Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






За красные Советы» Павла Арского

Павел Александрович Арский был автором одних из первых советских пьес о революции и гражданской войне. Вся драматургия Арского проникнута идеей революционной борьбы. В 1918 написал одноактную пьесу (драматический этюд) «За красные Советы», которая в том же году была поставлена театром Пролеткульта в Петрограде, широко показывалась на фронтах гражданской войны.

Само название пьесы четко говорит о позиции автора. Мы можем прогнозировать, что нам будет показана история, в которой красные будут представлены в лучшем свете. И мы явно ждём агитации, так как название очень похоже на лозунги того времени. Пьеса кажется немного наивной и натуралистичной. Сюжет пьесы довольно прост и традиционен для революционных пьес. Показано столкновение белых и красных, но не на поле боя, а в обыкновенной повседневной жизни деревни. Начинается пьеса с разговора жены и сестры коммуниста Русанова, который в скором времени должен вернуться домой. Женщины переживают, как бы ни нагрянули белые и высказывают свои предположения. Затем приходит их соседка и сообщает, что белые в деревне и уже избили одну женщину, Софрониху, за то, что её муж служит Красной армии. Но семья Русановых с детьми и дедом решают остаться дома и не бежать. Вскоре в их дом приходят белые и требуют вернуть награбленное, утраивают расправу, избив сестру красноармейца и убив его жену и деда. После чего слышится шум пулемёта возвращающихся красноармейцев. Белогвардейцы убегают из избы, красные входят в дом. Они опоздали, не спасли жену Русанова и старика. Но они готовы отомстить, во что бы то ни стало.

Персонажи легко и просто делятся на положительных и отрицательных: красные - положительные, несущие правду, справедливость и истину, а белые – враги, с которыми нужно бороться. Изображая нападение на невинных и беззащитных женщин и старика, автор даёт нам понять, что революционная борьба необходима, что жизнь наших близких в наших руках. «Автор фотографирует момент классовой борьбы, выхватывает из жизни главный ее конфликт без светотеней, без психологического исследования характеров»[3].

Действительно, главное идейное содержание пьесы в борьбе между классами, в этом конфликте между красными и белыми и в моральной и нравственной оценке их поступков. Композиция пьесы стройная, имеет завязку, развитие сюжета и развязку. Пьесу можно условно разделить на две части: предвкушение беды и нападение. Очень ожидаемая развязка пьесы: возвращение красных, которые не поспели вовремя, чтобы защитить свою деревню и близких. Русанов, только что потерявший деда и жену, несмотря на своё горе и отчаяние, готов идти до конца, отомстить белым, сокрушить врагов Советской власти. Пьеса заканчивается его призывом к борьбе, обращением к товарищам. «Товарищи, мы отомстим им за все зверства. Мы отомстим им за все страдания и муки наших близких, наших братьев, погибших в этой страшной и неравной борьбе с врагами революции... Ни сожаления, ни пощады злобному врагу! …Мы поклянемся не выпускать из рук оружия до тех пор, пока не сокрушим врагов Советской власти, пока мы не разобьем, не победим врагов труда, врагов свободы». Его слова напоминают речь, произносимую на митинге, что придаёт им агитационный характер. А последние строки пьесы – это своего рода лозунги, плакаты, которые звучат четко, коротко, ёмко и провокационно. « Товарищи, умрём, но победим. Да здравствует Коммуна! Да здравствует Советская власть! Да здравствует товарищ Ленин!». Занавес опускается на мажорной ноте.

Хронотоп пьесы ограничен во времени и пространстве. Место действия - дом в деревне. Действие протекает в течение пары часов. Всё это создаёт эффект небольшого кадра из жизни деревни во времена революции и гражданской войны.

Но при этом пространство пьесы расширяется за счет множества действующих лиц и их универсальности. В пьесе 13 действующих лиц, но ни один из них не отличается чем-то особым. Нет индивидуальностей, четко прорисованных характеров, есть образы-маски как обобщенные социальные типы. Ярче всего изображены белые и красные. Русанов представлен как положительный герой, революционер, который декларативно и страстно защищает идеи революции. «Товарищи, умрём, но победим. Да здравствует Коммуна!» А белых автор не раз называет «зверями», показывая их жестокость и бессердечность по отношению к невинным людям. «Товарищи, да что же это? Да ведь это же не люди…Звери! Звери…Они… Они ее перед смертью ослепили. О проклятые!»

Пьеса изобилует различными стереотипами и клише, начиная от лозунгов красноармейцев и заканчивая образами белых и красных. Показано, как в деревнях люди ждут, всегда находятся в ожидании прихода солдат. Вдобавок к этому, общеизвестный факт того, что расправе подлежали все, кто причастен к красным, также нашел своё отражение в пьесе. Традиционен образ «беспощадных» белых и «благородных», «человечных» красных. Очень явственно изображена надутая гордость от «тупых» побед белых, их гнусность и подлость. Так, белогвардеец Зыков говорит: « Ну, поработали действительно на славу. Будет помнить чрезвычайка наши подвиги. Ха-ха-ха!»

Схематичность, условность и плакатность в обрисовке образов, прямолинейность в постановке социальных вопросов являются основными приёмами в пьесе и помогают сфокусироваться на противоборстве двух сил. Таким образом, мы видим, что Арский П. воспевает торжество власти красных, осуждает белых и призывает бороться с жестокостью врага.

Деятельность «Синей блузы».

Своими агитационными пьесами и выступлениями прославился театральный коллектив «Синяя блуза». Этот эстрадный коллектив представлял собой новое революционное массовое искусство и затрагивал самые разные темы, как общеполитические, так и повседневные. «Синяя блуза» существовала с начала 1920-х до 1933 года. «Название дала прозодежда - свободная синяя блуза и черные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах» [Уварова]. Артисты театра имели отличительный знак: они носили значок с символическим изображением рабочего. И те деятели искусства, которые были близки им по духу, награждались таким значком и становились по праву «синеблузником». Представления «Синей блузы» строились на скетчах, интермедиях, маленьких сценах, шутливых пародиях, коротких пьесах, агитплакатах. «Синяя блуза» была колыбелью оперативной, боевой, страстной, злободневной одноактной пьесы, юность которой прошла в красных уголках, домах культуры, клубах заводов и фабрик»[3]. Эстрадные спектакли «Синей блузы» создавали многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Среди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги А. М. Арго, В. Е. Ардов, В. М. Гусев, В. Я. Типот, Семён Кирсанов, Николай Адуев, основатель театральной студии Мастерской Фореггера (Мастфор) на Арбате Николай Фореггер, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссёр Александр Роу, актёры Эммануил Геллер, Георгий Тусузов, Елена Юнгер, Борис Тенин, Владимир Зельдин, Михаил Гаркави, Лев Миров, Евсей Дарский, Ксения Квитницкая , Александр Бениаминов, Л. M. Коренева, Б. А. Шахет,М. И. Жаров, художник Б. Р. Эрдман и ещё очень многие другие.

Главными задачами одноактной пьесы в то время были агитация и пропаганда. Это искусство призывало к борьбе за новый общественный строй. Форма одноактной пьесы и театральной зарисовки, скетча были наиболее выигрышными в плане подачи новой информации и агитационного воздействия на зрителя. «Простейшие инсценировки создавались под перекрестным влиянием больших театральных форм и массовых действ. Наглядно — с плакатами, с цифрами, в лицах представляли живгазетчики международную обстановку, внутреннее положение страны, вели агитацию в связи с очередными политическими кампаниями… Своеобразная театрализованная политинформация усваивалась легче, чем сухой текст доклада»[4]. «Синяя блуза» вошла в историю театров малых форм как явление, полно и точно ответившее на социальные нужды времени. Постепенно, исчерпав свои возможности и сделав немало для пропаганды, она сошла со сцены.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...