Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Локализация мишеней воздействия

 

Манипуляторы эксплуатируют основные потребности человека, его слабости, особенности психики и стереотипы поведения — все то, что описано нами в гл. 1–4.

Логика манипуляторов при этом очевидна, и закономерность просматривается однозначно: чем шире аудитория, на которую требуется оказать воздействие, тем универсальнее должны быть используемые мишени. Специализированность и точная направленность массового воздействия возможны тогда, когда манипулятору известны специфические качества интересующей его группы людей. Соответственно, чем малочисленнее предполагаемая аудитория, тем точнее должна быть подстройка под ее особенности. В случаях, когда такая подстройка по каким-либо причинам не производится (дорого, некогда), в ходу снова оказываются универсальные побудители: чувство достоинства индивида, его стремление к успеху, материальной выгоде, получению удовольствия, комфорту, желание быть здоровым, иметь благополучную семью и т. п.

Более «продвинутые» способы манипулирования предполагают предварительное культивирование мнений или желаний, закрепление в групповом сознании или в представлениях, чтобы затем адресовать к ним. Например, создается миф о заботливом директоре или о респектабельности предприятия, фирмы, убеждение индивида в том, что ему хотят помочь или что ему угрожает опасность.

В соответствии со своими намерениями и представлением о людях инициатор более или менее представляет, какого рода воздействие потребуется в том или ином случае. Каждое такое воздействие предполагает некоторое изменение состояния адресата, соответствующее интересам инициатора. Состояния имеют определенную локализацию в психическом мире адресата. Эта локализация и охватывается понятием "мишени воздействия".

 

Формирование мишеней

 

Таким образом, при подборе мишеней воздействия манипулятор стремится найти такие структуры, с помощью которых можно получить уже запланированный результат. Если, по его мнению, в готовом виде таких мишеней нет, то в ряде случаев они специально формируются — заблаговременно или непосредственно в процессе управления объектом.

Например, некоторые руководители прилагают немалые усилия к формированию заниженной или завышенной самооценки у своих подчиненных, чтобы, опираясь на нее, направить затем их в нужном направлении.

Манипулятор может намеренно приводить жертву в нужное психическое состояние, делающее его более уязвимым для последующего манипулирования: использовать неопределенность его положения, нетерпеливость, некритичность, сосредоточенность, подавленность, растерянность, нерешительность, эйфорию и др. Например, решается вопрос о повышении в должности (или наоборот — о возможном увольнении) работника. Начальник не поздоровался с этим человеком. Неопределенность положения последнего значительно усиливается, человек будет более покладист и управляем.

Атмосфера нетерпеливости создается и используется опытным руководителем, например, так: важный для него вопрос ставится в конце собрания, когда рабочий день на исходе. Срабатывают два фактора в пользу манипулятора:

1) люди торопятся по своим делам;

2) усталость (известно, что после двух часов непрерывной работы совещания 90 % его участников готовы проголосовать за любое предложение).

 

 

ВЫБОР МИШЕНЕЙ

Почему мы любим «простака» Коломбо?

 

Потому, что авторы сериала о нем, во-первых, наделили этого лейтенанта из отдела по расследованию убийств редкостной наблюдательностью и сообразительностью и, во-вторых, создали ему имидж "простого парня", выводящего на чистую воду самых хитроумных и преуспевающих злоумышленников.

С подачи авторов Коломбо достигает цели с помощью ряда манипулятивных приемов. Первый из них — создание образа недалекого провинциала (потрепанный плащ в любую погоду, старый-престарый автомобиль, неуклюжесть манер, неприятные рассказы о своей жене и восхищение своими собеседниками и т. д.). Всем этим он расслабляет подозреваемых, они теряют бдительность и… сообщают ему детали, по которым сыщик составляет картину преступления. Показательно, что главный свой вопрос лейтенант всегда задает уже после того, как попрощался (расслабленность расспрашиваемых в этот момент наибольшая).

Неопровержимые доказательства преступления он получает, как правило, с помощью самих преступников. Выдавая им с манипулятивной целью соответствующую информацию, Коломбо побуждает преступников к действиям, разоблачающим их. Но есть и еще одна акция скрытого управления — авторов над телезрителями. Симпатии последних подогреваются именно тем, что Коломбо выведен в образе «простачка». Подавляющее число зрителей считают себя простыми людьми. Они больше симпатизируют обычным людям, нежели преуспевающим. Фактически здесь реализуется потребность принадлежать общности. Мы простые, и Коломбо простой — он «наш» человек, он свой. Скрытым комплиментом простым людям является то, что «наш» человек ставит на место «заевшихся» баловней судьбы.

Лейтенант Коломбо привлекает еще и скромностью: при своих выдающихся успехах в раскрытии преступлений он ведет себя весьма простецки.

 

Приоритет скромности

 

Величие скромности отмечали многие проницательные натуры. Приведем несколько авторитетных свидетельств этому:

"Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам думает" (И. Гете). "Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости" (Г.В. Плеханов). "Чем меньше человек думает или знает о своих достоинствах, тем больше он нравится нам" (Р. Эмерсон).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...