Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Данный модуль сформирован так, чтобы подробно охарактеризовать эстетические идеи, а также стилистическое своеобразие произведений экспрессионистов-представителей разных видов искусств.При изучении данного модуля студентам необходимо пополнить знания не только о закономерностях историко-литературного процесса в Европе первой трети XX века, но и закономерностях развития других видов искусства. Данный модуль дисциплины направлен на совершенствование профессиональных компетенций филолога, прежде всего на совершенствование умения диагностировать и анализировать философско-эстетическую проблематику творчества ключевых авторов эпохи. 2.1Экспрессионизм в живописи. Поиски экспрессивности и экспрессионизм. Группы «Мост» и «Синий всадник». Основные эстетические принципы. Ключевые фигуры. 2.2 Экспрессионизм в музыке. Направление или стиль? Новации А. Шенберга. 2.3 Экспрессионизм в кино. Пластический символизм. Обращение к бессознательному. Роль декорации. 2.4 Экспрессионизм в архитектуре. Утопизм. 2.5 Экспрессионистические представления о синестезии и концепции синтеза искусств начала ХХ века. Сборник «Синий всадник». Литература к МОДУЛЮ 2 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. Вольф Н. Экспрессионизм. – Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2006, - 96 с.: ил. Искусство, которое не покорилось. 1933/1945. Немецкие художники в период фашизма / Сост. и пер. С.Д. Комаров. – М., 1969. Куликова И.С. Экспрессионизм в искусстве. - М.: Наука, 1978. - 182 с. Маркин Ю.П. Экспрессионизм – миф или историческая реальность? // Европейское искусство XIX-XX веков: исторические взаимосвязи. – М., 1998. Маркин Ю.П. Экспрессионизм в мировом художественном процессе // Художественная культура ХХ века. Развитие пластических искусств. - М., 2002. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: Астрель: АСТ: ВЗОИ, 2004. – 335 с.: ил. Тихомиров А. Экспрессионизм // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М.: Изд-во НИИ теории и истории изобразительных искусств АХ СССР, 1973. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. - 248 с. Фогт П. Экспрессионизм. Немецкая живопись в период между 1905 и 1920 годами. - Кёльн, 1992.- с. Штайнер Р. Эгон Шиле. - Кёльн: Taschen, М.: Арт-родник, 2002, - 96 с.: ил. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с. Темы рефератов к МОДУЛЮ 2 1 Образ Адриана Леверкюна («Доктор Фаустус» Т. Манна) в его генетической связи с экспрессионизмом. 2 Буколические мотивы экспрессионистической живописи. 3 Особенности выявления авторской субъективности в творчестве художника-экспрессиониста (материал, по выбору студента).
Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 2 1 Расскажите о формировании группы «Мост» и характерных чертах стиля ее представителей. 2 Расскажите о деятельности и международных связях участников группы «Синий Всадник». 3 Расскажите об эстетических идеях Василия Кандинского. 4 Расскажите об экспрессионисткой символике в киноискусстве. 5 Расскажите об архитектурных новациях экспрессионизма. Образец теста рубежного контроля к МОДУЛЮ 2 Вариант NN
0-5 баллов – «неудовлетворительно»; 6-7 баллов – «удовлетворительно»; 8-9 баллов – «хорошо»; 10 баллов – «отлично». МОДУЛЬ 3. Экспрессионизм и другие течения (направления) в искусстве и литературе При изучении данного модуля перед студентами стоит задача детального изучения основных течений и направлений общеевропейского литературного процесса первой трети XX века. Базовые профессиональные компетенции, совершенствуемые при этом, непосредственно связаны с пониманием философско-эстетической проблематики культурной эпохи. Студенты должны не только актуализировать умение соотнести данную проблематику с ведущими историческими моделями, но и сформировать навыки, направленные на то, чтобы диагностировать ее в ходе анализа и интерпретации художественных текстов. 3.1 Кричащее «я» художника против достоверной передачи мимолетных ощущений: экспрессионизм и импрессионизм. 3.2 Безобразное как объект изображения в литературе: экспрессионизм и натурализм. 3.3 Своеобразие символа в романтическом, реалистическом, символическом и экспрессионистском искусстве. 3.4 Итальянский футуризм. Футуризм и экспрессионизм в России. Литература к МОДУЛЮ 3 Энциклопедический словарь экспрессионизма / гл. ред. П.М. Топер. – М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 736 с. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Кино. Музыка / Л. Ришар; Науч. ред и авт. послесл. В.М. Толмачев. - М.: Республика, 2003. 432 с.: ил. БазилевскийА. Деформация в эстетике сюрреализма и экспрессионизма // Сюрреализм и авангард: Материалы российско-французского коллоквиума, состоявшегося в Институте мировой литературы. - М.: ГИТИС, 1999. - С. 33-46. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890-1920) / Авторизованный перевод с немецкого изд. 1920 г. О.М. Котельниковой, под ред. В.М. Жирмунского. -Пг.: Academia, 1922. – 96 c. Дранов А.В. Немецкий экспрессионизм и проблема метода. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1980. Михайловский Б. Предшественники современного абстракционизма // О литературно-художественных течениях ХХ века: Сб. ст. Под ред. Л.Г. Андреева, А.Г. Соколова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - С. 61-98. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Изд. 2-ое, доп. и исправл. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. – 463 с. Экспрессионизм: Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Кино / Под ред. Г. Недошивина. - М.: Наука, 1966. - 156 с.
Темы рефератов к МОДУЛЮ 3 Общая тема: Искусство и литература авангарда в фашистской Германии. В каждом отдельном реферате должен быть представлен аспект данной темы (судьбы произведений искусства, судьбы поэтов и т.п.) Вопросы для самоконтроля к МОДУЛЮ 3 1 Что Вы понимаете под термином «авангард»? 2 В каком соотношении с другими направлениями искусства и литературы начала XX века находится экспрессионизм (по времени возникновения и существования, по степени влияния)? 3 Сравните символику экспрессионизма и символизма. 4 Сравните отношения искусства и действительности в эстетической системе экспрессионизма и импрессионизма. 5 Расскажите о синестезии в творчестве экспрессионистских художников. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |