Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философская и литературно-критическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме.

Литературоведение как особая и развитая наука возникло сравнительно недавно. Первые профессиональные литературоведы и критики появляются в Европе только в начале XIX века. До этого литературоведение было составной частью общей филологии (в эпоху эллинизма) или, чаще, философии (от Платона до Гегеля).

В классическую эпоху древнегреческой литературы и культуры (VI–III вв. до н.э.) литературно–критическая мысль получила такое стремительное и мощное развитие, что продолжает оказывать сильное влияние даже на современное литературоведение.

Проблемами литературы занимались прежде всего философы. Значительную активность проявляли софисты и риторы.

Софисты и риторы понимали поэзию, прежде всего как порождение интеллекта. Они сильно упрощенно высказывались по поводу поэзии и прекрасного вообще. Ксенофонт, например, говорил, что чем рот больше, тем красивее – тогда он лучше выполняет свои функции.

Выдающимся мыслителем древности является Платон (427–347 гг. до н.э.). Платон не оставил специальных работ по проблемам литературы и эстетики. Однако эти проблемы его живо интересовали, и они глубоко затронуты во многих его произведениях («Государство», «Законы» и др.).

В отличие от софистов и риторов, для которых поэтическое творчество является, по сути, словесным ремеслом, делом техники, для Платона поэзия – результат божественного вдохновения. Поэтическому искусству нельзя научиться. Это дар богов. Вдохновение Платон понимает не только как нечто божественное, но и как «одержимость», исступленность. А в таком состоянии поэт не всегда способен творить разумное. И вообще, «одержимость» поэта может быть общественно опасной. А Платон, кроме всего прочего, был создателем теории идеального государства. И здесь он затруднялся определить – нужны или не нужны поэты, приносят они государству пользу или вред. В одном случае Платон склоняется к тому, что поэты только повредят его идеальному государству. В другом говорит, что в государстве беспрестанно должны звучать очаровывающие песни, которые «как под гипнозом будут убеждать всех в правильности их жизни». В связи с подчеркиванием воспитательной роли поэзии Платон считал, что далеко не все лиры позволено читать молодежи, и осуждал Гомера за его слишком вольное изображение богов.

Забота о государстве, об общественной морали позволяет определить Платона в качестве основоположника этического литературоведение и критики.

Самым универсальным мыслителем в истории человечества считается Аристотель. Он оставил труды почти по всем известным тогда отраслям науки. Проблемам художественного творчества посвящена его знаменитая «Поэтика», большая часть которой, к сожалению, утрачена. Кроме «Поэтики», служившей основным нормативным руководством классицизма вплоть до начала XIX века, вопросы литературного творчества затрагиваются и в других работах философа – в «Риторике» и в «Метафизике».

Аристотель глубоко обосновал разделение художественного творчества на три рода – эпос, лирику и драму. Рассматривая жанр трагедии, он выдвинул положение о катарсисе. Изображая действия, вызывающие страх и сострадание, драматург, по мысли Аристотеля, способствует очищению зрителя от подобных аффектов, дает ему нравственное облегчение, помогает раскрытию его человеческой сущности. Аристотель подробно объясняет, какими должны быть герои трагедии, чтобы их судьба вызвала страх и сострадание. Конфликт в трагедии должен возникнуть между близкими людьми, родственниками, друзьями. Если враг убивает врага, то в этом нет «ничего жалостного», а значит, нет трагедии.

У Аристотеля было много учеников и последователей. Вслед за ним книги по проблемам поэтики писали Гераклид Понтийский, Праксифан Родосский, Сатир, Хамелеон и др. Двух последних можно считать зачинателями биографического метода в литературоведении – они собирали различные сведения, включая легенды и анекдоты, о жизни древних авторов.

Литературно–критическая мысль интенсивно развивалась и в эпоху эллинизма (последние три века до н.э.). Это развитие было в какой–то степени компенсацией за увядание художественного творчества. К этому периоду относится деятельность двух известных филологических школ – александрийской и пергамской. Обе школы работали на базе крупнейших в то время библиотек.

Ученые–филологи, работавшие в этих библиотеках, издавали и комментировали произведения, на основе сравнительного анализа их устанавливали авторство безымянных текстов.

Славу древнеримской литературно–критической мысли принесли, прежде всего, два человека – оратор Цицерон и поэт Гораций.

Цицерон изложил своё понимание литературы в речи «За поэта Архия» (62 г. до н.э.) и частично в работе «Об ораторе». Будучи государственным деятелем, он как и Платон, смотрел на литературу главным образом с этической точки зрения. Литература являлась для него средством воспитания граждан и должна была изображать героев, достойных подражания. Резко высказался Цицерон против изображения эротики и даже любви. Если в качестве «этического» критика Цицерон идет по следам Платона, то как рационалист он близок к Аристотелю и софистам. У него нет и речи о «безумии» поэта. Последний должен быть учителем жизни, должен скорее воспитывать, чем выражать собственные чувства, поэтому даже к личной жизни поэта Цицерон предъявлял высокие нравственные требования. Высокое предназначение литературы Цицерон видел в ее способности запечатлевать для потомков великие примеры доблести.

В историю литературоведения вошел и знаменитый поэт Гораций (65–8 гг. до н.э.). Как теоретик литературы он прославился своим трактатом в стихах. «Поэтика» Горация является второй по важности (после «Поэтики» Аристотеля) работой, на которую опирались классицисты. Влияние древнегреческих мыслителей на Горация более чем очевидно. В понимании творческого процесса Гораций стремится соединить часто противоположные взгляды Платона и Аристотеля. Римский теоретик считает, как и Платон, что талант – врожденный дар, а вдохновение – необходимая основа творчества. Вместе с тем, вслед за Аристотелем он требует, чтобы произведение создавалось согласно обдуманному плану, резко осуждая при этом показное безумие, которым любят щеголять некоторые поэты.

Требование обдуманности, логичности, соразмерности, то, что Гораций заимствовал у Аристотеля, потом будут повторять многие теоретики классицизма.

Если Цицерон заботился только о том, чтобы поэзия приносила общественную пользу, Гораций видел в ней и источник удовольствия.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...