Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенции обучающегося, формируемые в результате

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психолого-педагогическая готовность к школе»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 (44.03.02)

Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»,

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 21 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития И.А. Курочкина.  
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 18 июня 2015. № 19

 

Заведующий кафедры психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

 

Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от «22» июня. № 10.

 

Председатель методической комиссии ФПП   О.В. Мухлынина
     
Декан ФПП   И.И. Хасанова
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государ-ственный профессионально-педагоги-ческий университет», 2015

© И.А. Курочкина, 2015

Учебная дисциплина, «Психологическая готовность к школе» предназначена для овладения студентами основными теоретическими и практическими знаниями построения профессиональной деятельности, психолого-педагогического сопровождения и формирования профессиональных компетенций в области подготовки ребенка к школе. «Психологическая готовность к школе» – прикладная дисциплина, предназначенная для формирования практикоориентированных профессиональных компетенций деятельности психолога в образовании.

Психолог в образовании должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса в детском дошкольном учреждении, а также в учреждениях дополнительного образования (школы развития) с учетом возрастных психологических особенностей, личностного и социального развития ребенка, как помощь педагогам и родителям в подготовке ребенка к школе и формирование психологической культуры педагогических работников и родителей.

1. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование профессионально-педагогических компетенций будущих психологов в образовании, развитие навыков психологической диагностики дошкольников, психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (педагоги, родители).

Задачи дисциплины:

· формирование и развитие системы знаний, умений использования основных методов и методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур;

· усвоение теоретических и практических основ психолого-педагогического сопровождения ребенка и подготовка его к учебной деятельности;

· создание условий для овладения содержанием и методикой проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности;

· формирование психологической готовности к реализации профессиональной психолого-педагогической деятельности будущих специалистов.

Особой воспитательной целью данной дисциплины является развитие педагогической ответственности, личной рефлексии у будущих психологов в образовании.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с целью подготовки его к будущей учебной деятельности – это сложный процесс, направленный на использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему адаптации ребенка к новому виду деятельности, дальнейшему обучению, воспитанию и развитию человека.

 

1. Место дисциплины в структуре ООП баклавриата

Изучение дисциплины «Психологическая готовность к школе» основывается на следующих дисциплинах: «Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании», «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая психология», «Психология развития», «Психолого-педагогические основы учебной деятельности»,«Социальная психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика» и др.

Матрица компетенций

Таблица 3

    Темы дисциплины Формируемые компетенции
ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-8 ПКПП-10 - - - ПКПП-11    
Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область учебной деятельности + - - -    
Психологические и возрастные особенности дошкольника + - - -    
Внутренняя позиция школьника и мотивы учения + + + -    
Психологические особенности шестилетних и семилетних детей + + + -    
Методы и методики исследования психологической готовности к школе + - - +    
Коррекционно-развивающая работа, способствующая психологической готовности к школе + + + +    
Организация активного психолого-педагогического взаимодействия + + + +    

Лабораторные работы

 

Для дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» лабораторных работ не предусмотрено.

 

Самостоятельная работа

 

При изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» предусмотрено выделение 68 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» являются:

а) выполнение домашних заданий;

б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;

в) выполнение творческих заданий (кроссворды, презентации, коллажирование и др.).

По итогам изучения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация: зачет.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных и активных образовательных технологий, интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

· традиционные формы организации – лекции, семинарские и практические занятия;

· методы осуществления образовательного процесса – словесные, практические, наглядные, проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные; методы контроля и самоконтроля;

· активные и интерактивные образовательные технологии – лекции с проблемным изложением материала, лекции-диалоги, мозговой штурм, дискуссии, учебные конференции, решение ситуационных задач, работа в малых и мини- группах, использование средств мультимедиа, различных видов проектной деятельности, деловые и ролевые игры, кейс-метод (анализ конкретных ситуаций в малых группах).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется целью и содержанием программы дисциплины и составляет не менее 20% аудиторных занятий с учетом специфики основной образовательной программы.

В рамках дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:

- лекции – проводятся с использованием мультимедиа технологий (демонстрация материала посредством проектора);

- практические занятия – предполагают работу студентов с разбором конкретных проблемных ситуаций, дискуссии, а также решение вопросов по развитию, взаимодействию, обучению и воспитанию дошкольников, «круглые столы»;

- самостоятельная работа студентов – предполагает внеаудиторную работу по применению психолого-педагогического инструментария в работе с ребенком дошкольного возраста, подготовку презентаций, докладов, конспектов, эссе о роли педагога-психолога в модернизации дошкольного образования, подготовку и организацию «круглых столов», анализ требований к реализации ФГТ и ФГОС.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Для успешного освоения обучающимися материала дисциплины предполагается выполнение самостоятельной внеаудиторной работы.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в следующих формах:

· работа с основной и дополнительной научно-методической литературой;

· подготовка выступлений и мультимедийных презентаций к семинарским занятиям;

· систематизация учебной информации (составление таблиц, схем, ответов на проблемные вопросы и т.д.);

· составление терминологического словаря;

· работа с первоисточниками (конспектирование, аннотирование).

В ходе изучения дисциплины и осуществление текущего контроля усвоенных знаний, предполагается проведение контрольной работы, которая выполняется по итогам освоения разделов дисциплины, связанных с изучением теоретических и методологических основ дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе». Контрольная работа предполагает актуализацию знаний о компонентах дошкольного возраста (социальная ситуация развития, зоны актуального и ближайшего развития, кризисных периодов, ведущей деятельности, знание методов и область их применения, для диагностики сформированности психических процессов, состояний и свойств дошкольника и др..

Для текущего контроля успеваемости предполагается выполнение студентами самостоятельных домашних заданий, направленных на овладение основными методиками психолого-педагогической диагностики, которые могут быть использованы в работе педагога-психолога с дошкольником.

Итоговая аттестация студентов – зачет.

Темы практических занятий

1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе.

2. Волевая готовность ребенка к школе.

3. Готовность к школе и условия успешной учебы.

4. Определение готовности ребенка к школе.

5. Интеллектуальная готовность ребенка к школе.

6. Что важно уметь и понимать ребенку при поступлении в школу.

7. О социальной готовности ребенка к школе.

8. Игра как подготовка к школе

9. Формирование внутренней позиции школьника.

10. Интеллектуальная готовность к школьному обучению.

 

Вопросы к экзамену

 

11. Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область практической деятельности.

12. Цели и задачи дисциплины «Психологическая готовность к школе».

13. Возрастной подход к изучению психологической готовности к школе.

14. Мотивационный подход к изучению психологической готовности к школе.

15. Генетический подход к изучению психологической готовности к школе.

16. Понятие «зона ближайшего развития».

17. Понятие «социальная ситуация развития».

18. Возрастная периодизация в трудах Л.С. Выготского.

19. Возрастная периодизация в трудах Д.Б. Эльконина.

20. Возрастная периодизация в трудах Ж. Пиаже.

21. Понятие «внутренняя позиция школьника».

22. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности.

23. Особенности психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей.

24. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе.

25. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия.

26. Роль педагога-психолога в формировании психолого-педагогической готовности к школе.

27. Роль семейного воспитания в формировании психолого-педагогической готовности к школе.

28. Направления деятельности психологической службы ДОУ.

29. Место дошкольного возраста в онтогенетическом развитии человека.

30. Психофизиологическое развитие ребенка дошкольного возраста.

31. Игра как условие психического развития и обучения дошкольника.

32. Основные возрастные задачи периода дошкольного детства.

33. Общая характеристика когнитивного развития дошкольника.

34. Характеристика ощущения и восприятия в дошкольном возрасте.

35. Характеристика процесса внимания в дошкольном возрасте.

36. Характеристика памяти в дошкольном возрасте.

37. Характеристика мышления в дошкольном возрасте.

38. Характеристика воображения в дошкольном возрасте.

39. Интеллектуальная готовность к школе.

40. Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника.

41. Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.

42. Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

43. Эмоционально-волевая готовность ребенка к обучению в школе.

44. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы ребенка дошкольного возраста.

45. Ведущие потребности дошкольника, их динамика.

46. Формирование мотивов в период дошкольного детства.

47. Мотивационная готовность к обучению в школе.

48. Формирование и становление системы ценностей дошкольника.

49. Особенности самосознания ребенка дошкольного возраста.

50. Основные личностные характеристики дошкольника.

51. Развитие морально-нравственной сферы ребенка дошкольного возраста.

52. Роль семейного воспитания в становлении морально-нравственных норм ребенка.

53. Общая характеристика поведенческих особенностей ребенка дошкольного возраста.

54. Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе.

55. Место ребенка в системе семейных отношений.

56. Характеристика общения дошкольника со сверстниками.

57. Перечень нормативных документов.

58. Негативные моменты поведения дошкольника: обман, ложь, агрессия.

59. Общая характеристика кризиса 6-7 летнего возраста.

60. Позиция родителей в период переживания кризиса ребенком.

61. Общая готовность ребенка к обучению в школе.

 

Методические указания

Темы рефератов.

Тема реферата выбирается из разделов 6.1, 6.2.

 

2. Проанализировать материал по темам (2 подгруппы):

Тема 1. Психологические особенности шестилетних и семилетних детей. Анализ психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей. Теоретические и методологические обоснования, взгляды современных исследователей.

 

Тема 2. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. Понятие «внутренняя позиция школьника». Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности. Социальные мотивы учения и мотивы, связанные с потребностями ребенка в обучении. Доминирование социальных мотивов учения. Доминирование познавательной мотивации.

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психолого-педагогическая готовность к школе»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050400.62 (44.03.02)

Психолого-педагогическое образование

профиль «Психология образования»,

 

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 21 с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050400.62 (44.03.02) Психолого-педагогическое образование.

 

Автор: старший преподаватель кафедры психологии образования и профессионального развития И.А. Курочкина.  
     
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры акмеологии и психологии управления УрГПУ А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры педагогической психологии. Протокол от 18 июня 2015. № 19

 

Заведующий кафедры психологии образования и профессионального развития   Э.Ф. Зеер

 

Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от «22» июня. № 10.

 

Председатель методической комиссии ФПП   О.В. Мухлынина
     
Декан ФПП   И.И. Хасанова
     
Зам. директора НБ   Е.Н. Билева

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государ-ственный профессионально-педагоги-ческий университет», 2015

© И.А. Курочкина, 2015

Учебная дисциплина, «Психологическая готовность к школе» предназначена для овладения студентами основными теоретическими и практическими знаниями построения профессиональной деятельности, психолого-педагогического сопровождения и формирования профессиональных компетенций в области подготовки ребенка к школе. «Психологическая готовность к школе» – прикладная дисциплина, предназначенная для формирования практикоориентированных профессиональных компетенций деятельности психолога в образовании.

Психолог в образовании должен осуществлять профессиональную деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса в детском дошкольном учреждении, а также в учреждениях дополнительного образования (школы развития) с учетом возрастных психологических особенностей, личностного и социального развития ребенка, как помощь педагогам и родителям в подготовке ребенка к школе и формирование психологической культуры педагогических работников и родителей.

1. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины является формирование профессионально-педагогических компетенций будущих психологов в образовании, развитие навыков психологической диагностики дошкольников, психологического сопровождения всех участников образовательного процесса (педагоги, родители).

Задачи дисциплины:

· формирование и развитие системы знаний, умений использования основных методов и методик подготовки и проведения психолого-педагогических диагностических процедур;

· усвоение теоретических и практических основ психолого-педагогического сопровождения ребенка и подготовка его к учебной деятельности;

· создание условий для овладения содержанием и методикой проектирования, прогнозирования, конструирования и осуществления различных форм психолого-педагогической деятельности;

· формирование психологической готовности к реализации профессиональной психолого-педагогической деятельности будущих специалистов.

Особой воспитательной целью данной дисциплины является развитие педагогической ответственности, личной рефлексии у будущих психологов в образовании.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с целью подготовки его к будущей учебной деятельности – это сложный процесс, направленный на использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему адаптации ребенка к новому виду деятельности, дальнейшему обучению, воспитанию и развитию человека.

 

1. Место дисциплины в структуре ООП баклавриата

Изучение дисциплины «Психологическая готовность к школе» основывается на следующих дисциплинах: «Введение в профессиональную деятельность психолога в образовании», «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая психология», «Психология развития», «Психолого-педагогические основы учебной деятельности»,«Социальная психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика» и др.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате

освоения дисциплины.

Дисциплина «Психологическая готовность к школе» призвана сформировать у студентов комплексное представление о психолого-педагогической деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении, способствовать усвоению практических приемов диагностики, коррекции и психологического сопровождения всех участников образовательного процесса.

Дисциплина «Образовательные программы для детей дошкольного возраста» относится к вариативной части Профессионального цикла дисциплин ООП бакалавриата и включена в Модуль 3: Методология и методы психолого-педагогической деятельности.

Данная дисциплина читается студентам на третьем курсе в шестом семестре. При изучении дисциплины актуализируются и получают свое дальнейшее развитие компетенции, формируемые в ранее изученных дисциплинах: «Основы педиатрии и гигиены», «Анатомия и возрастная физиология», «Общая и экспериментальная психология», «Теории обучения и воспитания», «Социальная психология», «Психология развития», «Социальная педагогика», «Психология дошкольного возраста», «Психолого-педагогическая диагностика», «Педагогическая психология», «Возрастные кризисы личности», «Основы гендерной психологии».

Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления о возрастном развитии человека, дифференцируются и систематизируются знания о физиологических закономерностях онтогенеза человека, закономерностях межличностного взаимодействия, поведения детей в группе и совместной деятельности.

Дисциплины «Общая и экспериментальная психология», «Анатомия и возрастная физиология», «Основы педиатрии и гигиены» «Психология развития», «Основы гендерной психологии» формируют способность учитывать общие и специфические закономерности и индивидуального психофизического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1).

Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика» формирует готовность использовать методики диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3): готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2): способность осуществлять сбор и первичную обработку результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3).

Дисциплины «Педагогическая психология» «Теории обучения и воспитания», «Возрастные кризисы личности» формируют готовность использовать знания различных теорий обучения, воспитания, развития детей (ОПК-4); способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1).

«Социальная психология» и «Социальная педагогика» формируют способность организовывать совместную деятельность и межличностного взаимодействия субъектов образовательной среды (ОПК-6).

Особую значимость для освоения дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» имеет дисциплина «Психология дошкольного возраста», которая актуализируют знания в области особенностей строения психики и закономерности ее функционирования и развития в дошкольном возрасте. Рассматривает варианты и особенности развития дошкольника при различных видах дизонтогенеза; основные факторы, определяющие полноценное развитие ребенка на этапе дошкольного детства.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: «Основы психического здоровья личности», «психолого-педагогический практикум», «Образовательные программы для детей дошкольного возраста».

 

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)

психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогическая помощь детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (ПКПП):

- способностью организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);

- готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

- способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);

- способностью формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности (ПКПП-8);

- способностью использовать и составлять профессиограммы для различных видов профессиональной деятельности (ПКПП-10);

- способностью проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· представления о теоретико-методологических основах дисциплины, ее категориях, принципах, методах и приемах;

· практические основы анализа психологической готовности ребенка к школе;

· моделирование и конструктивное разрешение профессиональных педагогических ситуаций;

· специфику использования и возможности применения коррекционных методов и приемов.

Уметь:

· применять методы и методики психологической диагностики в практической деятельности педагога-психолога образовательного учреждения;

· прогнозировать и проектировать образовательный процесс;

· использовать психолого-педагогические технологии и методики диагностики на разных возрастных этапах.

Владеть:

· практическим использованием приобретенных знаний в условиях профессиональной деятельности;

· навыками проведения различных организационных форм активного психолого-педагогического взаимодействия.


3. Структура и содержание дисциплины «Психологическая готовность к школе»

Объем трудоемкости дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Объем учебной работы, перечень и срок контрольных мероприятий Формы обучения
Очная форма обучения Заочная форма с полным сроком обучения Заочная форма с ускоренным сроком обучения
1. Виды и объем учебной работы, в ч.
1. 1.1. Общая трудоемкость дисциплины 3 (108) 3 (108) 3 (108)
1.2. Аудиторные занятия:
1.2.1. Лекции
1.2.2. Практические (семинарские) занятия
1.2.3. Лабораторные работы - - -
1.3. Самостоятельная работа:
1.3.1. Курсовой проект (работа) - - -
1.3.2. Контрольная работа -
1.3.3. Расчетно-графическая работа - - -
1.3.4. Другие виды самостоятельной работы: подготовка к семинарским занятиям, выполнение домашних работ, самостоятельная подготовка по дополнительному материалу и др.
2. График изучения дисциплины
2.1. Курс
2.2. Семестр
2.3. Экзамен (семестр) - - -
2.4. Зачет (семестр)
2.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
2.6. Контрольная работа (семестр) -

4.2 . Содержание дисциплины «Психологическая готовность к школе»

Таблица 2

Раздел дисциплины семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра); Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекция Практики Всего Аудит. Сам. раб.
1. Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область учебной деятельности     - Выполнение самостоятельных домашних заданий
-  
2. Психологические и возрастные особенности дошкольника   -  
-
3. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения   -  
-
4. Психологические особенности шестилетних и семилетних детей   -  
-
5. Методы и методики исследования психологической готовности к школе     -  
-
6. Коррекционно-развивающая работа по формированию психологической готовности к школе     -  
-
7. Организация активного психолого-педагоги-ческого взаимодействия     -
-  
  ИТОГО


4.3. Содержание дисциплины

Раздел 1. Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область практической деятельности.Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область практической деятельности. Цели и задачи дисциплины. Возрастной, мотивационный и генетический подходы в изучении психологической готовности к школе. Понятие «зона ближайшего развития».

Раздел 2. Психологические и возрастные особенности дошкольника.Понятие «социальная ситуация развития». Возрастная периодизация в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже.

Раздел 3. Внутренняя позиция школьника и мотивы учения. Понятие «внутренняя позиция школьника». Определяющая роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению. Мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности. Социальные мотивы учения и мотивы, связанные с потребностями ребенка в обучении. Доминирование социальных мотивов учения. Доминирование познавательной мотивации.

Раздел 4. Психологические особенности шестилетних и семилетних детей. Анализ психологической готовности к школе шестилетних и семилетних детей. Теоретические и методологические обоснования, взгляды современных исследователей.

Раздел 5. Методы и методики исследования психологической готовности к школе. Тесты школьной зрелости: тест первичной успеваемости для определения готовности ребенка к школе; ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека; тест школьной зрелости (П.Я. Кеэс).Тесты достижений и тесты способностей: Американский национальный тест готовности к школе; шкалы детских способностей Маккарти. Диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе.

Радел 6. Коррекционно-развивающая работа по формированию психологической готовности к школе.Диагностика сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Анализ и разработка коррекционно-развивающих программ).

Раздел 7. Организация активного психолого-педагогического взаимодействия. Игры, используемые в группе развития. Логические игры. Организационные формы активного психолого-педагогического взаимодействия.

Матрица компетенций

Таблица 3

    Темы дисциплины Формируемые компетенции
ПКПП-1 ПКПП-2 ПКПП-4 ПКПП-8 ПКПП-10 - - - ПКПП-11    
Психологическая готовность к школе как учебная дисциплина и область учебной деятельности + - - -    
Психологические и возрастные особенности дошкольника + - - -    
Внутренняя позиция школьника и мотивы учения + + + -    
Психологические особенности шестилетних и семилетних детей + + + -    
Методы и методики исследования психологической готовности к школе + - - +    
Коррекционно-развивающая работа, способствующая психологической готовности к школе + + + +    
Организация активного психолого-педагогического взаимодействия + + + +    

Лабораторные работы

 

Для дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» лабораторных работ не предусмотрено.

 

Самостоятельная работа

 

При изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» предусмотрено выделение 68 часов на самостоятельную работу студентов. Виды самостоятельной работы регламентируются графиком учебного процесса и самостоятельной работы.

Видами самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая готовность к школе» являются:

а) выполнение домашних заданий;

б) освоение и проработка теоретического материала лекционного курса;

в) выполнение творческих заданий (кроссворды, презентации, коллажирование и др.).

По итогам изучения дисциплины предусмотрена промежуточная аттестация: зачет.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе традиционных и активных образовательных технологий, интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обуч

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...