Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха

Формы социальной защиты

Родителям детей с нарушениями слуха, сурдопедагогам надо знать различные нормативные документы по правовой защите лиц с на­рушениями слуха. Незнание родителями прав детей с тяжелы­ми нарушениями слуха часто приводит к их беззащитности, неуме­нию защитить права ребенка в различных ситуациях.

В Российской Федерации действует механизм государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и ин­тересов детей, обеспечения их выживания и развития. Постановле­ния Правительства в области защиты прав детей связаны с приня­тием и выполнением Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и раз­вития детей (1993). Меры по защите прав ребенка значительно расширены в связи с принятием Гражданского кодекса Россий­ской Федерации (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997). Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей и обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни детей, охрану их здоровья, обеспечение воспитания, разви­тия и образования, поддержку детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

Права детей (в возрасте от двух месяцев до семи лет) на воспита­ние и обучение закрепляются, кроме названных выше документов, Законом РФ «Об образовании» (1996), Постановлением Прави­тельства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 01.07.95 № 677) и рядом других нормативно-правовых документов.

На детей с нарушениями слуха распространяется также действие основных нормативных актов, направленных на социальную защи­ту лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Лица с тяжелыми нарушениями слуха (3—4-я степень тугоухости и глухота) признаются инвалидами, а дети с такими нарушениями слуха в возрасте до шестнадцати лет относятся к категории «ребе­нок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Госу­дарственной службой медико-социальной экспертизы. К детям-ин­валидам относятся «дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вслед­ствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к само­обслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем» (7).

На детей-инвалидов распространяется система государственной социальной помощи. Система мер по социальной защите инвалидов отражена в Федеральном Законе РФ «О социальной защите инва­лидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Социальная защита инвалидов в нем определяется как «система га­рантированных государством экономических, социальных и право­вых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и на­правленных на создание им равных с другими гражданами возмож­ностей участия в жизни общества» (статья 2).

Законом о социальной защите инвалидов предусматривается си­стема медицинских, психологических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9),

В законе «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывает­ся понятие реабилитации, включающее в себя систему медицин­ских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызван­ную нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9).

В качестве одного из условий реабилитации лиц с нарушениями слуха, обеспечения их полноценной жизнедеятельности рассматри­вается воспитание и обучение. В системе непрерывного воспитания и образования выделяется дошкольное воспитание детей с наруше­ниями слуха, которое может осуществляться как в детских дошколь­ных учреждениях общего типа, так и в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Содержание ребят в дошкольных учрежде­ниях для детей с нарушениями слуха бесплатно для родителей. Оно осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Россий­ской Федерации. Соответствующие указания на этот счет имеются в законе «О социальной защите инвалидов» (статья 18) и в «Законе об образовании».

Государство обеспечивает инвалидам получение основного, сред­него (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с инди­видуальными возможностями (статья 19).

Дети-инвалиды имеют ряд льгот, важных для обеспечения их ме­дицинской и социальной реабилитации. Квалифицированная меди­цинская помощь инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях (15). Дети с нарушениями слуха имеют право на бесплатное получение один раз в четыре года индивидуальных слуховых аппаратов.

Дети-инвалиды и дети, у которых один из родителей является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечеб­но-профилактических и оздоровительных учреждениях в первооче­редном порядке (5).

Инвалиды в возрасте от трех до шестнадцати лет и сопровождаю­щие их лица (один из родителей, опекуны, попечитель) при направ­лении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скид­кой, а сопровождающее лицо, кроме того, — бесплатной путевкой (5). Дети-инвалиды имеют такие же скидки при следовании к месту ле­чения и обратно железнодорожным, воздушным и междугородным автомобильным транспортом (5).

Определенный ряд льгот имеют матери, воспитывающие детей-инвалидов. По просьбе женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет, администрация обязана установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (8; 12) Женщины, имеющие детей-инвалидов в возрасте до шестнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки только с их согласия (9;12).

Одному из родителей (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляется один выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социаль­ного страхования (10, 12). Увольнение с работы женщин, имеющих детей-инвалидов до шестнадцати лет, по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, когда допускается увольнение с обязательным трудо­устройством (11, 12).

Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьми лет, име­ют право на льготную пенсию по достижении 50 лет и общем тру­довом стаже не менее пятнадцати лет (13).

Помимо указанных льгот, действующих на территории Россий­ской Федерации, существуют региональные льготы, действие кото­рых регулируется на уровне субъектов Российской Федерации. Эти льготы предусмотрены и распространяются только на территории от­дельных городов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.) или регионов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...