Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культуру».

Перечисленные понятия являются очень сложными. многогранными и имеют большое количество различных определений, трактовок.

Так, Л. П. Матвеев (1983, 1984) подчеркивает, что при истолковании общего понятия «культура» его обычно противопоставляют понятию «природа». К природе же относятся все, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности (все не живое и живое в мире, не преобразованное человеком). К явлению культуры относят продукты, результаты и способы преобразовательной деятельности человека (общества), т.е. деятельности. направлены на преобразования природы для удовлетворения человеческих потребностей.

 

В. М. Выдрин (1999) выделяет следующие, наиболее близкие для теории ФК определение культуры:

Ø культура - это творение человека, то, что не создано в таком виде природы.

Ø культура - это мера и способ развития человека.

Ø культура - это качественная характеристика деятельности человека и общества.

Ø культура - это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.

 

Каждое из перечисленных определений может быть взято за основу при рассмотрении понятия «физическая культура».

Культура неразрывно связана с деятельностью и потребностями.

Деятельность - это различные виды и способы процессы освоения мира, его преобразования, изменения для удовлетворения потребности человека и общества. При этом человек, усваивая окружающий мир, всякий раз наполняет его смыслом, придает ему новое, ценностно-смысловое измерение, всякий раз как бы заново порождает его и тем самым порождает себя, обретает себя в этом очеловеченном мире (И. М. Быховская, 1993).

Потребность - это нужда в чем - то, жизненная или бытовая необходимость, важнейшие источники и условия развития личности и общества, побудительные причины социальной деятельности людей.

Обычно выделяют два класса потребностей - естественные и социальные.

К первым относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, размножении, защите потомства. Они присуще как к животным, так и человеку. Социальные потребности можно разделить на потребности личности и общества.

К числу наиболее важных потребностей общества относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людям и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований (В. М. Выдрйн, 1999).

Среди потребностей личности, например, с точки зрения гуманистической психологии (А. X. Маслоу, 1987), следует особо выделить потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоуважения, потребности само актуализации или личного совершенствования.

В процессе развития культуры ее важнейшими составляющими стали и такие виды (форма, способы) деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком самого себя, на преобразование своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

Среди всех ценностей культуры важнейшей является человек как создатель всех иных ценностей; только человек, осваивая природу, превращает в ценности то, что до этого ценностью не являлось.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труд) и военному делу - этим важнейшим условиям человеческого существования.

Наиболее полное определение ФК дано в работах Л. П. Матвеева (1983, 1984).

Физическая культура - органическая часть (отрасль) культуры общества и самого человека; основу ее специфического содержания составляет рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора физической подготовки к жизненной практике, оптимизация своего физического состояния и развития. К ней относятся: целесообразно выделенные формы такого рода деятельности, ее результата, имеющие культурные ценности, а в широком смысле и вся совокупность достижения общества создание специальных средств, методов и условий направленного развития физической дееспособности подрастающих и взрослых поколений. В условиях гуманного подлинного общества ФК является одним из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения каждого человека по пути физического совершенствования.

Более лаконичное определения этого понятия дают В.М. Выдрпн (1995. 1999), Б. А. Ашмарин (1999).

Физическая культура — вид культуры человека и общества. Это деятельность и социально значимый результат по созданию физической готовности людей к жизни; это, с одной стороны, специфический процесс, а с другой, - результат человеческой деятельности, а также средства и способ физического совершенствования. (В. М. Выдрин).

Физическая культура - как часть культуры общества есть деятельность людей по созданию и использованию материальных и духовных ценностей для физического совершенствования человека. (Б. А. Ашмарин).

Проведя анализ проблем телесности в социокультурном измерении, И. М. Быховская (1993) дает следующее определение физической (телесной) культуры.

Физическая культура - это область культуры, регулирующая на основе ценностей нравственности, деятельности человека (ее направленность, способы, результаты), связаны с формированием, сохранением и использованием телесном - двигательных качеств человека, исходя из представлении о нормах и идеалов их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты.

Соглашаясь с перечисленными авторами в том. что для ФК приоритетное значение имеют телесно -- двигательные характеристики, адвигательная деятельность (использование ФУ) является гласным орудием, средством, методом «окультуривания» человеческой телесности, необходимо особенно в контексте адаптивной ФК. более четко акцентировать внимание на всесторонности воздействий физических упражнений на личность занимающихся, их интеллектуальные, эмоционально - волевые, эстетические и другие свойства и качества.

В связи с этим предлагается следующее определение ФК.

Физическая культура -- вид культуры человека и общества. Это деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты но созданию всесторонней готовности человека к личности, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всесторонних свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально - волевых, эстетических, этических и других) с помощью физических упражнений, естественно — средовых и гигиенических факторов.

В отличие от ФК объектом познания и преобразования, субъектам самосовершенствования в адаптивной ФК являются, не здоровы, а больные люди, в том числе и инвалиды. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции или. по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов и др. базовой дисциплины применительно к столь необычной для ФК занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».

Таким образом, адаптивная ФК -- это вид (область) ФК человека с отклонением в состоянии здоровья, включая инвалида, и общества. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты но созданию всесторонней готовности человека с отклонением в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизация его состояния и развития его в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонением в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально — волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно - средовых и гигиенических факторов.

