Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи и условия эстетического развития

Восприятие окружающего мира ребенком дошкольного возраста
носит образный, эмоциональный характер. Эмоциональная сфера
является средством регуляции поведения и высших психических
функций, становления личностных качеств дошкольника, Эстетическое развитие в дошкольном возрасте способствует формированию
творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать
прекрасное в природе, искусстве, быту. Работа по эстетическому раз-
витию глухих и слабослыщащих детей требует специального внимания со стороны взрослых, так как присущее данной категории детей
своеобразие познавательной, эмоциональной и речевой сферы снижает эмоционально-эстетическое воздействие окружающих предметов и искусства. Вместе с тем эстетическое воспитание имеет важное значение для обогащения различных сторон развития детей с нарушениями слуха и коррекции отклонений (А. А. Катаева, М. Ю. Pay,
Е. 3. Яхнина и других).

Понятие эстетическое развития включает в себя формирова­ние эстетического отношения к миру, в том числе и способности к преобразованию окружающего культурного пространства, а так­же художественное развитие детей средствами искусства. Эсте­тическое развитие — длительный процесс становления и развития эстетического восприятия и сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Он связан с освоением личностью эстети­ческой культуры общества и осуществляется различными путями и в различных формах. В осуществлении эстетического развития ребенка важнейшую роль играет воспитание, так как оно обеспечи­вает систематическую передачу эстетической культуры общества.

Можно выделить следующие задачи эстетического развития де­тей с нарушениями слуха, развитие эстетического восприятия, на­копление эстетических представлений и образов, формирование эстетических эмоций и чувств; развитие эстетического вкуса, оце­нок и суждений; освоение различных видов художественной деятель­ности (изобразительной, музыкальной, театрализованной), разви­тие художественных способностей.

Задачи эстетического развития детей могут быть реализованы с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и создания в дошкольном учреждении условий, способствующих эмоционально-эстетическому воспитаний».

Важнейшим условием эстетического развития детей является сре­да, которая окружает детей: мебель, игрушки, растения, материалы для организации художественной деятельности в группе; участок детского сада, его оборудование, зеленые насаждения и др. Важное значение необходимо придавать эстетической стороне оформления дошкольных учреждений, которое выдерживается в едином стилет ^Расположение мебели, игрушек, книг, растений, рисунков и поде­лок дошкольников должно обеспечивать разнообразную деятель­ность детей. Следует избегать формального украшательства, исполь­зования игрушек и предметов лишь с целью оформления интерьера, недоступных или ненужных детям. Интерьер группы и детского сада не должен быть статичным, необходимо вносить изменения в расположение мебели, обусловленное возрастом и интересами де­тей, менять некоторые предметы, обновлять имеющиеся в группе произведения искусства. Важным в воспитательном отношении является использование в интерьере индивидуальных и коллектив­ных работ детей, привлечение к ним внимания родителей и других взрослых.

В группе организуются специальные зоны самостоятельной изоб­разительной деятельности, где располагаются необходимые матери­алы для свободной художественной деятельности.

Другим важным условием эстетического развития детей служат произведения прикладного искусства, художественная литература. В создании эстетической среды в детских садах используются произ­ведения различных видов и жанров (живопись, декоративные формы изобразительного искусства, литература). Несмотря на сложности восприятия музыки детьми с нарушенным слухом, ее также можно использовать в эстетическом развитии. Музыкальные игрушки ши­роко применяются в быту, в играх детей. Они ориентируются на звуко-высотные характеристики, ритмическую сторону звучаний. Музыка активизирует детей, создает бодрое, веселое настроение. Вос­питатели могут подобрать музыку для проведения утренней заряд­ки, подвижных игр и упражнений. Особое значение можно приобретать музыка во время организации праздников и дней рождения. В группах, где дети могут сочетать восприятие музыки с «танцевальными движениями» Особое эмоциональное состояние возникаем у слабослышащих детей в процессе сопровождения изобразительной деятельности музыкой, подобранной в соответствии с тематикой ри­сования. Однако само по себе наличие эстетической среды не опре­деляет эстетического развития. Основное значение имеет последова­тельная работа педагогов, направленная на формирование активной художественной деятельности детей и интереса и к ней.

Особое значение в плане эстетического воздействия на детей с нарушениями слуха имеет внешний облик окружающих людей. Так как у дошкольников преобладают зрительные впечатления, они вни­мательны к одежде, прическе, украшениям педагогов, всегда замеча­ют и эмоционально реагируют на новые элементы в одежде взрослых и детей. Поэтому взрослые должны следить за своим обликом и по­ведением, ведь дети подражают им в играх и поведении.

 

 

§ 2. Организация и содержание эстетического развития

Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха происходит в разных формах организации деятельности: занятиях, театрали­зованных играх и зрелищах, праздничных утренниках, вечерах раз­влечений, экскурсиях и прогулках, телепередачах.

Наиболее последовательно эстетическое развитие глухих и сла­бослышащих детей осуществляется на занятиях по изобразитель­ной деятельности, в процессе которых детей учат видеть красивое в природе, в быту и с помощью доступных средств передавать в ри­совании, лепке, аппликации, конструировании. Эстетическое воспи­тание связано с развитием восприятия: чем лучше ребенок воспри­нимает предмет и его свойства, тем быстрее он сможет оценить его красоту. В процессе изобразительной деятельности развиваются чувство цвета и формы, умение воспринимать яркие цветосочетания, ритмичные чередования формы. На занятиях по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства внимание де­тей привлекается к картинам, скульптурам, народным игрушкам, поделкам. Детей учат эмоционально воспринимать доступные по те­матике картины выдающихся художников, а старших дошкольни­ков — понимать связь содержания с определенными средствами изображения, знать некоторые жанры изобразительного искусства (картина, скульптура, портрет, натюрморт, пейзаж). В ходе фор­мирования изобразительной деятельности детей учат оценивать результаты своей и чужих работ, быть доброжелательным и радо­ваться успехам товарищей.

Важной формой эмоционально-эстетического развития глухих и слабослышащих детей являются музыкальные занятия. Музыкаль­ное воспитание — важное средство коррекции нарушений в разви­тии, способствует формированию восприятия музыки, ритмических движений и речи, а также развитию слухового восприятия, голоса. Несмотря на значительную ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, формирования ее эмоционально-эстетической стороны. В процессе формирования восприятия музыки осуществляется до­несение до детей ее образного содержания, воспитывается эмоцио­нальная отзывчивость. Воспитание эмоционального восприятия музыки происходит путем развития эмоциональной готовности к движениям под музыку, желания самостоятельно двигаться под музыку, реагировать на изменения в ее звучании. Внимание старших дошкольников привлекается к красоте музыки, ее ритмичности, свя­зи с образами окружающей природы. Для детей с нарушениями слуха доступно овладение некоторыми приемами игры на музы­кальных инструментах (барабан, бубен, металлофон, гармонь), ис­пользование их в ритмических упражнениях. Важное значение для эстетического развития детей с нарушениями слуха имеет восприя­тие темпо-ритмической стороны музыки, развитие выразительности движений. На музыкальных занятиях дети овладевают приемами хоровой декламации, учатся читать наизусть различные по эмоци­ональной окраске стихи, считалки (торжественные, веселые, озор­ные). Воспроизводя их, дети овладевают эмоциональной стороной речи, учатся чувствовать и передавать различное настроение, что имеет очень большое значение для развития эмоционально-волевой сферы. У детей в процессе последовательной работы развиваются танцевальные движения, они учатся в танцах и движениях переда­вать характер музыки, различные игровые образы.

Театрализованные игры и представления служат одним из важ­ных эстетических средств. Для младших детей это театр игрушек, в котором игрушки движутся, выполняют различные действия в сопровождении рассказывания взрослых с подкреплением вырази­тельной мимикой, жестами. Кукольный театр, игрушки би-ба-бо передают отдельные черты характера персонажей, что в сочетании с динамикой действия углубляет эмоциональное впечатление. Важ­ное значение для развития эстетических представлений детей имеет игра-драматизация. Первоначальное эмоциональное, живое расска­зывание сказки педагогом, подкрепляемое действиями кукольного театра, иллюстрациями, производит на детей очень сильное впечатление. В процессе проведения драматизации дети овладевают образным поведением, пластикой движений, что вызывает у них радость и другие положительные эмоции.

Эстетические переживания, связанные с проведением утренников, праздников в детском саду, обеспечиваются комплексом разных видов искусства: оформлением зала, нарядными костюмами детей и взрослых, коллективными и индивидуальными танцами, играми, чтением стихов. Дети испытывают большой эмоциональный подъем от участия в празднике, чувствуют ответственность за свои выступ­ления, сопереживают другим детям.

Большое эмоциональное воздействие на детей оказывают посеще­ния кукольного или детского театра, цирка. Однако это воздействие может быть обеспечено в результате подготовительной работы, в ходе которой педагоги в доступной форме рассказывают о персонажах и сюжете произведения, уточняют значения слов и выражений, ори­ентируют детей на последовательный просмотр. Эмоциональное воздействие может быть усилено в процессе последующих бесед, подготовки рисунков или книжки-самоделки, игр.

Прогулки, экскурсии при их правильной организации также мо­гут быть одной из форм эстетического развития детей. Знакомство детей с явлениями природы, наблюдения за сменой времен года, за деревьями, цветами, птицами и другими природными объектами обогащают эмоциональный мир ребенка. Внимание детей фиксиру­ется на красивой цветовой гамме, форме предметов. Для формиро­вания представлений надо сообщать детям слова, обозначающие эти явления, следить за уточнением и расширением их значений.

Возможности эстетического развития детей с нарушениями слу­ха в значительной степени определяются их возрастными особен­ностями и содержанием развивающей и коррекционной работы.

У детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста формируются предпосылки эстетического отношения к окружающе­му миру, которые носят характер эмоционального отклика на яркие игрушки, предметы интерьера, красоту природы. Взрослые фиксиру­ют внимание детей на явлениях природы (распускающиеся цветы, красивые птицы и насекомые), ярких, приятных на ощупь игрушках, предметах интерьера (ваза с цветами, красивые шторы, нарядная скатерть), предметах одежды детей и взрослых. Эмоционально-эстетическое отношение к ним взрослые передают с помощью указании на предметы, естественных жестов, мимики лица, доступных детям слов и выражений (красиво, нарядная), привлекают разные виды чувствительности (коснуться, погладить, понюхать и т. п.), что обогащает сенсорную культуру ребенка. Детей учат отличать красивое от некрасивого, вводя понятия «некрасиво» при соприкосновении с грязью, неубранными одеждой или игрушками.

В процессе изобразительной деятельности взрослые стремятся вызвать радость, удовольствие при рассматривании ярких народ­ных игрушек, поделок из глины, пластилина. Процесс рассматри­вания игрушек и поделок сочетается с их эмоциональным обыгры­ванием, привлечением детей к игровым действиям (зайчик прыгает по дорожкам). Важное значение приобретает ассоциирование изоб­ражений с реальными предметами и игрушками, их соотнесение, ко­торое сопровождается эмоциональными реакциями взрослых и де­тей. Детей учат испытывать радость от первых рисунков, ярких красок, использования в рисунке ритмических мазков, штрихов (снег падает, идет дождь, летят листья). К рисункам детей привле­кается внимание других взрослых: няни, родителей, которые эмо­ционально реагируют на них, уточняют содержание рисунка и его название («Красиво. Это мишка?»), хвалят и одобряют действия ре­бенка. Детские работы, даже самые простые, размещаются на виду, взрослые часто привлекают внимание детей к ним.

На музыкальных занятиях малышей учат эмоционально реаги­ровать на звучание музыки, выполнять ритмичные движения, вос­производить образные движения (кошка умывается, бабочка летит).

В качестве основных методов формирования эмоциональной вос­приимчивости, приобщения детей к изобразительной и музыкальной деятельности используются наблюдения за окружающими предме­тами и явлениями, рассматривание рисунков, поделок, предметов народного творчества, подражание действиям педагога, действия по образцу, по словесной инструкции.

Эстетическое развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста связано с усилением воздействия изобразительной дея­тельности, музыки, художественной литературы, театра. В процес­се рисования подчеркивается создание ребенком нового образа, уточняется его эстетическая сторона. Много внимания уделяется рассматриванию и анализу народных игрушек, репродукций картин известных детских художников. Дети учатся высказывать свои впечатления, проявлять оценочное отношение, выслушивать мне­ния товарищей и педагога, объяснять предпочтение некоторых про­изведений. В работе со старшими детьми важно учить связывать настроение и содержание сюжета со средствами выразительности. Важнейшей стороной эмоционально-эстетического развития явля­ется поддержание творчества детей, стремления к оригинальному исполнению рисунка, постройки, поделки, умению оценить творче­ство других детей. Одним из средств эстетического развития может быть посещение детьми музеев и выставок при условии проведения необходимой подготовительной работы. Большим воспитательным воздействием обладает участие дошкольников в выставках, смотрах детского творчества, где их работы становятся объектами внимания взрослых и детей.

Важным средством эмоционально-эстетического развития старших дошкольников с нарушениями слуха является чтение и рассказывание. Эмоциональное рассказывание и чтение педагогами сказок, рассказов, сопровождаемое демонстрацией игрушек и других атрибутов, вызывает у детей сопереживание, сочувствие. Полноцен­ное восприятие детской литературы связано с обогащением рече­вого развития глухих и слабослышащих детей, привлечением их внимания к эмоциональной, образной стороне слов и выражений.

В процессе музыкального воспитания накапливаются и расширя­ются музыкальные впечатления детей, развивается эмоциональность музыкально-ритмических движений, совершенствуются танцеваль­ные движения. Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет связь музыки с образами окружающего мира. Такие стороны музыки, как ритмичность, изобразительность, оказывают влияние на эмоциональное состояние детей с нарушениями слуха, доставляют им эстетическое удовольствие.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Каковы задачи эстетического развития дошкольников с нарушениями слуха?

2. Каковы средства эстетического развития детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении?

3. Раскройте роль изобразительной деятельности в эстетическом развитии детей.

4. Проанализируйте содержание раздела «Музыкальное воспитание» в Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста и по­кажите его роль в эмоционально-эстетическом развитии глухих детей.

Литература

Ветер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельнос­ти. - М., 1972.

Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1-3-й кл.). - М., 1989.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение слабослышащих детей дошкольного возраста. —'М., 1991.

Яхнина Е. 3. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися. — М., 1997.

Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...