Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности занятий с детьми раннего возраста

Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с

маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и

содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы

построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять

себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития

восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т.д.

Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие

моменты:

Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания

Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов:

открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с

помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего

быта — что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а ка-

рандашом рисуют.

Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу,

строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т.д. Наблюдая за взрослым и

повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится

говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.

Вывод: занятия с малышами основаны на подражании

Взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на

Объяснении, беседе, внушении.

В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать

Элементы игры и обучения

Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская

непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с

людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое

плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только

в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмо-

ционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к

обучению появится позже — в старшем дошкольном возрасте. А пока... если малышу

неинтересно, он просто отвернется или уйдет.

Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально

Организованные игры.

Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение

Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т.д.)

снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо

большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и

количества повторений потребуется.

Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и

занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно

чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых

любимых игр.

Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо

Многократное повторение пройденного.

Содержание материала должно соответствовать детскому опыту

Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким

образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте

знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой — дети видели машины на

улице; игра «Киса, киса — брысь!» — дети видели и гладили кошку.

Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать

ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие

Городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах,

Поэтому покажите ребенку игрушки — курочку и цыплят — или картинки, немного

Расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы

Занятий — быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода

И т.д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных

Занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими

Детьми вполне оправданно и полезно.

Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного

И вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада

«Ознакомление с окружающим миром»).

Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала

Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен

Быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги

Склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам

требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять

Позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего

Возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу.

Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для

Него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается

выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом

Случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может

отказаться от попыток выполнения сложного задания.

Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка,

усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к

Занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).

Необходимо контролировать длительность занятия

Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и

кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом,

Чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...