Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Медицинские школы Древней ГрецииКротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же (монархия) одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врачеватель Алкмеон. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познания и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи. В Книдской врачебной школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь).Позднее на основе древнегреческого учения о соках организма сформировалась гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине до XIX в., т. е. в течение двух тысячелетий. Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда Сицилийская врачебная школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом из Акраганта и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля. Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое). Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э. Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы. Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах, разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного, развивали основы врачебной этики. Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа. Видным врачевателем косской школы был также Праксагор, одного из основоположников александрийской врачебной школы. Боги в древней Греции мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание богов в древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем: театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские игры считались религиозными церемониями и первоначально были предназначены для прославления богов. Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н.э.)—царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях и военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде». Когда Менелай — «многославный царь» ахейцев (греков) был ранен, его брат царь Агамемнон повелел разыскать Махаона:
В греческой мифологии Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался так же, как врачеватель богов и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида. По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н. э.) и считавший себя потомком Асклепия. Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона (согласно преданию, обитали они на горе Олимп в Фессалии) многие имели отношение к врачеванию,, сохранению здоровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец. Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась также как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гипнос олицетворял сон; ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно происхождение слова «гипноз» от греч. Hypnos — сон). Греческая мифология глубоко отразилась в греческом искусстве и литературе — без знания мифологии трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки традиционных приемов врачевания. В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его доче-ри"Гигиен была змея, которая почиталась в древнем мире как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий (в древнем Риме его называли Эскулапом) изображался с посохом (т. е. палкой для ходьбы), обвитым змеей (рис. 37), а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством). Змеи входили также в символику бога Гермеса, который олицетворял прибыль, обмен и торговлю. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших в царство мертвых (Гермес—Psychopompos). В его руке всегда был кадуцей— жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи (для сравнения см. эмблему вавилонского бога Нингишзиды, с. 44). Кадуцей Гермеса считался волшебным и служил ему для усыпления, поэтому Гермес почитался также как бог сновидений. Впоследствии кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой медицины. Самым, обширным и самым ранним собранием греческих мифов являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. #31 Гиппократ: годы, работы. Гиппократ (около 460-377 до н.э.)знаменитый древнегреческий врач. Вошёл в историю как «отец медицины». Собранные в «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов оказали значительное влияние на развитие медицины — как науки, так и специальности. ГК состоит из следующих сочинений: этика и деонтология, общая медицина, теория медицины, диетология, прогностика, частная патология, хирургия, глазные болезни, акушерство и гинекология, детские болезни, резюме ко всем разделам (афоризмы), биографические легенды. Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. Он выделил медицину в отдельную науку. В Древней Греции времён Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела. В связи с этим врачи имели весьма поверхностные знание об анатомии и физиологии человека. Также в то время существовали две соперничающие между собой медицинские школы — косская и книдская. Книдская школа фокусировала своё внимание на вычленении того или иного симптома, в зависимости от чего и назначалось лечениеhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E8%EF%EF%EE%EA%F0%E0%F2 - cite_note-Adams.E2.80.941891.E2.80.94.E2.80.9415-24. Косская школа, к которой принадлежал Гиппократ, пыталась найти причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием такого режима, при котором организм сам бы справился с болезнью. Отсюда и один из основополагающих принципов учения «Не навреди». Гиппократ также известен как выдающийся хирург древности. В его сочинениях описываются способы применения повязок (простые, спиральные, ромбовидные, «шапочка Гиппократа» и др.), лечения переломов и вывихов с помощью вытяжения и специальных аппаратов («скамья Гиппократа»), лечения ран, фистул, геморроя, эмпием. Кроме этого Гиппократ описал правила положения хирурга и его рук во время операции, размещения инструментов, освещение при операции.
#32 Историческое значение творения Гиппократа. Все, изучавшие творения Гиппократа, видят его историческое значение в двух следующих важных заслугах: во-первых, в том, что он положил начало соб-
#33 Основные типы телосложения и темперамента по Гиппократу: Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей (гуморов), входящих в состав человеческого тела, преобладает в организме конкретного индивида. Каждый тип темперамента Гиппократ рассматривал как душевное выражение одного из 4 основных гуморов тела: крови (лат. sanguis), желчи (chole), слизи (греч. рhlegma), черной желчи (греч. melas+chole). Ученый придерживался сугубо физиологического понимания природы темперамента и не соотносил это явление с личностью как психическим целым: он считал вполне допустимым говорить даже о темпераменте отдельных органов. Когда преобладающим элементом в организме (по Гиппократу) выступает кровь, перед нами сангвиник – человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный. Основное стремление сангвиника – стремление к наслаждению. Он увлекается всем, что ему приятно. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает. Преобладание желчи характеризует холерика – субъекта быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Флегматик– медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и относительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, что объясняется избытком в его организме флегмы – слизи. Меланхолик признается впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружение, ипохондриком или идеалистом в делах. Причина перечисленных свойств – черная желчь, присутствующая в организме в чрезмерном количестве. Представление о Конституции., возникшее в древнегреческой медицине, связано с именем Гиппократа (5—4 вв. до н. э.), понимавшегоК. как совокупность душевных (темперамент) и телесных (конструкция) свойств. Гиппократ описал типические варианты строения тела и психического склада, увязал их с диагностикой заболеваний и лечением больных, полагая, что каждому типу К. соответствуют определенные болезни. Гален (2 в. н.э.) ввел понятие «habitus», под которым понималась совокупность наружных признаков, характеризующих строение тела, внешний облик индивидуума и его предрасположенность к болезням. В период средневековья проблема К. существенного развития не получила, и представления Гиппократа и Галена сохранялись в течение многих столетий почти в неизменном виде. Вплоть до 18 в Так, Кречмер (Е. Kretschmer) выделял четыре основных конституционных типа: Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности - длинные и худые. Пикник- человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывшимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (чрезмерный рост и т.п.). Аристо́тель (384 до н. э., Стагир — 2 322 до н. э., Халкида, остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335 г. до н. э. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Аристотель основал свою, самую знаменитую в то время школу перипатетиков. В своих натурфилософских воззрениях Аристотель стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона. Он принял платоновскую «идею» (и пытался в то же время преодолеть идеализм своего учителя), так же как и механистический материализм Демокрита, атомистика которого не могла объяснить целесообразной организованности живых существ (т. е. телеологию Аристотеля). По представлениям Аристотеля Земля покоится в центре Вселенной, которая вечна. В земной природе существует иерархия различных субстанционных форм (от неорганических до человека); все они состоят из огня, воздуха, воды и земли и являются вечными и неизменными. Труды Аристотеля по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине представляют собой энциклопедию античной науки конца классического периода. Они оказали огромное влияние на философские направления периода эллинизма, средневековья и нового времени. С одной стороны, натурфилософские воззрения Аристотеля получили дальнейшее развитие в школе перипатетиков (которые утверждали каузальные принципы вместо телеологических и выдвинули представления о природе, потеснившие представления о боге) и в средние века воплотились в арабской философии. С другой стороны, его учение о бессмертии души было использовано средневековой схоластикой, которая на многие столетия затормозила развитие естественно-научного знания в Европе.
Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении” Если говорить кратко, то Аристотелевская логика изучает: 1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и определения; 2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в суждении 3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от истины известной к истине неизвестной. Самые значительные труды Аристотеля по биологии — «История животных», «О частях животных» и «Возникновение животных». О первом из них французский биолог Жорж Кювье написал: «Это один из самых удивительных трудов, оставленных нам древностью, один из величайших памятников, созданных человеческим гением в области естествознания». В «Истории животных» Аристотель первым в истории науки разработал систематику животных. Он разделил их на две большие группы: животные с кровью и бескровные. Это деление примерно соответствует делению на позвоночных и беспозвоночных. Животных с кровью он в свою очередь разделил на яйцекладущих и живородящих. Человека Аристотель разместил на почётном месте — во главе животных с кровью. Аристотелю принадлежит крылатая фраза о том, что человек — это «общественное животное, наделённое разумом. В труде «О частях животных» Аристотель высказал важную мысль о том, что от неживых тел к растениям, от растений к животным, вплоть до человека, идёт непрерывный ряд усложняющихся форм. Политика Аристотеля Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика. Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Политика представляет собой искусство и умение государственного управления. В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства: Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие: Монархия, Аристократия, Полития. Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей: Тирания ,Олигархия Демократия. Основные постулаты физики Аристотеля: Естественное место — каждый элемент тяготеет к своему естественному месту, каким-то образом расположенному относительно центра Земли, а значит и центра Вселенной. Гравитация/Левитация — на объекты действует сила, двигающая эти объекты к их естественному месту. Прямолинейное движение — в ответ на эту силу тело двигается по прямой линии с постоянной скоростью. Зависимость скорости от плотности — скорость обратно пропорциональна плотности среды. Невозможность вакуума — так как скорость движения в вакууме была бы бесконечно большой. Всепроникающий эфир — каждая точка пространства заполнена материей. Конечная вселенная — мир конечен, т.е. завершен, следовательно, совершенен; мир ничто не объемлет, из чего следует, что у мира нет места ("место - первая граница объемлющего тела"). Теория континуума — между атомами был бы вакуум, таким образом материя не может состоять из атомов. Эфир — объекты из надлунного мира сделаны из иной материи, чем земные. Неизменный и вечный космос — Солнце и планеты — совершенные, неизменяемые сферы. Движение по окружности — планеты совершают совершенное круговое движение.
35. Характеристика эпохи, в которую развивалась медицина Древнего Рима 1) царский период (VIII--VI вв. до н. э.), когда древняя Италия не представляла собой единого государства, а была совокупностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим; 2) период республики (510--31 гг. до н. э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова; 3) период империи (31 г. до н. э.-- 476 г. н. э.) — время расцвета, а затем и кризиса рабовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима. ВРАЧЕВАНИЕ В ЦАРСКИЙ ПЕРИОД (VIII--VI вв. до н. э.) МЕДИЦИНА ПЕРИОДА РЕСПУБЛИКИ (конец VI в. до н. э.-- 31 г. до н. э.) МЕДИЦИНА ПЕРИОДА ИМПЕРИИ (31 г. до н. э.-- 476 г. н. э.)
36. Теория заболевания Асклепиада
№ 37Гален родился около 130 г.н.э. в городе Пергаме в правление императора Адриана; умер он около 200 года, тоже в городе Пергаме. Прославленный ученый эпохи Древнего Рима Клавдий Гален обладал разносторонними знаниями. Он с юных лет проявлял глубокий интерес к познанию человека и окружающей его природы. Медицина и естествознание того времени связаны с его блестящими трудами. Они послужили основой для дальнейшего развития естествознания и врачебной науки. Сын богатого архитектора, Гален получил прекрасное образование, много путешествовал, собрав множество медицинской информации. Поселившись в Риме, врачевал римскую знать, став со временем личным врачом нескольких Римских императоров. Его теории доминировали в Европейской медицине в течение 1300 лет. Его анатомией, основанной на диссекции обезьян и свиней, пользовались до появления в 1543 году труда «О строении человеческого тела» Андреаса Везалия, его теория кровообращения просуществовала до 1628 года, когда Уильям Гарвей опубликовал свой труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных»[8], в котором дал описание роли сердца в кровообращении.[9] Студенты медики изучали Галена до 19 века включительно. Его теория о том, что мозг контролирует движения при помощи нервной системы актуальна и сегодня. Описал около 300 мышц человека. Доказал, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения, чувствительности и душевной деятельности». Сделал вывод, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, ни единого чувства». Перерезав спинной мозг поперёк, Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела, лежащих ниже места разреза. Доказал, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее. Создал около 400 трудов по философии, медицине и фармакологии, из которых до нас дошло около сотни. Собрал и классифицировал сведения по медицине, фармации, анатомии, физиологии и фармакологии, накопленные античной наукой. Описал четверохолмие среднего мозга, семь пар черепномозговых нервов, блуждающий нерв; проводя опыты по перерезке спинного мозга свиней продемонстрировал функциональное различие между передними (двигательными) и задними (чувствительными) корешками спинного мозга. На основе наблюдений отсутствия крови в левых отделах сердца убитых животных и гладиаторов создал первую в истории физиологии теорию кровообращения (по ней считалось, в частности, что артериальная и венозная кровь — жидкости суть разные, и коль первая «разносит движение, тепло и жизнь», то вторая призвана «питать органы»), просуществовавшую до открытий Андреаса Везалия и Уильяма Гарвея. Не зная о существовании малого круга кровообращения, высказал предположение, что между желудочками сердца имеется соединяющее их отверстие (основанием для подобного умозаключения, по-видимому, могло послужить анатомирование трупов недоношенных младенцев, у которых такое отверстие действительно существует). Гален систематизировал представления античной медицины в виде единого учения, являвшегося теоретической основой медицины вплоть до окончания средневековья. Он внёс вклад в развитие библиографии в Древнем Риме. Гален является автором двух библиографических указателей — «О порядке собственных книг», «О собственных книгах». Первая из них является своего рода введением к собранию его сочинений с рекомендациями о том, в какой последовательности их следует читать. Во введении к второму указателю сказано о цели работы: помочь читателю отличить истинные труды Галена от тех, которые ему приписываются. В главах принята систематическая группировка трудов: работы по анатомии, терапии и прогнозу болезни, комментарии к трудам Гиппократа, работы, направленные против отдельных медицинских школ, работы по философии, по грамматике и риторике.Положил начало фармакологии. До сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определёнными способами.Лечение по Галену — правильная диета и лекарственные средства. В противоположность Гиппократу Гален утверждал, что в лекарствах растительного и животного происхождения имеются полезные и балластные вещества, то есть впервые ввёл понятие о действующих веществах. Гален лечил извлечениями из растений, широко использовал сиропы, вина, смесь уксуса и мёда и др. № 38 Труды Сорана из Эфеса СОРАН; Soranos, из Эфеса, II в. н. э. Один из наиболее выдающихся врачей римской Империи. Учился в Александрии, практиковал и преподавал в Риме при императорах Траяне и Адриане, занимался в особенности акушерством и гинекологией. Главное произведение Сорана, Гинекея в 4 книгах, рассказывает об обязанностях акушерки, об уходе за новорожденными, о женских болезнях. Сверх этого Соран был автором трактатов по хирургии О повязках (Peri epidesmon), сохранившегося с иллюстрациями, и О симптомах переломов (Peri semeion Katagmaton), от которого остались только фрагменты. От произведения по терапии Об острых и хронических болезнях (Peri okseon kai chronion pathon) у нас остались только греческие выдержки и латинский перевод Целия Аврелиана. Среди утраченных трудов Сорана было также сочинение О душе (Peri psyches) — основной источник аналогичного труда Тертуллиана. Соран интересовался историей медицины и написал произведение О школах в медицине (Ton iatron diadochai) в 10 книгах, в котором находилась сохранившаяся биография Гиппократа. Труды Сорана, безупречные также стилистически, читали еще в средние века в латинских переводах и обработках.
№39 Основные достижения древнеримской медицины Замечательных успехов достигла Римская наука в области медицины. Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида — фармаколога и одного из основателей ботаники, Сорана Эфесского — акушера и педиатра, Клавдия Галена — талантливого анатома, раскрывшего функции нервов и головного мозга. Ссылками на авторитет греческих врачей, прежде всего Гиппократа и александрийцев, пестрят страницы единственного сохранившегося полностью медицинского древнеримского сочинения "De medicina" — "О медицине", кто самостоятельная часть не дошедшего до нас большого энциклопедического труда на латинском языке, автором которого был Авл Корнелий Цельс (I в. н. э.). Сочинение, считавшееся безвозвратно утерянным, было случайно обнаружено в 1443 г., спустя 15 веков после своего создания, и с этого времени стало доступным мировой медицине. Используемая древнеримским автором специальная лексика, нередко с уточненными, а иногда и с измененными значениями, почти полностью вошла в словарь научной медицины, стала неотъемлемой частью международных анатомических номенклатур XIX—XX вв. Например: abdomen, anus, articulus, caecum intestinum, cartilago, cervix, cubitus, digitus, fauces, femur, humerus, index, inguen, jejunum intestinum, lien, manus, maxilla, medulla, occiput, oculus, omentum, patella, pectus, pollex, pulmo, radius, ren, tibia, tonsilla, uterus, vertebra, ventriculus, tunica, vulva, vesica и др. Исключительное влияние на последующее развитие античной и послеантичной медицины оказало огромное и разнообразное творческое наследие Клавдия Галена (129—201 гг., или 130—200 гг., или 131—200 гг. н. э.) — греческого врача, анатома, фармаколога, философа. Это был выдающийся теоретик и практик медицины. Он проявлял постоянный глубокий филологический интерес. В частности, составил словарь и комментарии к сочинениям Гиппократа, знакомясь с ними в разных центрах греко-римского мира, в том числе и в Александрии. Много внимания в своих трудах Гален уделял терминологическим проблемам, добиваясь точности, однозначности и нормированных в языковом отношении терминов. Галену принадлежит авторство таких новых для его времени терминов, как thalamos (лат. thalamus) — для зрительного бугра мозга, phleps azygos (лат. vena azygos) — для непарной вены, kremaster — для мышцы, поднимающей яичко, peristaltike kinesis (перистальтическое движение) — для волнообразных сокращений желудка, кишечника и др. терминологии.
№ 40
|