Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
В качестве помощника тренера - уметь показать и объяснить выполнение отдельных общеразвивающих упражнений, технических приемов, простейших тактических комбинаций. Уметь составить комплекс упражнений утренней зарядки, подобрать упражнения для разминки и провести их самостоятельно.
Практика судейства на соревнованиях внутри школы, района и города.
Для групп спортивного совершенствования (16 и 17 лет)
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техника передвижения.Совершенствовать различные сочетания техники передвижения итехники владения мячом с максимальной скоростью.
Техника владения мячом.Совершенствовать приемы,способы и разновидности ударов помячу ногой и головой, остановок, отбора мяча с учетом игрового амплуй, задач физической и тактической подготовки, используя специальные упражнения, моделирующие игровые ситуации; в условиях повышения требовательности к расстоянию, скорости, точности; в состоянии утомления.
Техника игры вратаря.Совершенствовать технику владения мячом с учетом развитияфизических качеств и конкретных тактических ситуаций.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тактика нападения
Индивидуальные действия .Совершенствовать действия без мяча и с мячом с учетомзанимаемого места в команде и конкретного соперника
Групповые действия.Совершенствовать до автоматизма взаимодействия игроков привыполнении комбинаций в игровых эпизодах и при стандартных положениях. Наигрывать новые комбинации. Уметь быстро и гибко переключаться с одних групповых действий на другие в зависимости от игровых ситуаций.
Командные действия.Совершенствовать игру по избранной тактической системе,учитываяиндивидуальные особенности игроков (быстрый старт, сильный и прицельный удар по воротам, прыгучесть, умение выигрывать единоборство при игре головой, скоростную обводку и др.). Уметь
перестраивать тактический план и ритм игры, сохраняя четкое взаимодействие в линиях защиты и нападения.
Тактика защиты
Индивидуальные действия.Совершенствовать действия без мяча и с мячом с учетомзанимаемого места в команде и технико-тактического мастерства опекаемых соперников.
Групповые действия.Совершенствовать организацию противодействия«комбинациям»вспециальных игровых упражнениях и играх; в состоянии утомления.
Командные действия.Совершенствовать игру в обороне по избранной тактической системе,учитывая индивидуальные особенности игроков и тактику ведения игры будущих соперников.
Тактика вратаря.Совершенствовать тактические способности и умения в игре в воротах и навыходе, организации атаки; руководства действиями партнеров в специальных игровых упражнениях и играх.
УЧЕБНЫЕ И ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ИГРЫ
Совершенствовать технико-тактическое мастерство в играх с командами, значительно отличающимися по характеру, стилю и способу ведения игры. Проиграть план игры с будущими соперниками.
ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Совершенствование навыков в организации группы, Уметь подобрать упражнения для основной части урока и провести ее. Составить конспект
урока и провести его самостоятельно.
Уметь организовать и провести занятия с новичками секций футбола общеобразовательных школ, командами клубов «Кожаный мяч».
Практика судейства в процессе учебных занятий и соревнований в спортивной школе, районе, городе.
Составление положений о соревнованиях. Организация и проведение внутришкольных соревнований.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
Спортивная школа по футболу работает на основе следующих документов планирования: перспективный план (на несколько лет), годовой план (на учебный год). рабочий план (на каждый месяц и недельный цикл) конспект занятия (на каждую тренировку), индивидуальный план (на отдельного футболиста).
Перспективный пландолжен включать следующие основные разделы: 1. Краткая характеристика учебной группы. 2. Цель и основные задачи на планируемый период.
3. Этапы подготовки, их продолжительность, основная направленность процесса тренировки на этапах.
4. Основные соревнования. 5. Спортивно-технические показатели и модельные характеристики по годам. 6. Комплектования учебной группы. 7. Педагогический и врачебный контроль.
Перспективный план предусматривает постепенное повышение сложности решаемых задач и волнообразное увеличение объема и интенсивности нагрузки, дифференцированное для различных
возрастных групп. При этом возрастание спортивных нагрузок планируется с таким расчетом, чтобы каждый период следующего годичного цикла начинался и заканчивался на более высоком уровне, чем соответствующий период предыдущего годичного цикла.
Годовой плантренировки составляется для каждой учебной группы,исходя изкруглогодичности подготовки и в соответствии с утвержденным режимом учебно-тренировочной работы. В годовом плане детально излагается содержание тренировки с учетом поставленных задач, возраста занимающихся, их подготовленности, календаря соревнований, материальных условий, итогов реализации прошлогоднего плана и т.д. При планировании особенно важно учитывать режим учебы в общеобразовательной школе (динамику учебной нагрузки, экзамены, каникулы и т.д.
Текущее годовое планирование тесно связано с вопросами периодизации тренировки, в основе которой лежат закономерности развития спортивной формы. Периодизация тренировки преследует цель - подготовить юных футболистов к достижению наивысших для них в данном годовом цикле спортивных результатов. В работе с юными футболистами периодизация более ярко выражена в старшем возрасте, для младших основная направленность подготовки - обучающая.
Начиная с этапа углубленной тренировки (учебно-тренировочные группы 4-го года обучения), в годичном цикле выделяются три периода подготовки: подготовительный, соревновательный и переходный. Подготовительный и соревновательный периоды делятся на отдельные этапы, имеющие свои специфические задачи, структуру, содержание и динамику тренировочной нагрузки.
Подготовительный период.Задача этого периода состоит в том,чтобы обеспечитьразностороннюю физическую подготовку юных футболистов и на этой основе совершенствовать технико-тактическую подготовку для успешного выступления в соревнованиях. Тренировки в этом периоде должны носить разнообразный характер как по содержанию, так и по нагрузкам.
Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный.
Общеподготовительный этап. Основная направленность тренировки на этом этапе характеризуется созданием и совершенствованием предпосылок, на базе которых достигается спортивная форма.
Физическая подготовка на этом этапе направлена на повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств (быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости).
Техническая и тактическая подготовка направлена на восстановление двигательных навыков и тактических умений, совершенствование их и освоение новых.
Специально-подготовительный этап. Тренировочный процесс на этом этапе направлен на непосредственное становление спортивной формы. Здесь совершенствуются физические качества и функциональные возможности юных футболистов с учетом специфики игры, а также решаются задачи дальнейшего совершенствования технико-тактической подготовленности.
Основным средством подготовки служат специальные упражнения без мяча и с мячом. Постепенно повышается доля тренировочных игр, но они не должны подменять учебно-тренировочной работы.
В системе недельных микроциклов после двух недель с более высокой общей нагрузкой и интенсивностью необходимо планировать разгрузочный микроцикл с уменьшенной нагрузкой.
Соревновательный период.У юных футболистов соревновательный период продолжается5 -6 месяцев. Это обстоятельство вызывает определенные трудности в планировании тренировочного процесса.
Рекомендуется в соревновательном периоде предусмотреть промежуточный подготовительный этап продолжительностью 5 - 6 недель. Его целесообразно проводить в оздоровительно-спортивном лагере или на учебно-тренировочном сборе. Необходимо широко использовать общеподготовительные упражнения для создания специального фундамента, на котором будет поддерживаться высокий уровень подготовленности до конца периода.
Физическая подготовка в этом периоде направлена на обеспечение ее наивысшего уровня и удержание на протяжении всего соревновательного периода.
Техническая подготовка - на совершенствование ранее изученных приемов, умение применять их в соревнованиях в различных игровых условиях.
Тактическая подготовка должна создавать высокий уровень тактического мышления игроков в различных ситуациях, их взаимопонимание в звеньях, линиях, овладение ими, различными тактическими комбинациями.
Переходный периодначинается по окончании соревнований.В этом периоде осуществляетсяпостепенный переход от спортивной деятельности большого объема и интенсивности к менее интенсивным нагрузкам. Происходит смена средств и методов, которые направлены на поддержание физической подготовленности. Основными средствами являются пробежки в лесу, баскетбол, плавание, лыжи, теннис, волейбол,
подвижные игры и другие физические упражнения.
Кроме того, решаются задачи устранения недостатков в технической и тактической подготовленности, отмеченных в процессе соревнований.
Активное занятие физическими упражнениями позволяет избежать резкого снижения спортивной формы.
В этом периоде юные футболисты должны пройти курс диспансеризации, если необходимо, лечения и профилактику.
Реализация годовой схемы распределения спортивных нагрузок осуществляется в рамках тренировочных и межигровых микроциклов.
К тренировочному циклу относится короткий промежуток времени, который преимущественно применяется в подготовительном периоде. Основная цель - обеспечить повышение тренированности и развитие спортивной формы.
В межигровых (соревновательных) микроциклах занятия варьируются между двумя состязаниями. Основной задачей цикла является повышение (или поддержание) достаточного уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение наилучшей подготовки к следующей игре.
Структура построения микроциклов зависит от многих факторов: — конкретных задач на данный период тренировки; — особенности этапов и периодов подготовки; — состояния спортивной формы игроков; — технико-тактической подготовленности футболистов;
— необходимости повторно применять разнонаправленные упражнения при оптимальной связи между ними;
— общего режима деятельности (особенно учебной); — климатических условий и некоторых других.
Наиболее существенным и объективным фактором является взаимодействие процессов утомления и восстановления, которые развертываются в организме футболистов и обуславливают чередование нагрузки и отдыха, а также изменение величины и характера нагрузок в микроцикле.
Несмотря на множество условий, влияющих на структуру при распределении нагрузки в отдельном занятии, в микроциклах и макроцикле необходимо учитывать следующие общие принципы: — повторность применения нагрузок; — постепенность повышения нагрузки; — волнообразность распределения нагрузки.
С физиологической точки зрения принцип повторности основывается на необходимости повторных воздействий для соответствующих изменений и перестроений в органах, системах и их функциях под влиянием определенной нагрузки. С педагогической точки зрения только повторностью обеспечивается становление и совершенствование необходимых умений и навыков.
Так как воздействие каждого последующего тренировочного занятия «наслаивается» на «следы» предыдущего, то повторность должна быть оптимальной и гарантировать восстановление и рост работоспособности. Однако не все тренировки проводятся в условиях полного восстановления и «сверхвосстановления». Периодически допускается проведение занятий в группах старших возрастов на фоне частичного недовосстановления. Во время последующего и обязательного отдыха возможно получить мощный подъем работоспособности.
Величина повторения не должна быть постоянной, так как организм спортсменов быстро адаптируется к одинаковым нагрузкам и ее тренировочный эффект уменьшается. Поэтому
необходимо постепенно (без резких скачков) увеличивать тренировочные нагрузки. Так же постепенно возрастают требования ко всем видам подготовки. Однако рост тренировочных нагрузок не носит прямолинейный характер. Как микроциклам, так и более длительным периодам свойственна волнообразная динамика.
Оценка тренировочных занятий по нагрузке зависит от их содержания, продолжительности и интенсивности.
Большая нагрузка -занятие продолжительностью2– 3часа с плотностью до90%и высокойинтенсивностью.
По физической подготовке в него входят все скоростные упражнения, упражнения по воспитанию общей и специальной выносливости, силовые упражнения с высокой интенсивностью и большим количеством повторений.
По технической подготовке - специальные упражнения, выполняемые на максимальной (околопредельной) скорости со значительным перемещением.
По тактической подготовке - упражнения сверхсоревновательной насыщенности: игры и игровые упражнения со специальными заданиями (постоянное перемещение, держание своего игрока, ограниченное число касаний и т.д.), игры в уменьшенных составах на большой площадке. Специальные тренировочные и товарищеские игры в основном характеризуются большими нагрузками.
Средняя нагрузка -занятие продолжительностью1,5 – 2часа со средней плотностью иумеренной интенсивностью.
В физическую подготовку включаются упражнения на ловкость, силу (с достаточным интервалом отдыха) и выносливость (средние дистанции).
В техническую подготовку - упражнения по совершенствованию в технике (в единоборстве, в групповых взаимодействиях).
В тактическую подготовку - упражнения по разучиванию новых комбинаций, игровые упражнения 3Х2 4х3 4х2 и т.д., обычные двухсторонние игры в комплексном уроке. Малая нагрузка -занятие продолжительностью45– 90мин с уменьшенной интенсивностью.
В физическую подготовку входят общеразвивающие упражнения, упражнения на гибкость, координацию.
В техническую подготовку - упражнения по совершенствованию в технике (без единоборств и больших перемещений).
В тактическую подготовку - упражнения во взаимодействиях вдвоем, в звеньях, в линиях; игры в уменьшенных составах (5х5, 6Х6).
Следует отметить, что распределение тренировочных нагрузок по уровням и классификация используемых средств несколько условны, так как под влиянием систематических занятий и с ростом тренированности организм футболиста адаптируется к определенным нагрузкам.
Более объективная оценка величины нагрузки возможна по тем физиологическим сдвигам, которые происходят в организме футболистов. В старших учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования рекомендуется величину нагрузки определять по пульсу. Трем уровням нагрузки соответствуют следующие пульсовые зоны:
большая нагрузка — свыше 14500 сердечных сокращений; средняя нагрузка — от 8000 до 14500 сердечных сокращений; малая нагрузка — до 8000 сердечных сокращений.
Смоделированные виды нагрузок по их пульсовой «стоимости» с учетом интенсивности и объема сведены в таблицу. Необходимо отметить, что по физиологическому воздействию однородные величины нагрузки можно получать за счет увеличения ЧСС (интенсивности) или длительности тренировочного занятия.
Таблица 4
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |