Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Компетенции обучающегося, формируемые в результатеУТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Психолого-педагогическая готовность к школе»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования»,
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 21 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование.
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 18 июня 2015. № 19
Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от «22» июня. № 10.
© ФГАОУ ВПО «Российский государ-ственный профессионально-педагоги-ческий университет», 2015
Учебная дисциплина, «Психологическая готовность к школе» предназначена для овладения студентами основными теоретическими и практическими знаниями построения профессиональной деятельности, психолого-педагогического сопровождения и формирования профессиональных компетенций в области подготовки ребенка к школе. «Психологическая готовность к школе» – прикладная дисциплина, предназначенная для формирования практикоориентированных профессиональных компетенций деятельности психолога в образовании. Психолог в образовании должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса в детском дошкольном учреждении, а также в учреждениях дополнительного образования (школы развития) с учетом возрастных психологических особенностей, личностного и социального развития ребенка, как помощь педагогам и родителям в подготовке ребенка к школе и формирование психологической культуры педагогических работников и родителей. 1. Цели освоения дисциплины Целью дисциплины является формирование профессионально-педагогических компетенций будущих психологов в образовании, развитие навыков психологической диагностики дошкольников, психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (педагоги, родители). Задачи дисциплины: · формирование и развитие системы знаний, умений использования основных методов и методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур; · усвоение теоретических и практических основ психолого-педагогического сопровождения ребенка и подготовка его к учебной деятельности; · создание условий для овладения содержанием и методикой проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности; · формирование психологической готовности к реализации профессиональной психолого-педагогической деятельности будущих специалистов. Особой воспитательной целью данной дисциплины является развитие педагогической ответственности, личной рефлексии у будущих психологов в образовании. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с целью подготовки его к будущей учебной деятельности – это сложный процесс, направленный на использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему адаптации ребенка к новому виду деятельности, дальнейшему обучению, воспитанию и развитию человека.
1. Место дисциплины в структуре ООП баклавриата Изучение дисциплины «Психологическая готовность к школе» основывается на следующих дисциплинах: «Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании», «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая психология», «Психология развития», «Психолого-педагогические основы учебной деятельности»,«Социальная психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика» и др. Матрица компетенций Таблица 3
Лабораторные работы
Для дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» лабораторных работ не предусмотрено.
Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» предусмотрено выделение 68 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» являются: а) выполнение домашних заданий; б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса; в) выполнение творческих заданий (кроссворды, презентации, коллажирование и др.). По итогам изучения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация: зачет.
Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных и активных образовательных технологий, интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: · традиционные формы организации – лекции, семинарские и практические занятия; · методы осуществления образовательного процесса – словесные, практические, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные; методы контроля и самоконтроля; · активные и интерактивные образовательные технологии – лекции с проблемным изложением материала, лекции-диалоги, мозговой штурм, дискуссии, учебные конференции, решение ситуационных задач, работа в малых и мини- группах, использование средств мультимедиа, различных видов проектной деятельности, деловые и ролевые игры, кейс-метод (анализ конкретных ситуаций в малых группах). Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью и содержанием программы дисциплины и составляет не менее 20% аудиторных занятий с учетом специфики основной образовательной программы. В рамках дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий: - лекции – проводятся с использованием мультимедиа технологий (демонстрация материала посредством проектора); - практические занятия – предполагают работу студентов с разбором конкретных проблемных ситуаций, дискуссии, а также решение вопросов по развитию, взаимодействию, обучению и воспитанию дошкольников, «круглые столы»; - самостоятельная работа студентов – предполагает внеаудиторную работу по применению психолого-педагогического инструментария в работе с ребенком дошкольного возраста, подготовку презентаций, докладов, конспектов, эссе о роли педагога-психолога в модернизации дошкольного образования, подготовку и организацию «круглых столов», анализ требований к реализации ФГТ и ФГОС. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Для успешного освоения обучающимися материала дисциплины предполагается выполнение самостоятельной внеаудиторной работы. Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах: · работа с основной и дополнительной научно-методической литературой; · подготовка выступлений и мультимедийных презентаций к семинарским занятиям; · систематизация учебной информации (составление таблиц, схем, ответов на проблемные вопросы и т.д.); · составление терминологического словаря; · работа с первоисточниками (конспектирование, аннотирование). В ходе изучения дисциплины и осуществление текущего контроля усвоенных знаний, предполагается проведение контрольной работы, которая выполняется по итогам освоения разделов дисциплины, связанных с изучением теоретических и методологических основ дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе». Контрольная работа предполагает актуализацию знаний о компонентах дошкольного возраста (социальная ситуация развития, зоны актуального и ближайшего развития, кризисных периодов, ведущей деятельности, знание методов и область их применения, для диагностики сформированности психических процессов, состояний и свойств дошкольника и др.. Для текущего контроля успеваемости предполагается выполнение студентами самостоятельных домашних заданий, направленных на овладение основными методиками психолого-педагогической диагностики, которые могут быть использованы в работе педагога-психолога с дошкольником. Итоговая аттестация студентов – зачет. Темы практических занятий 1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. 2. Волевая готовность ребенка к школе. 3. Готовность к школе и условия успешной учебы. 4. Определение готовности ребенка к школе. 5. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. 6. Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу. 7. О социальной готовности ребенка к школе. 8. Игра как подготовка к школе 9. Формирование внутренней позиции школьника. 10. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.
Вопросы к экзамену
11. Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область практической деятельности. 12. Цели и задачи дисциплины «Психологическая готовность к школе». 13. Возрастной подход к изучению психологической готовности к школе. 14. Мотивационный подход к изучению психологической готовности к школе. 15. Генетический подход к изучению психологической готовности к школе. 16. Понятие «зона ближайшего развития». 17. Понятие «социальная ситуация развития». 18. Возрастная периодизация в трудах Л.С. Выготского. 19. Возрастная периодизация в трудах Д.Б. Эльконина. 20. Возрастная периодизация в трудах Ж. Пиаже. 21. Понятие «внутренняя позиция школьника». 22. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности. 23. Особенности психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей. 24. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе. 25. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия. 26. Роль педагога-психолога в формировании психолого-педагогической готовности к школе. 27. Роль семейного воспитания в формировании психолого-педагогической готовности к школе. 28. Направления деятельности психологической службы ДОУ. 29. Место дошкольного возраста в онтогенетическом развитии человека. 30. Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста. 31. Игра как условие психического развития и обучения дошкольника. 32. Основные возрастные задачи периода дошкольного детства. 33. Общая характеристика когнитивного развития дошкольника. 34. Характеристика ощущения и восприятия в дошкольном возрасте. 35. Характеристика процесса внимания в дошкольном возрасте. 36. Характеристика памяти в дошкольном возрасте. 37. Характеристика мышления в дошкольном возрасте. 38. Характеристика воображения в дошкольном возрасте. 39. Интеллектуальная готовность к школе. 40. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника. 41. Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства. 42. Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли. 43. Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе. 44. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста. 45. Ведущие потребности дошкольника, их динамика. 46. Формирование мотивов в период дошкольного детства. 47. Мотивационная готовность к обучению в школе. 48. Формирование и становление системы ценностей дошкольника. 49. Особенности самосознания ребенка дошкольного возраста. 50. Основные личностные характеристики дошкольника. 51. Развитие морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста. 52. Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка. 53. Общая характеристика поведенческих особенностей ребенка дошкольного возраста. 54. Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе. 55. Место ребенка в системе семейных отношений. 56. Характеристика общения дошкольника со сверстниками. 57. Перечень нормативных документов. 58. Негативные моменты поведения дошкольника: обман, ложь, агрессия. 59. Общая характеристика кризиса 6-7 летнего возраста. 60. Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком. 61. Общая готовность ребенка к обучению в школе.
Методические указания Темы рефератов. Тема реферата выбирается из разделов 6.1, 6.2.
2. Проанализировать материал по темам (2 подгруппы): Тема 1. Психологические особенности шестилетних и семилетних детей. Анализ психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей. Теоретические и методологические обоснования, взгляды современных исследователей.
Тема 2. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. Понятие «внутренняя позиция школьника». Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности. Социальные мотивы учения и мотивы, связанные с потребностями ребенка в обучении. Доминирование социальных мотивов учения. Доминирование познавательной мотивации.
УТВЕРЖДАЮ Проректор по образованию ____________В.Я. Шевченко «___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Психолого-педагогическая готовность к школе»
для студентов всех форм обучения направления подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование профиль «Психология образования»,
Екатеринбург РГППУ Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 21 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование.
Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 18 июня 2015. № 19
Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от «22» июня. № 10.
© ФГАОУ ВПО «Российский государ-ственный профессионально-педагоги-ческий университет», 2015
Учебная дисциплина, «Психологическая готовность к школе» предназначена для овладения студентами основными теоретическими и практическими знаниями построения профессиональной деятельности, психолого-педагогического сопровождения и формирования профессиональных компетенций в области подготовки ребенка к школе. «Психологическая готовность к школе» – прикладная дисциплина, предназначенная для формирования практикоориентированных профессиональных компетенций деятельности психолога в образовании. Психолог в образовании должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса в детском дошкольном учреждении, а также в учреждениях дополнительного образования (школы развития) с учетом возрастных психологических особенностей, личностного и социального развития ребенка, как помощь педагогам и родителям в подготовке ребенка к школе и формирование психологической культуры педагогических работников и родителей. 1. Цели освоения дисциплины Целью дисциплины является формирование профессионально-педагогических компетенций будущих психологов в образовании, развитие навыков психологической диагностики дошкольников, психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (педагоги, родители). Задачи дисциплины: · формирование и развитие системы знаний, умений использования основных методов и методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур; · усвоение теоретических и практических основ психолого-педагогического сопровождения ребенка и подготовка его к учебной деятельности; · создание условий для овладения содержанием и методикой проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности; · формирование психологической готовности к реализации профессиональной психолого-педагогической деятельности будущих специалистов. Особой воспитательной целью данной дисциплины является развитие педагогической ответственности, личной рефлексии у будущих психологов в образовании. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с целью подготовки его к будущей учебной деятельности – это сложный процесс, направленный на использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему адаптации ребенка к новому виду деятельности, дальнейшему обучению, воспитанию и развитию человека.
1. Место дисциплины в структуре ООП баклавриата Изучение дисциплины «Психологическая готовность к школе» основывается на следующих дисциплинах: «Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании», «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая психология», «Психология развития», «Психолого-педагогические основы учебной деятельности»,«Социальная психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика» и др. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины. Дисциплина «Психологическая готовность к школе» призвана сформировать у студентов комплексное представление о психолого-педагогической деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, способствовать усвоению практических приемов диагностики, коррекции и психологического сопровождения всех участников образовательного процесса. Дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» относится к вариативной части Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата и включена в Модуль 3: Методология и методы психолого-педагогической деятельности. Данная дисциплина читается студентам на третьем курсе в шестом семестре. При изучении дисциплины актуализируются и получают свое дальнейшее развитие компетенции, формируемые в ранее изученных дисциплинах: «Основы педиатрии и гигиены», «Анатомия и возрастная физиология», «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания», «Социальная психология», «Психология развития», «Социальная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Педагогическая психология», «Возрастные кризисы личности», «Основы гендерной психологии». Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека, закономерностях межличностного взаимодействия, поведения детей в группе и совместной деятельности. Дисциплины «Общая и экспериментальная психология», «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены» «Психология развития», «Основы гендерной психологии» формируют способность учитывать общие и специфические закономерности и индивидуального психофизического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1). Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» формирует готовность использовать методики диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3): готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2): способность осуществлять сбор и первичную обработку результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3). Дисциплины «Педагогическая психология» «Теории обучения и воспитания», «Возрастные кризисы личности» формируют готовность использовать знания различных теорий обучения, воспитания, развития детей (ОПК-4); способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1). «Социальная психология» и «Социальная педагогика» формируют способность организовывать совместную деятельность и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды (ОПК-6). Особую значимость для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» имеет дисциплина «Психология дошкольного возраста», которая актуализируют знания в области особенностей строения психики и закономерности ее функционирования и развития в дошкольном возрасте. Рассматривает варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дизонтогенеза; основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Основы психического здоровья личности», «психолого-педагогический практикум», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста».
Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК) психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (ПКПП): - способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1); - готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2); - способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4); - способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8); - способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10); - способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: · представления о теоретико-методологических основах дисциплины, ее категориях, принципах, методах и приемах; · практические основы анализа психологической готовности ребенка к школе; · моделирование и конструктивное разрешение профессиональных педагогических ситуаций; · специфику использования и возможности применения коррекционных методов и приемов. Уметь: · применять методы и методики психологической диагностики в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения; · прогнозировать и проектировать образовательный процесс; · использовать психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах. Владеть: · практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности; · навыками проведения различных организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия. 3. Структура и содержание дисциплины «Психологическая готовность к школе» Объем трудоемкости дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы Таблица 1
4.2 . Содержание дисциплины «Психологическая готовность к школе» Таблица 2
4.3. Содержание дисциплины Раздел 1. Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область практической деятельности.Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область практической деятельности. Цели и задачи дисциплины. Возрастной, мотивационный и генетический подходы в изучении психологической готовности к школе. Понятие «зона ближайшего развития». Раздел 2. Психологические и возрастные особенности дошкольника.Понятие «социальная ситуация развития». Возрастная периодизация в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже. Раздел 3. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. Понятие «внутренняя позиция школьника». Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности. Социальные мотивы учения и мотивы, связанные с потребностями ребенка в обучении. Доминирование социальных мотивов учения. Доминирование познавательной мотивации. Раздел 4. Психологические особенности шестилетних и семилетних детей. Анализ психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей. Теоретические и методологические обоснования, взгляды современных исследователей. Раздел 5. Методы и методики исследования психологической готовности к школе. Тесты школьной зрелости: тест первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе; ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека; тест школьной зрелости (П.Я. Кеэс).Тесты достижений и тесты способностей: Американский национальный тест готовности к школе; шкалы детских способностей Маккарти. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе. Радел 6. Коррекционно-развивающая работа по формированию психологической готовности к школе.Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Анализ и разработка коррекционно-развивающих программ). Раздел 7. Организация активного психолого-педагогического взаимодействия. Игры, используемые в группе развития. Логические игры. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия. Матрица компетенций Таблица 3
Лабораторные работы
Для дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» лабораторных работ не предусмотрено.
Самостоятельная работа
При изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» предусмотрено выделение 68 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы. Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» являются: а) выполнение домашних заданий; б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса; в) выполнение творческих заданий (кроссворды, презентации, коллажирование и др.). По итогам изучения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация: зачет.
Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных и активных образовательных технологий, интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обуч 12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |