видел возможность использования в русском стихе только двусложных стоп — хорея, спондея и пиррихия.

Основной тезис Ломоносова — русское стихосложение должно быть «свойственно» русскому языку. Но в одном своем пункте он отступает от этого. Ломоносов требует слагать стихи только чистыми ямбами и хореями без пиррихиев.

Метр, ритм и размер. Виды размеров.

В русском силлабо-тоническом стихосложении пять основных стоп, восходящих к античным стопам: хорей (греч. choros — плясовой), ямб (греч. iambos — значение неясно), дактиль (греч. dktylos —палец), амфибрахий (греч. Amph - кругом, brachs— краткий), анапест (греч. anpaistos — отраженный назад). Первые две стопы двусложные: в хорее первый слог ударный, второй безударный, в ямбе первый слог безударный, второй ударный. Остальные стопы трехсложные: в дактиле ударение падает на первый слог, последующие два слога безударные, в амфибрахии ударный слог второй, первый и третий безударные и в анапесте ударный слог последний — третий, первый и второй слоги — безударные.

Важной ритмической характеристикой стиха является наличие в нем определенного количества стоп.

У каждого размера есть свои особенности, в определенном отношении обусловливающие интонацию стиха. Трехсложные размеры в целом более протяжные, чем двусложные, а короткие стихи звучат живее и легче, чем длинные.

История русского классического стиха, начиная с Ломоносова, выдвинула на первый план четырехстопный ямб. Из всех стихотворных размеров он, в силу своей гибкости, самый универсальный.

Пятистопный ямб, по преимуществу безрифменный, в нашем восприятии связан с традицией стихотворной драмы и трагедии, заложенной А. Пушкиным в «Борисе Годунове».

Интонации философских размышлений, меланхолических раздумий и воспоминаний, мотивы тоски и скорби замечательно передаются с помощью шестистопного ямба, стихотворного размера, традиционно закрепленного за жанром элегии.

Разностопный или вольный ямб связан в нашем представлении с жанром басни и с комедией А. Грибоедова «Горе от ума». Его особенность заключается в том, что в пределах одного произведения в разных стихах число ямбических стоп колеблется от одной до шести в свободной последовательности.

В русской стихотворной традиции, начиная с середины XVIII века,

четырехстопный и близкий к нему трехстопный хорей воспринимались как «народные» размеры.

Трехсложные размеры были малоупотребительны у русских поэтов XVIII века. В пушкинскую эпоху дактили, амфибрахии и анапесты получают распространение по преимуществу как балладные размеры. Широкое распространение трехсложные размеры получили у Н. Некрасова.

Существуют также особые стихотворные размеры, основанные на определенной ритмической заданности. Это древнегреческий гекзаметр и элегический дистих, состоящий из стиха гекзаметра и стиха пентаметра. Гекзаметр стал у русских поэтов традиционным для стихов, написанных на мотивы и в манере античных поэтов («антологические стихи»).

Другой традиционный для русской классической поэзии размер александрийский стих. Это шестистопный ямб с попарно зарифмованными мужскими и женскими клаузулами (о типах клаузул см. «Ритмические определители стиха»). В эпоху классицизма александрийский стих был размером эпопеи и трагедии. В конце XVIII — первой половине XIX века он стал использоваться в жанре элегии и сатиры.

 

Ритмические определители стиха

В двусложных размерах ритмические вариации часто определяются пропуском ударений и образованием тем самым вместо ямба или хорея пиррихия (греч. pyrrhicha — военная песнь), вспомогательной стопы, состоящей из двух безударных слогов. Иногда в двусложных размерах появляются сверхсхемные ударения, как правило, выраженные односложными словами. Тогда вместо ямба или хорея образуется спондей (греч. spondios — стих жертвенных возлияний), вспомогательная стопа, состоящая из двух ударных слогов.

Общий ритмический рисунок стиха часто обусловливает наличие в нем проклитик (от греч. Proklitiks — наклоняющийся вперед) и энклитик (от греч. Enklitiks — наклоняющийся назад). Проклитикой называют безударное слово, фонетически примыкающее к следующему за ним ударному (на мнZе, он встZал, мы шлZи). Энклитикой, наоборот,является безударное слово, фонетически примыкающее к предыдущему ударному (встZал он, шлZи мы, тZы ли, зZа день).

Трехсложные размеры, в противоположность двусложным, достаточно широко допускают внеметрические ударения. Особенно часто отягощение ударением метрически неударного слога встречается в анапесте.

Другого рода ритмические отступления от заданного метра в силлабо - тонике встречаются в клаузулах стихов. Различают окончания односложные, или мужские («и заснул глубоко», «когда не в шутку занемог»), двусложные, или женские («о, как убийственно мы любим», «рожденные в года глухие»), трехсложные, или дактилические («и погас он, словно свеченька», «ночи безумные, ночи бессонные»). Так, ямбическим и анапеистическим размерам должны соответствовать мужские окончания, хореическим и амфибрахическим размерам — женские окончания, дактилическим размерам — дактилические. На практике этот закон постоянно нарушается, и в пределах одного стихотворения, написанного одним стихотворным размером, могут чередоваться окончания различных типов. Это происходит в двух случаях: путем усечения слогов в последней стопе стиха или путем присоединения в клаузуле лишних слогов, не предусмотренных данным метром.

Помимо клаузулы, еще одним метрическим определителем стиха является

анакруза (от греч. anZacrousis — отталкивание) — группа безударных слогов в стихотворной строчке, предшествующая первому метрическому ударению. Соответственно различают в хорее и дактиле нулевую анакрузу, в ямбе и амфибрахии — односложную, в анапесте — двусложную.

 

Рифма и способ рифмовки

Рифмы, как и клаузулы, разделяют на мужские, женские, дактилические и гипердактилические. Соответственно в мужских рифмах ударение падает на первый слог с конца. В женских рифмах ударение приходится на второй слог с конца. В дактилических рифмах на третий слог с конца. В очень редко встречающихся гипердактилических рифмах ударение располагается на четвертом слоге с конца и далее.

Назначение любой рифмы — объединить стихи парами и более. Иногда единая рифма объединяет всю или несколько строф (монорифма).

Рифма может быть и начальной, и внутренней.

В зависимости от созвучия гласных и согласных звуков рифмы делятся на точные и неточные (критерием здесь являются не буквы, а звуки). Если гласные и согласные звуки, образующие рифмующиеся окончания, в основном совпадают, то рифма будет точной (лоза — гроза, диво счастливо). Если к такой точной рифме прибавляются созвучные согласные перед ударным слогом, то она будет называться опорной или богатой (морозы — розы, нити — извините), а если перед последним ударным слогом будет созвучен еще один слог или более, то такая точная рифма будет называться глубокой (лебединой — единой, пешком — мешком).

Есть много отклонений от точных рифм. Их мы относим к неточным рифмам. Особой разновидностью неточных рифм являются усеченные рифмы, которые могли бы стать точными, если у одного из рифмующихся слов убрать часть концовки, недостающей у другого (раздеваясь — подавая, Антибукашкину — промокашки).

В группу неточных рифм входят также ассонансные и диссонансные рифмы. Ассонансы (франц. assonance — созвучие, от лат. Assono - откликаюсь) — это такие рифмы, где совпадают ударные гласные и не совпадают согласные: рука — назад — приказ — государь. Такой тип рифм был употребителен в средневековой романно - германской поэзии («Песнь о Роланде», испанские романсы). В диссонансных рифмах (франц. dissonance — разнозвучие), напротив, совпадают согласные звуки, а ударные гласные не совпадают: мечети — мечите, сага — бога.

Служебным частям речи свойственно образовывать составные рифмы, примыкая к знаменательным словам: где же — реже, дать бы — усадьбы, суете — не те. Составная рифма может также складываться только из знаменательных частей речи: подхалим — неплохо им, пора мне - топорами, в капкане я — пустынная.

При смежной рифмовке рифмуются соседние стихи. Перекрестная

рифмовка предполагает концевое созвучие первого стиха с третьим, второго с четвертым. Кольцевой называется рифмовка, при которой первый стих рифмуется с четвертым, а второй с третьим.

Холостой стих (т. е. стих, не имеющий рифменной пары).

Виды строф

Простейшей строфой являются двустишия парной рифмовки.

Терцина. Размер стихов в терцине — пятистопный ямб. Каждая строфа заключает в себе определенную тему, рифмуются же стихи следующим образом: первый стих рифмуется с третьим, а средний стих выходит из пределов своей терцины, рифмуясь с первым и третьим стихами следующей строфы, средний стих последнего трехстишия рифмуется с отдельным замыкающим стихом.

Самым распространенным видом строфы является четверостишие, или катрен (франц. quatrain), в котором, как уже отмечалось, стихи могут рифмоваться попарно, перекрестно, по принципу «кольца».

Пятистишие традиционно рифмуется следующим образом: первый, третий и четвертый стихи рифмуются между собой, а второй — с пятым.

Встречаются в русской поэзии шестистишия. Их рифмовка достаточно разнообразна. Наиболее традиционная форма шестистиший, выработанная итальянской поэзией, а позже освоенная русскими поэтами, — ababcc. Такими шестистишиями, или секстинами (лат.sex — шесть), написана «Баллада» М. Лермонтова.

Семистишия сравнительно редко используются русскими поэтами. Среди самых известных стихотворений, написанных семистишиями, знаменитое «Бородино» М. Лермонтова.

По принципу построения восьмистишная октава (лат. Oktava — восьмая) очень близка секстине — фактически это секстина и замыкающее ее двустишие (abababcc).

Триолет (франц. triolet, от итал. trio —трое) — восьмистишие (схема: abaaabab, возможен вариант abbaabab), написанное чаще всего четырехстопным ямбом. Основан триолет на тройном повторении (рефрене) — первая строчка повторяется как четвертая и седьмая при обязательной общей рифме, а вторая строка повторяется как восьмая, заключительная. Триолет появился во французской поэзии XV века и, будучи особенно популярным в эпоху барокко и рококо, культивировался в рамках салонной поэзии. Интерес к этому жанру испытывали русские поэты серебряного века.

Сонет (итал. sonetto — от прованс. Sonet — песенка) — лирическое стихотворение из четырнадцати строк, написанное четырехстопным или пятистопным ямбом. Сонет возник в Италии в XIII веке, и его расцвет связан с творчеством Данте и Петрарки. Здесь сложился так называемый итальянский образец сонета, состоящий из двух катренов и двух терцетов (так иногда называют строфу из трех стихов). Схема рифмовки «итальянского» сонета такова: abab/abab/cdc/dcd (возможен вариант cde/cde). П. Ронсар и поэты «Плеяды» дали «французский» образец сонета со следующей схемой рифмовки: abba/abba/ccd/eed (ccd/ede). Среди различных отклонений от этих канонических форм наиболее известен «английский» сонет, представленный в поэзии У. Шекспира —abab/cdcd/efef/gg.

Рубаи (араб.) — четверостишие, чаще всего рифмующееся по схеме aaba, реже — аааа.

Газель (араб.) — небольшое лирическое стихотворение, состоящее не менее чем из трех, но и не более пятнадцати бейтов (двустиший). В первом бейте рифмуются оба полустишия, далее следует рифмовка по схеме: ba ca da... В последнем бейте обязательно упоминание тахаллуса автора, т. е. псевдонима, литературного имени поэта.

Бывают стихи, не членимые на строфы. Такие стихи называются астрофическими. В них в беспорядке смешиваются парные, перекрестные, кольцевые рифмы. В астрофических стихах также может соблюдаться членение текста, но не на строфы, а на абзацы, неравные, как в прозе.

 

Дольники

Между силлабо - тонической и тонической системой стихосложения располагается целый пласт стихов, которые называются дольниками или паузниками. Дольник соединяет в пределах одной стихотворной строки двусложные и трехсложные размеры.

В основе ритмической организации дольников лежит чередование неравносложных ритмических долей, а не слогов, как в силлабо - тоническом стихе. Это усиливает ритмообразующую роль ударений, придавая ритмико - интонационную самостоятельность словам и словосочетаниям, объединенным одним сильным ударением.

В сочетаниях дву и трехсложных стоп в дольниках прослеживаются две закономерности. Это сочетание в одном стихе или хорея с дактилем как ритмически нисходящих размеров или ямба с анапестом — как ритмически восходящих. Амфибрахий, в котором ударение падает на середину стопы, может примыкать как к хорею с дактилем, так и к ямбу с анапестом.

 

Акцентный стих Маяковского

Метрическая система Маяковского вписывается в чисто тонический стих, чаще всего трех или четырехударный с обязательным наличием в качестве ритмообразующего элемента рифмы. Если записать стихи Маяковского традиционными строфами, то чаще всего получаются четырехстишия с перекрестными рифмами. Число безударных слогов между ударными у Маяковского сильно колеблется, что отличает его стих от дольников с обычными для них безударными промежутками в один два слога.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...