Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Портрет в творчестве венецианских мастеров XV–XVI веков

Портрет в творчестве венецианских мастеров XV–XVI веков

 

 


Введение

 

Возрождение – это эпоха утверждения красоты и достоинства человека, эпоха, проникнутая страстным стремлением художественно освоить и познать реальный мир. Пришедшее на смену культуре средневековья, исчерпавшей свою прогрессивную роль, Возрождение было пронизано пафосом утверждения веры в творческое могущество разума, в право духовно раскрепощенной личности на земное, реальное, а не потустороннее счастье.

Актуальность курсовой работы заключена в том, что образ гармонически прекрасной и сильной личности, с особой полнотой воплощенный в искусстве итальянского Возрождения, был обречен на трагическую гибель, был «опровергнут» ходом исторических событий. Особенно важное место в культуре Возрождения, в том числе в 16 веке, заняла Венеция. Она внесла весомый яркий вклад в итальянское Возрождение, значение которого для общего развития мировой культуры, в особенности живописи, нельзя переоценить.

Объектом исследования курсовой работы является творчество венецианских живописцев XV–XVI веков, охватывающее эпоху Раннего, Высокого и Позднего Ренессанса.

Предмет исследования – портретное искусство венецианских мастеров, сочетающее в себе различные стилистические тенденции и направления, оказавшие огромное влияние на творцов всей Западной Европы.

Особенность данного исследования в том, что тему живописи эпохи Возрождения сложно до конца раскрыть. Отчасти это связано с отсутствием работ как таковых, которые до нас не дошли и существуют лишь в теории, другие не дошли в том первозданном виде. Однако написано немало прекрасных трудов в области изобразительного и портретного искусства. Вот только некоторые из них: Смирнова И. «Тициан и венецианский портрет XVI века» 1984 года, в работе отражены особенности портрета XVI века и переход в творчестве Тициана от Высокого Возрождения к Позднему. Тему венецианского портретного искусства с прекрасными иллюстрациями развивает Вера Калмыкова в своей книге «История мировой живописи. Венецианская живопись XV–XVI веков» 2008 года. Об итальянском портрете Раннего Возрождения очень многое можно почерпнуть в книге (состоящей из 2-х томов) Гращенкова В.Н. «Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения», а также в работе Буркхардта «Портрет в итальянской живописи». Однако, как я уже говорила, данная тема до конца неисчерпаема, требует дополнений и рассмотрения её с разных точек зрения.

Цель моей курсовой работы показать, что творчество венецианских живописцев этого времени входит составной и неотделимой частью в итальянское искусство в целом. Тесная взаимосвязь с остальными очагами художественной культуры Возрождения в Италии, общность исторических и культурных судеб – все это делает венецианское искусство одним из проявлений искусства Возрождения в Италии.

Задача заключается в том, чтобы, изучив все возможные источники (научно – популярную литературу, статьи, теоретические материалы, электронные источники), посвященные итальянскому Ренессансу, творчество мастеров венецианской школы живописи, в особенности портретное искусство, описать и систематизировать полученные сведения, выявить особенности сложения жанра портрета в венецианской художественной школе в XV–XVI веках, охарактеризовать их эволюцию в рамках данного периода.

Я постараюсь в своей работе рассмотреть портретное искусство венецианских мастеров с точки зрения его художественного своеобразия и вклада в Итальянское Возрождение и мировое искусство.

С точки зрения всемирно-исторической, то есть конечных тенденций и судеб истории, образы, созданные венецианскими мастерами Возрождения, несли в себе высокую художественную истину.

Нельзя представить себе Возрождения в Италии во всем многообразии его творческих проявлений без живописи Джорджоне и Тициана. Художественная же культура позднего Возрождения вообще не может быть понята без изучения искусства позднего Тициана, творчества Веронезе, Тинторетто и других венецианских мастеров этого времени.

 

 


Особенности сложения жанра портрета в венецианской художественной школе

Эволюция портретного жанра в период высокого Возрождения

Художественное своеобразие портрета позднего Возрождения

Заключение

 

Венеция – колыбель европейской живописи. А, в свою очередь, портрет итальянского Ренессанса – один из самых плодотворных периодов в истории развития портретного жанра, время, когда в западноевропейском искусстве возник реалистический портрет. Этот новый реализм был тесно связан с новым пониманием личности и её места в действительности, с открытием мира и человека, произошедшим в этот период.

В эпоху Ренессанса родился европейский реалистический портрет. Это произошло с признанием ценности внутреннего мира отдельного человека. По мере все возрастающего индивидуализма в портретном искусстве возможность выражения субъективного мира выражается все ярче, отчетливо появляясь в живописи XVI столетия. Характерной чертой ренессансного итальянского портрета является почти полное отсутствие внутренних противоречий.

В портрете кватроченто человек обычно изображен спокойным, мужественным и мудрым, способным преодолеть все превратности фортуны, к концу века образ приобретает черты духовной исключительности и созерцательности.

Идейные и эстетические принципы ренессансного портрета тесно связано с зарождением и развитием гуманистической философии и неоплатонизма: «Трактовка индивидуальности в портрете XV века тесно связана с нормами гуманистической этики и её понятием uomo virtuoso. Отсюда же происходит и тот «благородный аристократизм» образа, его независимый и светский характер, которыми отмечено портретное искусство эпохи. Сближение художественной жизни с идеологией гуманизма и её различными течениями обогащало реалистический язык портрета при сохранении в нем сильного типизирующего начала, порождённого возвышенным представлением о личном достоинстве человека и его исключительном положении в окружающем мире». В изображениях конкретных выдающихся людей Ренессанса их конкретные черты будут преломляться через призму типизирующих и индивидуальных представлений о человеке.

К концу XV века, при всем стилистическом различии школ и индивидуальностей мастеров, в развитии станкового портрета намечается определенное единство в понимании образа человека и средствах художественной выразительности. Почти повсеместно – тяготение к сдержанности, замкнутости и созерцательности портретного образа. Отдельные попытки психологического углубления на данном этапе еще не получают полной творческой реализации – внутренний мир модели по-прежнему мыслится в своей типической цельности. Мастера Венеции, ведущие и второстепенные, используют одни и те же приемы построения портретной композиции, которая существует в нескольких типических вариантах. Модель дается в три четверти или в фас, погрудно или по пояс (с руками), на нейтральном (темном или светлом) фоне, или же в интерьере с 1–2 окнами, или же на фоне пейзажной панорамы. Своеобразие местных школ проявляется в колористическом строе и в трактовке пейзажа.

Вторая половина 16 в. – сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономического кризиса в Венеции, нарастанием феодально-католической реакции во всей Италии в венецианской культуре осуществляется постепенный переход от художественных идеалов Высокого Возрождения к позднему Возрождению. Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. В новую эпоху композиция и образное содержание радикально перерабатываются в сторону большей репрезентативности, социальной конкретности и индивидуальной психологической углублённости.

В Венеции работали выдающиеся живописцы ренессансной эпохи: Джованни Беллини, автор одного из известнейших полотен в истории живописи – «Портрет дожа Леонардо Лоредана», Тициан, который основал аллегорическое направление в живописи. В век Тициана и после него в этом городе творили: Тинторетто – виртуоз света, Паоло Веронезе – мастер мифологических и исторических сюжетов. Сегодня картины этих художников можно увидеть в музеях и галереях Венеции, а фрески и роспись – во многих храмах и дворцах, в числе которых и Дворец дожей. Хотя расцвет венецианской живописи завершился в конце XVI века, искусство мастеров, местом творения которых стала Венеция, еще долго вдохновляло живописцев Амстердама, Антверпена, Мадрида, Рима, Парижа и Лондона.

 


Портрет в творчестве венецианских мастеров XV–XVI веков

 

 


Введение

 

Возрождение – это эпоха утверждения красоты и достоинства человека, эпоха, проникнутая страстным стремлением художественно освоить и познать реальный мир. Пришедшее на смену культуре средневековья, исчерпавшей свою прогрессивную роль, Возрождение было пронизано пафосом утверждения веры в творческое могущество разума, в право духовно раскрепощенной личности на земное, реальное, а не потустороннее счастье.

Актуальность курсовой работы заключена в том, что образ гармонически прекрасной и сильной личности, с особой полнотой воплощенный в искусстве итальянского Возрождения, был обречен на трагическую гибель, был «опровергнут» ходом исторических событий. Особенно важное место в культуре Возрождения, в том числе в 16 веке, заняла Венеция. Она внесла весомый яркий вклад в итальянское Возрождение, значение которого для общего развития мировой культуры, в особенности живописи, нельзя переоценить.

Объектом исследования курсовой работы является творчество венецианских живописцев XV–XVI веков, охватывающее эпоху Раннего, Высокого и Позднего Ренессанса.

Предмет исследования – портретное искусство венецианских мастеров, сочетающее в себе различные стилистические тенденции и направления, оказавшие огромное влияние на творцов всей Западной Европы.

Особенность данного исследования в том, что тему живописи эпохи Возрождения сложно до конца раскрыть. Отчасти это связано с отсутствием работ как таковых, которые до нас не дошли и существуют лишь в теории, другие не дошли в том первозданном виде. Однако написано немало прекрасных трудов в области изобразительного и портретного искусства. Вот только некоторые из них: Смирнова И. «Тициан и венецианский портрет XVI века» 1984 года, в работе отражены особенности портрета XVI века и переход в творчестве Тициана от Высокого Возрождения к Позднему. Тему венецианского портретного искусства с прекрасными иллюстрациями развивает Вера Калмыкова в своей книге «История мировой живописи. Венецианская живопись XV–XVI веков» 2008 года. Об итальянском портрете Раннего Возрождения очень многое можно почерпнуть в книге (состоящей из 2-х томов) Гращенкова В.Н. «Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения», а также в работе Буркхардта «Портрет в итальянской живописи». Однако, как я уже говорила, данная тема до конца неисчерпаема, требует дополнений и рассмотрения её с разных точек зрения.

Цель моей курсовой работы показать, что творчество венецианских живописцев этого времени входит составной и неотделимой частью в итальянское искусство в целом. Тесная взаимосвязь с остальными очагами художественной культуры Возрождения в Италии, общность исторических и культурных судеб – все это делает венецианское искусство одним из проявлений искусства Возрождения в Италии.

Задача заключается в том, чтобы, изучив все возможные источники (научно – популярную литературу, статьи, теоретические материалы, электронные источники), посвященные итальянскому Ренессансу, творчество мастеров венецианской школы живописи, в особенности портретное искусство, описать и систематизировать полученные сведения, выявить особенности сложения жанра портрета в венецианской художественной школе в XV–XVI веках, охарактеризовать их эволюцию в рамках данного периода.

Я постараюсь в своей работе рассмотреть портретное искусство венецианских мастеров с точки зрения его художественного своеобразия и вклада в Итальянское Возрождение и мировое искусство.

С точки зрения всемирно-исторической, то есть конечных тенденций и судеб истории, образы, созданные венецианскими мастерами Возрождения, несли в себе высокую художественную истину.

Нельзя представить себе Возрождения в Италии во всем многообразии его творческих проявлений без живописи Джорджоне и Тициана. Художественная же культура позднего Возрождения вообще не может быть понята без изучения искусства позднего Тициана, творчества Веронезе, Тинторетто и других венецианских мастеров этого времени.

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...