Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рабочая программа по спецкурсу «Литературный экспрессионизм»

Черненко И.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины «Литературный экспрессионизм»

 

 

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс разработан доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики И.А. Черненко.

 

Ответственный редактор к.ф.н. доцент Гайбарян О.Е.

 

Компьютерный набор и вёрстка Багдасарова А.А.

 

Печатается в соответствии с решением кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики ЮФУ, протокол № 4 от 17 декабря 2009 года.

 


Содержание

 

1. Пояснительная записка к курсу …………………………………………. 4

2. Рабочая учебная программа:

Учебно-тематический план дисциплины …………………………………... 5

Рабочая программа:

Модуль 1 ……………………………………………………………………… 7

Модуль 2 …………………………………………………………………….. 11

Модуль 3 …………………………………………………………………….. 16

Модуль 4 ……………………………………………...................................... 21

3. Литература к курсу …………………………………………………….... 25

4. Задания для самостоятельной работы ………………………………….. 37

5. Программа семинарских занятий ………………………………………. 39

6. Глоссарий ………………………………………………………………… 42

7. Вопросы к зачёту ………………………………………………………… 44

8. Образец контрольной тестовой работы ………………………………… 45


Пояснительная записка к курсу

 

Спецкурс «Литературный экспрессионизм» студенты дневной формы обучения отделения русского языка и литературы (бакалавриат и специалитет) слушают в течение второго семестра четвертого года обучения.

Целькурса: сформировать представление об экспрессионизме как литературном направлении и как общекультурном авангардистском феномене.

Задачи курса.

1 Охарактеризовать своеобразие «экспрессионистского мироощущения» в его непосредственной связи с особенностями кризисной эпохи начала XX века,

2 познакомить с полемикой вокруг экспрессионизма (вопрос о хронологических границах, стиле и т.п.),

3 познакомить с экспрессионистским искусством (прежде всего, живописью),

4 изучить программные сочинения и художественные произведения экспрессионистов.

 

В течение семестра читаются лекции по курсу (22 часа), которые чередуются с семинарскими занятиями (10 часов).

Список обязательных для прочтения художественных текстов составлен так, чтобы расширить историко-литературный кругозор студента:

- введены авторы, подробно не изучавшиеся ранее ни в одном из литературоведческих курсов;

- целый ряд произведений предложено изучить на языке оригинала (по выбору студента).

Список дополнительной литературы составлен таким образом, чтобы охватить комплекс текстов (мемуары, эстетические экспрессионистов и их современников), знание которых необходимо для формирования адекватного представления о данном авангардистском феномене. Данный список рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления.

Учебного пособия по спецкурсу не существует. В качестве такового предлагается воспользоваться учебным пособием по истории европейских литератур XX века.

Рабочая учебная программа

Учебно-тематический план дисциплины

Тема Вид занятия Количество часов
Лекции и самостоятельная работа
Объем термина «экспрессионизм». Хронологические рамки. Дискуссионные вопросы истории экспрессионизма. Топография экспрессионизма. лекция
Философские истоки экспрессионизма. Ницше и экспрессионизм. лекция
Экспрессионизм в живописи. Группа «Мост». лекция
Экспрессионизм в живописи. Группа «Синий всадник». лекция
Экспрессионистские издания. лекция
Экспрессионистская субкультура. лекция
Экспрессионизм в музыке, кино и архитектуре. самостоятельная работа
Синестезия в экспрессионизме. самостоятельная работа
Темы экспрессионистского искусства. самостоятельная работа
Экспрессионизм и другие течения (направления) в искусстве и литературе. лекция
Воплощение специфически-экспрессионистских тем в литературе и живописи. (Сравнительная интерпретация) Экспрессионистская символика. лекция
ВСЕГО лекций – 22 часа, самостоятельной работы - 12 часов
Семинарские занятия
Творчество Г. Тракля. Семинар самост. раб.
Творчество Г. Гейма. Семинар Самост. раб.
Экспрессионистские черты творчества Л. Андреева. Семинар Самост. раб.
Апокалипсические мотивы экспрессионистской живописи и литературы. Семинар   Самост. раб.  
Ф. Кафка и экспрессионизм. Семинар Самост. раб.
ВСЕГО семинарских занятий – 10 часов, самостоятельной работы – 20 часов (доклады к семинарам, индивидуальные анализы худож. текстов)
Аудиторных занятий – 32 часа, самостоятельной работы – 32 часа

Рабочая программа по спецкурсу «Литературный экспрессионизм»

Данная рабочая программа содержит подробные характеристики основных модулей и входящих в них тем, как читаемых в лекциях и разбираемых на семинарских занятиях, так и вынесенных на самостоятельное изучение.

Литература к МОДУЛЮ 1

Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.

Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980.

Кусков С.И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. - С. 117-192.

Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с.

Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005.

 

Темы рефератов к МОДУЛЮ 1

1 Психоанализ З. Фрейда как экспрессионистическое явление.

2 Ницшеанские мотивы в экспрессионистской лирике.

3 «Эпоха катастроф» (рубеж веков и начало XX века) и ее влияние на литературный процесс.

Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 1

1 Что Вы знаете об экономическом, политическом и культурном состоянии европейских стран рубежа XIX –XX веков?

2 Прокомментируйте полемику вокруг хронологических и географических границ экспрессионизма.

3 Дайте определение экспрессионизму.

4 Укажите положения философии Ф. Ницше, получившие наибольший отклик у экспрессионистов.

5 Что Вы знаете об экспрессионистской субкультуре?

 

Литература к МОДУЛЮ 2

Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.

Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. Комаров. – М., 1969.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002.

Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.- с. Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Темы рефератов к МОДУЛЮ 2

1 Образ Адриана Леверкюна («Доктор Фаустус» Т. Манна) в его генетической связи с экспрессионизмом.

2 Буколические мотивы экспрессионистической живописи.

3 Особенности выявления авторской субъективности в творчестве художника-экспрессиониста (материал, по выбору студента).

 

Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 2

1 Расскажите о формировании группы «Мост» и характерных чертах стиля ее представителей.

2 Расскажите о деятельности и международных связях участников группы «Синий Всадник».

3 Расскажите об эстетических идеях Василия Кандинского.

4 Расскажите об экспрессионисткой символике в киноискусстве.

5 Расскажите об архитектурных новациях экспрессионизма.

Литература к МОДУЛЮ 3

Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.

БазилевскийА. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46.

Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. – 96 c.

Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980.

Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

 

Темы рефератов к МОДУЛЮ 3

Общая тема: Искусство и литература авангарда в фашистской Германии.

В каждом отдельном реферате должен быть представлен аспект данной темы (судьбы произведений искусства, судьбы поэтов и т.п.)

Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 3

1 Что Вы понимаете под термином «авангард»?

2 В каком соотношении с другими направлениями искусства и литературы начала XX века находится экспрессионизм (по времени возникновения и существования, по степени влияния)?

3 Сравните символику экспрессионизма и символизма.

4 Сравните отношения искусства и действительности в эстетической системе экспрессионизма и импрессионизма.

5 Расскажите о синестезии в творчестве экспрессионистских художников.

Литература к МОДУЛЮ 4

Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.

Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

Парч С. Франц Марк. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

 

Темы рефератов к МОДУЛЮ 4

1 Цветовая картина мира экспрессионистов.

2 Пейзаж в поэзии немецкого экспрессионизма.

3 «Чудовища» литературного экспрессионизма.

Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 4

1 Расскажите об урбанистических мотивах поэзии экспрессионизма.

2 Расскажите о цветовой символике поэзии экспрессионизма.

3 Расскажите о цветовой символике художников-экспрессионистов.

4 Расскажите о возможностях ритмической организации стихотворений экспрессионистов.

5 Расскажите о теме смерти в литературе экспрессионизма.

 

Литература к курсу

Учебные пособия

Учебного пособия по спецкурсу не существует. В качестве такового предлагается воспользоваться учебным пособием по истории европейских литератур XX века. (Номера страниц указывают на главы, посвященные экспрессионизму)

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе: Учебное пособие по курсу «История зарубежной литературы ХХ века». – М.: Флинта: Наука, 2004. – 210-228.

Зарубежная литература ХХ века / Под ред. И.В. Кабановой. - М.: Флинта: Наука, 2007. – С. 197-210.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Михайловой и Я.Н. Засурского. - М.: Проспект, 2003г. – С. 17-21.

История зарубежной литературы ХХ века / Под ред. Л.Г. Андреева, А.В. Карельского и Н.С. Павловой. - М.: Высш. шк., 2000. С. 182-194.

Павлова Н.С. Экспрессионизм // История немецкой литературы: В 5 т. Т. 4: 1848-1918. - М.: Наука, 1968. С. 536-564.

Пестова Н.В. Немецкий литературный экспрессионизм: Учебное пособие по немецкой литературе первой трети ХХ века – Екатеринбург, 2004.

Научная литература

Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46.

Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. - 96c.

Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999.

Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132.

Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980.

Зивельчинская Л.Я. Экспрессионизм. – М.-Л., 1931

Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. Комаров. – М., 1969.

Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с.

Кусков С.И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. - С. 117-192.

Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 28-30.

Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002.

Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи. – Пг., 1923.

Метлагль В. Жизнь и поэзия Георга Тракля // Тракль Георг. Стихотворения. Проза. Письма / Состав., коммент. А. Белобратова. – СПб.: “Symposium”, 2000. - С.5-12.

Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98.

Павлова Н.С. «Покой и молчание» Г. Тракля (к вопросу о неклассическом типе художественного целого) // Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 133-147.

Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28.

Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 293-354.

Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

Павлова Н.С. Творчество Эриха Мюзама.- М.: Наука, 1965. – 136 с.

Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862.

Павлова Н.С. Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе // Реализм и его соотношения с другими творческими методами. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 271-302.

Парч С. Франц Марк. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10.

Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391.

Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с.

Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63.

Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973.

Топоров В.Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В.Л. Топоров, А.К. Славинская; Вступ. ст. В.Л. Топорова. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 5-16.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.

Хайдеггер М. Язык поэтического произведения // Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – С. 323-365.

Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283.

Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил. Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова. - Пг.; М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. – 236 с.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005.

Работы общего характера

Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с.

Кусков С.И. Экспрессионизм – дух и почерк // От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. - С. 117-192.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002.

Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98.

Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с.

Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.

Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова. - Пг.; М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. – 236 с.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005.

Литература по отдельным авторам и темам

Экспрессионизм в литературе

Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46.

Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922.

Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999.

Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132.

Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980

Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. – С.

Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 28-30.

Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378.

Метлагль В. Жизнь и поэзия Георга Тракля // Тракль Георг. Стихотворения. Проза. Письма / Состав., коммент. А. Белобратова. – СПб.: “Symposium”, 2000. - С.5-12.

Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С.61-98.

Павлова Н.С. «Покой и молчание» Г. Тракля (к вопросу о неклассическом типе художественного целого) // Павлова Н.С. Природа реальности в австрийской литературе. М.: Языки славянской культуры, 2005. – С. 133-147.

Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28.

Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.293-354.

Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

Павлова Н.С. Творчество Эриха Мюзама.- М.: Наука, 1965. – 136 с.

Павлова Н.С. Экспрессионизм // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 8: Флобер – Яшпал. – М.: Советская энциклопедия, 1975. – Столбцы 859-862.

Павлова Н.С. Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе // Реализм и его соотношения с другими творческими методами. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 271-302.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10.

Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391.

Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63.

Топоров В.Л. Поэзия эпохи перемен // Сумерки человечества: Лирика немецкого экспрессионизма / Сост. В.Л. Топоров, А.К. Славинская; Вступ. ст. В.Л. Топорова. - М.: Московский рабочий, 1990. - С. 5-16.

Хайдеггер М. Язык поэтического произведения // Базиль О. Георг Тракль, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. – Челябинск: Урал LТД, 2000. – С. 323-365.

Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283.

Экспрессионизм: Сб. ст. / Под ред. Е.М. Браудо и Н.Э. Радлова. - Пг.; М.: Гос. изд-во Всемирная литература, 1923. – 236 с.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005.

Дискуссионные вопросы литературного экспрессионизма

Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46.

Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. – 96 c.

Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999.

Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980.

Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975.

Луначарский А. Несколько слов о германском экспрессионизме // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 28-30.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998.

Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63.

Швецова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца ХIХ – начала ХХ в. – М: Наука, 1975. – С. 252-283.

Экспрессионизм: типологическая общность и национальное своеобразие // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Кн.1: Новые художественные стратегии / Отв. Ред. Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 2005.

Экспрессионизм в живописи

Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. комаров. – М., 1969.

Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998.

Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002.

Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

Марцинский Г. Метод экспрессионизма в живописи. – Пг., 1923.

Парч С. Франц Марк. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

Семёнова Т.В. Экспрессионизм и современное искусство авангардизма. - М.: Знание, 1983. – 64 с.

Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с.

Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.

Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил.

Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Задания для самостоятельной работы

 

Тема 1. Экспрессионизм в музыке, кино и архитектуре

Задания:

- составить письменные биобиблиографические справки об экспрессионистах (представителях разных видов искусств), указывая на черты их творчества, позволяющие относить их к данному течению;

- составить письменные справки, включающие обзор основных эстетических идей экспрессионистов (представителей разных видов искусств).

Литература:

1 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с.

2 Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил.

 

Тема 2. Экспрессионистические представления о синестезии и концепции синтеза искусств начала ХХ века

Задания:

- определив границы термина «синестезия», составить карточки, отражающие историю и варианты синестетических явлений в искусстве;

- составив конспект программного сборника «Синий всадник», выявить особенности синестетической теории и практики в экспрессионистском искусстве.

Литература:

1 Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. - М.: Изобр. искусство, 1996. - 144 с. с прилож.

2Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.

Тема письменной работы:

Образ Офелии в поэзии символизма и экспрессионизма.

Литература:

1 Маркин А.В. О книге «Вечный день» // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.355- 378.

2 Павлова Н.С. Поэзия Георга Гейма // Гейм Георг. Небесная трагедия: Стихотворения / Пер. с нем. М. Гаспарова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – С. 5-28.

3 Павлова Н.С. Поэтика Гейма // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С.293-354.

4 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

5 Ратгауз Г.И. Поэзия Георга Гейма в России // Гейм Георг. Вечный день. Umbra vitae. Небесная трагедия. – М.: Наука, 2003. – С. 379-391.

 

Тема 3. Экспрессионистские черты творчества Л. Андреева

1 Стилевые и мировоззренческие тенденции в творчестве писателя.

2 «Красный смех» Леонида Андреева и «Крик» Эдварда Мунка.

3 Драмы Леонида Андреева и драмы немецкого экспрессионизма.

Тема письменной работы:

Провести письменный анализ стилистических средств одной из драм Л. Андреева (по выбору студента).

Литература:

1 Кен Л. Л. Андреев и немецкий экспрессионизм // Андреевский сборник. – Курск, 1975. – С.

2 Вилявина И.Ю. Художественное своеобразие прозы Л. Андреева: Зарождение и развитие русского экспрессионизма. Автореф. дисс. ... к.ф.н. – М., 1999.

3 Пиотровский А. Эрнст Толлер и германский экспрессионизм // Толлер Э. Человек-масса: Драма на тему социальной революции ХХ столетия / Пер. и предисл. А. Пиотровского. - М.; Пг.: Гос. изд-во, 1923. - С. 5-10.

4 Смирнов В. Проблема экспрессионизма в России: Андреев и Маяковский // Русская литература. 1997. № 2. - С. 55-63.

Тема 4. Апокалипсические мотивы экспрессионистской живописи и литературы.

1 Апокалипсис в Библии.

2 Апокалипсические мотивы в живописи экспрессионизма.

3 Апокалипсические мотивы в лирике экспрессионизма.

Тема письменной работы:

Тема смерти в творчестве Г. Бенна.

Литература:

1 Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил.

2 Гугнин А. «Необозримые поля» Готфрида Бенна // Вопросы литературы. 1991. № 7. - С. 121-132.

3 Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил.

4 Павлова Н.С. Предисловие // Экспрессионизм: Сборник / Сост. Н.С. Павлова. - М.: Радуга, 1986. - С. 3-27.

5 Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с.

6 Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.

7 Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.

Тема 5. Ф. Кафка и экспрессионизм

1 Катастрофичность бытия в творчестве Ф. Кафки.

2 Деформация в творчестве Ф. Кафки.

3 Своеобразие творческого метода Ф. Кафки.

Тема письменной работы:

Гротеск в творчестве Ф. Кафки.

Литература:

1 Базилевский А. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46.

2 Затонский Д. Ф. Кафка и проблемы модернизма. – М., 1972.

3 Карельский А. Творчество Ф. Кафки // Карельский А. Хрупкая лира. – М., 1999.

4 Брод М. О Франце Кафке. – СПб., 2000.

 

Глоссарий

Глубокое и адекватное изучение литературы не представляется возможным вне системного изучения национальной истории и культуры. По этой причине курс «Литературный экспрессионизм» необходимо учитывает сведения общекультурного характера, тенденции развития, философии и эстетики, нюансы политической жизни Европы изучаемого периода. Таким образом, представляется, что студент должен свободно владеть не только литературоведческой, но и философско-эстетической терминологией.

Отметим, что создавать индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий студентам рекомендуется еще на первом году обучения (курс «Введение в литературоведение»). Источником по философско-эстетической терминологии могут стать следующие словари:

Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М., 1989.

Философский энциклопедический словарь / Редколл.: С.С. Аверинцев и др. – М., 1989.

 

Ниже приводятся примеры определений ключевых для курса понятий.

АЛОГИЗМ (по О. Россиянову) – одна из важных составляющих и образно-выразительных особенностей, присущая ряду течений литературы и искусства первой половины ХХ века. Содержательная функция алогизма заключалась в неприятии и прямом ниспровержении внешне разумных, а на деле иллюзорных, ограниченно-буржуазных и самоудовлетворенно-обыденных представлений.

ВЧУВСТВОВАНИЕ (по В. Седельнику) – понятие, заимствованное экспрессионизмом из психологии искусства, обозначающее процесс эстетического сопереживания и художественного познания на основе «внесения»

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...