Именно в адаптивной ФК со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентацией деятельности и специалиста, и занимающегося только или преимущественно на физические (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида. Здесь на первое место выступают проблемы привлечения всех возможных средств и методов адаптивной ФК для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным дефектом, или. другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.

Адаптивная физическая культура является важнейшим компонентом всей системы реабилитации инвалидов и лиц в отклонении в состоянии здоровья, всех ее видов и форм. Она со всей очевидностью присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека и поэтому составляет фундамент, основу социально -трудовой, социально - бытовой и социально - культурной реабилитации; двигательная мобильность человека с ограниченными возможностями представляет собой один из важнейших критериев стадийно - уровневой характеристики процесса реабилитации.

Это объясняется тем, что, например, любая приобретенная инвалидность, ставит перед человеком проблему адаптации к жизни в своем новом качестве, что. в свою очередь, практически всегда связана с необходимостью освоение новых жизненно и профессионально важных знаний, перцептивных, двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование специальных физических и психических качеств и способностей, А это не мыслимо без использования средств и методов адаптивной ФК.

Среди многих факторов, ограничивающих поддержание оптимального психофизического состояния инвалидов, осуществление их трудовой, бытовой, культурной деятельности, а главное, способствующих развитию целого «букета» негативных изменений в организме, является гиподинамия и гипокинезия. Отрицательное влияние последних на все без исключения органы и функциональные системы человека хорошо известны и неоднократно описывались как в научной, так и в популярной литературе. Поставить надежный заслон различных заболеваний, наваливающимся подобно снежному кому на человека попавшею в условия вынужденной гиподинамии и гипокенизии (ограничение естественных движение - локомоций и т.п.), оптимизировать его психофизическое состояние может только разумно организованная двигательная активность. Здесь уместно вспомнить крылатое выражение И. А. Аршавского: «... человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы в своей жизни».

Огромна роль адаптивной ФК (особенно адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно -музыкальных) и экстремальных видов адаптивной двигательной активности и др.) в решении задач социализации данной категории населения, реализации соответствующего современным условиям образа жизни, как конечной цели реабилитации, повышения уровня качества их жизни.

Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»...

Сказанное позволяет сформулировать цели и основную установку (лейтмотив) адаптивной ФК.

Цель адаптивной ФК как вида физической культуры — максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно - двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Цель адаптивной ФК позволяет сформулировать основную установку деятельности в этой области как занимающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста).

Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной ФК жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния предоставляют каждому инвалиду шансы реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и даже превышающих их. Достаточно вспомнить такие имена, как: Тамерлан, Франклин Рузвельт, Алексей Маресьев, Валентин Дикуль, Святослав Федоров и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех. кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная ФК, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.

Задачи, решаемые в адаптивной ФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека: приоритет тех или иных задач во многом обуславливается компонентом (видом) адаптивной ФК, учебным материалом, материально - техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в адаптивной ФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает ГО особенностей занимающихся — лиц с отклонением в состоянии здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Вторая группа -- образовательные, воспитательные и оздоровительно - развивающие задачи - наиболее традиционные для физической культуры.

В связи с тем, что объектом внимания в адаптивной ФК является человек с отклонением в состоянии здоровья, то вполне логично попытаться, используя огромный потенциал этого вида деятельности, исправить имеющий недостаток, скорректировать,"если это возможно, основной его дефект. Причем, чем раньше будет замечен тот rum иной дефект, тем больше вероятности его коррекции.

Говоря о коррекционных задачах, имеются в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка. плоскостопие и т.п.). но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально - волевой сферы, функциональных соматических систем и др.

Так, например, целенаправленная работа по укреплению глазодвигательных мышц может привести к улучшению зрения; этап формирования умственных действий в материальной форме (по П. Я.Гальперину) значительно повышает эффективность -этого процесса: обучение умениям произвольного расслабления мышц позволяет снимать психологические «зажимы», корректировать эмоциональное состояние и т.п.

Разумеется, коррекционная работа может проводиться как по отношению к основному дефекту, так и сопутствующему заболеванию, а также по отношению к вторичным нарушениям, обусловленным основным дефектом.

В том случае, когда коррекция невозможна, на первый план выступают компенсаторные задачи (формирование пространственно-временной ориентировки у незрячих, «тренировка» сохранных сенсорных систем, обучение ходьбе на протезах и т.п.).

И, наконец, тот или иной дефект, то или иное заболевание требуют обязательной профилактической работы (решение профилактических задач). Так, например, ограничение мобильности человека настоятельно требует целенаправленной деятельности по профилактике заболеваний, обусловленных гиподинамией и гипокинезией.

Разумеется, все перечисленные задачи решаются в контексте обучения тем или иным знаниям, умениям, навыкам (образовательные задачи): воспитания тех или иных свойств личности занимающихся (воспитательные задачи); развития их физических качеств и способностей, укрепления мышц стопы, совершенствования осанки и т.п. (оздоровительно - развивающие задачи).

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...