Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю?

Рассмотрим сказанное на примере конкретного текста.

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы.

(Андре Моруа)

Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?

Рассмотрим еще один пример.

Ходил ли ты, Учитель, в коротких штанишках?

Конечно, ходил.

Закрой глаза и углубись в свое детское прошлое, потом присмотрись к своим воспитанникам, и ты обязательно увидишь, как бегаешь по школьным коридорам, как шалишь, как радуешься, как забываешь дома тетрадь и учебник, как отвлекаешься на уроке.

Многое из того, что ты забыл, напомнят люди, которые знали тебя в детстве, воспитывали тебя. От них ты узнаешь, каким ты был смешным или серьезным, какие штучки выкидывал. Вернувшись в свое детство, ты найдешь там золотой ключик понимания детей. Поделись с ними этими отрывочными воспоминаниями, дай им увидеть тебя таким же маленьким, какими являются они сами, и они впустят тебя в свой мир детства. Они доверятся тебе, потому что среди них ты живешь своим детством. А ты познаешь детей такими, какие они есть и какими становятся под твоим добрым влиянием.

Может, это профессиональная беда тех педагогов, которые считают, что детские страсти – только помеха в воспитании? Из головы такого учителя обязательно сотрутся картины его детства, и он станет человеком без детского прошлого. Как же такому педагогу понимать своих детей?

Но это еще полбеды. Вторая причина непонимания детей более сложная. Иные учителя не понимают, почему существует детство в жизни каждого человека. Зачем человеку такой неустойчивый, нелогичный период жизни? Там столько недоразумений, столько нераскрытых тайн, столько капризов, болезней, шалостей, опасностей! Наделила бы мать-природа человеческое существо разумом с первого дня появления на свет. Разве так трудно ей было сделать это?

Надо понять, почему существует детство, чтобы обратиться к своему детству и через него войти в жизнь своих ребятишек. Взрослым постоянно надо помнить, что детство существует вовсе не назло воспитателям, оно – дар природы человеку, чтобы тот вечно познавал необъятное.

И я рассуждаю.

– Чтобы дети приняли меня в свой мир, я должен прийти к ним со своим детством как залогом того, что я не чужой.

– Если я стремлюсь понимать детей, то им тоже захочется понять меня и последовать за мной, и моя педагогическая жизнь не будет противоречить их жизни.

– В таком случае я могу сделать их моими соратниками в их же воспитании и обучении.

Какой это будет воспитательный процесс?

Не тот, который был у меня раньше, когда я, не признавая существования детства, командовал детьми. Этот процесс я не могу назвать иначе, как императивным и фронтальным воспитанием.

А то, что у меня получается сейчас, когда я пришел к детям со своим детством и они впустили меня в свой мир, я называю гуманным воспитательным процессом.

Мы – я и мои ребятишки, воспитатель и воспитанники, учитель и ученики – живем единой жизнью. Каждого из нас всегда что-то радует и что-то огорчает, но эти радости и огорчения составляют суть нашей большой жизни со всеми своими коллизиями.

– Здравствуйте, дети! Как живете? – спрашиваю я каждое утро всех, и они отвечают:

– Спасибо, хорошо! А вы как живете?

– Тоже хорошо, спасибо!

Что значит «живем хорошо»?

Это значит: мы боремся, побеждаем, терпим поражения, опять боремся, снова побеждаем, и так в условиях дружбы, взаимопонимания и взаимной помощи каждый возводит в себе Человека, Личность. Это значит еще, что в нашем мире девяти солнц и девяти радуг существуют тысячи радостей и столько же волнений и переживаний.

(По Ш.Амонашвили)

Перед нами фрагмент из книги педагога-новатора Шалвы Александровича Амонашвили «Как живете, дети?». Автор рассуждает о причинах, мешающих педагогу понимать детей, следовательно, поднимает проблему взаимопонимания учителя и ученика. (Что обеспечивает взаимопонимание учителя и ученика?).

Амонашвили не случайно подчеркивает, что «золотой ключик понимания детей» учитель может найти в своих детских воспоминаниях. Здесь мы видим проблему роли детства в жизни человека. (Что такое детство? В чем значимость этого периода жизни человека?)

Кроме того, в тексте поднимается проблема воспитания. (Что такое гуманный воспитательный процесс?) Автор подчеркивает, что учитель – это не авторитарный лидер, а друг, соратник, который всегда готов помочь ученику, разделить его горе и радость.

Каждая из выделенных проблем может стать основой сочинения, однако в центре внимания автора проблема взаимопонимания учителя и ученика.

 

Проанализируем некоторые типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста:

• У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. (Как справедливо отмечает Л.Л. Соколова, «важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой»[3].)

• Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека.)

• Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?)

• Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…)

• Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формулируется позиция автора.)

• В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно и то же.)

• Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

Домашнее задание для учащихся

1. Составьте тезисный план статьи.

Назовите типичные ошибки, связанные с формулированием и комментированием проблемы текста.

2. Прочитайте отрывок из книги Натальи Ильиной «Дороги и судьбы».[1]

Апрель. Днем пригревало, снег таял, по тротуарам круто идущей вниз улицы мчались, бормоча, ручьи и сверкали на солнце… Мной «овладело беспокойство, охота к перемене мест»… Я купила билет в жестком вагоне и поехала в Москву. По дороге видела апрельские черные с кусками снега поля, деревеньки, древний город Муром (слово-то, слово какое!), и все казалось мне близким, и все брало за душу… В памяти моей из этого путешествия осталась почему-то станция Черусти. Поезд прибыл туда под вечер, стоял минут пятнадцать, я вышла пройтись. Ничего особенного тут не было, обычные вокзальные строения, невзрачные киоски, чахлые деревья в станционном сквере. Вечер был тих, благостен, пахло весной, и было розово-закатное небо, и внезапно сердце мое дрогнуло при мысли, что я рядом с Москвой, еще каких-то три-четыре часа – и я увижу ее, увижу Москву. Да может ли это быть?

3. Докажите, что это текст. Какова роль первого предложения? Приведите примеры, отобранные самостоятельно, подтверждающие вывод: назывные предложения часто используются в качестве начала (зачина) текста (абзаца).

4. Укажите средства связи между предложениями в тексте.

5. Подберите синонимы к прилагательному древний.

6. Объясните значение фразеологизма брать за душу. Придумайте с этим фразеологизмом предложения.

7 Прочитайте внимательно текст. Попытайтесь определить, в чем особенности зачина текста.[1]

 

«Если бы меня кто-нибудь спросил, какое искусство является самым трудным, я бы ответил: искусство актера. И если бы меня кто-нибудь спросил, какое искусство считается самым легким, я бы ответил так же: искусство актера». Эти слова А.Я.Таирова только на первый взгляд кажутся столкновением двух точек зрения, печальным следствием непонимания. Легкой актерскую работу считает публика. Для нее то, что делает актер на сцене, - игра, забава, вне сцены он пирует на некончающемся празднике славы… Но люди театра знают, как труден актерский хлеб: готовя новую роль, исполнитель перестраивает не только свое тело, но и реорганизует свою нервную систему.

Между тем Таиров имеет в виду не антагонизм внешнего заблуждения и реальной картины, а двойственность самой профессии.

Для актера, если он не дилетант, создание роли – трудоемкий процесс. Кроме накопления знания о своем герое, он должен настроить в себе струны, на которых эта сумма сведений зазвучит мелодией. Но и это не все. Подготовленное актером должно вписаться в общую атмосферу произведения – кинофильма или спектакля… Современный актер – актер ансамблевый…

Играть – это значит проживать множество судеб, умножать свое собственное биологическое существование воображаемым существованием персонажей. Азарт имитации, деятельное любопытство, просто ненасытная жажда жизни – важнейший мотор профессии.

(И.Рубанова)

8. Докажите, что слова актер – исполнитель, персонаж – герой в этом тексте являются контекстуальными синонимами. Какова текстообразующая роль синонимов в этом тексте?

9. Понаблюдайте за использованием в тексте красной строки. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами?

10. Напишите сочинение – отклик на слова А.Я.Таирова.( Объем 100-150 слов).

11. Внимательно рассмотрите предложенные схемы и таблицы.


 

 


А). Результаты своих наблюдений запишите в тетрадь.

12. Какой философский вопрос заключен в стихах Н.Заболоцкого?

«…что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

13. Прочитайте текст и выполните задания.

ЛЮБОВЬ – ИСКУССТВО?

Мы не можем упрекать людей в том, что они относятся к любви несерьезно. Люди жаждут любви, смотрят о ней, счастливой и несчастливой, бесчисленные фильмы, слушают сотни песенок разного качества. Тем не менее многие из людей не догадываются, что в любви нужно еще чему-то учиться.

Почему все-таки не догадываются? Для большинства проблема любви – это прежде всего проблема, как быть любимым. Но не как любить самому. Поэтому-то главный вопрос для большинства – как сделать, чтобы их любили.

К достижению этой цели люди стремятся по-разному. Мужчины – преуспеть в жизни, добиться власти и богатства, насколько позволят обстоятельства. Женщины стараются быть привлекательными, следить за собой, хорошо одеваться. Есть и общие для мужчин и для женщин способы стать привлекательными: выработать у себя хорошие манеры, научиться поддерживать разговор, быть отзывчивыми, скромными, тактичными.

Но вот еще одно предубеждение: принято думать, что любить просто, а найти достойный объект для любви или для того, чтобы быть любимым, - трудно.

Третье предубеждение, приводящее к тому, что в любви нечему учиться, - смешение кратковременной влюбленности и продолжительной по времени любви.

Если мы хотим избежать неудачи, надо заняться смыслом жизни. Первый шаг в этом направлении – уяснить себе, что любовь – это искусство. Если мы хотим научиться любить, мы должны поступать так же, как если бы хотели овладеть любым другим искусством – музыкой, живописью, медициной или инженерным искусством.

(По Э.Фромму)[1]

· Какая проблема находится в центре внимания автора? Какова ваша точка зрения по этому вопросу? Обоснуйте ее, используя собственные аргументы, мнения других авторов научных статей, публикаций журналов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...