Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологический контакт между родителями и детьми

 

Поскольку семья как малая группа проходит определенные фазы развития, внутрисемейные отношения сообразно этому строятся по-разному. Опасность для родителей состоит в том, что причины отклонения психического развития детей (или нежелательные проявления в индивидуальном развитии) легко усмотреть не там, где они коренятся на самом деле. Очень важно быть осторожными в выводах. Следует поддерживать у ребенка уверенность в том, что его любят, о нем заботятся независимо от конфликтов его с родителями. Это создает необходимый для развития личности психологический контакт, который достигается не материальными затратами, а искренней заинтересованностью во всем, что происходит в жизни и душе ребенка.

При построении психологического контакта с детьми психологи рекомендуют родителям следующее:

принять ребенка таким, каков он есть, признать его право быть не похожим на других, помнить об его индивидуальности, быть осмотрительными при высказывании оценок в адрес ребенка, стараться не давать резких и частых негативных оценок его личным качествам, делать акцент на положительном;

по мере взросления ребенка признать его право на возрастающую самостоятельность, на приобретение своего собственного опыта;

дать ребенку возможность почувствовать неизбежность негативных последствий его поступков, логически разъяснять причину таких последствий;

признать право взрослеющего ребенка на проявление симпатии и установление эмоциональных контактов вне семьи, сдерживать свою «родительскую ревность»;

не впадать в состояние «слепой любви» к ребенку, дать возможность развиваться его самостоятельности;

остерегаться проявлений «родительского эгоизма» – желания «сделать» из своего ребенка лучший вариант самих себя, воплотить непременно в ребенке то, что у самих не сбылось;

проявлять постоянство по отношению к ребенку;

стараться культивировать в семье диалог, совместное рассмотрение ситуаций, проблем, целей;

чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

на личном примере создавать у ребенка правильное представление о системе жизненных приоритетов, о модели системы внутрисемейных отношений.

 

В заключение отметим, что современные задачи, решаемые российским обществом, требуют от выпускников высших учебных заведений овладения психолого-педагогическими технологиями их практического выполнения. Решение многих вопросов профессиональной деятельности зависит от уровня усвоения теоретических и прикладных компонентов психологии и педагогики.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. В чем состоит особенность психологии и педагогики как учебной дисциплины?

2. Охарактеризуйте структуру и содержание учебной дисциплины «Психология и педагогика».

3. Выделите предмет и объект психологии, дайте их характеристику.

4. Определите этапы развития психологического знания.

5. Укажите место психологии в системе наук и характер взаимосвязей.

6. Назовите основные теории, научные школы и концепции современной психологии.

7. Охарактеризуйте основные методы психологии.

8. Перечислите основные отрасли психологии.

9. Выделите основные социально-психологические макрохарактеристики человека.

10. Дайте определение психики человека. Какова ее структура?

11. Что такое гомеостаз?

12. Расскажите о развитии психики в процессах филогенеза и онтогенеза.

13. Какова структура деятельности?

14. Охарактеризуйте субъект деятельности.

15. Перечислите свойства сознания.

16. Перечислите группы психических явлений.

17. Дайте характеристику основным психологическим процессам.

18. В чем состоит «Я-концепция»?

19. Каково соотношение сознания и бессознательного?

20. Перечислите основные познавательные психические процессы.

21. Каково значение ощущений в жизни человека?

22. Какие виды ощущений вы знаете?

23. Что влияет на процесс ощущений?

24. Дайте характеристику процессам восприятия.

25. Каковы физиологические основы восприятия?

26. Каковы особенности восприятия?

27. Назовите виды восприятий и их характеристики.

28. Охарактеризуйте сущность процесса представления.

29. Что составляет основу представлений?

30. Каковы основные закономерности представлений?

31. Дайте характеристику вниманию как психическому процессу.

32. Охарактеризуйте основные виды внимания.

33. Каковы свойства внимания?

34. В чем заключается связь внимания с другими психическими процессами?

35. Каково значение внимания в деятельности человека?

36. Дайте характеристику памяти как психическому процессу.

37. Назовите основные процессы памяти.

38. Какие виды памяти существуют?

39. Что называется воображением?

40. Каковы основные виды воображения?

41. Охарактеризуйте воссоздающее и творческое воображения.

42. Дайте общую характеристику мышлению.

43. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

44. Дайте характеристику речи и ее функциям.

45. Как связаны между собой речь и мышление?

46. Назовите виды речи и ее основные свойства.

47. Что такое эмоции и чувства, в чем их значение?

48. Чем вызываются эмоции и чувства человека?

49. Какова разница между настроением и аффектом?

50. Охарактеризуйте высшие чувства человека.

51. Определите структуру личности в психологии.

52. Определите понятия перцепции и аттракции в психологии.

53. Какие факторы влияют на формирование личности современного специалиста?

54. В каком соотношении находятся цели и мотивы деятельности личности?

55. Охарактеризуйте основные свойства и типы нервной системы человека.

56. Что такое темперамент?

57. Дайте характеристику видам темперамента.

58. Дайте определение характера. Чем отличается характер от темперамента?

59. Чем обусловлены типичные и индивидуальные черты характера?

60. Как классифицируются черты характера?

61. Как формируется характер человека? Каковы пути воспитания характера?

62. Что включает в себя понятие способности?

63. Дайте классификацию способностей.

64. Чем отличаются способности от таланта?

65. Что составляет основу развития способностей?

66. Выделите основные характеристики малых групп.

67. Дайте определение коллектива.

68. Что принято называть психологией трудового коллектива?

69. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?

70. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?

71. Охарактеризуйте семью как малую группу.

72. Определите, что такое предмет и объект педагогики.

73. Перечислите основные задачи и методы педагогики.

74. Определите место педагогики в системе современных наук.

75. В чем состоит особенность педагогики как науки?

76. Перечислите основные категории педагогики.

77. В чем сущность образования как социального явления?

78. Перечислите социокультурные функции образования.

79. Охарактеризуйте образование как систему.

80. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства?

81. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели.

82. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран?

83. Перечислите типы образовательных учреждений России.

84. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.

85. Выделите основные закономерности педагогического процесса.

86. Перечислите основные принципы дидактики.

87. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.

88. Перечислите функции обучения.

89. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.

90. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.

91. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.

92. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды?

93. Какие элементы составляют управленческий цикл?

94. Перечислите виды педагогического анализа и его значение.

95. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе.

96. Сформулируйте основные закономерности воспитания.

97. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь.

98. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.

99. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.

100. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

101. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.

102. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?

103. Перечислите принципы семейного воспитания.

104. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.

105. Что такое семейный конфликт?

106. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.

107. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?

108. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».

109. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.

110. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?

 

Приложения

 

1. Методические рекомендации по написанию рефератов

 

У студентов, приступающих к работе над рефератом, как правило, возникают вопросы, связанные с методикой написания и оформления работы. Всякое научное исследование от творческого замысла до создания научного труда в окончательном виде сугубо индивидуально. Но все же можно определить общие методологические подходы, дать некоторые рекомендации.

«Реферат – краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора» (Межгосударственный стандарт ГОСТ 7.9—95).

Реферат[53]* представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, содержания отдельного документа, его части или совокупности документов, включающее основные сведения и выводы, количественные и качественные данные об объектах описания, а также обзор литературы определенного направления.

В отличие от курсовых и выпускных квалификационных работ, научных статей, диссертаций, монографий и других научных работ реферат не предполагает изложения результатов самостоятельных научных исследований. Его задача – обобщить достигнутое другими, изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из различных источников.

Но реферат – это не простой пересказ прочитанного, а серьезная работа, требующая определенной подготовленности автора. Наряду с главной задачей ознакомления с трудами ученых, реферирование ставит не менее важные учебно-методические цели, присущие и научной работе. Это – выбор темы, библиографический поиск, отбор и анализ фактов, положений и выводов, содержащихся в первоисточниках, группирование и логичное изложение материала, составление списка использованной литературы, оформление текста.

В процессе работы над рефератом студент получает возможность научиться анализировать научную литературу, овладеть методами научного исследования и основами подготовки письменной работы. Написание реферата содействует более глубокому ознакомлению с материалами, относящимися к изучаемой дисциплине, способствует овладению целым рядом полезных навыков, помогает выявить интерес и определить круг возможных дальнейших научных занятий.

 

Выбор темы реферата

 

Как правило, студентам предлагается на выбор довольно широкий спектр тем рефератов. Очень важно правильно выбрать тему, при этом выбор темы реферата должен быть осознанным, т. е. отвечать личным познавательным интересам будущего автора. Кроме того, тема не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее.

При выборе темы полезно поинтересоваться, насколько она освещена в имеющейся научной литературе. Для этого существуют тематические каталоги библиотек и библиографические указатели литературы. Информацию о литературе можно также почерпнуть из справочно-библиографическо-го аппарата изданий, посвященных данной теме.

 

Подбор литературы

 

Когда выбор темы сделан, следует приступать к выбору соответствующей литературы. Здесь нужно различать собственно научную литературу и публикации научно-популярного характера. Отличительными чертами научной литературы являются наличие справочно-библиографического аппарата, публикации в изданиях академических институтов, крупных университетов, музеев и т. п.

Чтение научной литературы по сравнению с художественной, развлекательной или информационной требует специфических навыков. При встрече непонятных терминов нужно не лениться заглянуть в словарь, учебник или энциклопедию. Начинать знакомство с избранной научной темой лучше всего с чтения работ обобщающего характера, относящихся к данному разделу, постепенно входя в проблематику и переходя к узкоспециальной литературе. Проанализировав прочитанное, необходимо сжато, в виде тезисов, сформулировать основные смысловые блоки и записать их содержание. Полученный в результате работы с литературой и источниками материал, как правило, превышает необходимый объем реферата. В дальнейшем предстоит составить план и, выбрав из наработанного материала необходимый, сконструировать конечный вариант реферата.

 

3. Составление плана реферата

 

Правильно построенный план реферата служит организующим началом в работе студента, помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность изложения. План составляется индивидуально с учетом замысла работы, однако при всем разнообразии подходов традиционным считается наличие следующих разделов.

Введение ………………………………………………………………………………….

Глава 1. Полное наименование главы……………………………………….

Глава 2. Полное наименование главы……………………………………….

Заключение (или выводы)………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………………………

Приложения (раздел необязательный – по усмотрению автора)……..

Против каждого из перечисленных разделов указывается страница, с которой данный раздел начинается в тексте реферата.

Во введении обосновывается выбор темы, формулируется цель работы. Основная часть реферата состоит из одной или нескольких глав (в зависимости от замысла автора). Если глав несколько, то они должны быть логически связаны друг с другом. В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать, что в научной литературе могут встретиться различные точки зрения на рассматриваемую в реферате проблему. Если это отражено в основной части, то в заключении необходимо отметить, какая из точек зрения больше импонирует автору реферата.

 

Работа над рефератом

 

Выбрав тему, сделав выписки из литературы и составив план, можно приступать непосредственно к написанию реферата. Студенту нужно следить за тем, чтобы изложение материала точно соответствовало сформулированной во введении цели работы, а также названию соответствующей главы.

После того, как будет сформирован черновой вариант реферата, нужно отредактировать написанный текст. Автор несет ответственность за каждое слово в написанном им тексте, будь то суждение, термин или результат исследования. Поэтому реферат должен быть написан хорошим научным языком. Это означает, что должны быть соблюдены общие нормы литературного языка и правила грамматики, а также учтены особенности научной речи, ее точности, однозначности, специальной терминологии. В научной литературе допускается использование только общепринятых сокращений: «см.», «и т. п.», «и т. д.», «др.», «пр.», «с.» и некоторых других. Если возникло сомнение в возможности использования того или иного сокращения, лучше слово или словосочетание написать полностью. Недопустимо использование стенографических знаков, жаргонных слов, символов и сокращений, имеющих хождение среди специалистов какого-либо профиля; следует также избегать сложных грамматических конструкций.

Имена собственные (фамилии, наименования организаций и т. д.) в реферате приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция собственных имен или перевод их на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании.

В современной научной литературе принят безличный стиль изложения, т. е. вместо местоимений «я» и «мы» используются следующие словосочетания: «остановимся на …», «допустим, что …», «можно считать, что …», «следует принять во внимание, что.», «в эксперименте использовались.» и т. д. Научный язык отличается от языка публицистики, поэтому научная работа не должна содержать пафосных и излишне эмоциональных суждений, пропагандистских и призывных лозунгов. Позиция автора должна быть объективно отстраненной и беспристрастной. Текст реферата не должен содержать интерпретацию содержания документов, следует избегать также жестких, категоричных оценок отдельных исследований, направлений и личностей их авторов без предоставления соответствующих доказательств, или, если оценка заимствована, без ссылок на цитируемые источники. Научность означает, помимо всего прочего, достоверность аргументов, фактов, данных, содержащихся в реферате.

Большое значение имеют правильная трактовка понятий, их точность и научность. Употребляемые термины должны быть общепринятыми либо приводиться со ссылкой на автора. Научной терминологией необходимо пользоваться умеренно и избегать неоправданного употребления специфичных терминов, а в случае их применения – объяснять их значение в скобках или сноске.

 

Оформление цитат, ссылок и сносок

 

Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании таблиц, иллюстраций, статистических данных и т. п.; при необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос.

Приведем несколько способов оформления цитат, ссылок и сносок.

1. Цитата может сопровождаться словами автора. В таком случае она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, например: И. И. Ильясов писал: «Учебные действия – это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий» [21].

2. В цитате иногда делается пропуск текста. В таком случае это отмечается многоточием, например: В. М. Рогинский [25, С. 12–15], описывая фазовый характер учебной деятельности, отмечает: «В первой фазе происходит осмысление создавшейся ситуации и … повышается готовность к выполнению длительной умственной работы».

3. Если цитата воспроизводит только часть цитируемого предложения, то после открывающихся кавычек ставят многоточие, например: А. Я. Анцупов утверждает, что «… в зарубежной и отечественной науке сложились различные понимания внутриличностного конфликта» [5, С. 15].

4. Цитата может быть включена в авторский текст как часть предложения. В таком случае она заключается в кавычки, но пишется с прописной буквы, например: В. Г. Афанасьев считает, что под управленческими отношениями следует понимать «сложные отношения людей, различных социальных коллективов, возникшие в процессе осуществления управленческих функций на основе общих принципов управления»1;

__________________________

1 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). – М., 1974. – С. 41.

 

5. При ссылке автора на несколько источников делаются сноски с указанием каждого источника, например: Одни из них под функциями управления понимают виды управленческой деятельности25, другие считают, что функции управления соответствуют стадиям, этапам управления26, третьи характеризуют функции управления и как содержание, и как стадии процесса управления27.

________________________________

25 Вишняков В. Г. Структура и штаты органов советского государственного управления. – М., 1972.

26 Валуев А. А. Организационное обеспечение систем управления научными исследованиями вуза. – М., 1983.

27 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). – М., 1974.

 

Если основной текст реферата печатается через 1,5 интервала, то сноски следует печатать через 1 интервал. Нумерация сносок может быть сплошной и постраничной.

Как при прямом цитировании, так и при перефразировании важно не просто вставить цитату в текст, а связать с контекстом своей работы, как можно лучше встроить ее в свои рассуждения. Цитата должна быть связана с аргументами, содержащимися в предыдущих и последующих рассуждениях автора.

Следует по возможности избегать цитирования общеобразовательных изданий, таких как энциклопедии, различные словари, учебники и учебно-методические пособия. Недопустимо соединение нескольких цитат в одну.

 

6. Составление списка литературы и источников

Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1—84 «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления». Общий список использованной при написании реферата литературы и источников должен включать не менее пяти наименований. В список вносятся только те работы, которые непосредственно использованы в реферате (они цитируются, на них есть ссылки или они послужили отправной точкой при формировании концепции автора, если на это указано во введении). Нельзя вносить в список прочитанные, но не использованные в работе книги, названия которых переписаны из библиотечных каталогов или взяты из библиографии в других книгах.

Литературу составляют (сначала – на русском, затем – на иностранных языках) в строго алфавитном порядке – либо по фамилиям авторов, либо по названию сочинения, если автор не указан. Список литературы имеет порядковую нумерацию. Общие требования и правила библиографического описания источников определяются действующим государственным стандартом.

Библиографическое описание:

книг (однотомников):

фамилия и инициалы автора (ов)

заглавие книги

. – место издания (город)

: название издательства

, год издания

Например: Степанов А. А. Методические рекомендации по выполнению письменных работ. – М.: Альфа, 2002.

– отдельного тома из многотомного издания:

фамилия и инициалы автора (ов)

заглавие книги

: в скольких томах вышло издание

. – место издания (город)

: название издательства

, год издания

. – номер тома.

Например: Андронов В. И. Избранные произведения: В 3 т. – М.: Мир, 1977. – 2 т.

– статей из сборника:

фамилия и инициалы автора (ов)

заглавие статьи

// заглавие сборника

/сведения о редакторе

. – место издания (город)

: название издательства

, год издания

. – номер издания

. – номера первой и последней страниц статьи.

Например: Лосев Г. Н., Рыжков Э. Д. Современные средства безопасности полета // Сборник статей / Под ред. Аверьянова И.И. – М.: Изд-во МАИ, 1999. – № 3. – С. 34–37.

– статей из журналов:

фамилия и инициалы автора (ов)

заглавие статьи

// заглавие журнала

. – место издания (город)

: название издательства

, год издания

. – номер издания

. – номера первой и последней страниц статьи. Например: Николаева О. Ю. Технические средства обучения // Педагогика. – М.: Изд-во МГПУ, 2003. – № 1. – С. 11–15.

 

Если авторов несколько, то их следует указывать в алфавитном порядке. При числе авторов свыше трех человек достаточно указать фамилию и инициалы первого, ограничившись добавлением «и др.» Если автор книги не указан, она вносится в список литературы по заглавию. Фамилии авторов указываются в именительном падеже.

В описании источников следует сокращать названия городов Москва, Ленинград, Санкт-Петербург, Ростов на Дону (М., Л., СПб., Ростов н/Д), названия других городов не сокращают.

Помимо описания использованных библиографических источников трудности может вызвать их группировка и расположение в списке. Существует несколько вариантов группировки источников: алфавитный, систематический, хронологический, в порядке упоминания в тексте, по видам источников. В студенческих работах обычно используется алфавитный принцип, по которому источники группируются в порядке букв русского алфавита по фамилиям авторов или заглавию книг, если автор не указан. Произведения авторов, носящих одинаковую фамилию, располагают в алфавитном порядке по их инициалам. Если нужно указать несколько работ одного и того же автора, их располагают в алфавитном порядке по заглавиям или в хронологическом порядке – по годам издания.

Источники на иностранных языках помещают в списке после всех русскоязычных источников в порядке букв латинского алфавита.

7. Содержание приложений и их оформление

В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, фотографии, ксерокопии документов, рисунки и пр. Страницы приложения имеют сквозную нумерацию со страницами реферата. Каждый элемент приложения должен иметь название или пояснительную надпись. Произведения, из которых заимствованы элементы, вынесенные в приложение, также вносятся в алфавитном порядке в список использованной литературы и источников.

8. Оформление реферата

Реферат выполняется на белой бумаге форматом А4 (297 х 210 мм) на одной стороне листа. Стандартный текст печатается через 1,5 интервала на компьютере с полями слева, снизу и сверху не менее 2 см, справа – не менее 1 см. Если текст набирается на компьютере, следует использовать шрифт «Times New Roman» или «Times New Roman Cyr», размер шрифта 14. Все страницы нумеруются. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер 1 на нем не ставится. Таким образом, первым напечатанным номером будет номер 2 на втором листе работы, на котором помещается содержание (оглавление). Номера страниц проставляются вверху страницы посередине. Заголовки разделов следует располагать посередине относительно текста, между заголовком и текстом оставляется пробел, равный одной строке.

Отдельно остановимся на оформлении таблиц, графиков, диаграмм и рисунков. Поскольку главная функция табличного и графического материала заключается в том, чтобы служить наглядной демонстрацией логических выкладок автора, то следует снабдить их заголовками. Заголовок таблицы помещается сверху, над заголовком справа пишется слово «Таблица» и ее порядковый номер, сам знак № не ставится. Например:

Таблица 2.5

Сырье и материалы

 

Заголовки графиков, диаграмм, рисунков пишутся снизу, при этом во всех случаях над заголовком слева пишется слово «Рисунок» или его сокращение «Рис.» и также ставится порядковый номер. Нумерация таблиц, рисунков и т. д. может быть как сквозной по всему тексту реферата (такой вариант предпочтительнее в небольших по объему работах), так и самостоятельной в каждом разделе работы. В таком случае нумерация наглядного материала осуществляется следующим образом: в главе 1 таблицы и рисунки будут иметь номера 1.1, 1.2, 1.3 и т. д., в главе 2 – соответственно 2.1, 2.2, 2.3 и т. д.

Заголовки не должны содержать сокращений, аббревиатур, если это не оговорено ранее в тексте работы. Наглядный табличный и графический материал может быть помещен непосредственно в текст реферата только после соответствующей ссылки, например «см. рис. 2.3», или «данные отражены в табл. 4», или «…что наглядно продемонстрировано на графике (рис. 1)».

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...