Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рабочая программа по спецкурсу «Литературный экспрессионизм»Черненко И.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Литературный экспрессионизм»
Ростов-на-Дону Учебно-методический комплекс разработан доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики И.А. Черненко.
Ответственный редактор к.ф.н. доцент Гайбарян О.Е.
Компьютерный набор и вёрстка Багдасарова А.А.
Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 4 от 17 декабря 2009 года.
Содержание
1. Пояснительная записка к курсу …………………………………………. 4 2. Рабочая учебная программа: Учебно-тематический план дисциплины …………………………………... 5 Рабочая программа: Модуль 1 ……………………………………………………………………… 7 Модуль 2 …………………………………………………………………….. 11 Модуль 3 …………………………………………………………………….. 16 Модуль 4 ……………………………………………...................................... 21 3. Литература к курсу …………………………………………………….... 25 4. Задания для самостоятельной работы ………………………………….. 37 5. Программа семинарских занятий ………………………………………. 39 6. Глоссарий ………………………………………………………………… 42 7. Вопросы к зачёту ………………………………………………………… 44 8. Образец контрольной тестовой работы ………………………………… 45 Пояснительная записка к курсу
Спецкурс «Литературный экспрессионизм» студенты дневной формы обучения отделения русского языка и литературы (бакалавриат и специалитет) слушают в течение второго семестра четвертого года обучения. Целькурса: сформировать представление об экспрессионизме как литературном направлении и как общекультурном авангардистском феномене. Задачи курса. 1 Охарактеризовать своеобразие «экспрессионистского мироощущения» в его непосредственной связи с особенностями кризисной эпохи начала XX века, 2 познакомить с полемикой вокруг экспрессионизма (вопрос о хронологических границах, стиле и т.п.), 3 познакомить с экспрессионистским искусством (прежде всего, живописью), 4 изучить программные сочинения и художественные произведения экспрессионистов.
В течение семестра читаются лекции по курсу (22 часа), которые чередуются с семинарскими занятиями (10 часов). Список обязательных для прочтения художественных текстов составлен так, чтобы расширить историко-литературный кругозор студента: - введены авторы, подробно не изучавшиеся ранее ни в одном из литературоведческих курсов; - целый ряд произведений предложено изучить на языке оригинала (по выбору студента). Список дополнительной литературы составлен таким образом, чтобы охватить комплекс текстов (мемуары, эстетические экспрессионистов и их современников), знание которых необходимо для формирования адекватного представления о данном авангардистском феномене. Данный список рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. Учебного пособия по спецкурсу не существует. В качестве такового предлагается воспользоваться учебным пособием по истории европейских литератур XX века. Рабочая учебная программа Учебно-тематический план дисциплины
Рабочая программа по спецкурсу «Литературный экспрессионизм» Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них тем, как читаемых в лекциях и разбираемых на семинарских занятиях, так и вынесенных на самостоятельное изучение. Литература к МОДУЛЮ 1 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980. Кусков С.И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. - С. 117-192. Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с. Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005.
Темы рефератов к МОДУЛЮ 1 1 Психоанализ З. Фрейда как экспрессионистическое явление. 2 Ницшеанские мотивы в экспрессионистской лирике. 3 «Эпоха катастроф» (рубеж веков и начало XX века) и ее влияние на литературный процесс. Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 1 1 Что Вы знаете об экономическом, политическом и культурном состоянии европейских стран рубежа XIX –XX веков? 2 Прокомментируйте полемику вокруг хронологических и географических границ экспрессионизма. 3 Дайте определение экспрессионизму. 4 Укажите положения философии Ф. Ницше, получившие наибольший отклик у экспрессионистов. 5 Что Вы знаете об экспрессионистской субкультуре?
Литература к МОДУЛЮ 2 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. Комаров. – М., 1969. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с. Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998. Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с. Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.- с. Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Темы рефератов к МОДУЛЮ 2 1 Образ Адриана Леверкюна («Доктор Фаустус» Т. Манна) в его генетической связи с экспрессионизмом. 2 Буколические мотивы экспрессионистической живописи. 3 Особенности выявления авторской субъективности в творчестве художника-экспрессиониста (материал, по выбору студента).
Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 2 1 Расскажите о формировании группы «Мост» и характерных чертах стиля ее представителей. 2 Расскажите о деятельности и международных связях участников группы «Синий Всадник». 3 Расскажите об эстетических идеях Василия Кандинского. 4 Расскажите об экспрессионисткой символике в киноискусстве. 5 Расскажите об архитектурных новациях экспрессионизма. Литература к МОДУЛЮ 3 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. БазилевскийА. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. – 96 c. Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980. Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.
