Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее

Эффективным методом обучения детей раннего возраста.

Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, его

Индивидуальных возможностей.

То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями

Логопеда закрепляется родителями.

Накопление пассивного словаря

Пассивный словарь в контексте нашей книги — это набор слов и выражений,

Смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за

Отставания в речевом развитии.

В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление

Словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а

также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям

Предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия,

Явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни,

Что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном

Этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный

Словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.

Словарик рекомендуемых для запоминания слов по темам

Имена существительные

Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, ша-Рик, юла, ведёрко,

Лопатка, карандаши, книжками др.

Части тела, лицо: ноги, руки, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза,

Уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.

Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, пальто, платье, юбка, кофта,

Рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки

И др.

Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце,

Расческа, носовой платок и др.

Дом, квартира: дом, дверь, замок, ключ, лестница, лифт, окно кухня, комната,

Ванная, лампа, пол, потолок, стена и др.

Мебель_______: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др

Предметы домашнего обихода: телевизор, телефон, часы, плита холодильник,

Вилка, ложка, тарелка, чашка, одеяло, подушка, зеркало и др.

Продукты питания и блюда: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски молоко, масло,

Сметана, творожок, йогурт, печенье, сок, яичко, каша, суп, салат, бутерброд, чай,

Компот и др.

Овощи и фрукты: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор;

Апельсин, банан, яблоко, груша, слива и др.

Растения: дерево, куст, трава, цветы, ягоды и др.

Названия животных и птиц, которых ребенок часто видит: собака, кошка,

Птичка, голубь, воробей, ворона, лошадка и др.

Отдельные названия предметов окружающей жизни: улица, дорога,

Светофор, машины, самолёт, качели, горка, парк и др.

Отдельные названия явлений окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо,

Дождь, снег, ночь, день и др.

Глаголы

Собственные действия ребенка: идёт, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест,

Играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается,

Причёсывается, несёт, падает, кричит, говорит, вытирает и др.

Названия действий, которые совершают близкие ребенку люди: читает,

Пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.

Другие действия: [телефон] звонит; [машина] едет, гудит; [самолёт] летит;

[листья] падают и др.

Прилагательные, наречия

Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, солёный, кислый,

Мокрый, холодный, горячий, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.

Название некоторых понятий: большой, маленький; много, мало.

Предлагаемый словарик не является строгой рекомендацией, тем не менее дает

Общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу над

Развитием у ребенка понимания речи. Это скорее фундамент, на который постоянно

Будут надстраиваться новые слова. Дальнейшее развитие словаря подразумевает

Усвоение словарного запаса по основным темам ознакомления с окружающим миром

(игрушки, одежда, обувь, мебель, дом и квартира, животные, птицы, насекомые,

Деревья, цветы, овощи и фрукты, город и деревня, времена года и др.), подробное

Описание которых можно найти в любой программе дошкольного воспитания (также

Смотри раздел «Развитие речи на основе знакомства с окружающим миром», с. 225).

Помимо знакомства со словами и их значениями, необходимо проводить работу

По знакомству детей с различными сочетаниями слов — фразами. И слова, и фразы

Поначалу усваиваются в контексте конкретной ситуации: ребенок видит предмет —

Взрослый называет его; ребенок совершает действие — взрослый обозначает его

Глаголом и т.д.; взрослый ведет ребенка в ванную комнату и говорит: «Будем мыть

Руки», в прихожей говорит: «Давай одеваться на прогулку» и т.п. В дальнейшем

Смысловой контекст постепенно переходит из практической реальности

непосредственно в речь. Например, взрослый предлагает найти и принести мишку,

Хотя его нет в поле зрения ребенка, предлагает попрыгать, не показывая нужного

Действия, говорит: «Возьми йогурт», хотя ребенок находится далеко от кухни и

Холодильника.

Кроме этого, полезно использовать в речи естественные обще-

употребительные жесты:

на (предложение) — протягивать раскрытую ладонь;

дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить

движение несколько раз);

Да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить

движение несколько раз);

Нет (отрицание) — покачивание головой (можно повторить движение несколько

раз) или движения прямой ладонью из стороны в сторону;

Там (указание направления) — взмах кистью руки в направлении объекта, на

который хотят указать;

Вот (указание на близлежащий объект)—показать прямым указательным

пальцем на предмет;

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...