Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познание, его возможности и границы
103*. Обычно в качестве синонимов употребляются термины: а) гносеология и эпистемология; б) онтология и антология; в) гносеология и теория познания; г) гносеология и аксиология.
104*. Эпистемологической тематике соответствуют группы вопросов: а) о природе познания и самой его возможности; б) о происхождении и этапах формирования знаний; в) о природе и критериях истинности результатов познания; г) о природе и критериях добра и зла.
105*. Определите пять особенных черт процесса познания: а) рефлексивность; б) ассоциативность; в) интуитивность; г) интерсубъектность; д) соединение внешнего и внутреннего опыта; е) противоречивость внешнего опыта; ж) активность познающего субъекта. 106*. Концепции познания Платона противоречат положения: а) истина и мнение есть не одно и то же; б) в процессе познания человек постигает собственные мыслительные конструкты; в) к знанию относятся только истины, а не мнения; г) все точные знания не могут быть получены из опыта; д) чувственный опыт обманчив и ограничен; е) душа при вселении в человеческое тело уже обладает идеями; ж) познание истины возможно только на основе чувственного опыта; з) процесс познания есть процесс припоминания.
107. Подлинная форма исследования, по Ч. Пирсу, включает три шага: 1) обнаружение нового факта; 2) создание объясняющей гипотезы; 3) поиск подтверждающих случаев. Такая форма исследования называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) абдукцией.
108. Согласно концепции познания как отражения, процесс познания включает такие два этапа, как: а) 1- формирование чувственных образов; 2- мысленная обработка чувственных данных ( их разложение, выделение отдельных признаков и обобщение в понятия); б) 1- пассивное созерцание объектов познания; 2 - формирование абстрактных понятий с помощью таких структур сознания, которые существуют в нем до индивидуального опыта и независимо от него.
109*. Участие в процессе познания априорных ( до-опытных) структур сознания утверждали: а) Платон; б) Кант; в) К. Маркс.
110. К рациональным формам познавательной деятельности относятся: а) понятия, суждения, умозаключения; б) тезис, антитезис, синтез.
111. Мысль, выраженная в слове и фиксирующая общие, основные и существенные признаки некоторого класса предметов, это: а) понятие; б) суждение; в) умозаключение.
112. Форма перехода от частных суждений к общим – это: а) индукция; б) дедукция; в) абдукция.
113*. В классической философии дискурс понимается как: а) размышление; б) единственный способ получения достоверного знания; в) не единственный способ получения знания; г) как правило, ведется под контролем сознания; д) процесс последовательного продвижения к истине; е) целостное, непосредственное постижение истины; ж) познание посредством понятий.
114. В трудах теоретиков постмодернизма М. Фуко, Ж. Дерриды, П. Рикера под дискурсивной практикой понималась совокупность высказываний, рассматриваемых в единстве с социальными и культурными условиями своего возникновения и функционирования, а именно: а) рассказы, доказательства, диалоги, гипотезы и т.д.; б) утверждения, вопросы, императивы, советы; в) все перечисленное выше.
115. По Р. Декарту, «то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению» - это: а) знания; б) интуиции; в) видения.
116. Быстрое восприятие, воображение, здравый смысл, сокращенное аргументирование, фронезис ( способность к быстрой и правильной оценке значимости поступающей информации) – таков, с позиций современных исследований, механизм получения: а) интуитивного знания; б) объективной истины.
117. В эпистемологии не существовало такого понимания истинности: а) истинность есть соответствие знания внешней реальности; б) истинность есть однозначное отношение между структурными единицами высказывания (убеждения или суждения) и соответствующими фрагментами внеязыковой реальности ( факты состояния дел, события); в) истинность есть согласованность элементов знания между собой; г) все приведенные выше варианты существуют.
118. О познании можно сказать, что: а) познание ориентированно на изучение предметных структур практики, существующих вне и независимо от познающего субъекта; б) результат познания зависит от интересов субъекта, он обусловлен предшествующим опытом и всегда включается в более широкую систему знания; в) познание по самой своей природе совершается в виде некоторого бесконечного процесса; г) все формулировки верны; д) ни одна из формулировок не верна.
119. Философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины – это: а) релятивизм; б) агностицизм; в) иррационализм; г) радикализм.
120. «Непрерывное уточнение и накопление (…) есть движение к овладению абсолютной истиной.» Вставьте недостающее словосочетание : а) научных идей; б) человеческих знаний; в) относительных истин; г) умных мыслей.
Процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих – это а) размышление; б) анализ; в) абстрагирование.
122. Раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты, это: а) гносеология; б) эпистемология; в) теория познания; г) все варианты ответа верны, поскольку обычно используются как синонимы.
Научное познание 123. Наука как самостоятельная сфера культуры возникла: а) в Древнем Египте; б) в Древнем Китае; в) в Древней Греции; г) примерно одновременно во всех названных цивилизациях.
124*. К принципам построения научного знания, обоснованным древнегреческими мыслителями, относятся: а) поиски единого основания в виде первоначал и первопричин с последующим выведением из них знания о реальности как таковой; б) отделение объективно-достоверного знания «по истине» от субъективного, повседневно-обыденного знания «по мнению»; в) постулирование алгоритма научного исследования»дано – требуется доказать – доказательство»; г) накопление и формулирование знания в виде непререкаемых нормативов.
125. Современная наука ( с соответствующим теоретическим аппаратом и способом организации процесса познания) начала формироваться: а) в эпоху Средневековья; б) в Новое время; в) в середине ХХ века. 126. Формирование экспериментального метода познания происходит: а) в конце эпохи античности; б) в начале эпохи Нового времени; в) в ХХ веке – «веке науки». 127. Современная организация науки в виде системы основных дисциплин включает: а) математику, физику, химию, биологию, технические и социальные науки; б) математику, физику, химию, биологию и технические науки; в) математику, технические и социальные науки.
128*. Научный закон - это: а) знание о наиболее общих, глубинных, сущностных связях объективной действительности, выраженное в виде теорий той или иной предметной области; б) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое, однако, имеет свое основание в природе (в объективном бытии); в) предписание относительно того, как что-либо должно быть или происходить. 129*. Для классической науки характерно следующее: а) акцент на предмете природы как объекте исследования; б) сведение к минимуму влияние субъекта, т.е. исследователя; в) четкое определение причин и следствий, установление однозначной зависимости между ними и ее математическая формализация; г) определение и фиксация средств деятельности, привносимых субъектом в процесс исследования; д) включение в сферу научного исследования комплексных исторически развивающихся систем ( таких как биосфера Земли, генофонд человечества и др.).
130. Научная проблема проявляется как: а) противоречие в теории между новизной явлений, включаемых в сферу познаваемого, и ограниченностью имеющихся знаний; б) противоречие в теории между новизной выдвигаемых гипотез и существующим знанием.
131*. Гипотеза - это: а) мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел; б) некоторое предположение о закономерном порядке вещей, которое нуждается в подтверждении своей достоверности – в доказательстве; в) форма развития научного знания. 132. Совокупность принципов, приемов и правил процесса познания это: а) теория; б) механизм; в) метод.
133. Существуют общенаучные, частнонаучные и междисциплинарные методы. К какой группе относится метод наблюдения? а) к общенаучным методам; б) к частнонаучным методам; в) к междисциплинарным методам. 134. Научное познание имеет уровни: а) научный и практический; б) эмпирический и теоретический; в) дилетантский и профессиональный.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |