Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Использование особенностей психики

В действительности все выглядит иначе, чем на самом деле.

С. Е. Лец

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАРАЖЕНИЕЧто это такое

Его смысл в том, что состояние одного человека передается окружающим. Когда вы пообщаетесь с собеседником, у которого плохое настроение, то замечаете, что оно испортилось и у вас. Оптимист заражает нас бодростью, энергией. Именно поэтому любят весельчаков. На дружескую улыбку мы невольно отвечаем улыбкой.

 

Эффект толпы

 

Чем больше аудитория, тем легче происходит психологическое заражение. Например, Гитлер предпочитал бесноваться в огромных залах, ибо возбудить толпу легче, чем одного слушателя. Также и развеселить зал проще: достаточно одному (наиболее смешливому) засмеяться, как это состояние стремительно завоевывает всех. Последний феномен используется в передачах-смешилках: после очередной шутки, остроты за кадром раздается дружный хохот, облегчающий нам вхождение в веселое расположение духа.

 

"Подсадная утка"

 

Гениальный Всеволод Мейерхольд (1874–1940) использовал прием психологического заражения, для того чтобы в нужное время заставить зрителей военно-патриотического спектакля заплакать. К. Рудницкий, автор книги "Режиссер Мейерхольд", рассказывает: "В заключительном эпизоде Мейерхольд и Вишневский (автор пьесы. — В. Ш. ) показывает гибель всех 27 бойцов, принявших на себя удар врага. Внезапное видение будущей войны возникло в спектакле с устрашающей реальностью…

…Застава, по мысли Мейерхольда, принимала бой в школьном здании… последним погибал Бушуев. Уже смертельно раненный, он с трудом приподымался и мелом, крупными цифрами выводил на обыкновенной классной доске:

162000000

— 27

161999973

Потом ронял мел, правда, растерянно улыбаясь и недоуменно глядя в зал, и умирал.

Ведущий в этот момент спрашивал с возмущением: "Кто там плачет?"

В зале плакали непременно. Мейерхольд применил «подсадку»: в партере сидела актриса, которая в нужный момент начинала всхлипывать, и все вокруг вытаскивали платки".

 

 

ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ

Два заблуждения

 

"После этого, стало быть, по причине этого" — гласит формулировка одного из часто встречающихся заблуждений людей, которое отмечали еще античные логики.

Здесь проявляется коварное свойство аналогии. Поскольку следствие всегда происходит после причины, то по аналогии некритичный слушатель воспринимает следующее во времени как следствие.

Такую же природу имеет заблуждение: "если рядом — значит вместе". (Обычно рядом как раз те, кто оказался рядом не случайно, они — вместе; отсюда — и заблуждение.)

 

Желаемое и нежелательное

 

Вследствие указанного феномена нахождение рядом со знаменитым или высокопоставленным человеком несколько повышает его статус в глазах окружающих. Не случайно те, кто запечатлен на фото рядом с «большими» людьми, с удовольствием демонстрируют эти фотографии.

В соответствии с этим же принципом предусмотрительные люди избегают находиться рядом с одиозными личностями, а тем более фотографироваться с таковыми.

Заблуждение "рядом — значит вместе" нашло отражение в народном изречении: "не то он украл, не то у него украли". Зная это, люди, пекущиеся о своей репутации, избегают упоминания своего имени в связи с сомнительными историями, даже если они в той ситуации выглядели достойно.

Автор еще мальчишкой был свидетелем, как очень уважаемый человек, один из немногих в городе, кто носил звание народного артиста СССР, отказался от расследования с целью найти того, кто украл у него очень дорогую шапку, — только бы "не полоскали" его имя. Мы жили тогда в нищете, и этот поступок произвел сильнейшее впечатление — такое, что помнится и почти через полсотни лет. Тогда поступок поразил необычайностью. Теперь он воспринимается как предусмотрительность.

 

Журналистские "штучки"

 

Перенесемся, однако, в день нынешний. Он изобилует фактами манипулирования с использованием эффекта "рядом — значит вместе".

Насмешки коллег и упреки знакомых заставили московского автоинспектора Владимира Кузнецова обратиться в суд. Видимо, кого-то он сильно «достал», если к нему применили столь изощренную расправу. Проделка и впрямь была не из примитивных.

В газете "Московский комсомолец" от 14 октября 1992 года под рубрикой "Милиции посвящается" был опубликован снимок улыбающегося Владимира и его коллеги из Главного управления внутренних дел города Москвы. Фото поместили рядом с очерком Александра Погонченкова "Убийство в Желдоре", повествующим об убийстве шофера двумя сотрудниками ГАИ.

Тот же снимок этих же милиционеров, постовых дорожно-патрульной службы, уже публиковался на страницах этой же газеты раньше.

Тогда, 1 октября 1989 года его закомпоновали в фоторепортаж «Двое», где фотография инспекторов оказалась рядом со снимками двух бульдогов-медалистов и пары слонов. По словам Кузнецова, тот давний эпизод его всего лишь рассмешил. Но когда ту же фотографию поместили рядом с текстом о милиционерах-убийцах, он был крайне обескуражен.

О нем не сказали ни единого плохого слова. Но как расчетливо и как громко его испачкали и обвинили.

Рассказывает журналистка из Риги Кармела Меделье: "Середина 70-х годов, расцвет «застоя». Газета, в которой я тогда работала, называлась "Советская молодежь", издавалась она в Риге.

Первая ее полоса выглядела традиционно — верхняя часть отдавалась названию самой газеты плюс заголовки самых значимых статей, расположенных на других страницах. Дальше шла широкая черная полоса ("отбой"), под которой и размещались собственно первополосные материалы. В основном на первую страницу выносились политические темы.

И вот в одно злополучное утро "Советская молодежь" вышла такой: рядом с названием газеты несколько анонсов статей, распложенных на внутренних полосах, среди которых был следующий: "Два сапога — пара". Потом — жирный «отбой» и сразу под ним — большая фотография, на которой сидят за столом Герек и Брежнев.

К середине дня в кабинете редактора раздался телефонный звонок «сверху»… и в течение 40 последующих дней в три этапа из газеты было уволено 11 журналистов различных рангов.

Надеюсь, мне не надо объяснять, что мои коллеги в страшном сне не могли такого предусмотреть. И уж, конечно, не монтировали намеренно эту газету именно таким образом".

Убедительная иллюстрация силы побуждения "рядом — значит вместе". Этот же стереотип восприятия может быть использован в манипуляции с целью насмешки. Известный тележурналист беседует с видным политиком. Тот городит экономическую чушь. Журналист: "Позвольте спросить как экономист экономиста". Поскольку перед этим интервьюер открыто заявлял, что он не экономист, то последующее обращение выглядело как тонкая издевка. И немало внимательных телезрителей оценило эту "шутку юмора".

 

 

ШАБЛОНЫ

Долженствование

 

Скрытое управление нередко строится на предсказуемости наших реакций и поступков. Система воспитания прививает нам определенные шаблоны, которые и делают нас уязвимыми для скрытого управления.

Одна из установок воспитания — вы должны стремиться к совершенству, стараться быть лучше, чем вы есть сейчас. Схема манипуляции, основанной на этом: поскольку до сих пор вам не удавалось самостоятельно улучшить себя, я помогу вам. Если вы этого не сделаете, то вы — испорченный, ленивый, недоразвитый и никчемный, и потому вы не заслуживаете чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего.

В этом управлении манипулятор использует и «кнут», и «пряник». Пряник: вы станете лучше. Кнут: если ослушаетесь, вы — такой сякой (какой — перечислено выше).

 

Шаблоны восприятия

 

На сообщение в определенном формате наиболее вероятен ответ в том же формате. Проиллюстрируем это несколькими примерами из области развлечений

Задача: Сколько яблок на березе, если у яблони 8 веток и на каждой — по 6 яблок? Многие, особенно, если поторопились с ответом, говорят — 48.

Другая ловушка: Как правильно: "стрижка — брижка" или "стритъе — бритье" . Многие выбирают один из предложенных ответов, хотя оба неправильны.

 

Шаблонные ответы

 

На многие вопросы у нас готовы ответы, и они почти не отличаются. Испытуемого просят отвечать быстро:

— Поэт?

— Пушкин.

— Часть лица?

— Нос.

— Река?

— Волга.

— Город?

— Москва.

— Фрукт?

— Яблоко и т. д.

Конечно, всякий знает множество ответов на каждый из подобных вопросов. Но подавляющее большинство дают именно эти. Таковы шаблоны нашей памяти. Первое, пришедшее в голову, обычно одно и то же.

А предсказуемость ответа — возможность для манипуляции:

— Кто любит музыку — три шага вперед! — командует сержант.

Из строя выходят несколько солдат.

— Отлично, ребята! А теперь берите вон тот рояль и тащите его на третий этаж.

Упрекнуть сержанта в насилии невозможно. Сами вызвались. А "любишь кататься, люби и саночки возить".

 

Соответствие социальной роли

 

В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко описывает изменение отношения к труду у двух самых отъявленных бездельников в трудовой колонии — Волкова и Галатенко. Педагог создал «отряд» из этих двух «бойцов» для копания погреба.

Волкова назначают командиром. И происходит невероятная метаморфоза. Став «командиром», он работает совсем не так, как обычно, и к Галатенко тоже проявляет неожиданную требовательность. Вечером того же дня «отряд» получает поощрение на глазах всей колонии. В жизни Волкова этот день оказался переломным, да и Галатенко был несколько сдвинут со своей обычной позиции убежденного лентяя.

 

Стандартные процедуры

 

Японские менеджеры первыми ввели в практику своих предприятий исполнение всем персоналом гимна компании. Затем эта идея была реализована во многих крупных фирмах и других стран.

Распространению этой процедуры способствовало то, что она оказывает положительное воздействие на настроение работников, их отношение к труду и на взаимоотношения в коллективе.

Футбольный тренер Бад Грант изумил всех.

Самое первое упражнение во время тренировок в учебном лагере команды «Викинг» заключалось всегда в следующем. Грант лично демонстрировал, а затем игроки упражнялись в том, как надо правильно выстроиться при исполнении государственного гимна. Постепенно они осознавали смысл этой процедуры: пусть другие команды толпятся так, как будто стоят в очереди за пивом, но мы — другое дело, мы — победители и поэтому должны выглядеть как победители ежесекундно, раз нам повезло стать составной частью этой команды-победительницы.

Еще древние воины заметили: если почувствовали, что побеждаете, значит уже победили.

Лу Холтц, главный тренер нотрдамской футбольной команды, требовал неукоснительного соблюдения всех указаний до мельчайших подробностей. Он добивался этого таким образом.

Команда должна была сыграть очередной матч. На стадион каждый игрок обязан был отправиться в костюме и при галстуке, дабы достойно представлять Нотрдамский университет. Игроки ожидали посадки в автобус, который доставит их на стадион. Появился тренер Холтц. Он не проронил ни слова. Просто стал осматривать игроков, каждого. Наконец подошел к одному из них, улыбнулся, протянул руку и поправил ему галстук, а затем кивнул водителю автобуса. Только после этого дверь открылась, и команде было разрешено пройти в салон.

Холтц не сказал ничего, но смысл этой церемонии всем был так же ясен, как если бы он отбарабанил свою невысказанную фразу: "Если вы, парни, собираетесь стать победителями, то вы и выглядеть должны, как победители".

 

 

ЧУВСТВА

Любовь и ненависть

 

Они нередко идут рука об руку. И любовь, и ненависть — сильные чувства. О силе последней говорит следующая басня Эзопа.

Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы не видеть друг друга, один из них устроился на корме, другой — на носу. Поднялась страшная буря, корабль начал тонуть. Тот, что сидел на корме, спрашивает у кормчего, какой конец корабля первым уйдет под воду. «Нос», — ответил кормчий. Тогда тот сказал: "Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы знать, что мой враг захлебнется раньше меня!"

Эзоп заключает: так иные люди из ненависти не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как другие страдают.

Любовь нередко сменяется ненавистью, например после измены. Иногда ненависть замещает любовь: желанный объект не замечает, а хотелось, чтобы обратил внимание и выбрал.

Это обстоятельство можно использовать для управления человеком. Если красавица окружена поклонниками, то мужчине проще всего обратить на себя внимание, если это не быть среди них. Вспомним действия Печорина по отношению к княжне Мэри или строки Пушкина:

 

 

Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей.

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей.

 

 

Преодолевший отчуждение или ненависть оказывается гораздо ближе к сердцу, нежели иные.

 

Добро и зло

 

Связь между этими понятиями чрезвычайно тесна, что нашло отражение в пословицах многих народов и высказываниях мыслителей.

 

* * *

 

"Беги от добра — спасешься и от зла" (турецкая пословица).

 

* * *

 

"Берегись каждого, кому ты сделал добро" (турецкая пословица).

 

* * *

 

"Люди обычно мучают своих ближних под предлогом, что желают им добра" (Люк де Вовенарг, французский писатель).

 

* * *

 

"Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра" (Франсуа де Ларошфуко, французский моралист).

 

* * *

 

"Тот, кто выдает себя за спасителя, рискует быть распятым" (испанская пословица).

 

* * *

 

"Очень печально, что стремление людей уменьшить зло порождает так много нового зла" (Георг Лихтенберг, немецкий писатель- сатирик).

 

* * *

 

"Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы" (Мария Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница).

 

* * *

 

"Совет, данный кому-либо в присутствии других людей, воспринимается как упрек" ("Кабус-наме", собрание нравоучительных притч на языке фарси).

В чем же причина такого отношения к добру? Ведь человек, сделавший добро, казалось бы, вправе рассчитывать на такое же к себе отношение. Нередко он действительно получает то, на что рассчитывал.

Это как бы само собой. Возмущение и, следовательно, внимание привлекают факты "черной неблагодарности". В чем их причина?

Психологи объясняют это так. Делая доброе дело, а также советуя (или поучая) из самых лучших побуждений, доброхот получает большое психологическое преимущество. (Не случайно многие так любят советовать что окружающих это раздражает.) Соответственно объект этих действий чувствует свою ущербность. Доброхот тем самым вызывает отрицательные эмоции и подспудное желание «сквитаться» с ним за то принижение, которое он доставил объекту своей заботы.

Знание любого психологического феномена и позволяет использовать его для манипулирования. Например, описанное выше обстоятельство используют так.

Предположим, нужно установить добрые отношения с человеком, который плохо к вам относится. Можно делать ему много добра, но без всякой гарантии на успех. Но если удается устроить так, что тот человек сделает вам добро, то он после этого сам переменится к вам в лучшую сторону. Этот прием проверен многократно и практически не дает сбоев. Встречая вас, "доброхот поневоле" будет чувствовать психологическое преимущество, то есть вы, принося отныне ему положительные эмоции, становитесь приятным для него человеком,

 

Курьезы памяти

 

Почему хорошее быстро забывается, а плохое помнится? Почему, рассказывая по прошествии времени о какой-то поездке, походе, мы вспоминаем только злоключения — непогоду, трудности пути, неприятности?

Почему мы мгновенно забываем анекдот, от которого совсем недавно чуть не умерли от смеха?

Все это имеет причины. Когда мы смеемся или получаем другие удовольствия (комфорт путешествия, хорошее питание, прекрасная погода) в мозгу вырабатываются эндорфины (их называют "гормонами удовольствия"). Они расслабляют все органы, в том числе и мозг, так что и способность к запоминанию резко снижается.

Наоборот, испытанный стресс приводит к активизации мозга, в результате вызвавшее его событие запоминается надолго. Это один из защитных механизмов: стресс представляет определенную угрозу для жизни, он может повториться, и организм запоминает эту ситуацию как опасную.

Эти особенности нашей психики тоже могут быть использованы для скрытого управления человеком против его воли.

Неожиданный подарок, сделанный без всякого повода, по воздействию на объект дарения не идет ни в какое сравнение с ожидаемым (например, в день рождения, к 8 марта, на Новый год). Получивший неожиданный подарок реагирует наиболее сильно и запоминает его надолго.

А вот противоположные ситуации. Неожиданно прерванные любовные отношения запоминаются на всю жизнь, и чувство не угасает дольше всего.

Если любовные отношения на грани краха, то самый верный способ оградить себя от мучений (да и получить дополнительно шанс на сохранение отношений) — это уйти первому.

Курьезы памяти проявляются и на работе: маленькая премия почти ни за что приятна (и откладывается в памяти) не меньше, чем большая ожидаемая премия за серьезную работу.

 

Неоднозначная роль страха

 

Страх является врожденным качеством, предостерегающим человека от опасности. Недавно ученые обнаружили еще одно замечательное свойство страха. Оказалось, что в небольших дозах он способствует продлению жизни. Это происходит за счет выработки при умеренном страхе иммунитета к сильным потрясениям. Первоначально этот факт был установлен на лабораторных крысах — пуганые крысы жили дольше непуганых.

Умеренный страх повышает интенсивность обменных процессов, улучшает питание мозга, усиливает сопротивляемость инфекциям, а главное — защищает организм от сильнейших стрессов. Именно поэтому человечество обожает киношные ужастики, катается на американских горках, а дети просят рассказать на ночь страшную сказку. Это своего рода прививки от возможных жизненных коллизий.

 

Риск как форма существования

 

Психолог, профессор Марвин Зукерман пришел к выводу, что есть категории людей, которых опасность притягивает с особой силой. В течение 35 лет он вел наблюдения и определил на примере многих пар-близнецов, что 60 % склонности к риску человеком наследуется и только 40 % — приобретается с опытом. Следовательно, любовь к опасности — это не столько черта характера, сколько особенность организма…

Его гипотезу подтвердили израильские ученые, выделив генетическое звено, ответственное за поиск острых ощущений, — это ген, создающий в мозгу фермент допамин. Различные формы этого гена были обнаружены у наркоманов, азартных игроков, алкоголиков и спортсменов-автогонщиков. Позже Зукерман нашел доказательство биохимической связи поиска острых ощущений с необычно низким содержанием в мозгу другого фермента — тираменазы. Этот фермент влияет на выработку чувства удовлетворения. Его недостаток и вызывает желание довести его до нормального уровня искусственно.

Теперь становится понятным, что двигает людей к опасным увлечениям: прыжкам с парашютом, скалолазанию, альпинизму, спелеологии, путешествиям в одиночку через океан и т. п.

Приведенные ниже выдержки из книги рекордов Гиннесса показывают, насколько изобретательны люди в поисках опасности.

22 июня 1936 года полковник Гарри А. Форбос (Швейцария) прыгнул с высоты 120 метров с борта дирижабля «Гинденбург» в озеро Констанса.

4 августа 1989 года Мишель Менан прошел по канату на рекордной высоте — 3150 метров.

2 августа 1990 года Рой Кастл на крыле летящего биплана компании «Боинг» провел 3 часа 23 минуты. Так экстравагантно он совершил перелет из Гатвика, графство Западный Суссекс (Великобритания), в Ле-Бурже (Франция)

Прыжок без парашюта с высоты 79,71 метра совершил А. Дж. Бакунус.

Дэвид Смит (США) стал человеком-ядром и, вылетев из пушки, преодолел рекордную дистанцию 54,94 метра в Манвилле, штат Нью-Джерси, 13 августа 1995 года.

В 1976 году Дэвид Сандеман стал самым юным мореплавателем, пересекшим в одиночку Атлантику в возрасте 17 лет.

Брайтон Роберт Шуманн стал самым юным путешественником, отправившимся 6 апреля 1992 года, в возрасте 10 лет, к Северному полюсу, а 29 декабря 1993 года, в возрасте 11 лет, — к Южному.

 

 

ОБЩЕНИЕ

Экстраверты и интроверты

 

Экстраверты — это люди общительные, легко устанавливающие контакт, в том числе и с незнакомыми людьми. Экстраверты крайне нуждаются в общении и тяжело переносят одиночество.

Их противоположность — интроверты. Это люди замкнутые, малообщительные, трудно входят в контакт с окружающими. Интроверты систематически испытывают потребность побыть одному — почитать, посидеть с удочкой…

 

Промежуточный тип — амбаверты.

 

Свою принадлежность к тому или иному типу читатель может установить с помощью теста Айзенка на экстраверсию — интроверсию Этот тест можно найти в книге [25].

Сангвиническая и холерическая составляющие темперамента соответствуют экстраверсии, флегматическая и меланхолическая — интроверсии. Экстраверты обладают более быстрой реакцией, интроверты же медлительны.

Незнание и неучет этих врожденных особенностей приводят к недоразумениям и конфликтам. Интроверты могут раздражать экстравертов своей медлительностью. Экстраверты воспринимаются интровертами как слишком болтливые и импульсивные.

Знание этих особенностей позволяет не только избегать ненужных конфликтов, но и использовать их на благо.

Муж-психолог сидит за письменным столом, работает. Жена зовет ужинать. Муж, флегматик, дописывает абзац, делает пометки, что нужно не забыть написать, приводит в порядок стол, убирает лишнее, идет в туалет, затем моет руки

Жена, меланхолик, все это время переживает: я, мол, старалась, все на столе, стынет, я сижу, жду, а он никуда не торопится. Все это она высказывает мужу, когда тот, наконец, пожалует к столу. Ужин испорчен.

Так было в начале их семейной жизни. Рассказав ей о медлительности и особой любви к порядку флегматиков, муж попросил звать его на ужин за 10 минут до его готовности. С тех пор конфликтов на этой почве не возникало.

 

Общение по-мужски и по-женски

 

Различие у них во всем. Их настолько много, что самое лучшее — отослать интересующихся к соответствующей литературе [31].

Каждая из особенностей мужской либо женской психологии может быть источником скрытого управления человеком. Поскольку управление происходит в основном посредством общения, отметим только разницу в подходе к общению у мужчин и у женщин.

Для мужчин важен прежде всего результат общения, сам процесс их мало интересует, а если собеседник говорлив, то может и раздражать. Поэтому мужчины (в среднем) плохие слушатели. Внимательно они слушают (в среднем) 1–2 минуты, дальше — вполуха (если не заинтересовались). Особенно плохо мужчины слушают женщин, внимательно — всего 20–30 секунд. Здесь сказываются и более низкий статус женщины в нашем обществе, и установка, что женщины нередко многословны.

Зная это, следует постараться с первых слов заинтересовать слушателя-мужчину.

Вот типичная семейная сценка. Жена пожаловалась мужу: начальник пообещал заключить с ней контракт, но время идет, а он больше о нем не заикается. Может, передумал? Муж настоятельно посоветовал завтра же зайти к начальнику и поинтересоваться судьбой его обещания. Назавтра разговор за ужином.

— Ну, была у начальника?

— Была. Значит, захожу, он не один, показывает — заходи, садись, подожди. Сижу, жду. Смотрю, он чем-то недоволен, выговаривает подчиненному за упущения. Я сижу, думаю, может, отложить разговор, он, кажется, не в духе…

— Послушай, он контракт подпишет или нет?

— Да, подпишет, подпишет.

— Так чего же ты тянешь кота за хвост? Меня интересует контракт, а не всякая всячина.

Для женщины в общении важен не только результат, но и сам процесс общения. Когда женщина просит у пас совета, ей нужен в первую очередь собеседник. Дело в том, что в отличие от мужчин, предпочитающих думать молча, многие женщины размышляют вслух.

Будучи более наблюдательной, чем среднестатистический мужчина, и внимательной к мелочам, женщина получает в разговорах много информации, прежде всего — о взаимоотношениях. Тем самым как существо физически более слабое и тревожное она реализует потребность в безопасности. Хорошая беседа удовлетворяет также ее потребность принадлежать общности и потребность в положительных эмоциях.

Зная эти особенности мужского и женского общения, можно с их помощью добиться расположения.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ

Женское и мужское восприятие

 

Автор отметил такую особенность. Беря в руки новую книгу, женщины получают о ней представление, посмотрев наугад несколько страниц. Большинство мужчин, особенно много читающих, сразу открывают оглавление.

В этом проявляется особенность восприятия информации мужчинами и женщинами. Последние предпочитают по частностям сложить представление: содержание фраз, удобен ли шрифт, качество бумаги, оформление текста. Мужчина начинает с целостного представления о содержании книги, затем смотрит ее оформление.

Отсюда вытекает, в частности, следующее. Издательства любят заполнять последние страницы книги рекламой своей продукции. Поэтому поиски оглавления затягиваются. Это вызывает раздражение, в результате вероятность покупки уменьшается. Сама реклама служит помехой в поисках, поэтому и она воспринимается негативно. Вот уж как говорится: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. А причина — неучет психологических факторов.

Желающим привлечь внимание к содержанию книги, особенно если оно выигрышно, рекомендуем делать закладки на страницах, где размещается оглавление.

 

Интересы мужчины и женщины

 

Мужчинам и женщинам как слушателям излагать материал нужно по-разному.

Для женщин большое значение имеет эмоциональная сторона явления, проявление человеческих качеств, отношения между людьми. Их внимание сразу привлекают примеры, касающиеся семьи, детей, переживаний, быта, мужчин. Их интересуют всевозможные детали (которые мужчинам представляются мелочами) и сам процесс общения.

Мужчин, напротив, интересуют прежде всего доказательность, логика, факты. Их внимание привлекает информация о женской психологии, о возможности добиться успеха, обогатить свою эрудицию, а также факты истории, политики. На первом месте для них — компетентность выступающего.

 

Объем памяти

 

Качество восприятия устной речи тесно связано с объемом оперативной (кратковременной) памяти человека. Как показывают наблюдения, объем оперативной памяти ограничен и характеризуется так называемым «магическим» числом 7 [1]. В среднем именно таким является предельное количество объектов, которое человек может запомнить после однократного предъявления. Объектом может быть любое монолитное по смыслу единство — слово, число, смысловая часть лекции и т. п. Исходя из этого, можно рекомендовать, например, чтобы сообщение охватывало не более 7 разных принципиальных вопросов, имея, таким образом, не более 7 смысловых частей.

 

Антицифровой барьер

 

Что касается восприятия и запоминания цифр, то здесь необходимо учитывать существование так называемого антицифрового барьера. В связи с этим сообщение (независимо от его продолжительности) должно содержать не более 20 цифр, объединенных не более чем в 7 смысловых групп, каждая из которых содержит не более 2–3 цифр.

Чтобы аудитория легче воспринимала и запоминала цифры, следует их округлять, например вместо "роста на 46 процентов" можно вести речь о "росте без малого в полтора раза". Наоборот, если цель манипулятора — "запудрить мозги", то он может обрушить на слушателя поток цифр, дабы создать впечатление доказательности своей речи.

 

Воздействие цвета на человека

 

Давно замечено, что цвет влияет на самочувствие и, следовательно, может быть использован для соответствующих целей:

красный— возбуждает;

голубой — успокаивает;

желтый — возбуждает желание действовать, прилагать усилия;

оранжевый — вызывает радость;

зеленый — создает приятное настроение;

черный — угнетает, вызывает печаль;

белый — утомляет, вызывает усталость.

 

Эффекты восприятия

 

Чтобы оживить восприятие текста, поставим перед читателем следующие вопросы:

Человека, добившегося весомых успехов в какой-то конкретной области, окружающие преимущественно считают способным и в других областях: на большее или на меньшее? (по сравнению с другими людьми)?

Тот же вопрос относительно потерпевшего неудачу в каком-то деле.

Отвечая на эти вопросы, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее или на меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие.

Известно, что успех в одной области может нисколько не влиять на успех в другой. Взять, к примеру, спортсменов. Закончив выступать в сравнительно молодом возрасте, имея, как правило, высшее образование, имя, почитателей, связи, многие из них не только не достигли удачи в других видах деятельности, но и закончили жизнь плачевно. И это несмотря на наличие сильной воли, работоспособности, умения достигать победы.

Есть множество других примеров, когда люди, которые блестяще делают одно дело, во всем остальном оказываются беспомощными.

И тем не менее имеет место так называемый…

 

Эффект ореола

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...