Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






По проверке знаний машинистов портальных кранов

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

По проверке знаний машинистов портальных кранов

 

БИЛЕТ №1

1. Общее устройство портальных перегрузочных кранов.

2. Устройство и принцип действия электродвигателя переменного тока.

Двигатель переменного тока используется в механизмах грузоподъемных кранов. Состоит из:

А) статора с обмотками (неподвижная часть - корпус)

Б) ротора (вращается)

В) подшипниковых крышек( 2шт )

Принцип действия: включение рукоятки контроллера в рабочую позицию в обмотку статора поступает эл.ток, вследствии чего возникает магнитное поле статора. Магнитное поле статора, взаимодействуя с обмоткой ротора, что вызывает возникновение ЭДС (электродвижущая сила) что в свою очередь ведет к возникновению магнитного поля ротора. Магнитное поле статора и ротора начинает взаимодействовать: магнитное поле статора тянет за собой магнитное поле ротора и сам ротор .Вал двигателя начинает вращаться. Частота вращения ротора отстаёт от частоты вращения магнитного поля статора, поэтому двигатель называется асинхронный.

 

3. Основные неисправности кранового оборудования.

Возможные неисправности, причины возникновения и способы их устранения приведены в руководстве по эксплуатации крана. Все неисправности можно разделить на неисправности механического и электрооборудования. Задача машиниста крана своевременно выявлять возможные неисправности, причины их появления и принимать меры к своевременному их устранению, самостоятельно в пределах квалификации или при помощи ремонтной службы, подчиненной ИТР ответственному за исправное состояние крана, и делать соответствующую запись в вахтенном журнале.

Механические:редуктор, тормоза, муфты, рельсовый путь, канаты и т.д..

Электрооборудование: контроллеры, электродвигатели, приборы безопасности, токоподводящие устройства.

 

4. Порядок подъема грузов.

Любой маневр крановщик выполняет только по команде стропальщика с которым он работает, или от старшего, если стропальщиков несколько, при условии соответствия этой команды требованиям правил.

Команду «Стоп» крановщик обязан выполнить от любого, первого заметившего какую-то опасность или неисправность.

Подъем груза осуществляется за два этапа: предварительный подъем груза на 200-300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, действия тормозов.

Стропальщик подает команду на подъем после того как проверит надежность крепления груза и отсутствия его защемления, удалит с груза незакрепленные детали и другие предметы.

Если во время предварительного подъема обнаружилась необходимость что-либо изменить, поправить положение ветвей строп, крюков или других элементов грузоподъемных приспособлений стропальщик подает команду на опускание груза, и только на опущенном грузе производит все необходимые манипуляции, после чего процедура подъема повторяется: груз поднимается на 200-300 мм для проверки, если замечаний нет, то груз поднимается на необходимую высоту с таким расчетом чтобы при горизонтальном перемещении груза просвет между грузом и любым препятствием на пути перемещения был не менее 0.5 м.

 

5. Назначение сигнализации при работе крана.

Все операции механизмами крана крановщик выполняет только по команде стропальщика, с которым он работает, или от старшего, если стропальщиков несколько, или от сигнальщика, а команду «Стоп» крановщик обязан выполнить от любого, первого заметившего какую-то опасность или неисправность. Для передачи команд крановщику существуют следующие способы:- голосом, если позволяет обстановка (как дублирование знаковой сигнализации);- знаками; - радио –телефонная связь.

БИЛЕТ №2

1. Общее устройство портала,

2. Устойчивость портального крана.

Портальные краны являются свободно стоящими, устойчивость которых против опрокидывания обеспечивается только их собственным весом. Кроме веса крана, веса поднимаемого груза и веса грузозахватных приспособлений на кран воздействуют различные внешние нагрузки.

Эффект от действия той или иной внешней нагрузки зависит не только от ее величины, но и от точки приложения. Чем дальше находится сила от ребра опрокидывания, тем больше эффект от ее действия. Поэтому воздействие нагрузок на кран характеризуется величиной момента действующей силы, равной величине произведения этой силы на расстояние от ребра опрокидывания (плечо действия).

Pис. . Схемы расчета грузовой (а) и собственной (б) устойчивости крана

Величины моментов действующих сил зависят от угла наклона площадки, на которой стоит кран, положения стрелы и груза. Кран опрокинется тогда, когда ряд факторов, неблагоприятно влияющих на его устойчивость, действует совместно. Поэтому краны проектируют так, чтобы при любых условиях, как в рабочем, так и в нерабочем состоянии была обеспечена их устойчивость. При определении устойчивости ветровая нагрузка и уклон пути в расчетах рассматриваются как факторы, неблагоприятные для устойчивости крана.

При определении устойчивости крана различают грузовую устойчивость, т. е. устойчивость крана в рабочем состоянии против действия всех нагрузок при возможном опрокидывании вперед, в сторону стрелы, и собственную устойчивость, т. е. устойчивость крана в нерабочем состоянии при отсутствии полезных нагрузок и возможном опрокидывании назад, в сторону, противоположную расположению стрелы.

Грузовую и собственную устойчивость крана проверяют расчетом. Степень (мера) устойчивости крана в рабочем состоянии определяется коэффициентом грузовой устойчивости, а в нерабочем состоянии — коэффициентом собственной устойчивости.

Коэффициентом грузовой устойчивости Ki называется отношение момента относительно ребра опрокидывания, создаваемого весом всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок и влияния наибольшего допускаемого при работе крана уклона, к моменту, создаваемому рабочим грузом относительно того же
ребра.

К дополнительным нагрузкам относятся ветровая нагрузка для рабочего состояния крана (принимается по ГОСТ 1451—65 «Краны подъемные. Нагрузка ветровая») и инерционные силы, возникающие в период пуска или торможения механизмов крана (грузовая и стреловая лебедки; механизмы поворота крана, выдвижения стрелы, передвижения крана).

Числовое значение коэффициента грузовой устойчивости определяют для двух расчетных положений стрелы крана относительно ребра опрокидывания: перпендикулярно ребру опрокидывания; под углом 45° к ребру опрокидывания. При положении стрелы под углом 45° учитывают также дополнительные касательные инерционные силы, возникающие при торможении механизма поворота.

Грузовая устойчивость крана считается удовлетворительной, если коэффициент грузовой устойчивости равен или более 1,15 (рис. а):

Числовые значения коэффициентов грузовой и собственной устойчивости определяют, принимая угол наклона крана равным 0.

Машинист стрелового крана должен помнить о том, что потеря устойчивости приводит к тяжелым авариям. Поэтому для уменьшения дополнительных опрокидывающих нагрузок надо движения при работе крана выполнять плавно.

 

3. Смазка кранов.

Краны смазывают в соответствии с картой смазки, приведенной в техническом описании и инструкции по эксплуатации, где указываются места и периодичность смазывания, смазочные материалы, количество точек и способ смазывания.

Перед пуском крана в работу машинист убеждается, что все механизмы крана смазаны.

Наличие смазки в редукторах проверяют по масломерному щупу.

При смазывании кранов соблюдают следующие правила: перед смазыванием удаляют грязь с мест введения смазочного материала – пресс-масленок, пробок, крышек, люков и щупов. В шарниры, оси и подшипники скольжения смазочный материал вводят до тех пор, пока выходящая из мест сопряжения смазка не станет чистой. В случае необходимости трущиеся пары шарниров разбираются, очищаются, прочищаются смазочные отверстия и канавки и закладывается свежая смазка.

Подшипники качения заполняют не более чем на 2/3 объема (иначе увеличивается трение, смазка перегревается и выжимается через сальники, а при остывании часть выдавленной при работе смазки вместе с грязью засасывается в полость подшипника и приводит в негодность оставшуюся внутри чистую). При смене смазки в подшипниках электродвигателя она не должна попадать на обмотку и коллектор или контактные кольца, так как это приводит к нарушению контакта, подгоранию и пробою изоляции обмотки.

На новом кране первую смену масла в редукторах проводят после приработки деталей (100-200 часов – 0,5-1 месяц при двухсменной работе).

Сезонную смену смазки выполняют с наступлением лета и зимы, независимо от срока ее эксплуатации. Рекомендуемые заменители смазки разрешено применять лишь при отсутствии основного материала.

При замене смазки, особенно в редукторах, необходимо пользоваться приспособлениями, воронками, шлангами с воронками, лейками или механическими маслозаправщиками.

Пролитое случайно масло засыпают песком, собирают вместе с песком, увозят на свалку или сжигают.

 

4. Когда запрещена работа крана.

Крановщик не должен приступать к работе, если:

1) имеются трещины или деформации в металлоконструкции крана, ослаблены болтовые или заклепочные соединения;

2) повреждены или отсутствуют зажимы крепления канатов или ослаблены их болты;

3) грузовой канат имеет число обрывов проволок или износ, превышающий установленную руководством по эксплуатации крана норму, а также оборванную прядь или местное повреждение;

4) механизмы подъема груза, передвижения крана или тележки имеют дефекты;

5) детали тормозов или механизмов крана имеют повреждения;

6) износ крюка в зеве превышает 10% от первоначальной высоты сечения, неисправно устройство, замыкающее зев крюка, нарушено крепление крюка в обойме;

7) неисправны или отсутствуют блокировки, звуковой сигнальный прибор, концевые выключатели механизмов подъема груза, передвижения крана или тележки;

8) повреждены канатные блоки или полиспасты;

9) грузовой крюк или блоки не вращаются;

10) отсутствуют ограждения механизмов или неизолированных токоведущих частей электрооборудования, а также отсутствует или повреждено заземление;

11) неисправны крановые пути;

12) повреждены или отсутствуют противоугонные устройства;

13) истекли сроки технического освидетельствования, ремонта, технического обслуживания и профилактического осмотра;

14) если неисправны или не замаркированы грузозахватные средства и тара;

15) если нет аттестованных стропальщиков;

16) если плохая видимость, не освещена или плохо освещена рабочая площадка при работе в темное время суток;

17) если скорость ветра выше, указанной в паспорте.

 

5. Сигнал "Стоп" ( прекратить подъем или передвижение)

 

БИЛЕТ №3

1.Назначение и типы портальных кранов.

2. Детали крановых механизмов ( оси, валы, муфты).

3. Назначение и виды технического обслуживания кранов.

Система планово-предупредительного технического обслуживания включает в себя следующие виды обслуживания:

- ежесменное (ЕО);

- периодическое (ТО-1, ТО-2);

- сезонное (СО);

Ежесменное обслуживание предназначено для общего контроля технического состояния крана: осмотр составных частей, дозаправка смазочных систем, проверка состояния грузового каната и его крепления, проверка работы электрооборудования и приборов безопасности, чистка и мойка крана.

ТО-1 выполняется с целью снижения интенсивности изнашивания деталей. ТО-1 включает в себя все работы ЕО, а также проверку состояния металлоконструкций, надежности крепления несущих сборочных единиц к составным частям, состояния зубчатых передач, исправности электрооборудования, канатов и приборов безопасности, работоспособности систем управления.

ТО-2 включает в себя все работы ЕО, ТО-1, а также проверку состояния и регулировку сборочных единиц, приборов и устройств безопасности, смазку крана.

СО проводится 2 раза в год и предназначено для подготовки крана к эксплуатации в холодное и теплое время года. Проведение СО обычно совмещается с ТО-2, ближайшим по сроку выполнения к наступлению соответствующего сезона эксплуатации.

 

4. Правила складирования грузов.

Складирование грузов производится согласно схем складирования или по указанию лица ответственного за безопасное производство работ кранами.

Кирпичследует укладывать в клетки высотой не более 1,7м, в пакетах на поддонах - не более чем в 2 яруса, а в контейнерах - в один ряд.

Фундаментные блоки и блоки стен подвалов, плиты перекрытий следует укладывать в штабель высотой не более 2,5м на подкладках и прокладках;

Стеновые панели - в кассеты или пирамиды;

Панели перегородок - в кассеты вертикально;

Стеновые блоки - штабель в два яруса на подкладках и прокладках;

Ригели и колонны - в штабель высотой до 2м на подкладках и прокладках;

Пиломатериалы укладываются в штабели, высота которых при рядовой укладке не более половины ширины, а при укладке в клетки - не более ширины штабеля.

Трубы: диаметром до 100 мм складируются на стеллажах, диаметром до 500 мм - в штабели высотой до 2 м на подкладках и прокладках с концевыми упорами; диаметром более 500 мм - в штабели высотой до 3 м в седло без прокладок, кроме нижнего ряда, укладываемого на подкладки с концевым упором.

Чугунные трубы складируются на деревянных подкладках в штабели высотой не более 1,5 м. при этом ряды труб укладывают поочередно вдоль и поперек. В каждом ряду трубы укладывают раструбами в противоположные стороны.

Черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллеры, двутавровые балки, сортовая сталь) - в штабели высотой до 1,5 м с подкладками и прокладками.

Строповка пиломатериалов, труб и стального проката осуществляется согласно схем строповки, не менее чем в двух местах.

Требования к подкладкам и прокладкам: высота прокладок должна быть не менее чем на 20 мм больше высоты монтажных петель или других выступающих частей. Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плоскости во избежании местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100 мм больше габарита опирания конструкции. Запрещается применять прокладки и подкладки круглого сечения.

Между штабелями на площадке должны быть оставлены проезды, ширину которых определяют в зависимости от размеров автомашин, их прицепов, а также кранов, которые будут работать на площадке. Необходимо учитывать наличие проходов между транспортными средствами и складируемыми конструкциями, которые должны быть не менее 1м.

Между смежными штабелями во избежании повреждения элементов надо оставлять просвет не менее 20 см.

 

5. Сигнал "Осторожно".

 

БИЛЕТ №4

1. Основные технические параметры портальных кранов.

2. Устройство подкрановых путей и требования к ним по эксплуатации.

Устройство рельсового кранового пути портальных кранов должно производиться по проекту, разработанному специализированной организацией, где указываются следующие основные сведения: тип рельсов; тип, сечение и длина шпал (полушпал); расстояние между шпалами; способ крепления рельсов между собой и к шпалам; наличие подкладок между рельсами и шпалами, их конструкция и способ установки; зазор между рельсами; предельно допустимые отклонения; конструкция тупиковых упоров; устройство заземления рельсового пути.

Рельсы могут быть специальные крановые КР, или обычные железнодорожные.

Для ограничения пути передвижения крана в концах кранового пути с обеих сторон устанавливаются упоры, которые снабжаются упругими буферами (пружинные или резиновые). Перед упорами на крановых путях укрепляют отключающие линейки концевых выключателей.

Заземление рельсового пути выполняется для предупреждения возможного поражения людей электрическим током в случае прикосновении к металлическим частям крана, случайно оказавшимися под напряжением в результате повреждения изоляции. Заземление – это специальная система электрического соединения деталей крана с землей через различные заземляющие устройства. Металлоконструкции портальных кранов заземляют через крановый путь, стыки рельсов которого надежно соединяют между собой. Состояние заземления контролируют одновременно с выполнением работ по ремонту кранового электрооборудования, но не реже 1 раза в год в периоды наименьшей проводимости: 1 раз летом при наибольшем просыхании почвы, 1 раз зимой при наибольшем промерзании почвы.

ПРЕДЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ КРАНОВОГО ПУТИ ОТ ПРОЕКТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПЛАНЕ И ПРОФИЛЕ

 

 

  Отклонение, мм Графическое представление отклонения Краны
    мосто- вые башен- ные коз- ловые пор- таль- ные мосто- вые пере- гру- жатели
  Разность отметок головок рельсов в одном поперечном сечении , мм - размер колеи (пролет)             45-60            
Разность отметок рельсов на соседних колоннах , мм   - - - -
Сужение или расширение колеи рельсового пути (отклонение размера пролета - в плане)            
Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте            
Зазоры в стыках рельсов при температуре 0 °С и длине рельса 12,5 м    
Разность высотных отметок головок рельсов на длине 10 м кранового пути (общая)     -        
                   

 

Примечания. 1. Измерения и выполняют на всем участке возможного движения крана через интервалы не более 5 м.

 

2. При изменении температуры на каждые 10 °С устанавливаемый при устройстве зазор изменяют на 1,5 мм, например, при температуре плюс 20 °С установленный зазор между рельсами должен быть равен 3 мм, а при температуре минус 10 °С - 7,5 мм.

 

3. Назначение и виды ремонта кранов.

Действующая система планово-предупредительного ремонта (ППР) объединяет все виды ухода, технического обслуживания и ремонта.

Сроки их проведения зависят от конкретного типа, марки крана, режима работы и условий эксплуатации и обычно указаны в паспорте и инструкции по эксплуатации.

В соответствии с паспортом крана, инструкцией по эксплуатации могут быть предусмотрены следующие виды ремонтов: текущий, средний и капитальный.

При текущем ремонте устраняют неисправности в узлах и агрегатах, возникающие в процессе работы машины и препятствующие ее нормальной эксплуатации. Текущий ремонт машины выполняют путем замены или ремонта деталей (кроме базисных) со снятием или без снятия агрегатов и узлов с машины. При текущем ремонте допускается замена агрегатов и узлов, требующих капитального ремонта, новыми или заранее отремонтированными.

БИЛЕТ №5

1. Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на портальных кранах.

2. Устройство и принцип действия редукторов, устанавливаемых на кранах.

Редуктор – это зубчатая или червячная передача, смонтированная внутри корпуса, обычно чугунного. Редукторы предназначены для повышения или понижения числа оборотов. На кранах редукторы, как правило, служат для уменьшения числа оборотов механизмов подъема и перемещения.

По конструкции редукторы бывают зубчатые, червячные или комбинированные.

Зубчатые передачи служат для передачи вращения от одного вала к другому. По конструкции зубчатые передачи подразделяются на цилиндрические и конические. Цилиндрические зубчатые передачи бывают с прямыми, косыми и шевронными зубьями, а конические, кроме того еще и с криволинейными.

Цилиндрическая зубчатая передача применяется в тех случаях, когда ведущий и ведомый валы расположены параллельно, а коническая, когда валы расположены под углом в плоскости.

Червячные передачи представляют собой сочетание зубчатого колеса с червячным винтом, оси которых располагаются под углом 90 градусов. Червячный винт является ведущим, а червячное колесо – ведомым. При помощи червячной передачи можно получить большое передаточное число. Червячная передача обладает свойством самоторможения.

Зубчатые редукторы бывают многоступенчатыми, а червячные – только одноступенчатые. Ступенчатость редуктора определяется по числу пар зубчатых колес.

 

3. Состав работ при ежесменном обслуживании крана.

4. Какой груз нельзя поднимать краном.

n заваленный другими грузами;

n привинченный болтами к другому грузу;

n залитый бетоном или заваленный строительным мусором, землей;

n примерзший к земле;

n превышающий грузоподъемность крана или неизвестного веса;

n ж/б или бетонные изделия весом более 500 кг., не имеющие маркировки с указанием веса изделия;

n при косом натяжении каната.

 

5. Сигнал "Опустить груз или крюк»

 

БИЛЕТ №6

1.Устройство механизма подъема груза.

Механизм подъема груза является основным рабочим механизмом крана, предназначенным для перемещения груза в вертикальном направлении (подъем и опускание).

Типовой механизм подъема груза состоит из:

  1. электродвигателя
  2. зубчатого цилиндрического редуктора
  3. тормоза
  4. соединительных муфт
  5. канатного барабана
  6. полиспаста с крюковой подвеской

 

2. Назначение и устройство силовых контроллеров.

Для включения и отключения, регулирования числа оборотов и реверсирования двигателей применяются специальные переключающие аппараты, называемые контроллерами. Контроллеры могут быть трех типов: а) барабанные, б) кулачковые и в) магнитные.

В контроллерах прямого управления (силовых)— барабанных и кулачковых — замыкание и размыкание контактов происходит механическим путем под действием переключающего устройства, приводимого рукой крановщика. Барабанные контроллеры сняты с производства.

В магнитных контроллерах переключения производятся электромагнитными пускателями (контакторами). В этом случае крановщик с помощью сравнительно небольшого, а значит, и не требующего значительных физических усилий, контроллера включает те или иные катушки магнитных пускателей. При прохождении тока по катушке контактора появляются магнитные силы, которые притягивают якорь магнитного пускателя и контактную систему, связанную с ним.

Таким образом, при магнитных контроллерах крановщик подает только команды на магнитные пускатели (контакторы) и поэтому такие переключающие аппараты называются командоконтроллерами.

 

3. Основные требования производственной инструкции для машиниста крана.

4. Способы строповки грузов.

Строповка, зацепка груза должна производиться аттестованным стропальщиком исправными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями, согласно разработанных схем строповки, а в случае их отсутствия под непосредственным руководством лица ответственного за безопасное производство работ. Обвязка грузов должна производится за все предусмотренные для этого петли, рым-болты цапфы, отверстия без узлов, перекруток и петель с применением подкладок под ребра в местах строповки, с выполнением требования об исключении выпадения отдельных частей пакета груза и обеспечение его устойчивого положения при перемещении, неиспользуемые ветви стропов должны быть закреплены.Выбор съемных грузозахватных приспособлений производится исходя из массы груза и его габаритов, с таким расчетом чтобы масса груза была равна или меньше указанной грузоподъемности приспособления, а угол между ветвями стропов не превышал 90 градусов. При обвязке и зацепке грузов запрещается: производить строповку груза иными способами, чем указано на схемах строповки; применять для обвязки и зацепки грузов не предусмотренные схемами строповки приспособления (ломы, штыри и др.), соединять звенья разорванных цепей болтами или проволокой, связывать канаты; производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения, за исключением погрузки или разгрузки (на землю) автомашин, а также при условии удаления людей из зоны перемещения груза; производить зацепку груза, не имеющего маркировки, а также зацепку его за поврежденные петли; забивать крюк стропа в монтажные петли ж/б изделий и других грузов.

 

5. Сигнал "Передвинуть кран".

 

 

БИЛЕТ №7

1.Устройство грузовой лебедки с грейферным органом.

2. Способы регулирования числа оборотов крановых электродвигателей

3. Виды съемных грузозахватных приспособлений и нормы их браковки.

4. Какой груз нельзя поднимать краном.

* заваленный другими грузами;

* привинченный болтами к другому грузу;

* залитый бетоном или заваленный строительным мусором, землей;

* примерзший к земле;

* превышающий грузоподъемность крана или неизвестного веса;

* ж/б или бетонные изделия весом более 500 кг., не имеющие маркировки с указанием веса изделия;

* при косом натяжении каната.

 

5. Сигнал "Повернуть стрелу".

 

БИЛЕТ №8

1. Общее устройство поворотной части портального крана.

2. Назначение и устройство магнитных контроллеров.

3. Периодичность осмотра съемных грузозахватных приспособлений.

Крановщик и стропальщик каждый раз перед началом работы. Лицо ответственное 1 раз в 10 дней другие грузозахватные приспособления 1 раз в месяц. Результаты осмотра лицо ответственное записывает в журнал.

 

4. Случаи присутствия и руководства работами крана лица, ответственного, безопасное производство работ.

Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, обязано непосредственно руководить работами:

* при загрузке и разгрузке полувагонов;

* при перемещении груза несколькими кранами;

* при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

* при перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки;

* в случаях, предусмотренных проектами работ или технологическими регламентами.

 

5. Сигнал "Поднять стрелу".

 

БИЛЕТ №9

1. Назначение и устройство механизма поворота.

2. Назначение и устройство защитной крановой панели.

Защитная панель, установленная в кабине крановщика, служит:

для осуществления нулевой защиты;

для мгновенного отключения двигателя при коротком замыкании или при недопустимой перегрузке;

для автоматического отключения всех электродвигателей крана в случае, если напряжение в сети понизится ниже допустимого:

БИЛЕТ №10

1. Грузозахватные органы, устанавливаемые на портальных кранах.

: К грузозахватным органам относятся грузовые крюки (крюковая подвеска), грейферы и электромагниты.

Канатные грейферы предназначены для перегрузки навалочных грузов (песка, гравия, щебня, угля и т.д.). По исполнению грейферы подразделяются на одно-, двухканатные и приводные. Грейфер состоит из двух челюстей, поворачивающихся вокруг шарниров на головке грейфера. Челюсти имеют зубья для лучшего захвата груза. Принцип действия грейфера: при ослаблении натяжения канатов челюсти раскрываются, в таком виде грейфер опускается на груз. Затем канат управления челюстями натягивают, челюсти закрываются и захватывают груз, после чего грейфер поднимается. Для разгрузки и опускания грейфера на землю челюсти раскрываются, и груз высыпается.

Для работы с грузами из магнитопроницаемых материалов (стальных, чугунных и т.д.) применяются электромагниты (магнитные шайбы). Преимущество электромагнита заключается в отсутствии ручного труда по застроповке и отстроповке грузов, что увеличивает производительность работ. Грузоподъемность электромагнита зависит от свойств поднимаемого груза (магнитные свойства материала, неровные очертания, уменьшающие площадь прилегания, температура).

 

2. Назначение и устройство конечных выключателей.

Конечные выключатели служат для ограничения действия механизмов крана, включения цепей сигнализации, а также используются в качестве выключателей блокировки.

По принципу работы конечные выключатели разделяют на рычажные, срабатывающие при действии на них отключающих устройств, и приводные (шпиндельные), которые жестко связаны с валом механизма и срабатывают после поворота вала выключателя на определенный угол (после определенного числа оборотов, совершенного валом механизма).

Неподвижные контакты,

Контактные мостики,

БИЛЕТ №11

1. Назначение, устройство, принцип действия и регулировка муфты предельного момента.

2. Коэффициенты запаса торможения тормозов крана.

3. Периодичность технического освидетельствования крана.

4. Меры безопасности при ремонте крана.

На производство ремонта обязательно оформляют наряд-допуск в порядке установленном на данном предприятии. В наряде – допуске должны быть указаны основные меры по обеспечению безопасных условий организации ремонтных работ, по предупреждению возможного поражения ремонтного персонала электрическим током, падения с высоты и т.д. Дата и время ремонта и фамилия лица, ответственного за его проведение, должны быть указаны в наряде – допуске и в крановом журнале. Без наряда – допуска разрешено проводить только профилактические осмотры кранов и устранять отдельные неисправности по вызову крановщика.

Эксплуатация крана во время его ремонта категорически запрещена до получения разрешения на работу крана, выдаваемого ответственным лицом за проведение ремонта с записью в крановом журнале или паспорте крана.

 

5. Сигнал "Осторожно".

 

БИЛЕТ №12

1.Устройство тормозной системы механизма поворота.

2. Неисправности металлоконструкций и способы их устранения.

 

3.Кто проводит техническое освидетельствование крана.

Техническое освидетельствование кранов производится их владельцем, а именно специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля, при участии специалиста, ответственного за содержание крана в работоспособном состоянии крана, за исключением случаев, когда истек нормативный срок службы крана, и данная процедура должна проводиться специализированной организацией, имеющей лицензию на право проведения экспертизы промышленной безопасности.

 

4. Меры безопасности при погрузке ( разгрузке) автомобиля.

5. Сигнал "Поднять груз или крюк".

 

БИЛЕТ №13

1. Устройство опорно-поворотного круга.

2. Типы и виды подшипников, применяемых на кранах.

По конструкции они делятся на подшипники скольжения и подшипники качения.

Подшипники скольжения бывают различной конструкции: разъемными и неразъемными (втулочными). Разъемный подшипник состоит из корпуса и двух вкладышей. Корпус отливается из чугуна, а вкладыши делаются из чугуна или бронзы и заливаются баббитом. Такие подшипники, чтобы вал не нагревался, необходимо бесперебойно смазывать. Для этого в подшипниках устанавливают масленки (фитильные, капельные или колпачковые – для консистентной смазки).

Подшипники скольжения подлежат замене в следующих случаях:

• при наличии трещин в теле втулки;

• при износе подшипника, если его зазоры будут больше предельно допустимых.

Подшипники качения подразделяются по устройству и по способу восприятия нагрузки.

По устройству подшипники качения, в зависимости от используемых тел качения, делятся на шариковые, роликовые и игольчатые. Шариковые и роликовые подшипники бывают

Однорядный шариковый радиальный
Игольчатый роликовый
Двухрядный роликовый радиальный
Однорядный роликовый радиальный
Двухрядный шариковый радиальный

 

однорядные и двухрядные, игольчатые только однорядные.

Состоят подшипники из наружного и внутреннего колец с беговыми дорожками (желобками), изготовленных из специальной стали, по которым катятся тела качения (шарики или ролики). Ролики могут быть цилиндрической, конической или бочкообразной формы. Чтобы тела качения не выпадали из работающего подшипника и равномерно распределялись по окружности, применяется специальное поддерживающее устройство – сепаратор, из мягкой стали или меди.

По способу восприятия нагрузки подшипники делятся на радиальные, радиально-упорные и упорные.

Радиальными называются подшипники, которые воспринимают нагрузку, направленную перпендикулярно оси вращения вала.

Упорными называются подшипники, которые воспринимают нагрузку, действующую по оси вала.

Радиально-упорными называются подшипники, которые одновременно воспринимают две нагрузки – осевую и радиальную.

Наиболее широко в настоящее время применяются подшипники качения, так как они имеют меньшую величину трения, соответственно больший КПД, меньший расход смазки, повышенную надежность.

Подшипники качения подлежат замене в следующих случаях:

• при появлении бороздчатой выработки,

• при отслаивании металла или наличии раковин усталостного характера на элементах качения или беговых дорожках колец;

• при повреждении сепараторов или бортов колец;

• при появлении трещин на рабочих поверхностях колец;

• при увеличении радиального зазора вследствие износа;

• при неукомплектованности подшипников элементами качения.

 

3. Что осматривается и проверяется при техническом освидетельствовании крана.

а) состояние металлоконструкций крана и его сварных (клепаных) соединений (отсутствие трещин, деформаций, утонения стенок вследствие коррозии, ослабления клепаных соединений и др.), а также кабины, лестниц, площадок и ограждений;

б) состояние крюка, блоков;

в) фактическое расстояние между крюк<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...