Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ

На литературу по организационной культуре повлияли отчеты о различиях наци­ональных культур, влияющих на организации и управление, что иногда называют «сравнительным менеджментом» (Farmer and Richman, 1965;Hairet 1966;Negandhi and Prasad, 1971'; hammers and Hickson, 1979;Hofstedet 1980). Несомненный успех японских организаций в конкурентной борьбе в 1960-х и 1970-х гг. привел к все­общему признанию значимости аспектов национальной культуры (Ouchi, 1981; Pascale and Athos, 1981).

В широком смысле «культура» определяется как «коллективное программи­рование мыслей, которое отличает одну группу или категорию людей от другой» (Hofstedetl991). Следовательно, «организационную культуру» можно определить как «коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой». Помимо организационной и национальной можно выде­лить также профессиональную культуру, бизнес-культуру, мужскую и женскую культуры, культуру возрастных групп (например молодежную культуру) и т. д. Однако использование слова «культура» для всех этих категорий не означает тож­дественности явлений. В различных видах социальных систем природа этих куль­тур может быть совершено разной. Например, можно рассмотреть частный слу-

 

Управление человеческими ресурсами

 

чаи, сравнив организационную и национальную культуры: принадлежность к организации всегда основана на временном участии и добровольных началах, и то время как "принадлежность" к нации неизменная и недобровольная.

Культура как коллективное программирование мыслей проявляется различ­ными способами. Для их описания используется множество понятии, но следую­щие четыре довольно четко охватывают общее представление: символы, герои, ритуалы и ценности. Их можно представить как кожицу лука: символы — самый поверхностный слой, ценности — наиболее глубокие проявления культуры герои и ритуалы занимают промежуточные позиции.

Символы — слова, жесты, описания или объекты, которые имеют определенное значение, существенное только для тех, кто разделяет эту культуру. Слова опре­деленного языка или жаргона так же принадлежат к этой категории, как, напри­мер, одежда, прическа, «Coca-cola», флаг и показатели положения в обществе. Легко создаются новые символы, а старые исчезают; символы одной культурной группы систематически перенимаются другой. По этим причинам они представ­ляют только внешний, наиболее поверхностный слой культуры.

Герои — люди, живые или мертвые, реальные или выдуманные, обладающие чертами, которые высоко ценятся в определенной культуре, и поэтому служа­щие и качестве образцов поведения. Со временем культурными героями часто стаиоиятся основатели компаний. В наше время развития телевидения внешнее

окружение играет значительно большую роль в выборе героев, чем когда-либо

раньше.

Ритуалы — коллективные действия, формально, может быть, и не нужные для достижения желаемого результата, но считающиеся социально необходимыми в рамках культуры: таким образом, они выполняются ради самих себя. Примерами могут служить манеры приветствовать и оказывать знаки уважения, а также об­щественные и религиозные церемонии. Деловые и политические встречи органи­зованные по целесообразным причинам, в основном нередко служат ритуальным целям, позволяют лидерам самоутверждаться.

Символы, герои и ритуалы вместе называются практикой». По существу, они видны любому стороннему наблюдателю, однако их культурная значимость неви­дима и точно определяется только так, как эта практика трактуется людьми внут­ри данной системы.

Ядро культуры складывается из ценностей. Ценности — широко распростра­ненные тенденции предпочитать одно положение вещей другому. Ценности име­ют как положительные, так и отрицательные стороны. Это можно показать следу­ющим образом:

♦ зло в сравнении с добром;

♦ грязь в сравнении с чистотой;

♦ безобразие в сравнении с красотой;

♦ неестественность в сравнении с естественностью;

♦ анормальность в сравнении с нормальностью;

♦ парадоксальность в сравнении с логичностью;

♦ иррациональность в сравнении с рациональностью.

 

Организационная культура

 

Ценности - это первое, чему учатся дети, не осознавая, но полностью воспринимая. Психологи, занимающиеся вопросами развития человека, верят, что в воз-расте десяти лет у большинства детей уже сформирована базисная ценностная система и что после этого возраста уже трудно внести изменения. Поскольку ба-зисные ценности закрепляются в самом раннем периоде жизни, большинство из них не осознается их носителями. Следовательно, ценности нельзя ни изучать, ни непосредственно наблюдать со стороны. Мы можем только делать предположе-ния об их наличии, анализируя поступки людей в различных обстоятельствах.

Два больших исследовательских проекта — один, направленный на изучение различий национальных культур (Hofstede, 1991), а второй - на изучение раз-личин организационных культур (Hofstede et al, 1990) — показали, что нацио-нальные культуры различаются в основном на уровне ценностей, в то время как организационные культуры чаще находятся на поверхностном уровне практики: символов, героев и ритуалов.

На рис. 1 наглядно показаны различия в соотношении ценностей и практики для национального п организационного уровней культуры, а также для разных полов, общественных классов, профессий и деловой активности (бизнеса). Эти различия можно объяснить различиями сред, в которых происходит социализа­ция (обучение) ценностям и практике; они приведены с правой стороны диаграм­мы. Ценности приобретаются в раннем возрасте, в основном в семье, а позднее в школе. При рождении приобретаются две характеристики — пол и националь­ность. К десяти годам ребенок уже закрепляет в памяти большинство основных ценностей в качестве программ. Школа является местом социализации, связан­ной с будущей профессией ученика (студента). Организационная культура усва­ивается только в процессе социализации на рабочем месте, куда большинство люден приходит в зрелом возрасте, т. с. с системой своих уже закрепленных цен­ностей. Уровень деловой культуры (как, например, культура банковской деятель­ности или туризма) находится в промежутке между профессиональным и органи­зационным уровнями культуры.

На рис. 1 показано, что национальные и организационные культуры — явления различного порядка. Использование для наименования этих феноменов одного слова «культура» может ввести в заблуждение.

В популярной литературе по менеджменту организационную культуру часто представляют как основание для ценностей (см., например, Peter's and Watennan, 1982). Путаница возникает из-за того, что в литературе не определяют разницу между ценностями основателей и лидеров и ценностями простых сотрудников. Основатели и лидеры создают символы, героев и ритуалы, которые определяют

ежедневную практику поведения всех членов организации. Но сотрудникам не приходится полностью адаптировать свои личные ценности к потребностям орга-низации. Производственная организация, как правило, не является «тоталитар-ным институтом», как, например, тюрьма или психбольница.

Ценности членов организации зависят главным образом от иных критериев, нежели членство в организации: например пол, национальность, общественный класс и профессия. Они учитываются в процессе найма сотрудников: организация нанимает людей определенного пола, национальности, класса, образования пли

 

 

 

Рис. 1. Соотношение ценностей и практики в культуре и различных социальных

Системах

 

возраста. Их последующая социализация зависит от усвоения практики: симво­лов, героев и ритуалов. Сотрудники отдела кадров, которые занимаются предва­рительным отбором людей для найма, играют важную роль в поддержании орга­низационных ценностей (улучшая или ухудшая их).

Дело в том, что организационная культура больше состоит из сложившейся практики, чем из ценностей, которые делают ее в некоторой степени управляе­мой: культурой можно управлять, изменяя практику. Ценности принимаемых на работу сотрудников работодателю намного труднее изменить, так как они приоб­ретены еще в детстве. Иногда работодатель может пробудить скрытые ценности, которыми сотрудник обладает, но раньше ему не предоставлялась возможность их проявить: например стремление к инициативности и творчеству, которые яв­ляются элементами нынешней практики, в то время как в прежней они не были приняты.

 

АСПЕКТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Большой исследовательский проект по изучению различий национальных куль­тур в деятельности дочерних компаний многонациональной корпорации (IBM) был осуществлен в 64 странах. Последующие исследования охватили студентов соответственно из 10 и из 23 стран, элитарные слои общества 19 стран (Hofstede, 1991;HofstedeandBond, 1988;Норре, 1990). Совместно эти исследования выдели­ли пять независимых измерений, переменных, определяющих различия нацио­нальных культур.

(1) Дистанция власти — степень, начиная с которой наименее влиятельные сотрудники организаций и социальные институты (например семья) восприни­мают и полагают, что власть распределена неравномерно. Это отражает представ­ление о неравноправии (больше или меньше допустимого) снизу, а не сверху. Ут­верждается, что уровень общественного неравноправия подтверждается в равной степени как лидерами, так и последователями. Власть и неравноправие, конечно, — фундаментальные явления любого общества, и человек с опытом международно­го общения сознает, что «любое общество неравноправно, но в одном неравнопра­вия больше, чем в другом*.

 

 

В табл. 1 перечислены некоторые различия на рабочем месте между культура­ми, отличающиеся большей и меньшей дистанцией власти. В данной формули­ровке рассматриваются крайности; в реальной ситуации могут встречаться также и промежуточные позиции. На поведение людей на работе в значительной степе­ни влияет ранее приобретенный ими опыт отношений в семье и в школе: ожида­ния и страхи по отношению к начальнику представляют собой проекцию отноше­ний с отцом, матерью или учителями. Для того чтобы понять руководителей, коллег и подчиненных в другой стране, необходимо знать о национальных осо­бенностях их отношений в семье и в школе.

(2) Индивидуализм, с одной стороны, и коллективизм — с другой, - это степень, с которой человек интегрирован в группу. На полюсе «индивидуализм» мы нахо­дим общества, в которых связи между индивидуумами слабые: от каждого ожи­дается, что он/она сам/сама будет заботиться о себе и своей собственной семье. На полюсе «коллективизм» мы находим общества, в которых люди с самого рож­дения интегрированы в сильные, сплоченные группы, часто расширенные семьи (с дядями, тетями, бабушками и дедушками), которые непрерывно их защищают в обмен на абсолютную приверженность. Слово «коллективизм» в этом понима­нии не имеет политического оттенка: оно означает группу, а не государственное устройство. Более того, вопрос, касающийся этого аспекта, фундаментален и от­носится ко всем обществам в мире.

В табл. 1 также показаны некоторые различия на рабочем месте между коллек­тивистскими и индивидуалистическими культурами; большинство существующих культур занимают промежуточное положение между этими двумя крайностями. Слова «сепаратизм» и «универсализм» являются общими социологическими кате­гориями. Сепаратизм — образ мышления, при котором нормы общения с людьми зависят от группы или категории, к которой они принадлежат. Универсализм -образ мышления, при котором нормы общения с людьми одинаковы независимо от принадлежности людей.

(3) Мужественность в сравнении с противоположностью — женственностью (иногда — мачизм против феминизма) — является еще одним фундаментальным во­просом общества, так как относится к распределению ролей между мужчинами и жен­щинами для определения диапазона методов решения проблем. Исследования ком­пании IBM показали, что в разных обществах ценности женщин меньше отличаются друг от друга, чем ценности мужчин, и что ценности мужчин в разных странах могут содержать параметры от чрезмерной самоуверенности и настроенности на сопер­ничество и максимального различения от женских ценностей, с одной стороны, до скромности, заботливости и близости к женским ценностям — сдругой. Если в обще­стве преобладает тенденция к самоутверждению личности, то его называют «му­жественным», а если преобладают тенденции к заботливости и скромности, то об­щество - «женственное». Женщины в женственных обществах обладают такими же тенденциями к проявлению скромности и заботливости, как и мужчины; в му­жественных обществах женщины также проявляют тенденции к самоуверенности и конкуренции, но не в такой степени, как мужчины, и поэтому в этих странах наблю­дается тенденция к расхождению в ценностях женщин и мужчин. В табл. 1 также пе­речислены некоторые различия на работе между мужскими и женскими культурами.

 

 

Таблица 1 Последствия различий национальных культур для работы

Общество с небольшой дистанцией власти Иерархия означает неравенство ролей,основанное на полезности и необходимости Подчиненные ожидают консультаций состороны руководства Идеальный руководитель — изобретательныйдемократ Общество с развитым коллективизмом Ценностные стандарты различаются внутри групп и вне их: сепаратизм Другие люди оцениваются какчлены их группы. Более важны взаимоотношения между людьми, чем задачи Отношения между работодателем инаемным работником строятся на основе моральноммодели Женственное общество Излишняя самоуверенность осмеивается Сотрудники согласны работать за более низкие станки оплаты труда Фокус на качество жизни * Интуиция Общество с низким стремлением избежать неопределенности Неприятие правил — писаных или неписаных Низкий уровень формализации и стандартиза ции Терпимость к людям с отклоняющимся поведением и идеями Общество с большой дистанцией власти   Иерархия означает существующее неравенство   Подчиненные рассчитывают на то, что им скажут, что нужно делать Идеальный руководитель - благосклонный автократ (хороший отец) Общество с развитым индивидуализмом Одни и те же ценности применимы ко всем: универсализм Другие люди оцениваются как потенциальные ресурсы Более важны задачи, чем взаимоотношения Отношения между работодателем и наемным работником строятся на основе расчета   Мужественное общество Излишняя самоуверенность высоко ценится Сотрудники согласны работать только за более высокие ставки оплаты труда Фокус на карьерный рост Решительность Общество с высоким стремлением избежать неопределенности Эмоциональная потребность в правилах — писаных или неписаных Высокий уровень формализации и стандарти-зации Нетерпимость к людям с отклоняющимся повелением и идеями

(4) Стремление избежать неопределенности обусловливается степенью терпи­мости общества к неопределенности и двусмысленности; т. е. в конечном счете относится к поиску человеком истины. Оно указывает, в какой степени культур­ное программирование позволяет членам общества ощущать комфорт или дис­комфорт в неопределенной, неустойчивой ситуации. Неопределенная ситуация нестандартна, неизвестна, непредсказуема, отличается от обычной. Культуры, стремящиеся избежать неопределенности, пытаются минимизировать вероят­ность таких ситуаций, создавая строгие законы и правила, меры безопасности и зашиты, а на уровне философии и религии — веру в абсолютную истину: «Может существовать только одна истина, и мы ею обладаем». Люди в таких странах также более эмоциональны н мотивируются внутренней нервной энергией. В проти­воположном типе культуры, которая спокойно воспринимает неопределенность, люди более терпимы к взглядам, отличным от их собственных или тех, к которым они привыкли; они стараются создавать как можно меньше правил, а с позиций философии и религии действуют как «релятивисты» (признающие относитель­ность чего бы то ни было) и позволяют сосуществовать рядом многим течениям. Люди в этой культуре более флегматичны и погружены в размышления, от них не ждут открытого выражения эмоций. В табл. 1 перечислены некоторые различия

на рабочем месте между культурами с низким и высоким стремлением избежать неопределенности.

(5) Долгосрочная ориентация в сравнении с краткосрочной ориентацией изу­чалась среди студентов 23 стран мира с использованием опросников, разработан­ных китайскими учеными (Hofstede and Bond, 1988). Можно сказать, что это ис­следование касается добродетели безотносительно к истине. Ценности, связанные с долгосрочной ориентацией, определяются расчетливостью и напористостью; в свою очередь, ценностями, связанными с краткосрочной ориентацией, являются уважение к традициям, выполнению социальных обязательств и стремлению не терять своего лица. Как положительные, так и негативные ценности этого измере­ния можно найти в учении Конфуция, наиболее влиятельного китайского фило­софа, жившего за 500 лет до и. э.; однако этот показатель можно применить и к странам, которых не коснулась конфуцианская философия. В отличие от пре­дыдущих четырех аспектов, которые приведены в табл. 1, для этого показателя

такая таблица различий не составлялась из-за недостаточной изученности этой области.

Данные по первым четырем аспектам были получены на основании исследова­ния корпорацией IBM 50 стран и 3 регионов, в то время как пятый аспект рассмот­рен на основе данных о студентах из 23 стран, собранных М. X. Бондом. Для более подробной информации о ценностях смотрите работу Г. Хофстеде (Hofstede, 1990), Наиболее высокая дистанция власти характерна для латинских, азиатских и африканских стран, а наиболее низкая — для германских. Индивидуализм пре­обладает в развитых и западных странах, в то время как коллективизм - в менее развитых и восточных; Япония занимает промежуточное положение. Наиболее высокий показатель мужественности - в Японии, в нескольких европейских стра­нах (в Германии, Австрии и Швейцарии); умеренно высокий показатель — в анг­логоворящих; наиболее низкий — в скандинавских странах и в Голландии, а уме­ренно низкий - в некоторых латинских и азиатских странах, например во Франции, Испании и Таиланде. Показатель стремления избежать неопределенности самый высокий в латинских странах, в Японии и странах, говорящих па немецком языке, а самый низкий - в англоговорящих, скандинавских странах и китайской культуре. Долгосрочная ориентация наиболее ярко выражена в восточных азиатских странах, особенно в Китае, Гонконге, Тайване, Японии и Южной Корее.

Группировка стран по показателям указывает на определенные корни культур­ных различий. У стран, обладающих похожими показателями, вероятно, суще­ствует похожее историческое развитие. Все латинские страны, например, имеют относительно высокие показатели дистанции власти и стремления избежать неопределенности. Латинские страны (говорящие сегодня на романских языках, а именно на испанском, португальском, французском и итальянском) унаследова­ли, по крайней мере, часть цивилизации Римской империи. Для Римской империи тех времен было характерно наличие централизованной власти в Риме и законо­дательной системы, действие которой распространялось на любого человека им­перии. Такая структура сформировала у граждан набор ценностей, которые мы можем наблюдать и сегодня: централизация, породившая большую дистанцию власти, и акцент на законодательстве, породивший сильное стремление избежать неопределенности. В китайской империи также существовала централизация, но там практически отсутствовала непреложная система законов, так как империя управлялась скорее людьми, чем законами. В настоящий момент страны, на кото­рые распространяются китайские традиции, с отношением, зарожденным суще­ствовавшей империей, отличает большая дистанция власти, но умеренно низкое стремление избежать неопределенности. Германской части Европы, включая и Великобританию, никогда не удавалось сформировать длительную, общую, цент­рализованную власть, и страны, унаследовавшие эту цивилизацию, демонстриру­ют небольшую дистанцию власти. Представления об исторических корнях куль­турных различий всегда были теоретическими, но в данных примерах они вполне убедительны, оставаясь вдругих случаях скрытыми от внешнего наблюдателя.

Показатели по этим пяти аспектам статистически соотносятся со многими дру­гими данными по странам. Например, дистанция власти сопоставляется с приме­нением силы во внутренней политике и с неравенством доходов населения. Инди­видуализм связан снациональным богатством (валовой национальный продукт надушу населения) и мобильностью между социальными классами из поколения в поколение. Мужественность отрицательно соотносится с долей валового нацио­нального продукта, которуюправительство богатых стран расходует на помощь развитию стран третьего мира.Стремление избежать неопределенности сопряже­но с римским католицизмом и правовымобязательством граждан вразвитых стра­нах носить при себе удостоверениеличности. Долгосрочная ориентация соотно­сится с ростом национальной экономики в течение25 лет, чтовидно на примере экономического успеха в Восточной Азии вэтом периоде, достигнутого благодаря акценту в культуре населения натакие ценности, как расчетливость и напорис­тость, ориентированные набудущее.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...