Темы рефератов к МОДУЛЮ 3 Общая тема: Искусство и литература авангарда в фашистской Германии. В каждом отдельном реферате должен быть представлен аспект данной темы (судьбы произведений искусства, судьбы поэтов и т.п.) Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 3 1 Что Вы понимаете под термином «авангард»? 2 В каком соотношении с другими направлениями искусства и литературы начала XX века находится экспрессионизм (по времени возникновения и существования, по степени влияния)? 3 Сравните символику экспрессионизма и символизма. 4 Сравните отношения искусства и действительности в эстетической системе экспрессионизма и импрессионизма. 5 Расскажите о синестезии в творчестве экспрессионистских художников. Литература к МОДУЛЮ 4 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. Парч С. Франц Марк. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.
Темы рефератов к МОДУЛЮ 4 1 Цветовая картина мира экспрессионистов. 2 Пейзаж в поэзии немецкого экспрессионизма. 3 «Чудовища» литературного экспрессионизма. Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 4 1 Расскажите об урбанистических мотивах поэзии экспрессионизма. 2 Расскажите о цветовой символике поэзии экспрессионизма. 3 Расскажите о цветовой символике художников-экспрессионистов. 4 Расскажите о возможностях ритмической организации стихотворений экспрессионистов. 5 Расскажите о теме смерти в литературе экспрессионизма.
Литература к курсу Учебные пособия Учебного пособия по спецкурсу не существует. В качестве такового предлагается воспользоваться учебным пособием по истории европейских литератур XX века. (Номера страниц указывают на главы, посвященные экспрессионизму) Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы ХХ века». – М.: Флинта: Наука, 2004. – 210-228. Зарубежная литература ХХ века / Под ред. И.В. Кабановой. - М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 197-210. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. - М.: Проспект, 2003г. – С. 17-21. История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева, А.В. Карельского и Н.С. Павловой. - М.: Высш. шк., 2000. С. 182-194. Павлова Н.С. Экспрессионизм // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4: 1848-1918. - М.: Наука, 1968. С. 536-564. Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие по немецкой литературе первой трети ХХ века – Екатеринбург, 2004. Научная литература Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. - 96c. Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999. Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132. Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980. Зивельчинская Л.Я. Экспрессионизм. – М.-Л., 1931 Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. Комаров. – М., 1969. Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с. Кусков С.И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. - С. 117-192. Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 28-30. Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378. Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998. Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи. – Пг., 1923. Метлагль В. Жизнь и поэзия Георга Тракля // Тракль Георг. Стихотворения. Проза. Письма / Состав., коммент. А. Белобратова. – СПб.: “Symposium”, 2000. - С.5-12. Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98. Павлова Н.С. «Покой и молчание» Г. Тракля (к вопросу о неклассическом типе художественного целого) // Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 133-147. Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28. Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 293-354. Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. Павлова Н.С. Творчество Эриха Мюзама.- М.: Наука, 1965. – 136 с. Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862. Павлова Н.С. Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе // Реализм и его соотношения с другими творческими методами. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 271-302. Парч С. Франц Марк. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10. Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391. Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с. Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63. Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973. Топоров В.Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В.Л. Топоров, А.К. Славинская; Вступ. ст. В.Л. Топорова. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 5-16. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с. Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992. Хайдеггер М. Язык поэтического произведения // Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – С. 323-365. Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283. Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил. Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова. - Пг.; М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. – 236 с. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005. Работы общего характера Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с. Кусков С.И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. - С. 117-192. Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98. Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с. Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с. Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992. Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова. - Пг.; М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. – 236 с. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005. Литература по отдельным авторам и темам Экспрессионизм в литературе Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999. Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132. Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980 Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. – С. Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 28-30. Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378. Метлагль В. Жизнь и поэзия Георга Тракля // Тракль Георг. Стихотворения. Проза. Письма / Состав., коммент. А. Белобратова. – СПб.: “Symposium”, 2000. - С.5-12. Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С.61-98. Павлова Н.С. «Покой и молчание» Г. Тракля (к вопросу о неклассическом типе художественного целого) // Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 133-147. Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28. Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.293-354. Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. Павлова Н.С. Творчество Эриха Мюзама.- М.: Наука, 1965. – 136 с. Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862. Павлова Н.С. Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе // Реализм и его соотношения с другими творческими методами. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 271-302. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10. Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391. Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63. Топоров В.Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В.Л. Топоров, А.К. Славинская; Вступ. ст. В.Л. Топорова. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 5-16. Хайдеггер М. Язык поэтического произведения // Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – С. 323-365. Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283. Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова. - Пг.; М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. – 236 с. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005. Дискуссионные вопросы литературного экспрессионизма Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. – 96 c. Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999. Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980. Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 28-30. Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63. Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283. Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005. Экспрессионизм в живописи Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. комаров. – М., 1969. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с. Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998. Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи. – Пг., 1923. Парч С. Франц Марк. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с. Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с. Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992. Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Задания для самостоятельной работы
Тема 1. Экспрессионизм в музыке, кино и архитектуре Задания: - составить письменные биобиблиографические справки об экспрессионистах (представителях разных видов искусств), указывая на черты их творчества, позволяющие относить их к данному течению; - составить письменные справки, включающие обзор основных эстетических идей экспрессионистов (представителей разных видов искусств). Литература: 1 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. 2 Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.
Тема 2. Экспрессионистические представления о синестезии и концепции синтеза искусств начала ХХ века Задания: - определив границы термина «синестезия», составить карточки, отражающие историю и варианты синестетических явлений в искусстве; - составив конспект программного сборника «Синий всадник», выявить особенности синестетической теории и практики в экспрессионистском искусстве. Литература: 1 Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. - М.: Изобр. искусство, 1996. - 144 с. с прилож. 2Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989. Тема письменной работы: Образ Офелии в поэзии символизма и экспрессионизма. Литература: 1 Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378. 2 Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28. 3 Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.293-354. 4 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. 5 Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391.
Тема 3. Экспрессионистские черты творчества Л. Андреева 1 Стилевые и мировоззренческие тенденции в творчестве писателя. 2 «Красный смех» Леонида Андреева и «Крик» Эдварда Мунка. 3 Драмы Леонида Андреева и драмы немецкого экспрессионизма. Тема письменной работы: Провести письменный анализ стилистических средств одной из драм Л. Андреева (по выбору студента). Литература: 1 Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. – С. 2 Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999. 3 Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10. 4 Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63. Тема 4. Апокалипсические мотивы экспрессионистской живописи и литературы. 1 Апокалипсис в Библии. 2 Апокалипсические мотивы в живописи экспрессионизма. 3 Апокалипсические мотивы в лирике экспрессионизма. Тема письменной работы: Тема смерти в творчестве Г. Бенна. Литература: 1 Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. 2 Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132. 3 Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. 4 Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27. 5 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. 6 Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992. 7 Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Тема 5. Ф. Кафка и экспрессионизм 1 Катастрофичность бытия в творчестве Ф. Кафки. 2 Деформация в творчестве Ф. Кафки. 3 Своеобразие творческого метода Ф. Кафки. Тема письменной работы: Гротеск в творчестве Ф. Кафки. Литература: 1 Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. 2 Затонский Д. Ф. Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972. 3 Карельский А. Творчество Ф. Кафки // Карельский А. Хрупкая лира. – М., 1999. 4 Брод М. О Франце Кафке. – СПб., 2000.
Глоссарий Глубокое и адекватное изучение литературы не представляется возможным вне системного изучения национальной истории и культуры. По этой причине курс «Литературный экспрессионизм» необходимо учитывает сведения общекультурного характера, тенденции развития, философии и эстетики, нюансы политической жизни Европы изучаемого периода. Таким образом, представляется, что студент должен свободно владеть не только литературоведческой, но и философско-эстетической терминологией. Отметим, что создавать индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий студентам рекомендуется еще на первом году обучения (курс «Введение в литературоведение»). Источником по философско-эстетической терминологии могут стать следующие словари: Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989. Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев и др. – М., 1989.
Ниже приводятся примеры определений ключевых для курса понятий. АЛОГИЗМ (по О. Россиянову) – одна из важных составляющих и образно-выразительных особенностей, присущая ряду течений литературы и искусства первой половины ХХ века. Содержательная функция алогизма заключалась в неприятии и прямом ниспровержении внешне разумных, а на деле иллюзорных, ограниченно-буржуазных и самоудовлетворенно-обыденных представлений. ВЧУВСТВОВАНИЕ (по В. Седельнику) – понятие, заимствованное экспрессионизмом из психологии искусства, обозначающее процесс эстетического сопереживания и художественного познания на основе «внесения» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |