Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних
Согласно ч. 1 ст. 20 УК уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста. Подростки в возрасте 14-16 лет подлежат ответственности лишь за тяжкие преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 Кодекса. Выделение экспертизы несовершеннолетних в самостоятельный раздел судебной психиатрии определяется особым правовым положением несовершеннолетних, а также тем, что психические нарушения в этом возрасте, а соответственно и судебно-психиатрическая их оценка, имеют свою специфику. Возраст 14-18 лет, в течение которого происходит психическое и физиологическое созревание, обозначается как пубертатный (переходный). Пубертатный криз является ответственным этапом онтогенеза, поскольку именно в это время происходит бурное половое и психическое созревание индивида. В пубертатном периоде могут манифестировать и обостряться хронические психические заболевания (шизофрения и др.). Пубертатный возраст имеет принципиальное значение для формирования личностных расстройств. Большое значение имеют темп нарастания и массивность проявлений пубертатного периода. Выделяют ускоренное созревание, или акселерацию, и замедленное созревание, или ретардацию. Но наибольшее значение имеют асинхронии развития, при которых половое, психическое и физическое созревание происходит неравномерно, диссоциированно. Чем более выражена эта неравномерность, тем более патологично протекает пубертат. Основной особенностью психических расстройств в подростковом возрасте является сочетание аффективных нарушений, утрированных проявлений психологического созревания с возрастными расстройствами поведения и характерными для этого периода реакциями протеста, имитации, отказа, а также специфическими для подросткового возраста психопатологическими синдромами. Синдром психического инфантилизма характеризуется задержкой созревания всех сфер психики, выраженной внушаемостью и подражательностью, слабостью интеллектуального и волевого контроля, несформированностью мотивации, отсутствием борьбы мотивов при принятии решений, нарушением способности к прогнозированию, критике, неуправляемостью поведения. Синдром фантазирования тесно связан с психической незрелостью. Возникает по механизмам инфантильной психологической защиты, может быть псевдокомпенсаторным, отражая стремление подростка к самоутверждению, может возникать психогенно по механизму вытеснения или замещения реальной тяжелой ситуации. Синдром сверхценных образований. Наиболее часто в судебно-психиатрической практике встречаются сверхценная неприязнь и привязанность, сверхценные идеи мести или страх мести, сверхценные увлечения, дисморфофобии, идеи своей неполноценности или переоценки. Все эти сверхценные идеи характеризуются субъективной значимостью, они занимают неадекватно большое место в психике и во многом определяют поведение подростков. Гебоидный синдром характеризуется карикатурным заострением и патологическим искажением психологических особенностей, свойственных подростковому возрасту. Появляется расторможенность или извращенность влечений, ослабление и искажение нравственных установок, эмоциональное притупление со снижением высших эмоций (жалость, сопереживание), нарастает холодность, жестокость, отмечаются садистические наклонности. Подростки оппозиционны и эгоцентричны, стремятся к лидерству, отмечается асоциальная направленность интересов, повышенная криминогенность, жестокость при совершении правонарушений. Синдром пубертатной астении бывает наиболее выражен на высоте кризисного периода (14-15 лет) и представлен значительным снижением побуждений, чрезмерной психической и физической истощаемостью, падением интеллектуальной продуктивности, вялостью, нарушениями сна и головной болью. Необходимо учитывать и возможность развития патологического пубертатного криза как самостоятельного болезненного психического расстройства. В этих случаях экспертные вопросы решаются в зависимости от степени его патологичности. Наиболее часто пубертатный криз протекает аномально у лиц с теми или иными психическими отклонениями и расстройствами. При этом основными особенностями психических заболеваний в пубертатном возрасте являются стертость, неразвернутость, фрагментарность симптоматики и превалирование в клинической картине характерологических, невротических и поведенческих нарушений. Клиническое оформление психических расстройств в детском и подростковом возрасте зависит не столько от нозологии, сколько от возрастных особенностей, поэтому большое значение приобретают данные о психопатологической структуре на каждом этапе онтогенеза (в период возрастных кризов) и их сопоставление между собой для получения целостного представления о динамике становления психических расстройств (стереотип развития болезни). Многоуровневость клинических картин в подростковом возрасте определяет адекватность использования понятия "функциональный диагноз" и позволяет соотнести между собой нозологию, структуру и содержание возрастной психопатологии, количественные и качественные характеристики психологического криза созревания, личностные расстройства, асинхронии и дефицитарность развития, типы социализации личности, реагирования и поведения. По мнению В.А. Гурьевой (2004), специфика подростковой психопатологии определяет следующие принципы судебно-психиатрической оценки психических расстройств у несовершеннолетних. 1. Основным методологическим принципом судебно-психиатрической оценки несовершеннолетних является положение о единстве юридического и медицинского критериев применительно к предмету экспертизы (психическое состояние лица в конкретной юридически значимой ситуации). 2. В связи с тем, что удельный вес собственно психозов в подростковом возрасте невелик, основное значение приобретает принцип экспертной оценки по степени выраженности психических расстройств и нарушений психического развития. При этом учитывается содержательная характеристика юридического критерия и возникает возможность не только традиционных (альтернативных), но и промежуточных решений (например, неспособность в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими). 3. Ретроспективность судебно-психиатрической квалификации психического состояния имеет для подросткового возраста особое значение, так как в период бурного психического созревания даже короткие временные отрезки могут характеризоваться значительными качественными изменениями уровня социализации личности, степени выраженности инфантильности, формированием психопатических структур, психопатологической завершенности симптоматики. Это обязывает назначать СПЭ как можно раньше, приближая ее тем самым к моменту правонарушения. 4. Принцип оценки психического состояния в конкретной юридически значимой ситуации важен при проведении любой СПЭ, но в части случаев он приобретает самостоятельное значение, особенно если расстройства психики отсутствовали или не были выявлены в докриминальном периоде. 5. Принцип комплексности предусматривает участие в СПЭ специалистов смежных дисциплин, знакомых с особенностями психофизиологического функционирования в подростковом возрасте (психолог, эндокринолог, сексолог, судебно-медицинский эксперт). 6. В рамках любых нозологических форм должен быть оценен патологический пубертатный криз как этап их динамики. Если это состояние проявляется относительно автономно (вне рамок какой-либо нозологии),то с судебно-психиатрической точки зрения его следует расценивать как "временное болезненное расстройство психики". 7. При экспертизе несовершеннолетних необходимо учитывать, что незрелость психики подростка предрасполагает, с одной стороны, к его конформности, а с другой - к психическому индуцированию с возможностью внушенных форм мотивации и поведения или психопатологических переживаний. Следует помнить, что в случаях изоляции подростка от "индуктора" или референтной группы довольно быстро происходит дезактуализация патологических проявлений. 8. Наибольшая сложность диагностики связана с тем, что в подростковом возрасте психопатологические переживания, даже при их сверхценном характере, остаются очень часто аутистическими и недостаточно осознанными (психологически переработанными). В последние годы отмечается снижение количества судебно-психиатрических экспертиз несовершеннолетних по России (с 35 978 СПЭ в 2005 г. до 28 577 в 2009 г.) при одновременном возрастании числа СПЭ в расчете на 10 000 подросткового населения (с 38,9 до 44,5 за тот же период), что связано, с одной стороны, с демографическими проблемами и снижением уровня подростковой преступности, а с другой - свидетельствует о востребованности судебно-психиатрического исследования психического состояния несовершеннолетних как доказательства по делу для наиболее полного учета их психических и индивидуально-личностных особенностей и защиты их законных прав и интересов. Об этом же свидетельствует неуклонный рост удельного веса комплексных экспертиз, проводимых несовершеннолетним (с 39,5% от общего числа СПЭ в 1999 г. до 65,1% в 2009 г.) [Мохонько, Муганцева, 2010]. Уголовно-процессуальная дееспособность несовершеннолетних законодательством изначально расценивается как ограниченная. Так, по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (ст. 48 УПК), которые берут на себя процессуальные права: присутствие при предъявлении обвинения; участие в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также (с разрешения следователя) в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника; знакомство с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и подготовка письменных замечаний о правильности и полноте сделанных в них записей; заявление ходатайств и отводов, принесение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора; представление доказательств; знакомство со всеми материалами уголовного дела, выписка из него любых сведений и в любом объеме. При этом следователь, дознаватель даже вправе вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие, в связи с чем ознакомление с этими материалами становится обязанностью законного представителя несовершеннолетнего (ст. 426 УПК). Особая норма законодательства подразумевает предоставление процессуальных прав представителю несовершеннолетнего и в судебном заседании (ст. 428 Кодекса). Кроме того, несовершеннолетний возраст подозреваемого (обвиняемого) является обстоятельством, обусловливающим обязательное участие в уголовном судопроизводстве защитника (п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК). Особо процессуальным законодательством выделяется проблема допроса в судебном заседании несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, включая ситуации, когда у них обнаруживаются психические недостатки.
Статья 280. Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля 1. При участии в допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению суда и в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога. [...] 4. При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, указанных в части первой настоящей статьи, вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. [...]
Таким образом, может возникнуть вопрос о наличии у несовершеннолетних потерпевших и свидетелей психических недостатков, недоучет которых может привести к процессуальным нарушениям. То же касается и несовершеннолетних обвиняемых, чей допрос также осуществляется по особым процессуальным правилам.
Статья 425. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого [...] 3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.
В ст. 20 УК имеется дополнительная норма - ч. 3. Она гласит: "Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности". Применение ч. 3 ст. 20 УК предполагает следующие вопросы экспертам. 1. Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Если имеется, то в чем оно выражается? 2. При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии могло ли оно лишать его возможности во время совершения общественно опасных действий в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими? Согласно возрастной психологии в норме полная способность к осознанной саморегуляции формируется у человека к концу подросткового периода, продолжающегося от 11-12 до 14-16 лет. В ее основе формирование главного психологического фактора - самосознания. Самосознание включает ценностно-смысловую иерархию, которая определяет мотивацию поведения. Человек при нормальном развитии, переходя пределы подросткового возраста, обладает зрелыми психологическими структурами, которые позволяют ему осознанно руководить своими действиями. На этом основывается возраст полной уголовной ответственности, равный 16 годам и зафиксированный в законодательстве (ч. 1 ст. 20 УК). Однако полное формирование соответствующих личностных структур продолжается по крайней мере до 18 лет, т.е. до окончания несовершеннолетия. Поэтому лишь с достижением совершеннолетия (18 лет), согласно российскому законодательству, лицо приобретает полную гражданскую дееспособность (п. 1 ст. 21 ГК), а несовершеннолетие виновного лица является обстоятельством, смягчающим наказание (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК). В то же время способность к осознанной саморегуляции есть и у подростка, хотя она еще находится в процессе становления. В связи с этим с 14 до 16 лет несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности лишь за наиболее тяжкие правонарушения (ч. 2 ст. 20 УК). Способность к сознательному руководству своими действиями у несовершеннолетних с аномалиями психического развития существенно снижена. Вместе с тем сформулированное в ч. 3 ст. 20 УК понятие отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством нуждается в уточнении. Основное психологическое содержание данной категории составляет незрелость личности как регулятора социального поведения. Предпосылкой личностной незрелости может быть интеллектуальная ограниченность, обусловленная педагогической запущенностью, а потому являющаяся потенциально компенсируемой. Есть мнение, что ч. 3 ст. 20 УК может применяться и в тех случаях, когда у несовершеннолетнего имеется как отставание в психическом развитии, так и психическое расстройство, однако последнее не приобретает юридически значимого характера, а юридический критерий соответствует именно отставанию. Так, И.А. Кудрявцевым (1999) предлагается на первом этапе диагностировать отставание в психическом развитии, на втором - осуществлять диагностику психического расстройства, а на третьем этапе определять обусловленность (либо ее отсутствие) отставания в психическом развитии имеющимся психическим расстройством. То есть установление наряду с признаками отставания в психическом развитии психического расстройства, содержащегося в МКБ-10, не должно автоматически относить это отставание в разряд "связанного с психическим расстройством". В подобных случаях предлагается раздельно оценить вклад социальных факторов и психических расстройств в задержку развития и ограничение способности несовершеннолетнего к сознательной саморегуляции в юридически значимый период времени. Сторонники узкого подхода [Гурьева, 2004] полагают, что для корректного использования ч. 3 ст. 20 УК при установлении непатологических задержек развития должны быть одновременно исключены все психические расстройства болезненного характера, которые могли бы быть диагностированы в соответствии с МКБ-10. По их мнению, при наличии подобных расстройств следует применять ст. 21 или 22 УК. В то же время констатация отставания в психическом развитии еще не дает ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетнего осознавать свои действия и руководить ими. В сравнительно простых (штатных) ситуациях эта способность может сохраняться, в других, более сложных - быть нарушенной. Поэтому одной из задач экспертной оценки является рассмотрение возможности саморегуляции несовершеннолетнего во время инкриминируемого ему деяния с учетом актуального состояния личности и ее динамической организации в конкретной проблемной ситуации. Исходя из сказанного, становится понятной неправомерность отождествления понятий "отставание в психическом развитии" и "паспортный возраст". В связи с этим вопрос о соответствии психического развития, психологического возраста подростка его паспортному возрасту является некорректным, поскольку он предполагает, что установление несоответствия между психологическим и календарным возрастом несовершеннолетнего может быть основанием для освобождения подростка от уголовной ответственности. Для возрастной психологии общепринятой является трактовка психологического возраста как возрастного периода, характеризующегося качественной спецификой. Этот период применительно к подростковому и юношескому возрасту охватывает несколько лет (подростковый - от 11-12 до 14-15 лет, юношеский - от 14-15 до 16-17 лет). Соответственно и возрастные нормы существуют не для конкретного календарного возраста, а по отношению к периоду в целом. То есть возрастные нормы психического развития имеют не количественный, а качественный характер, поэтому выработать определенные средние показатели для 14 или 16 лет нельзя. Установление у несовершеннолетнего обвиняемого отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, - первый этап, основа для окончательного вывода, который формулируется экспертом-психологом на втором этапе исследования. Предметом экспертизы на данном этапе является оценка возможности несовершеннолетнего в полной мере осознанно управлять своим поведением при совершении правонарушения. При этом возникают неизбежные аллюзии со ст. 22 УК (где также используется формулировка "не в полной мере"). По мнению С.Н. Шишкова (1997), данное противоречие нужно преодолевать путем ужесточения экспертных критериев и применять ч. 3 ст. 20 Кодекса лишь в тех случаях, когда нарушение возможности к осознанному руководству своими действиями у несовершеннолетнего настолько выражено, что приближается к ее отсутствию. Только так может быть оправдано освобождение подростка от уголовной ответственности и принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных уголовным законом. Таким образом, вывод психолога о выраженном ограничении возможности несовершеннолетнего сознательно руководить своими действиями вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не противоречит заключению психиатра об отсутствии психических расстройств, которые могли бы влиять на юридический критерий. При констатации менее выраженного ограничения возможности несовершеннолетнего к осознанной регуляции своего поведения оправдано указать в заключении экспертизы на особенности психического развития, которые нашли отражение в его юридически значимом поведении. Это исключает применение к несовершеннолетнему ч. 3 ст. 20 УК, но позволит учесть при назначении наказания уровень его психического развития и особенности личности в соответствии с ч. 1 ст. 89 УК.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |